Конспект урока на тему: Всероссийский заповедный урок


ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАПОВЕДНЫЙ УРОК
Тема:»Заповедные острова. Сохраняя будущее»
План.
1 Введение
2Знакомство с Заповедными островами.
3.История заповедного дела.(мультфильм)
4.Живые символы.
5.Заповедные острова сегодня.
6.Твой заповедный остров.
7.Обобщение по теме.урока.
Ход урока.
1.введение.( 4 мин.)
Кто бывал или слышал о заповедных территориях, какие остались впечатления, что удивило, в чём особенность этих мест
(1 слайд) «Заповедные острова Сохраняя будущее»
(2 слайд) « Заповедный»
Какие ассоциация к слову «заповедны».
2.Знакомство с Заповедными островами.(8 мин.)\
(3 слайд)»Зачем нужны заповедные острова»
Каждое растение и каждое животное на Земле для чего-нибудь нужно.
Помните как говорил Леший Домовёнку Кузе- «Всякая поганка в лесу кому-нибудь назначена, потому порядок». Именно такой порядок бывает в первозданном лесу, где человек не рубит деревья, не собирает для своей нужды растения, не охотится и не пугает животных на воле, там, где они всегда росли и жили. А ещё нужны для того, чтобы помочь природе восстановиться. Некоторые виды животных и растений стали уже очень редкими. Они чувствуют себя вольготнее на Заповедных островах, где их берегут. Значит, Заповедные острова нужны для того, чтобы люди могли изучать растения и животные на воле, там, где они всегда росли и жили. А ещё нужны для того, чтобы помочь редким видам животных и растений восстановит свою численность. Всё, что узнают учёные на Заповедных островах, записывается в специальную книгу, которая называется «Летопись природы».
Как устроена природа? Что происходит, когда вырубают деревья? Зачем нужны грибы? А комары, они-то зачем нужны? Можно ли без вреда для планеты Земля уничтожить кажущиеся не нужными человеку виды растений, зверей или насекомых? На все эти вопросы отвечают заповедные просветители. Итак, Заповедные острова нужны для того, чтобы на их примере показать и рассказать детям и взрослым, как природа живёт без вмешательства человека. Итак, Заповедные острова нужны для того, чтобы поддерживать благоприятную среду обитания человека и для того, чтобы природа могла восстанавливаться.
(слайд5) «Заповедная страна.
Есть такая страна, самая крупная в Европе по площади – Франция. Так вот, если взять все Заповедные острова нашей России, то они бы заняли столько же места, сколько 4 Франции или одна Мексика –а это очень большая территория.
Охраняемые территории, имеющие ценность для всей страны, находятся в ведении и управлении Правительства Российской Федерации, они представляют федеральную сеть ООПТ, это 103 государственных природных заповедника,50 национальных парков и 59 федеральных заказников(данные по состоянию на 2016 год, поскольку Правительство планирует учреждение новых ООПТ)
Слайды 6-7»Особо охраняемые природные территории»
Основной категории ООПТ: заповедники, национальные парки, природные парки, заказники, памятники природы.
Заповедники- старейшая и традиционная в России форма охраны природы. В заповедниках сохраняются самые ценные участки леса, тундры, степей, лугов, гор и морей. Здесь полностью запрещена любая деятельность человека. Посещать такую заповедную территорию можно только по разрешению и на специально выделенных для этого участках.
Национальные парки- начали создаваться в России с1983 года, они относительно «молоды». На территории национальных парков выделяются несколько зон, различных по режиму охраны. Есть участки, где природа сохраняется в неприкосновенности, как и в заповедниках. Но значительные территории национальных парков предназначены и обустраиваются для того, чтобы сочетать охрану природы, познавательный туризм и отдых.
Государственные природные заповедники и национальные парки находятся в ведении и управлении Правительства Российской Федерации.
Заказники создаются для целей сохранения или восстановления определённых видов животных или растений, ценных природных ландшафтов, экологических систем, а также различных других природных объектов и их комплексов. В зависимости от сохраняемых природных объектов и их комплексов. В зависимости от сохраняемых природных объектов заказники бывают комплексные(ландшафтные), ботанические, зоологические, гидрологические, геологические, палеонтологические. У заказников может быть различный природоохранный режим, который зависит от целей создания заказника. Заказники могут быть федерального или регионального значения.
Природный парк сохраняет определённые уникальные природные территории, животных и растений, природные и культурное наследие. Природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения.
Памятники природы- уникальные, ценные природные, а иногда и рукотворные, объекты или комплексы таких объектов. Такими объектами могут быть естественная экологическая система, природный или культурный ландшафт или отдельные достопримечательности-памятные деревья (например, вековые дубы, липы, ели и другие старые деревья), скалы, водопады, пещеры и т.п. Территории, занятые памятниками природы, могут быть федерального или регионального значения.
История заповедного дела.
Сколько вам лет? Кому 7,8,9,10.А мам и папам, бабушкам и дедушкам? Да, они прожили большую жизнь, и теперь представьте-вот уже целых 100 лет как в России существуют особо охраняемые природные территории. Каким же был путь, который они прошли за эти 100 лет?.Мультфильм «История создания заповедников»
Первый государственный заповедник был создан на Байкале для сохранения баргузинского соболя. Документ о создании заповедника «Баргузинский» был подписан Сенатом Российской империи 29 декабря 2016 года( по старому стилю), 11 января 2017 года (по новому стилю). В дальнейшем количество заповедников становилось всё больше и больше, они создавались на Урале, в Приморском крае, Крыму, Сибири. Во время Великой Отечественной войны не закрылся ни один заповедник, даже создавались новые. Так, в Московской области 9 мая 1941 года был создан «Приокско-Террасный» заповедник, в котором началось восстановление европейских зубров на территории нашей страны. А в 1983 году появились первые национальные парки. «Лосиный остров» и «Сочинский».
Отдельные заповедные территории России имеют признание мировой ценности и являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Слайд12 «Заповедные территории России».
Каждая заповедная территория по-своему уникальна и создаётся для сохранения какого –то определённого вида растений, животных ли ландшафта. Самые характерные пейзажи, растения ли животные изображены на рисунке- символе данной ООПТ. Такой рисунок называется логотипом. Рассматривая изображения, можно узнать об особенностях каждого Заповедного острова. Давайте отправимся в путешествие по Заповедным островам.
Слайд 13-19А теперь и вы поздравьте свой заповедный остров со 100-летием заповедной системы. Сделай открытку и опубликуй в соцсетях. Расскажи про заповедные территории вместе с заповедный урок, рф.
7.Обобщение.
Составляем покетмод (краткий карманный путеводитель) «Заповедные острова России». Знакомимся с информацией на страничках путеводителя. Ребята, что нового узнали на уроке? Чем поделитесь с друзьями и родными?
«Особо охраняемые природные территории»
761869-102672оопт00оопт

162779-396110
Каждое животное на нашей планете имеет право жить!
Так давайте вместе будем беречь их!