Разнообразие растительного мира Краснодарского края
Тема: Разнообразие растительного мира
Краснодарского края
Цель: дать представление о разнообразии и красоте растительности Кубани; расширить
знания о растениях леса, воспитывать любовь к родной природе и бережное
отношение к ней.
Оборудование: Иллюстрации растений леса Кубани, стихи и загадки о растениях леса,
выставка книг о растениях, запись музыки П.И. Чайковского «Вальс цветов»,
отрывки из сочинений учащихся, побывавших в горах, лесах, картинки грибов,
тетради учащихся, книга «Путешествие по родному краю».
Ход урока
I. Организационный момент
- Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: Я в школе на уроке
Сейчас я начну учиться
Внимание мое растет
Я, как, разведчик все замечу
Память моя крепка
Голова мыслит ясно
Я хочу учиться
Я готов к работе
Работаю.
II. Сообщение темы и цели урока
- Сейчас у нас урок кубановедения. Вы собрались в дорогу? Помните, что мы собрались идти в трудное путешествие в горы и леса?Сначала в лесу нас будут окружать лиственные деревья и заросли кустарников. Дуб, липа, клен, ясень и среди них родственники наших садовых друзей: дикая груша, алыча, яблоня и другие.
Постепенно лиственные породы отступают и остаются позади. И чем выше в горы, тем чаще встречаются хвойные деревья – пихта, сосна. Их еще называют вечнозелеными
- Как ты думаешь, почему?
III. Работа над темой
I.. Чтение стихов учащихся
1) О люди, мыслю я, у всех у нас
Есть мать одна
По имени Природа!
У ней для всех хватает доброты
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные цветы –
Поля, леса, луга, моря и реки
2) Если скалы и хребты
Гордо смотрят с высоты,
Речки быстрые бегут,
Камнепады там и тут
Ну, какие разговоры –
Знаешь ты, что это горы!
3) Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна
4) Мы сегодня в лес пойдем,
Грибы, ягоды найдем,
Наберем мы там черники
И душистой земляники
5) Мы идем лесной тропинкой,
А куда – не знаем сами
За малиной?
За малиной!
За грибами?
За грибами!
Светит солнце золотое
Сквозь зеленые оконца
Может, мы идем за солнцем!
Может, белка попадется,
Может, ежик ждет нас где-то
Мы идем гурьбой веселой
Ясным утром
В гости к лесу!
2. Молодцы, ребята. Хорошие стихи прочитали. А теперь отгадайте мою загадку. О чем она?
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт.
Заходи.
В зеленый дом –
Чудеса, увидишь в нем
(лес)
- Молодцы! Посмотрите на иллюстрацию.
- Что вы видите?
- Да, ребята. Это тоже лес. Что вы можете сказать о лесе, изображенном на ней?
Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся
(туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел
(туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел
(встали, руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружиться, вьется
(покружиться)
3. Рассказ учителя
Продолжим путешествие наше по лесу. Мы с вами очутились в хвойном лесу. Хорошо в хвойном лесу! Чистый, прозрачный воздух, покой и тишина.
Выше в горах раскинулись субальпийские луга с высокими густыми травами.
Еще выше – альпийские луга. Сурова здесь природа, снег тает только в августе.
Травы, кустарники и даже деревья стелются по земле, спасаясь от постоянных ветров. Шагая по такому лугу, мы смело можешь наступить на верхушку какого нибудь дерева, так как вырастают они здесь только на 4-15 см высоту.
А выше уже нет никакой растительности, здесь только вечные снега, ледники и неприступные скалы.
- Ну что, будем возвращаться или пойдем дальше?
- Не боитесь? Тогда карабкаемся по неприступным скалам, любуемся необыкновенной красотой горных вершин и если не сорвемся вниз, то благополучно переберемся через Кавказский хребет и начнем спуск.
Через несколько часов мы уже в другом мире, как на другой планете: в мире густого леса, теплого моря.
Приморская полоса от Анапы до Геленджика покрыта низкорослым лесом. Здесь много вкусного кизила и целебного шиповника, шумят дубы великаны, и всеми силами портят нам настроение ветви держидерева, мешая идти вперед.
В районе города Сочи климат субтропический, поэтому здесь круглый год зеленеют пальмы, магнолии, хурма, инжир, кипарисы. А сколько здесь разнообразных красавцев цветов!
