Человек и мир. Равнинная поверхность нашей республики (Равнинная поверхность Беларуси)


Тема урока: Равнинная поверхность нашей республики (Равнинная поверхность Беларуси)
Цели урока:
— систематизировать и обобщить знания учащихся о формах поверхности, об особенностях поверхности республики Беларусь, значении равнинного рельефа для хозяйственной деятельности человека;
— развивать умения работать с картой, учить работать с контурной картой (наносить на контурную карту крупнейшие формы поверхности Республики Беларусь);
— воспитывать чувство восхищения красотой просторов родной страны, ответственности за состояние ее природы, а также аккуратность, самостоятельность в работе.
Оборудование: политическая карта Европы или мира, физическая карта Беларуси, листочки бумаги, иллюстрации с изображением поверхности различных частей Беларуси.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала, проверка изученного ранее
— Как называется наша Родина?
— В какой части света она находится?
— Посмотрите на политическую карту и скажите, велика ли территория нашей страны? Сравните ее территорию с территорией Украины, России, а затем, например, со странами Балтии, Болгарией, Германией Польшей.
Делается вывод, что наша страна, конечно же, меньше, чем такие большие страны как наши соседи Украина и Россия, но зато больше многих европейских стран, и почти равные по площади с Германией, Польшей.
— Послушайте стихотворение белорусского поэта Ю. Свирки:
Мяжуе з Польшчай,
Украінай,
Расіяй, Латвіяй, Літвой.
Твой родны край, твая Айчына –
Жыццё тваё і гонар твой.
І ты яе запомні імя,
Як неба, сонца і зару.
Твая зямля, Твая РадзімаНазвана светла –
Бе – ла – русь.
(Юрась Свірка “Твая Беларусь”)
— Также гордо говорит о нашей родной Беларуси другой известный поэт Нил Гилевич:
Я – беларус, я нарадзіўсяНа гэтай казачнай зямлі,
Дзе між лясоў і пушчаў дзікіхАдвеку прашчуры жылі.
Я – беларус, я ганаруся,
Што маю гэтае імя:
Аб добрай славе БеларусіУ свеце знаюць нездарма!
(З верша “Я – Беларус”)
— В любви к Беларуси признается Янка Журба:
Усю прыгажосць тваю,
Беларусь ты мая,
І тваю яснатуЭх, люблю моцна я?
(З верша “Як люблю я цябе, Беларусь!”)
— Нельзя не любить нашу Родину с ее сосновыми дубравами, березовыми рощами, щедрыми лесами, синевой рек и озер!
— Природа щедро наделила нашу республику многими природными богатствами. Что же составляет природные богатства Беларуси? Подумайте и запишите на листочке слова, которые означают природные богатства страны. Подумайте также над тем, что составляет при этом главное природное богатство нашей Родины. Работайте в парах. На задание вам отводится 2 минуты.
Афиширование работы учащихся, обоснование главного выбора.
— Давайте совершим путешествие по родной стране и проверим, насколько хорошо вы знаете природные богатства своей страны. В путешествии нам будет помогать физическая карта РБ.
Актуализация знаний учащихся о формах поверхности с помощью схемы, которую нужно дополнить:
— Вспомните, какие формы поверхности бывают.

— Какие из них встречаются на территории нашей страны?
Узнайте по описанию:
— Возвышенность, высота которой над окружающей местностью не более 200 м?
— Более 200 м над окружающей местностью?
— Высотой над окружающей местностью 15 м?
— Высотой над уровнем моря 345 м, но при этом над окружающей местностью 175 м? (Высота на карте показана над уровнем Балтийского моря).
— Высотой 200 м от подножия до вершины?
Практическая работа на стр. … учебника. Первый и второй пункты работы выполняются фронтально под руководством учителя. После выполнения первой части практической работы ученики рассматривают рисунок в учебнике на стр. … и выясняют, почему одни равнины называют низменностями, другие возвышенностями.
Дальше практическую работу выполняют по частям в микрогруппах (по 4 — 5 человек) по методике «Обучение сверстников». 4-й пункт практической работы выполняют две микрогруппы.
После выполнения практической работы каждая из микрогрупп представляет свою часть путешествия по карте Беларуси.
Итоговая беседа
— Какая поверхность нашей страны?
— Какие виды равнин встречаются на территории страны?
— Равнины, низменности, возвышенности – это все виды равнин. Высота их поверхности над уровнем моря не превышает 200 м. Этим они похожи. А чем они отличаются?
— Какие равнины самые высокие над уровнем моря?
— Какие самые низкие?
— Какая часть Беларуси более низменная? Более возвышенная? Как мы это определили?
Путешествие по Беларуси по карте
— Давайте представим, что мы совершаем путешествие по нашей стране с г. Бреста сначала в г. Гомель. Какую равнину мы пересечем?
— С Гомеля мы отправляемся в г. Могилев. Какие формы поверхности мы пересечем?
— А теперь нам надо в г. Минск?
— А теперь мы в древнейшем городе Беларуси – Полоцке? На какой равнине мы окажемся?
Практическая работа на контурной карте
Учитель представляет контурную карту, говорит, чем она отличается от физической карты (на ней изображена территория, реки и т.д., но нет надписей, цвета и др. условных обозначений). Ученики под руководством учителя подписывают на контурной карте Беларуси крупнейшие равнины.
— Знакомство с природными богатствами нашей страны мы начали с её равнинного пространства. Почему же равнинное пространство считается природным богатством? Подумайте в своих микрогруппах перед тем, как дать ответ на этот вопрос. У вас 2 минуты.
3. Подведение итогов. Рефлексия
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Что вам особенно понравилось? Почему?
— Что было трудным? Почему?
— Что было делать легко? Почему?
— Поблагодарите друг друга за совместную работу.
4. Домашнее задание
Прочитать текст, ответить на вопросы, подписать на контурной карте крупные возвышенности, равнины, низменности республики Беларусь, которые названы в тексте учебника.
Смотреть все уроки в младших классах!Смотрите также уроки:
Край голубых рек и озерПолезные ископаемые. Гранит, песок и глина