Пособие для учащихся ГИА. Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему
МКОУ «Савинская основная общеобразовательная школа»
Парфеньевского района Костромской области
Дидактические материалы
ГИА. Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему
Учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
Смирнова О.А.
2014 год
Предисловие
Дорогие девятиклассники!
Эта брошюра адресована вам и предназначена для подготовки к Государственной итоговой аттестации (ГИА), точнее к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Хочу обратить ваше внимание на то, что к такому виду работы вы шли шаг за шагом, начиная с пятого класса, если занимались по учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой. А если вы занимались по другим учебникам, не беда. Уроки по развитию речи и курс «Русский язык и культура речи» готовили вас к выполнению такого рода задания.
Вы умеете это делать!
В брошюре вы найдете пошаговую инструкцию написания сочинения на примере текста из демоверсии 2014 года с примерами и комментариями, краткий анализ цитат, предложенных автором-разработчиком ФИПИ И.П. Цыбулько, пример написания сочинения- рассуждения на лингвистическую тему по тексту. Эти материалы помогут отработать навыки выполнения части С.
Вторая часть брошюры предлагает подборку текстов для написания сочинения-рассуждения. Вы сможете потренироваться и повысить свой уровень подготовки к экзамену.
Желаю успехов!
Пример задания части С2, предлагаемого на экзамене
Вам выдали лист, на котором сформулировано задание части С. Оно будет выглядеть примерно так:
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном
листе задание С2.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни
и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами
К.Г. Паустовского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),
не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Пример текста из демоверсии 2014 года, по которому надо писать сочинение.
– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.
– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
(8)Анна Федотовна уточнила:
– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.
(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:
– (13)Это же всё ненастоящее!
– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.
(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:
– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.
– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.
– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.
– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.
– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы.
(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.
(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.
– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.
– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.
(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:
– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.
(43)Делегация молча удалилась. (44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...
(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
(По Б. Васильеву)*
* Борис Львович Васильев (род. в 1924 г.) – русский писатель. Тема войны и
судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни,
стала главной в его творчестве и нашла отражение во многих
произведениях, таких как «А зори здесь тихие...», «В списках не значился», «Завтра была война» и др.
Чтобы написать сочинение, четко следуйте приведённой ниже инструкции. Не торопитесь!
Памятка для написания сочинения-рассуждения
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его.
Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы:
о богатстве, выразительности, точности русской речи;
о средствах выражения мыслей;
о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
о взаимосвязи лексики и грамматики;
о роли синтаксиса в человеческом общении;
о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Внимательно прочитайте текст еще раз и приступайте к написанию вступления
Во вступлении необходимо:
сформулировать позицию автора высказывания;
выразить своё отношение к ней.
Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:
автор анализирует
характеризует
рассуждает
отмечает
доказывает
сравнивает
сопоставляет
противопоставляет
называет
описывает
разбирает
подчёркивает
ссылается на...
останавливается на ...
раскрывает содержание
отмечает важность
формулирует
касается
утверждает
считает, что ... и т.д.
Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:
действительно
на самом деле
не могу не согласиться с автором высказывания
я полностью согласен с ...
вынужден согласиться с ...
я разделяю точку зрения автора высказывания
я поддерживаю мнение автора
бесспорно мнение автора о том, что ... и т.д.
Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
Примерные варианты вступлений:
Вариант 1. Известный писатель К. Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.
Вариант 2. Я согласна с высказыванием известного писателя К. Г. Паустовского о том, что «нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
Вариант 3. «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом», - писал К. Г. Паустовский. Известный писатель прав, потому что ... Докажем это.
Вариант 4. «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом», - писал К. Г. Паустовский. Высказывание писателя, безусловно, справедливо, потому что мышление и речь связаны друг с другом. Попробуем доказать это на конкретных примерах.
Вариант 5. Известный писатель К. Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Я понимаю эти слова так: единицы языка помогают ярко и образно выразить мысли человека. Докажу этот тезис на материале прочитанного текста.
Вариант 6. Мне созвучны слова К. Г. Паустовского о том, что «нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Попробую доказать это на примерах из прочитанного текста.
Вариант 7. Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
Вариант 8. Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
Вариант 9. В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
4. Написание основной части.
При написании основной части надо помнить, что вы пишите сочинение-рассуждение и что существует три вида рассуждений.
