АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ХИМИИ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ ПО ХИМИИ, 8 КЛАСС.
Управление образования Администрации города Усть-Илимска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Бусыгина М.И.»
Авторская программа элективного курса
по химии для учащихся 8 классов
«Химия в задачах и упражнениях»
(образовательная область: естествознание)
Разработала:
Корлякова Татьяна Геннадьевна,
учитель химии МБОУ
«СОШ № 8 им. Бусыгина М.И.»
г. Усть-Илимск
2014 г.
ПАСПОРТ
на авторскую образовательную программу элективного курса
«Химия в задачах и упражнениях»
I раздел (заполняется автором программы)
а) Ф.И.О. автора Корлякова Татьяна Геннадьевна
должность учитель химии
учреждение муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 имени Бусыгина М.И.» г. Усть-Илимска Иркутской области
б) Предмет, предметная область: химия, естествознание
в) Для каких классов предназначена программа: для учащихся 8 классов
г) С какого времени программа используется: предполагается использовать с сентября 2014 года
д) Авторская оценка программы: данная программа элективного курса предназначена для подготовки обучающихся к итоговой аттестации по химии за курс основной школы (ОГЭ) и среднего (полного) образования (ЕГЭ) по вопросам решение расчетных задач, уравнений.
Возможность использования на элективных занятиях образовательных технологий личностно-ориентированного и деятельностного характера также позволяет работать над достижением личностных и метапредметных результатов образования у выпускников школы. Занятия будут способствовать профориентации старшеклассников, и нацеливать восьмиклассников на получение желаемой профессии через выбор в старшей школе профильного обучения биолого-химического направления, а выпускников - на успешную сдачу ЕГЭ по химии.
II раздел (заполняется администрацией образовательного учреждения)
а) Оценка программы: программа элективного курса «Химия в задачах и упражнениях» актуальна как по назначению в связи с существующими формами итоговой аттестации выпускников, так и по содержанию, которое соответствует требованиям к элективному курсу. Содержание программы в достаточной степени обеспечено информационными источниками, а механизм её реализации – методическими материалами. Значимым в условиях поэтапного введения ФГОС второго поколения является ориентация содержания, форм организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, технологий, методов и приёмов педагогических техник на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов образования, определённых в основной образовательной программе основного общего образования (в дальнейшем - в основной образовательной программе среднего (полного) общего образования)
В пояснительной записке программы прописаны формы контроля над усвоением предметного содержания курса и критерии, которые позволят оценить эффективность и успешность внедрения данного элективного курса в образовательный процесс.
б) Где программа используется: во внеучебной деятельности с целью подготовки к ГИА и ЕГЭ
в) Тип программы: предметный элективный курс
М.П. Рук-ль ОУ:__________________________________«_____»___________ 20__г.
Пояснительная записка
Авторская программа элективного курса «Химия в задачах и упражнениях» разработана для учащихся 8 классов общеобразовательной школы в объёме 17 часов (0,5ч/н).
Программа элективного курса «Химия в задачах и упражнениях» разработана в связи с переходом на профильное обучение в старшей школе в рамках утверждённой Правительством России «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г» В настоящее время в условиях перехода на государственную итоговую аттестацию за курс основной школы и сдачу единого государственного экзамена выпускниками за курс среднего (полного) образования данная программа актуальна и востребована, как предмет вариативной части учебного плана.
Элективный курс «Химия в задачах и упражнениях» предназначен для учащихся, которые планируют углубить свои знания по предмету химия, планируют выбрать профильное обучение в 10-11 классах, подготовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. В школьной программе курса химии 8 класса мало времени уделяется на отработку знаний и умений по решению задач и упражнений более сложного уровня, но эти вопросы являются обязательными знаниями для выпускников школ сдающих ЕГЭ и абитуриентов, поступающих в биологические, медицинские или сельскохозяйственные вузы. Данная программа пронизывает все темы школьного курса химии, способствует раскрытию его содержания и является своеобразным методом обучения. Изучение данного курса позволит учащимся школы более углубленно подходить к изучению вопросов направленных на подготовку ОГЭ и ЕГЭ.
