Рабочая программа элективного курса по химии «Нестандартные задачи по химии» (10 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Песчанокопская средняя общеобразовательная школа №3»
«Рассмотрено» «Рекомендовано» Приказ № 86 от
на МО Протокол педсовета №2 от 29.08.2013г.
Протокол №1 от 29.08.2013г.
29.08.2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Решение нестандартных задач по химии»
10 класс
Радченко Н.В., высшая квалификационная категория
На основе программы элективного курса «Нестандартные задачи по химии» для 10 класса (автор: Е. Б. Шувалова)
Количество часов в неделю: 1 ч.
Общее количество часов: 9 ч.
2013 – 2014 учебный
2. Пояснительная записка.
Одним из условий успешного усвоения учащимися средних учебных заведений системы химических знаний, умений и навыков познавательного и практического характера является организация их деятельности по решению качественных и расчетных химических задач. В частности, от того, насколько учащиеся овладели умениями решать учебные химические задачи, зависит их умение решать теоретические и практические задачи в последующей профессиональной деятельности. Кроме того, решение задач позволяет контролировать сформированность знаний, умений и навыков учащихся. Задача связана с учебным материалом и представляет собой одну из возможных форм предъявления учащимся содержания курса и взаимосвязанных с ним дисциплин. Учебный материал в структуре задачи выступает как предмет деятельности учащегося, в процессе которой у него формируются знания, умения и навыки. Задача предполагает либо нахождение и применение знаний уже известными способами, либо определение новых способов добывания знаний.
Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении школьниками химии в 8-9 классах, и не требует знания теоретических вопросов, выходящих за рамки школьной программы химического образования. В то же время для успешной реализации этого элективного курса необходимо, чтобы ученики владели важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач, умели применять при решении задач важнейшие физические законы.
Программа разработана на основе программы учителя химии Шуваловой Е.Б.
Цели:
закрепить и систематизировать знания учащихся по химии;
научить решать разнообразные задачи повышенного уровня сложности, соответствующие требованиям письменных вступительных экзаменов по химии в различные вузы.
Планирование составлено на основе программы элективного курса «Нестандартные задачи по химии» для 10 класса (автор: Е. Б. Шувалова)
Кол-во часов всего - 9, в неделю - 1 час.
3. Учебно-тематический план.
№ п./п.
Тема занятия
Кол-во часов
Дата
1.
2.
3.
4.
1.
Введение.
1 ч.
02.04.14
2.
Решение нестандартных задач по химии.
7 ч.
09.04- 21.05.14
3.
Итоговое занятие.
1 ч.
28.05.14
ИТОГО
9 ч.
4. Календарно-тематическое планирование.
№ темы
№ занятия
Тема занятия
Дата
Введение (1 час)
1 (1)
Знакомство с целями и задачами курса, его структурой.
02.04.14
Решение нестандартных задач по химии (7 часов)
2 (1)
Определение формулы газообразного вещества на основании данных о его плотности, относительной плотности по водороду или воздуху и массовой доли элементов.
09.04.14
3 (2)
Определение формулы газообразного вещества на основании данных о его плотности, относительной плотности, а также по массе, объёму или количеству вещества продуктов его сгорания.
16.04.14
4 (3)
Расчёты по термохимическим уравнениям реакций.
23.04.14
5 (4)
Определение массовой (или объёмной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
30.04.14
6 (5)
Определение массы (или объёма) продукта реакции по известной массе (или объёму) исходного вещества, содержащего примеси.
07.05.14
7 (6)
Расчёты по химическим уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
14.05.14
8 (7)
Алгоритм решения комбинированных задач.
21.05.14
Итоговое занятие (1 час)
9 (1)
Зачет.
28.05.14
5. Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
1. Важнейшие химические понятия: вещество, элемент.
2. Основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава, закон Авогадро.
3. Роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества.
Учащиеся должны уметь:
1. Определять: валентность и степень окисления химических элементов.
2.. Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций.
3. Осуществлять самостоятельный поиск химической информации в различных источниках и критически ее оценивать.
4. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при подготовке и сдаче ЕГЭ.
Контрольно – измерительные материалы:
Зачет.
7. Список литературы:
7.1. Рекомендуемая лит-ра –
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Типы химических задач и способы их решения. М.: «ОНИКС 21 век» «Мир и Образование», 2004г.
Кузьменко Н.Е., Чуранов С.С. Общая и неорганическая химия. М.: Изд-во МГУ, 1977г.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1997г.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии для школьников и абитуриентов. М.: 1-я Федеративная книготорговая компания,1998г.
Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в ВУЗы. М.:Новая волна, 1998г.
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы. М.:Новая волна, 1998г.
Глинка Н.Л. Общая химия. Ленинград,:Химия, 1986г.
7.2. MULTIMEDIA - Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Рисунок 1Заголовок 415