Рассуждение - доказательство имеет целью доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса.
Основными языковыми средствами оформления рассуждения-доказательства являются:
Вводные слова: во-первых, во-вторых, например, итак, таким образом, следовательно;
Союзы: так что, поскольку, так как, если;
Речевые обороты: предположим, что…; допустим что…; об этом свидетельствует…, это позволяет предположить.
Рассуждение – объяснение имеет целью объяснить содержание тезиса. В нём нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, поскольку заранее известно, что главное утверждение истинно.
Для обеспечения логической связи между предложениями можно использовать:
Слова-организаторы логических связей: потому что, поэтому, вот почему;
Слова, резюмирующие высказывание: это объясняется тем, что…; это зависит от…; это является следствием того, что;
Вводные слова: например, таким образом.
Рассуждение - размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, указать причинно-следственные отношения. Рассуждение-размышление строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В отличие от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения, оно содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих друг друга.
Основными языковыми средствами оформления рассуждения – размышления являются:
Вводные слова: по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно;
Речевые обороты: я могу с уверенностью сказать, что…; я полагаю, что…; попытаемся разобраться…; можно сравнить; я согласна с тем, что.
Как писать основную часть по данной теме?
Можно написать основную часть по следующей схеме:
Что есть жизнь и наше сознание? Толкование первой части высказывания
Что такое русское слово? Толкование второй части высказывания.
Взаимосвязь языка и мышления.
Основная часть сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. В основной части необходимо объяснить слова писателя.
Помните о требованиях к примерам:
примеров должно быть не менее 2;
примеры должны быть из указанного текста;
примеры должны иллюстрировать явления языка
Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
Проиллюстрировать названное явление можно на примере …. предложения текста.
Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении № ... .
Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое средство выразительности, как ... .
В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующий …, из … предложения прочитанного мною текста.
Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое явление, как … . Это подтверждает наш вывод о том, что …
Примеры аргументов из текста:
Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини(указана роль в тексте).
Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
5. Написание заключения.
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Заключение должно представлять собой вывод из всего сказанного выше.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, ...
Итак, ...
Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что ...
Мы убеждаемся в том, что ...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что ...
Примеры заключения:
Вариант 1. Итак, язык и мышление действительно свидетельствуют об их взаимосвязи.
Вариант 2. На мой взгляд, человек должен уметь выражать свои мысли грамотно, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом. Новые смыслы открываются нам в словах К. Г. Паустовского.
Вариант 3. Таким образом, человек должен не только ясно мыслить, но и грамотно выражать свои мысли. По-видимому, эту мысль и хотел донести до нас известный писатель.
Вариант 4. Итак, справедливым является утверждение К. Г. Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
Подведем итоги
План сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
2. Аргументация:
а) аргумент-пример №1;
б) аргумент-пример №2.
3. Вывод.
Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, так как вторую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
Какие цитаты для написания сочинения-рассуждения предлагает И.П. Цыбулько в своем сборнике типовых экзаменационных вариантов ?
В сборнике типовых экзаменационных вариантов под редакцией Ирины Петровны Цыбулько 2013 года представлено 36 вариантов и обозначено 36 тем для написания части С2. Как сориентироваться в таком многообразии и правильно разобраться в авторском замысле? Предлагаю сгруппировать темы в пять групп – это облегчит вам задачу.