Представляемый элективный курс предполагает более глубокое по сравнению с общеобразовательным уровнем, изучение тем – “Смеси, их разделение”, “Химические реакции”, “Электролитическая диссоциация”, “Гидролиз солей”. Кроме того, в программу курса включена тема, изучение которой не предусмотрено базовым курсом – “Молярная концентрация. Нормальность раствора”, с целью познакомить учащихся с разными способами выражения концентрации и подготовить их к решению более сложных расчетных задач.
В данном курсе используются мультимедийные программы, составленные мною “Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений”, “Генетическая связь между основными классами неорганических веществ”, а также учениками “Разделение смесей”, “Типы химических реакций”.
Элективный курс «Химия в задачах и упражнениях» разработан с учётом модернизации российского образования на современном этапе, его программа включает задания и упражнения, которые;
-входят в контрольно-измерительные материалы (КИМ) по химии для основного государственного экзамена за курс основной школы и для единого государственного экзамена за курс среднего (полного) образования;
- ориентированны на достижение не только предметных, но и личностных, и метапредметных результатов, определённых ФГОС ООО;
- используются при проведении занятий современных образовательных технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного и компетентностного подходов в обучении, личностно-ориентированное обучение,
Цель курса: формирование у учащихся углубленных химических знаний, направленных для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ
Задачи курса
1.Углубить и расширить теоретические знания учащихся направленных на решение задач и упражнений по основным темам курса 8 класса.
2. Отработать практические навыки и умения по решению задач и упражнений по основным законам химии за курс 8 класса.
3. Подготовить обучающихся к успешной сдаче ОГЭ, ЕГЭ по заданиям части А,В,С.
4. Развить интерес учащихся к предметной области химия.
5. Нацелить учащихся 8-ых классов на получение желаемой профессии через выбор в старшей школе профильного обучения биолого-химического направления.
6. Способствовать достижению личностных и метапредметных результатов образования у выпускников школы для дальнейшего успешного обучения, в т.ч. числе через самообразование, в старшей школе (для учащихся 10 классов) и в учебных заведениях профессионального образования (для учащихся 11 классов)
Методологическую основу программы составляют
- принципы: научности, доступности, систематичности и последовательности обучения, сознательности и прочности обучения, активности учащихся в обучении, наглядности, учета возрастных и индивидуальных особенностей, связи теории и практики.
- подходы: личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный.
В решении поставленных задач и в организации деятельности учащихся по освоению содержания курса предполагается использовать образовательные технологии:
- проблемное обучение;
- модульное обучение;
- лекционно-семинарская система;
- технология развития критического мышления;
Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная, групповая
Оценка учебных достижений и формы контроля: на занятиях по результатам выполнения заданий, устных выступлений, тренировочного, промежуточного и итогового тестирования.
В связи с поэтапным введением ФГОС второго поколения в программе элективного курса вариативной части учебного плана (в перспективе внеурочной деятельности) заложена работа по достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования, определённых в основной образовательной программе основного общего образования (в дальнейшем - в основной образовательной программе среднего (полного) общего образования)
Основные личностные результаты:
сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение основных химических понятий и терминов; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы);
сформированность личностных представлений о целостности единой картины мира;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Основные метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение работать с разными источниками в т.ч. химической информации: находить химическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, химических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
умение самостоятельно планировать пути достижения запланированных результатов, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответс
·твии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Основные предметные результаты:
усвоение системы научных химических знаний их значения для формирования естественно-научной картины мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о химических явлениях, процессах, закономерностях, об основных химических теориях, законах;
понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе;
объяснение роли химии в практической деятельности людей.
Критериями оценивания эффективности и успешности освоения обучающимися данного элективного курса могут быть
- положительные результаты промежуточного и итогового тестирования;
- положительные результаты пробного ОГЭ и ЕГЭ;
- успешная сдача экзамена по химии в формате ОГЭ (а также по другим предметам за счёт достижения личностных и метапредметных результатов) за курс основной школы;
- самоопределение учащихся и осознанный, целенаправленный выбор естественнонаучного профиля обучения в старшей школе;
- успешная сдача ЕГЭ по химии (а также по другим предметам за счёт достижения личностных и метапредметных результатов).