- Послушайте, пожалуйста, музыку П.И. Чайковского «Вальс цветов»
- Какая картина представилась у вас перед глазами? (ответы учащихся)
- Продолжаем путешествие. Мы в лесах в районе города Сочи. Многие породы
деревьев очень ценны, например тисс. Это хвойное дерево. Его еще называют
негной-дерево. Оно живет до 4 тыс. лет, не гниет в воде и вырастает до 25 метров в
высоту. Из него можно делать части для подводных сооружений, мебель, из его
коры варят клей.
Я рассказала вам самую малость о деревьях, кустарниках, травах. Но кроме них есть еще множество других растений.
Например, грибы:
- Вы любите собирать, и есть грибы?
- А вы никогда не задумывались, зачем лесу грибы? (ответы учащихся)
Оказывается, хоть вы их и любите, но вполне можете обойтись без них, а вот лес не может. За сезон в лесу скапливается огромное количество опавших листьев, и грибы их превращают в перегной, то есть плодородную почву.
- Посмотрите на рисунке. Найдите самый опасный гриб. Нарисуйте его в тетради.
(Мухомор)
(Практическая работа)
- И еще об одном мне вам хочется рассказать. Когда говорят о России, то всегда
вспоминается березка. О ней написано много стихов и сложено много песен.
- А как вы думаете, какое растение может служить символом Кубани? Вот
представьте: показывают по телевизору степь, реку, уходящую вдаль дорогу
Но это может быть любой край. А что говорит вам о том, что на экране именно
наша земля? Догадались? Я думаю - да. Конечно же, это тополь. Высокий,
стройный, кажется, он достает своей верхушкой до самого неба.
Послушайте, пожалуйста, песню, которую исполнит группа учащихся. В нем тоже говорится, что символом Кубани является тополь.
Здравствуй, наша Кубань!
Здравствуй наша Кубань
Тополиный край,
Наш черноморский,
Наш приазовский
Наш Краснодарский край
Здравствуй, наша Кубань
Тополиный край
С солнышком встанем
Степи распашем
Вырастем урожай
Здравствуй, наша Кубань
Тополиный край
Хлебом, да солью
Светлой любовью
В гости друзей встречай
Здравствуй, наша Кубань
Тополиный край
Степью жемчужной
Крепкою дружбой
Пусть казака венчай
4. Сообщение подготовленного ученика о тополе.
- Послушайте не много интересного о тополе
Удивительно красивы сережки тополя. Бордовые с меловым отливом, опушенные серой бахромой, - настоящее украшение дерева.
Ветер поможет тополю не только развеять пыльцу. Когда через два месяца тополь даст потомство семян, каждое из которых одето легким пушком – парашютиком, ветер подхватит их и унесет далеко – далеко заселять новые места.
- Знаете, на гербах некоторых стран изображены растения. На гербе Канады,
например, изображен кленовый лист. У Кубани тоже есть свой герб, но о тополе
почему-то забыли. Давайте придумаем для Кубани свой герб, и чтобы на нем
обязательно был изображен тополь. Откройте тетради и попробуйте нарисовать герб,
пусть это будет ваш герб или герб вашей семьи.
(Практическая работа)
5. Продолжение путешествия Ребята мы сейчас с вами заочно путешествовали по горам и лесам. А сейчас давайте
вспомним, где мы с вами в действительности путешествовали по лесам и горам
Кубани?
( Ответы учащихся)
- Да, мы с вами успели побывать в лесу в районе поселка Архипо-Осиповка, и в лесу
Апшеронского района, Гуамского ущелья.
Какую красоту этих лесов мы с вами увидели! Давайте вспомним отрывки из ваших сочинений.
(Дети читают отрывки из своих сочинений)
Отрывки сочинений
«Лучше гор могут быть только горы,
на которых еще не бывал
В. Высоцкий»
Беспокойная душа путешественника тянется в новые края. Хочется увидеть другие горы, сравнить с тем, что уже узнал и полюбил. После долгого путешествия на автобусе, мы добрались до Гуамского ущелья, которое находится в Апшеронском районе. Когда вышли из автобуса, сразу почувствовали, какой прекрасный воздух в этих местах
Когда смотришь вниз ущелья, кажется, что человек сделал камни такими красивыми, но ведь это вода долгие годы обмывала камни и мастерила по-своему эту красоту. По обрывистым склонам растут древние пихты. Камни сплошь покрыты мхами. В лесу сказочный полумрак. Осень позолотила крону деревьев. Кажется, что все цветы рядом повисли на листьях деревьев и только ели и пихты стоят в зеленом наряде. Еще кое-где цветут маленькие горные цветочки, они разместились на камнях и кажется, что их красоту не сломит суровая зима..