Примеры высказываний о русском языке из сборника типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П.Цыбулько
Тест 1«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Лев Васильевич Успенский
Тест 2«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Лев Васильевич Успенский
Тест 3«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». Константин Александрович Федин
Тест 4«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего». Александр Афанасьевич Потебня
Тест 5«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Тест 6«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует свих героев». Литературная энциклопедияТест 7«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». Константин Георгиевич Паустовский
Тест 8«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?». Борис Николаевич Головин
Тест 9 «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Лев Васильевич Успенский
Тест 10«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». Иван Александрович Гончаров
Тест 11«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». А. А. Зеленецкий
Тест 12«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». Маргарита Николаевна КожинаТест 13«Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение». Ираида Ивановна Постникова
Тест 14«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»». Александр Александрович Реформатский
Тест 15«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». Александр Александрович Реформатский
Тест 16«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»». Светлана Ивановна Львова
Тест 17«Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли». Н. Шамфор
Тест 18«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Александр Иванович Горшков Тест 19«Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». Борис Викторович Шергин
Тест 20«Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». Ираида Ивановна Постникова
Тест 21«Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя». Георг фон Габеленц
Тест 22«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Дмитрий Сергеевич Лихачёв
Тест 23«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Е. В. Джанджакова
Тест 24«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». Георгий Яковлевич СолганикТест 25«Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав
лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». Николай Гаврилович Чернышевский
Тест 26«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». Илья Наумович Горелов
Тест 27«Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика». Михаил Васильевич Исаковский
Тест 28«Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу». Михаил Викторович Панов
Тест 29«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». Лев Николаевич Толстой
Тест 30«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Георгий Владимирович Степанов
Тест 31«Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». Поль Рикёр
Тест 32«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». Из учебника русского языка
Тест 33«Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет». Андрей Александрович Мирошниченко
Тест 34«Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью». Андрей Александрович Мирошниченко
Тест 35«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Владимир Галактионович Короленко
Тест 36«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста». Нина Сергеевна Валгина
Примерное распределение цитат по темам
Связь грамматики и
лексики в русском языке Лексика Синтаксис Выразительность
и богатство русской
речи, точность слова Темы, стоящие особняком
Тест 1 Тест 7 Тест 15 Тест 3 Тест 4
Тест 2 Тест 11 Тест 16 Тест 8 Тест 6
Тест 5 Тест 32 Тест 19 Тест 10 Тест 14
Тест 9 Тест 20 Тест 12 Тест 34
Тест 13 Тест 17 Тест 36
Тест 23 Тест 18 Тест 25 Тест 21 Тест 26 Тест 22 Тест 27 Тест 24 Тест 28 Тест 33 Тест 29 Тест 30 Тест 31 Тест 35 Первая группа тем самая простая: найдите в тексте один аргумент из грамматики, другой из лексики и сделайте выводы. Лексика – это словарный состав языка. Грамматика – это морфология + синтаксис.
Для второй группы тем подходит пример сочинения по тексту демоверсии. Для подбора аргументов можете использовать задания А2, А3 и В1 теста.
Помните, что синтаксис изучает словосочетания и предложения и все, что с этим связано. Подбор аргументов можете найти в заданиях теста. Не забывайте также и о пунктуации.
Темы четвертой и пятой групп очень разнообразны. Готовьтесь к ним, используя кодификатор.
Творите!
Предлагаю афоризмы о русском языке с сайта http://www.aforism.su/avtor/670/htmlРусский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.
Толстой Л. Н.Русский язык - это прежде всего Пушкин — нерушимый причал русского языка. Это Лермонтов, Лесков, Чехов, Горький.
Толстой Л. Н.Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся.
Ломоносов М. В.Повелитель многих языков, язык российский не токмо обширностью мест, где он господствует, но купно собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе.
Ломоносов М. В.Красота, величие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.
Ломоносов М. В.Славяно-российский язык, по свидетельству самих иностранных эстетиков, не уступает ни в мужестве латинскому, ни в плавности греческому, превосходя все европейские: итальянский, французский и испанский, тем паче немецкий.
Державин Г. Р.Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм.
Добролюбов Н. А.Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.
Белинский В. Г.Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости.
Энгельс Ф.Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Тургенев И. С.Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.
Гоголь Н. В....Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Гоголь Н. В.Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
Куприн А. И.Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой живописной поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности. Он богатее гармониею, нежели французской; способнее для излияния души в тонах; представляет более аналогичных слов, то есть сообразных и с выражаемым действием: выгода, которую имеют одни коренные языки.
Карамзин Н. М.Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.
Пушкин А. С.В продолжение XVIII века ново-русская литература вырабатывала тот научный богатый язык, которым мы обладаем теперь; язык гибкий и могучий, способный выражать и самые отвлеченные идеи германской метафизики и легкую, сверкающую игру французского остроумия.
Герцен А.Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем — отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, "жизни мышья беготня", крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть.
Герцен А.Русский литературный язык ближе, чем все другие европейские языки, к разговорной народной речи.
Толстой А. Н.Русский язык настолько богат глаголами и существительными, настолько разнообразен формами, выражающими внутренний жест, движение, оттенки чувств и мыслей, краски, запахи, материал вещей и пр., что нужно при построении научной языковой культуры разобраться в этом гениальном наследстве "мужицкой силы".