Учебный план
№
Название раздела курса
Общее
количество часов
в том числе
контроль
Теоретических занятий
Практических
занятий
1.
Химическая формула вещества.
1
1
2.
Количество вещества.
4
1
2
1
3.
Уравнения химических реакций.
3
1
2
4.
Растворы.
4
1
2
1
5.
Основные классы неорганической химии в свете ТЭД.
4
1
2
1
6.
Итоговая проверка знаний.
1
1
7.
Общее количество часов
17
4
9
4
Учебно-тематический план
Последователь ность тем в разделе
Последовательность занятий в теме
Базовые понятия
Ожидаемы результаты
1. Введение.
1.Знакомство с целями и задачами курса, его структурой.
Основные этапы в истории развития химии.
Алхимия. Смеси. Чистые вещества.
Химический элемент.
Примут установку на продуктивную работу.
2. Химическая формула вещества
1. Формула сложного вещества (из двух элементов).
2. Формула сложного вещества (из трех элементов).
Индекс, степень окисления
Умеют составлять формулы сложных веществ.
3. Количество вещества.
1 Количество вещества.
2. Пересчитанные частицы.
3. Молярный объём газа.
4. Относительная плотность газа.
5. Решение комбинированных задач.
Количество вещества, моль, молярная масса, молярный объём, постоянная Авогадро, атом, молекула.
Умеют решать задачи используя различные формулы нахождения количества вещества; осуществлять переход от одной формулы к другой; находить количество атомов в молекуле данного вещества.
4.Уравнения химических реакций.
Основные типы химических реакций.
Реакции соединения
Реакции разложения.
Реакции замещения.
Реакции обмена
Решение уравнений реакций различных типов.
Реакции соединения, разложения, замещения, обмена, исходные вещества, продукты реакции, коэффициент, индекс.
Уметь составлять простейшие уравнения реакции соединения; определять тип химической реакции; расставлять коэффициенты в уравнении согласно закону сохранения массы веществ; проводить простейшие расчёты по уравнениям химических реакций.
5. Растворы.
1. Растворимость. Растворы.
2. Разные способы выражения состава раствора.
3. Различные действия с растворами (разбавление, упаривание, смешивание, концентрирование)
4. Кристаллогидраты.
5. Решение задач по уравнениям с участием растворов.
Растворы, растворитель, растворимое вещество, массовая доя раствора, мольная доля, молярность, нормальность, кристаллогидраты.
Уметь решать задачи используя формулы выражения состава раствора; проводить расчёты по уравнениям химических реакций.
6. Основные классы неорганической химии в свете ТЭД.
1. Кислоты, основания, соли, оксиды в свете ТЭД химические свойства.
2. Решение комбинированных задач.
3. Генетическая связь между основными классами неорганической химии.
4.Решение экспериментальных задач.
Качественная реакция на ионы, генетическая связь, реакции ионного обмена, количество вещества.
Умеют составлять уравнения химических реакций с участием веществ основных классов неорганической химии и разбирают их в ионном виде; проводят расчёты по уравнениям химических реакций; проводят качественные реакции на простейшие ионы.
7. Итоговая проверка знаний.
1. Итоговая проверка знаний (контрольная работа в формате ОГЭ для учащихся 8 кл.)
Анализ работ
Ответственное отношение к предварительной сдаче ОГЭ.
Содержание курса
Общее количество часов 17
Тема 1. Химическая формула (1 ч)
Составление формул простых и сложных веществ, двухатомные молекулы. Составление формул состоящих из двух, трех, четырех элементов. Понятие индекс, степень окисления.
Тема 2. Количество вещества (4ч)
Понятие моль, количество вещества, постоянная Авогадро, молярная масса, молярный объем, плотность, относительная плотность. Расчетные формулы. Решение простых и комбинированных задач.