Тысячи людей разных возрастов и интересов приезжают сюда летом и зимой, осенью и весной.
(Воробьева Настя)
В прошлом (2003 году) мы всем классом ездили в горы поселка Архипо-Осиповки. Экскурсия наша была на водопады. Чтобы увидеть водопады, нам пришлось подниматься высоко в горы.
Мы шли по узким каменистым тропинкам через лес, перед глазами мелькали множество деревьев и кустарников. На пути нам попадались горные ручейки, вода в них была очень холодной. И вот мы услышали шум водопада. Водопад был высокий и очень красивый
(Шаталин Максим)
«В третьем классе мы поехали в Гуамское ущелье. Чудеса начались уже вначале пути» Гуамское ущелье находилось между двух больших гор. Наш путь был по узкоколейке. С правой стороны отвесная скала. А слева всю дорогу нас сопровождала бурная горная река. На скалах росли огромные деревья, неизвестно только, откуда корни берут питание. Я насобирала большой букет осенних лесных цветочков»
(Климанова Настя)
В конце сентября мы с классом ездили на экскурсию в Гуамское ущелье. Ехать было далеко. Проезжали города Белореченск, Апшеронск. Гуамское ущелье – это расщелина между двух гор. Посередине бурлит горная речка, с водопадами, с шумными порогами. С одной стороны – отвесные скалы с пещерами, родниками, а с другой стороны – глубокая пропасть. В ущелье прохладно. Воздух чистый, горный. Природа дикая. Мне понравилось путешествовать и наблюдать горный пейзаж.
(Никритин Алеша)
Мы все вместе ездили в поселок Архипо-Осиповка. По дороге мы шли и любовались огромными деревьями: дубом, липой, кленом ясенем. Мне казалось, что они растут до самого неба. Было очень красиво. По земле расстилалась зеленая травка. Хотелось еще увидеть и грибы. Но я так и не заметила ни одного грибочка. Они, вероятно, растут в глуши, а не по сторонам тропинки.
(Пархоменко Аня)
IV. Работа с книгой
- откройте стр. 16. Прочитайте текст.
V. Закрепление изученного материала
- Как лес влияет на климат, водообмен в природе, здоровье человека?
- А сейчас проведем викторину о растениях Краснодарского края.
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок
(листвиница)
2. Самое сладкое дерево наших лесов
(Липа)
3. Какое дерево весной дятла поит? (береза)
4. Никто не пугает, а вся дрожит
(осина)
5. Красненька матрешка, беленько сердечко
(малина)
6. Самая высокая трава?
(бамбук)
7. Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем
(ель)
8. Яичко в чашечке
С дерева свалилось
И не разбилось
(желудь)
9. Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня
(крапива)
10. Название, какого растения говорит, где оно живет?
( подорожник)
11. В конце лета это растение нам дарит
вкусные съедобные лесные орешки
(орешник)
12. Осень в лес к нам пришла,
Красный факел зажгла
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, его клюют
(рябина)
13. Растет в траве Алена
В красной рубашонке,
Кто не пройдет,
Всяк поклон отдает
(земляника)
14. Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы
(гриб)
15. Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать
«музыкальным» из его древесины изготовляют музыкальные инструменты.
(клен)
16. Ветки этого кустарника покрыты острыми и твердыми колючками
(боярышник)
17. Летом снег!
Просто смех!
Снег по городу летает
Почему же он не тает?
(тополь)
18. Стоит колюка на вилках,
Одета в багрец,
Кто подойдет,
Того кольнет
(шиповник)
VI. Итог урока
- Я могу рассказать еще очень – очень много. Но урок подходит к концу. Я думаю, вы теперь внимательнее будете смотреть на то, что вас окружает. Посмотрите и почитайте книги о растениях. Посмотрите на выставку книг. Это так интересно. В представляете, если, гуляя по лесу, вы как бы невзначай, назовете неизвестное всем остальным растение. Вот будет здорово!
ТВОЯ РОДИНА – РОССИЯ
ТВОЯ РОДИНА - КУБАНЬ
Цели:
Расширить знания детей о стране, крае.
Развивать чувства достоинства, патриотизма.
3. Воспитывать любовь и уважение к Родине.