Толстой А. Н.Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!
Карамзин Н. М.Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь.
Радищев А. Н.Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное и малозаметное. Оно состоит в том, что по своему звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира.
Паустовский К. Г.Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
Паустовский К. Г.Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
Паустовский К. Г.Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых,— для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
Паустовский К. Г.Существует один знаменательный факт: мы на нашем еще неустроенном и молодом языке можем передавать глубочайшие формы духа и мысли европейских языков.
Достоевский Ф. М.Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем.
Пришвин М. М.Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков.
Мериме П.Русский язык, насколько я могу судить о нем, является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы.
Мериме П.Наша речь преимущественно афористична, отличается своей сжатостью, крепостью.
Горький М.Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли.
Короленко В. Г.Я не считаю хорошим и пригодным иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми. Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи.
Лесков Н. С.
«Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное поэтическое… орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего… Дивной вязью плел народ невидимую сеть русского языка: яркого как радуга вслед весеннему дождю, меткого как стрелы, задушевного как песня над колыбелью, певучего… Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова,
покорился ему, как обузданный конь». Алексей Николаевич Толстой
«С русским языком можно творить чудеса!» Константин Георгиевич Паустовский
Практическое занятие «Пишем сочинение вместе»
Пишем вместе сочинение по цитате «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».
А. А. Зеленецкий
Внимательно прочитаем текст.
(1)Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более девственную и таинственную, чем Пра.
(2)Сосновые сухие леса на ее берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины. (3)Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали, как медные литые мосты над её коричневой, но совершенно прозрачной водой…
(4)Но удивительнее всего в этих местах был воздух. (5)В нём была полная и совершенная чистота.
(6)А среди дня и река, и леса играли множеством солнечных пятен – золотых, синих, зеленых и радужных. (7)Потоки света то меркли, то разгорались и превращали заросли в живой шевелящийся мир листвы.
(8)Глаз отдыхал от созерцания могучего и разнообразного зеленого цвета… (К. Паустовский)
Определим, какой вид рассуждения мы будем использовать при написании сочинения. Для этого еще раз внимательно прочитаем название темы. В нем указан тезис, который необходимо доказать. Значит, в данном случае мы будем писать рассуждение- доказательство
Вспомним, что такое эпитет, и запишем на черновике его определение: Эпитет — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью.
Вспомним, на какие группы делятся эпитеты, и запишем сведения на черновик:
В зависимости от того, как выражается авторская оценка, все эпитеты делятся на изобразительные и выразительные (лирические). Изобразительные эпитеты выделяют существенные стороны изображаемого, не привнося прямую оценку («в тумане моря голубом», «на мертвом небе». В выразительных (лирических) эпитетах ясно выражается отношение к изображаемому явлению («мелькают образы безумные людей», «томительная ночи повесть»).
Вспомним роль эпитетов в тексте и запишем выводы на черновик: эпитеты могут усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов, уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество), передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления
Сделаем общий вывод: Все эпитеты как яркие, «озаряющие» определения направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков.
Вспомним языковые средства оформления рассуждения-доказательства.
Итак, основная часть нашей работы уже обозначена.
Приступим к написанию вступления. Оно должно подвести читателя к рассматриваемому вопросу.
Среди разнообразных тропов часто встречаются эпитеты — это образные определения, отмечающие существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. Лингвист А. А. Зеленецкий писал: «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». Не могу не согласиться с автором высказывания и докажу это примерами из текста К.Г.Паустовского.
От вступления необходимо перейти к основной части. Для этого найдём в тексте и выпишем на черновик все эпитеты : живописных, глухих, девственную, таинственную, сосновые, сухие и т.д. Выберем предложение, которое будем использовать в качестве примера для доказательства первого тезиса. Приступим к написанию основной части сочинения.
Во-первых, эпитеты могут уточнять отличительные признаки предмета. Так в предложении 6 К.Г. Паустовский, говоря о солнечных пятнах, называет их золотыми, синими, зелеными и радужными, делая изображаемую картину цветной.
Переходим к доказательству второго тезиса.
Во-вторых, эпитеты могут усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов. Так в предложении 1 автор называет реку девственной и таинственной, а к существительному места подбирает эпитеты живописные, глухие.