Предварительное тестирование по теме. 1ч
Тема 3. Уравнения химических реакций (3ч)
Закон сохранения массы веществ. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. решение уравнений различных типов. Коэффициент.
Предварительное тестирование по теме. 1ч
Тема 4. Растворы (4ч)
Растворы насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные. Кривая растворимости. Массовая доля растворенного вещества. Решение простых задач. Решение комбинированных задач. Кристаллогидраты. Решение задач на кристаллогидраты.
Предварительное тестирование по теме. 1ч.
Тема 5. Основные классы неорганической химии в свете ТЭД. (4 ч)
Химические свойства кислот, оснований, солей, оксидов в свете ТЭД. Решение комбинированных задач на нахождение массы, объема продукта реакции с использованием массовой доли вещества в растворе, плотности раствора. Решение генетических цепочек превращений. Качественные реакции.
Тема 6. Итоговая проверка знаний. (1 ч)
Итоговое тестирование по КИМам ОГЭ и ЕГЭ
Основные предметные требования к результатам освоения программы курса
Знать и понимать:
- классификацию веществ;
- составление химической формулы;
- основные законы и понятия химии;
- классификацию химических реакций;
- состав смесей;
- классификацию основных классов неорганических веществ;
-химические свойства основных классов неорганических веществ;
-генетическую связь основных классов неорганических классов веществ;
-качественные реакции.
Уметь:
-применять основные законы и понятия химии для решения расчетных задач;
-применять химические знания для решения упражнений;
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации в словарях, справочниках, научной и научно- популярной литературе, сети Интернет;
Применять знания и умения:
-составлять химические формулы, решать уравнения реакций, задачи;
- изучать химические объекты и процессы, проводить наблюдения, анализировать, описывать результаты.
- решать задания частей А,В и С контрольно-измерительных материалов ОГЭ.
Контрольно-диагностические материалы (тренировочные)
1. Тест «Количество вещества»
2. Тест «Типы химических реакций»
3. Тест «Растворы»
4. Тест «Основные классы неорганических веществ»
5. Тест «Итоговая работа в формате ОГЭ»
Критерии оценки: 100-90% заданий – «5»; 70-89% - «4»; 50-69% - «3»; менее 50% - работа не засчитывается
Критерии оценки письменной работы в форме тестирования, ориентированного на контрольно-измерительные материалы ОГЭ и ЕГЭ:
За верный ответ на каждое из заданий А1-А22 выставляется по 1 баллу.
За верный ответ на каждое из заданий В1–В5 выставляется по 2 балла.
За ответ на задание В1 и В2 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов, если верно указана одна цифра или не указано ни одной. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно).
За ответ на задания В3 и В5 выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибок.
Литература, использованная при составлении программы
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012 г. № 413) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408
Литература для учителя
Будруджак П. “Задачи по химии”.
Ерохин Ю.М.; Фролов В.И. “Сборник задач и упражнений по химии”.
“Контрольные и проверочные работы по химии 8 класс” к учебнику О.С. Габриеляна “Химия – 8 класс”.
Кузменко Н.Е., Ерёмин В.В. “2500 задач с решением”.
Цитович И.К.; Протасов П.И. “Методика решения расчётных задач по химии”.
Хомченко И.Г. “Сборник задач и упражнений по химии для нехимических техникумов”.
Хомченко Г.П. “Задачи по химии для поступающих в ВУЗы”.
Литература для учащихся:
1. Абкин Г.Л. “Задачи и упражнения по химии”.
2. Габриелян О.С. “Химия в тестах, задачах, упражнениях 8 – 9 классы”.
3. Гаврусейко Н.П. “Проверочные работы по неорганической химии 8 класс”.
4. Савинкина Е.В. Свердлова Н.Д. “Сборник задач и упражнений по химии”.
5. Суровцева Р.П. “Задания для самостоятельной работы по химии в 8 классе”.
6. Хомченко И.Г. “Сборник задач и упражнений по химии для средней школы”.
ЩђЗаголовок 115