Методическая разработка урока Обобщение по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»
Методическая разработка урока
учителя географии ГБОУ СОШ №264г. Санкт-Петербурга
Хоменко Елены Юрьевны
Предмет: география
Класс: 8
Тема урока: Обобщение по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»
Цели урока:
Образовательные: повторить, обобщить и закрепить изученный материал по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»; формировать умение разбираться в многообразии геологического строения, рельефа, полезных ископаемых, выделять главное в этом многообразии, находить закономерности между тектоническими структурами и формами рельефа; формировать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Развивающие: развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания для решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач; развивать умение работать с картами (настенные, атлас).
Воспитательные: воспитать чувство дружбы, умение работать в коллективе, умение работать в группе; самостоятельно и ответственно готовиться к уроку; способствовать формированию интереса к предмету; осуществление экологического и патриотического воспитания на основе преподаваемого материала.
Тип урока: обобщение, повторение, закрепление знаний, умений.
Оборудование: карты: «Физическая карта России», «Тектоническая карта России»; атласы для 8 класса; проектор, компьютер, доска, CD.
Современные образовательные технологии, использованные на уроке:
1. Информационно-коммуникационные технологии.
2. Технология проблемного обучения.
3. Технология групповой работы.
4. Здоровьесберегающие технологии.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Вступительное слово учителя. Задачи урока.
Повторение изученного материала.
2. Задание : Дайте определение следующим понятиям
рельеф -
платформа -
складчатый пояс -
полезные ископаемые -
месторождения -
бассейны -
3.Конкурс «Географические имена» - нужно по устному описанию определить территорию.
Учитель читает описание территории:
А). Территория расположена на древней докембрийской платформе. Этим обусловлена главная особенность её рельефа – равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии, а также на правобережье Днепра в его среднем течении (ответ: Восточно – Европейская (Русская) равнина).
Б). Горная страна состоит из нескольких параллельных друг другу хребтов, протянувшихся в меридиальном направлении. Главная цепь гор образует водораздел между реками, текущими на Русскую равнину и на Западно – Сибирскую. (ответ: Уральские горы).
В). Это самое крупное из горных сооружений, окаймляющих с юга Русскую равнину. Природа гор разнообразна. Большая часть региона – это высокие молодые горы (ответ: Кавказ).
Г). Одна из крупнейших равнин земного шара. Расположена между Уралом и Среднесибирским плоскогорьем. Много озёр и болот (ответ: Западно-Сибирская равнина).
4. Слово учителя. Проблемный диалог.
- При изучении темы «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые» мы с вами познакомились с геологической историей и особенностями рельефа, структурой полезных ископаемых нашего региона. Вам сейчас предстоит вспомнить ваши знания.
Задание: Дайте полный ответ на поставленные вопросы
- Какие формы рельефа на территория Ленинградской области?
-Какие месторождения полезных ископаемых Ленинградской области имеют промышленное использование?
- Как образовались Саблинские пещеры?
- Назовите самую высокую точку Ленинградской области.
5. Фронтальная, индивидуальная, парная работа с физической картой Росссии, интерактивной картой рельефа России, тектонической картой России.
Задание №1: На интерактивную карту рельефа нанесите следующие крупнейшие формы...
Западно-Сибирская равнина, Сихотэ-Алинь, Эльбрус, Восточно-Европейская равнина, Восточный Саян, Уральские горы, Средне-Сибирское плоскогорье, Западный Саян, хребет Черского, Кавказ, Верхоянский хребет, г.Белуха, Алтай, Становой хребет, Корякское нагорье, Среднерусская возвышенность, г.Бырранга, Чукотское нагорье.
Задание № 2: На интерактивную тектоническую карту перенесите следующие элементы
Русская платформа
Западно-Сибирская плита
Сибирская платформа
Балтийский щит
Герцинская складчатость
6.Проверочная работа
1 вариант
1.Определите координаты самой высокой точки в России.
2.Дайте характеристику палеозойской эры, на какие периоды она делится?
3.Установите соответствие:
Форма рельефа
Тектоническая структура
Полезные ископаемые
Кавказ
Восточно-Европейская равнина
Верхоянский хребет
Какая существует связь между рельефом и тектоническим строением?