В мире 6 млрд. людей. Если бы мы выстроились от Земли до Луны друг за другом, то получили очередь в 7 рядов. Все люди живут в разных странах. - В какой стране живем мы? У каждой страны своя столица. - Столица нашей Родины? Также каждая страна имеет свой флаг, герб, деньги, почтовые марки. Стран на земном шаре 230. В России проживает большее 100 народов. Каждый имеет свой язык, свою культуру. Сегодня на веселом паровозе мы отправимся в путешествие по станциям. За правильные ответы вы будете получать жетоны. В конце путешествия мы узнаем кто же «Самый умный, самый любознательный».
Первая станция «Палочки – крючочки».
Нужно собрать пословицы о Родине (3 человека).
Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха.
Чужбина – калина, родина – малина.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Вторая станция «Угадай-ка».
- где расположен Краснодарский край;
- как исторически называлась территория Краснодарского края;
- кто даровал землю казакам?;
- на каком берегу реки Кубани расположен Усть-Лабинск?;
- как фамилия полководца, основавшего крепость Усть-Лаба?;
- название краевого центра;
- главная улица;
- с кем граничит Краснодарский край
Третья станция «Лесная».
- какое дерево является символом России?
Когда береза появляется на свет, она небелая – кора маленького деревца темная. Но проживет дерево несколько лет и побелеет. Мы привыкли видеть его таким, не удивляемся. А ведь береза – единственное в мире дерево с белой корой. И, совсем хорошо бы жилось березе, если бы не ее весенний сок. Многие стволы весной порезаны и течет по ним березовый сок, словно кровь, несет к ветвям питательные вещества. Так стоит ли ради 1-2 глотков сока уродовать деревья, наносить их здоровью непоправимый вред? Хорошую службу служил березовый сок в годы Великой Отечественной войны. Сок давали детям, раненным.
Береза. С. Есенин
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом точно серебром
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой
И стоит береза в сонной тишине
И горят снежинки в золотом огне
А заря, лениво обходя кругом
Обсыпает ветки новым серебром.
Береза – это символ России, олицетворение прекрасной, светлой, великой русской земли. И если мы к ней, к березе, да с ножиком, не только дереву, но и самой земле будет больно и горько.
Четвертая станция «Отдыхай-ка».
Россия имеет государственный флаг. Его мы можем видеть на государственных зданиях, праздниках, спортивных соревнованиях.
Краснодарский край имеет свой флаг – символ Кубани.
Задание: собрать флаг Кубани и России (2 человека)
Чтение стихотворения о Кубани.
В.В Бакалдин
На Кубани вырос я,
Мне родней, понятнее
Наши южные края
Степи необъятные,
Горы хлеба до небес,
Ветки вишен алые,
Если лес –
Так южный лес
Перед перевалами.
И понятен мне прибой
Дикий ли, задумчивый
Разговор волны с волной
Я как стих заучивал.
Я запомнил у крыльца
Тополя зеленые,
Черномазого скворца
Песни немудреные,
В завитушках виноград,
Горы седовласые
И поток,
Что вечно рад
Меж теснин отплясывать
Но, наверно, потому,
Что рожден в России я,
Не пойму, в каком краю,
Где у нас красивее.
Вид везде знакомый,
Близким с детства кажется –
Под Окою ли рекой,
На Кавказе ль кряжистом.
Велики у нас края –
Вся земля российская,
И везде оно – моя
Потому и близкая.
Пятая станция «Спортивная» (физ..минутка).
Шестая станция «Сказочная».
- какие животные обитают в нашем крае?
У нас есть обитатели лесов, степей, гор.
В степи: мыши, суслики, тушканчики, кроты, хомяки. Лисицы, хорьки, ласки, зайцы.
В лесу: косули, медведи, волки, шакалы, еноты, норка, выдра.
В горах: кавказский зубр, дикий кабан.
Вспомнить сказки, главные герои которых лиса и заяц.
«Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка».
Главная героиня лисица – «Лиса и тетерев», «Дрозд и лиса», «Лисичка – сестричка и волк», «Лиса и журавль», «Кот, петух и леса».
Вот мы и закончили наше путешествие.
- У кого сколько жетонов?
Подведение итога.
Муниципальное общеобразовательное учреждения гимназии № 5
ТВОЯ РОДИНА – РОССИЯ,
ТВОЯ РОДИНА – КУБАНЬ
(внеклассное мероприятие по Кубановению в 1 классе)
Из опыта работы
учителя гимназии № 5
Размочаевой О.А.
г. Усть-Лабинск
2006-2007 учебный год.