Полезные ископаемые Донецкого региона (ДНР).


Тема урока. Полезные ископаемые.
Тип урока: комбинированный (теоретическая часть с элементами исследования).
Цель: закреплять навыки описывания минеральных веществ
Задачи: закрепить умения и навыки в описании полезных ископаемых; расширить знания о полезных ископаемых; развивать наблюдательность, мышление, память, умения описывать, сравнивать; воспитывать взаимопомощь в ходе выполнения практической работы; формировать навыки диалогической речи, следить за внятностью произношения.
Оборудование: коллекция минералов, таблица, атласы, условные обозначения.
Ключевые понятия: горные породы, минералы.
МОТИВАЦИЯ. Прочитав текст, угадайте, о чём мы будем говорить на уроке?
Это планета солнечной системы. Имеет шарообразную форму. Окружена воздушной оболочкой. Поверхность её – горы, равнины, океанические впадины. На поверхности вода, почва, растения, животные, люди.
Внутри, в глубинах её, в недрах… Что сегодня предстоит выяснить на уроке? (Планета Земля, полезные ископаемые и горные породы).
Теоретическая часть. Полезные ископаемые, что это?
1.Минеральные и органические образования земной коры, которые используются людьми. На какие группы делятся полезные ископаемые? Топливные, рудные, нерудные.
А.- Выбрать и назвать минералы, которые можно отнести к группам. (Работа с коллекцией).
Б. - Какие условные обозначения соответствуют полезным ископаемым: каменный уголь, каменная соль, железная руда, нефть, природный газ, медные руды, мел, графит, золото, алмазы.
В.- Разобрать смысл понятий: ИСКОПАЕМЫЕ – потому что извлекаются из недр Земли;
ПОЛЕЗНЫЕ – потому что служат человеку, превращаются в разные вещи, необходимые человеку: создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. (Привести примеры).
Г. - Какие минералы добывают в нашем регионе? (Работа с экономической картой).
Например.
1.Огнеупорные глины – Артёмовское и Часовярское месторождения.
2.Флюсовые известняки – Новотроицкое и Каракубское месторождения.
3.Стеклянные пески – Авдеевское и Новомихайловское месторождения.
4.Каменный уголь - Донбасс (Донецкий угольный бассейн).
5.Огнеупорные глины – Славянский район.
6. Ртутные руды – Никитское месторождение.
7. Гранит – вблизи Волновахи.
8. Минеральная вода – Славкурорт.
Д. Обозначить на контурной карте Донецкого региона добываемые полезные ископаемые (месторождения).
Е. Назвать группы нерудных полезных ископаемых, которые добываются в нашем крае и привести примеры.

Группы и минералы.
1. Горно – химическое сырьё: каменная соль.
2. Строительное сырьё: мел, глина, пески, гранит, песчаник.
3. Металлургическое сырьё: огнеупорные глины, флюсовые известняки.
Ж. Подумайте и ответьте: какой камень можно есть? Какой камень обогревает? Какие минералы используют в строительстве?
З. Описание образцов полезных ископаемых
- Каменный уголь – залегает среди осадочных пород (известняков, песчаников, сланцев)пластами.
- Нефть – жидкий минерал, маслянистая жидкость, нерастворимая в воде, она бывает жидкой, вязкой, тягучей, бесцветной и прозрачной, желтоватой, коричневой, зеленовато – чёрной, тёмно – бурой.
- Каменная соль – (галит), Чистая соль прозрачная и бесцветна, блестит, легкорастворимая в воде. Залегает пластами в осадочных породах.
- Сера – цвет соломенно – жёлтый, бывает и очень темного цвета, специфический запах.
- Слюда – очень распространённый породообразующий минерал.
- Мел – представляет собой породу смешанного органоген- химического происхождения, где на долю раковин приходится 60 – 70% извести.
- Песчаник – обломочная осадочная порода из зёрен кварца и полевого шпата, сцементированных кремнезёмом, глиной.
- Известняк – осадочная порода химического или органического происхождения. Образование: из скопления морских известковых раковин, из осаждённых водных растворов. От действия кислоты вскипает.
- Гранит бывает серый, красный, зеленоватый и других цветов. В полированном виде гранит становится очень нарядным камнем, применяется в строительстве.
- Мрамор цветной – кристаллический минерал, чем мельче кристаллы, тем выше качество мрамора. Залегает мощными пластами.
Ребята, я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструкционной карточки:
1.Название П. И. - …
2.Твёрдое или жидкое…
3.Цвет…
4.Плотное, рыхлое, пластичное.
5.Прозрачное, непрозрачное…
6.горючее или негорючее…
7. Применяется в строительстве, топливо, для получения металла…
-- Самостоятельная работа в парах.
1.Внимательно посмотрите на экономическую карту и карту полезных ископаемых и назовите государства в недрах которых есть почти все полезные ископаемые.
Россия, Канада, США, Китай, Индия, Бразилия, Австралия.
2.Назовите страны, основным богатством которых является нефть.
Саудовская Аравия, Россия, Ирак, Венесуэла, США, Мексика, Азербайджан, Кувейт, Индонезия, Великобритания, Алжир, Ливия, Нигерия.
3. Какими полезными ископаемыми богат Донецкий регион?
Донецкая специальная общеобразовательная школа – интернат № 19. МОН ДНР.
Методическая разработка по изучению темы «Полезные ископаемые».
Разработка учителя географии Иванова М., высшая категория, методист.
Методический руководитель: заместитель директора школы по УР Козинец Р. В., высшая категория, методист.