История Казахстана Тема урока: Государство Караханидов


План урока №_____
Предмет: История Казахстана
Тема урока: Государство Караханидов.
Цели урока:
1. Образовательные: определить взаимодействие хозяйства и культуры народа
2. Воспитательные: воспитывать чувства коллективизма и взаимопонимания
3. Развивающие: формирование навыков к изучению культуры, творческого поиска и мышления
Тип урока:теория
Применяемые технологии, методы и приемы: информационные, самостоятельная работа, проблемно-поисковый.
Межпредметные связи: культурология, социология.
Использованная литература: Учебник для 10 класса А.Т.Толеубаев, Ж.К.Касымбаев. Алматы 2010
Оборудование: доска, карточки, таблица.
1.  Организационный момент.  3 мин
Учитель приветствует учащихся. Объявляется тема, цель урока.  
2. Проверка знаний. 20 мин
Повторение и закрепление материала. Раздать карточки.
Карточка № 1
Впишите соответствующие события и даты
1. 553-604……………………………..
2. Бумын каган какого каганата……
Карточка №2
1. 603-704……………………………..
2. Столица Тюргешского каганата….......
Карточка №3
1.Оснаватель тюргешского каганата - ………………...
2. Тюркский каганат образовался после … . . . . . . . . . . . . . .
Карточка №4
1. Первые государственные объединения на территории Казахстана……
2. Хронология Западно-Тюркского каганата . . . . . . . . .
Карточка №5
1.Основатель Тюркского каганата . . . . . . . . .
2. Титул правителя усуней. . . . . .
Карточка №6
1.Хронология империи гуннов . . . . . . ..
2. Территория Западно-Тюркского каганата. . . . . . . .
3. Объяснение нового материала. 35 мин
План:
1. Образование государства
2. Общественный строй
3. Политическое положение государства
4. Хозяйство
5. Культура Использование диаграммы Венна
Государство Караханидов-2 владения:
Восточная основнаячасть государстваЗападноеЖетысу, Западная частьМаверанахрСтолица Западного каганата –Узгент (Самарканд)
Столица Восточного каганата – Баласагун.
Хан был великим
1.Территория: На территории Семиречья и ЮжКаз-на в сер 10в. образовалось гос.Караханидов.
2. Столица: г. Баласагун3. Основатель: СатукБогра хан(915-955)
4. Племена: жигил, ягма, карлуки, Огузы, канлы, уйсуныВласть была поделена между знатью двух племенных группировок, ягма(верблюд) и жигил (лев), предводители Арслан хан, Богра хан.
5. Верховная власть в руках –кагана. Знатью являлись – тегины, илик ханы, беки, нукеры. Ставка кагана называлось ордой.
6. Занятие – земледелие; земельный надел – икта; землевладельцы – иктадары, по арабского – мукта; Земельные наделы священнослужителям - вакф. Разновидностью гнета была коммендация- слабый передает под покровительство сильного свой земельный участок, чтобы тот защищал его. В целом государствоКараханидов было государством с развитой системой общественного строя, сильным как политическим так и экономическим.
Хозяйство: 2 направления. У скотоводов имелись свои зимовки и стоянки: летние, осенние, весенние. Вокруг зимовок занимались земледелием. Полукочевники земледелеием незанимались.
7. Политическоеположение: Лестница последовательности исторических событий г. Караханидов955г. к власти пришел Муса. В 960 г. объявил исламскую религию гос. Столицей стал г. Кашгар.После Муссы власть перешла к Али Арслану (960-990)- правитель Тараза и Баласагуна.
У потомков сыновей Сатука власть попеременно переходила из рук в руки в рез-те Караханидам удалось полностью завоевать Маверанахр.
Сохранялась междоусобная борьба м/д владениями гос-в. В 1040г. потомок Насыр хана (племянник Сатука) Ибрагим ибн Насыр в борьбе за власть с потомками Али Тегина одержал победу и принял титул тамгачБурахан. Междоусобицами в государстве воспользовался сельджукский хан Малик –шах, кот в 1089г захватил столицу Западного ханства Самарканд. С 30-х г. 17в в Жетысу вторгаются войска Каракитаев, кот подчинили себе караханидов, захватив важные территории. В это время усиливается государство Хорезм в период правления Мухаммед-шаха Текеша, который наносит удар по каракитаям, казнит Караханидского кагана в 1212г. уничтожает полностью госКараханидов. Тем временем восточное ханство захватывает найманский хан Кучлук.
8.Культура: Объяснить по указанным стрелкам особенности развития культуры.
Влияние ислама на культуру составить кластер
1. изменение городской архитектуры
2. возведение купольных мечетей
3. строительство бань
4.Закрепление новых заданий. 15 мин.
Предсказать Как вы считаете, в дальнейшем все ли государства на территории примут религию ислам?
Объяснить В чем причина падения государства Караханидов?
Обобщить Почему государство Караханидов не являлось продолжением тюркских каганатов?
Оценить В чем вы видите положительное значение городской культуры в государстве Караханидов?
Столица огузкого гос? (Янгикент)
Главное племя карлукского каганата?( булак)
Кимакский правитель носил титул _____(джабгу)
5. Домашнее задание: 2 мин
Общественный, политический строй.
6.Выставление оценок. 5 мин
Преподаватель: Райымбекова М.А