Вывод:
4.Характеристика платформы.
2 вариант
1.Определите координаты вулкана Ключевская Сопка.
2.Дайте характеристику мезозойской эры, на какие периоды она делится?
3.Установите соответствие:
Форма рельефа
Тектоническая структура
Полезные ископаемые
Урал
Западно-Сибирская равнина
Верхоянский хребет
Какая существует связь между рельефом и тектоническим строением?
Вывод:
4.Характеристика складчатой области.
3 вариант
1.Определите координаты вулкана Ключевская Сопка.
2.Дайте характеристику кайнозойской эры, на какие периоды она делится?
3.Установите соответствие:
Форма рельефа
Тектоническая структура
Полезные ископаемые
Урал
Среднесибирское плоскогорье
Кавказ
Какая существует связь между рельефом и тектоническим строением?
Вывод:
4.Характеристика складчатой области.
4 вариант
1.Определите координаты самой высокой точки в России .
2.Дайте характеристику палеозойской эры, на какие периоды она делится?
3.Установите соответствие:
Форма рельефа
Тектоническая структура
Полезные ископаемые
Кавказ
Среднесибирское плоскогорье
Сихотэ-Алинь
Какая существует связь между рельефом и тектоническим строением?
Вывод:
4.Характеристика платформы.
7.Подведение итогов работы на уроке.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
4. Самостоятельная индивидуальная выборочно-распределительная работа учащихся по видеослайдам. Взаимопроверка.
- Для выполнения следующего задания вспомните, какие факторы в формировании рельефа являются рельефообразующими?
Задание: Распределите формы рельефа по группам в зависимости от рельефообразующих фактов:
Болотные почки, каньоны, бараньи лбы, дюны, воронки, наледи, курганы, котлованы, дамбы, терриконы, курчавые скалы, цирки, балки, домены рек, дурные реки, обвалы, коралловые рифы.
5. Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного. Упражнения для глаз с использованием схемы.
6.Групповая видеоигра «Угадай-ка!»
Задание: Назовите стихийное природное явление
- Толчки и колебания с образованием смещений и трещин земной поверхности
вследствие тектонических движений (землетрясение).
- Процессы и явления, происходящие в недрах и на поверхности земной коры в связи с перемещением магмы (вулканизм).
- Отрыв и сползание под влиянием силы тяжести вниз по склону рыхлого или плотного блока горной породы без существенного нарушения структуры сползшей части (оползень).
- Грязекаменный или грязевой поток по руслам горных рек или падей, возникающий во время сильных ливней или интенсивного снеготаяния (сель).
- Снежный обвал в крутосклонных горах при обильном снежном покрове
( лавина).
- Обрушивание крупных каменных глыб, обломков пород и просто свободное падение камней на горных склонах под действием силы тяжести (обвалы).
7. Географический диктант на основе видеослайда. Индивидуальная самостоятельная работа. Работа в парах. Взаимопроверка.
Задание: Дайте ответ толкованию понятий
Наука, изучающая строение и историю развития Земли. (Геология)
Учение о строении земной коры и ее движениях. (Геотектоника)
Раздел геологии, который занимается изучением возраста, продолжительности и последовательности образования горных пород. (Геохронология)
Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли – это (Эры)
Верхний слой платформы, состояний из известняков, глины, песчаников. (Осадочный чехол)
Выход на поверхность фундамента платформы. (Щит)
Древний устойчивый участок земной коры. (Платформа)
Молодая платформа. (Плита)
Карта, на которой показаны части земной коры. (Тектоническая)
Горы расположены в областях. (Складчатых)
III. Подведение итогов урока. Рефлексивно – оценочный этап. Слово учителя.
- Сегодня на уроке мы повторили и обобщили полученные нами ранее знания о рельефе, геологическом прошлом и полезных ископаемых нашей страны и родного края, учились работать с картами.
- Я предлагаю вам составить синквейн к слову рельеф. При составлении синквейна воспользуйтесь памяткой:
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Ну вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих весёлых глаз.
Спасибо вам, ребята за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас!
Оценка деятельности учащихся.
IV. Домашнее задание.
- Опережающее задание по теме «Климат и климатические ресурсы России». Подготовить сообщение об особенностях климата России.
15