Перейдём к обобщению. Для связи аргументов с выводом можно использовать следующие словосочетания и речевые обороты: таким образом, получается что…, следовательно и др.
В тексте есть и другие эпитеты. Все они как яркие, «озаряющие» определения направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков. Таким образом, А.А. Зеленецкий был прав.
12. Соединяем все части вместе. Сочинение написано.
Тренировочные материалы
Задание 1.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл данного высказывания С.И.Ожегова «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)»
1) Почти у всех мальчиков в классе были отметки, а у Пети не было.
2)Каждую субботу он с грустью приносил свою пустую записную тетрадь, роскошно обёрнутую в розовую бумагу, оклеенную золотыми и серебряными звёздами, орденами, украшенную разноцветными закладками. 3)Но вот однажды в субботу Петя, не раздеваясь, вбежал в столовую, сияющий, взволнованный, красный от счастья. 4) Он размахивал нарядной записной тетрадью, крича на всю квартиру:
5)- Тётя! Павка! Дуня! Идите сюда скорее! 6)Смотрите, мне поставили отметки! 7)Ах, как жалко, что папа на уроках!
8)И торжественно швырнув тетрадь на стол, мальчик с гордой скромностью отошёл в сторону, как бы не желая мешать созерцанию отметок.
В. Катаев.
Задание 2.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл данного высказывания К.Г.Паустовского «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться»
1)Однажды в редакцию журнала, где работал писатель Борис Степанович Житков, зашёл какой-то иностранец и спросил:
2)— Кто здесь у вас говорит по-английски?
3)— Никто, — на английском языке ответил Житков.
4)— А по-немецки?5)Житков ответил на немецком языке, что и по-немецки здесь никто не говорит.
6)— Тогда, может быть, по-французски?
7)— Нет, никто, — на французском языке ответил Борис Степанович. 8)Иностранец очень расстроился.
9)— А что случилось-то? — спросил Житков.
10)Иностранец, оказывается, заблудился: не может найти дорогу в гостиницу.
11)Житков объяснил ему, как добраться до гостиницы, сначала по-английски, потом по-немецки, наконец, по-французски.
12)— Что же вы меня обманули? 13)Почему сразу не сказали, что говорите по-английски, по-французски, по-немецки?
14)Житков ответил ему:
15)— Когда мы приезжаем в Англию, то там говорим по-английски, во Францию — по-французски, в Германию — по-немецки. 16)А здесь мы все говорим по-русски.
17)И посоветовал иностранцу выучить русский язык.
В. Некрасов.
Задание 3.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл данного высказывания А.М.Пешковского «У каждой части речи свои достоинства»
1)Кто из вас не видел зелёных кустов можжевельника, приятно пахнущих смолою? 2) Растёт можжевельник по закрайкам лесов, по скатам глубоких лесных оврагов. 3)Ветви можжевельника покрыты густой колючей хвоей.
4)Там, где растёт можжевельник, зимою обычно держатся тетерева. 5) Они кормятся смолистыми пахучими ягодами можжевельника, всю зиму висящими на его ветвях.
6)Можжевельник - очень крепкое и сильное деревцо. 7)Розоватая древесина его пропитана душистой смолою. <...> 8)Ветвями можжевельника в деревнях парят новые кадушки, в которых засаливают на зиму огурцы и мочат яблоки. 9)Запах можжевельника придаёт особый приятный вкус домашним солениям.
10)Я очень люблю пышные кусты можжевельника, запах смолы и можжевеловых тёмных ягод, покрытых тонкой смолистой плёнкой. <...>
11)Каждый, кто любит и знает наш русский лес, наверное, не раз любовался можжевеловыми кустами и помнит их чистый смолистый запах.
И. Соколов-Микитов.
Задание 4.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Л.Н.Толстого «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».
Ястребенок Гуль
1)В конце июня шёл мимо музея мальчик с большой корзиной. 2)Из корзины нёсся отчаянный вопль. 3)Это был двухнедельный Гуль, выпавший из гнезда и живший у подобравшего его мальчика.
4)Заинтересованный писком, я увидел нескладное пушистое существо, очень похожее на цыплёнка. 5)Выпущенный мною, он не давался в руки. 6)Ястребёнок, большеголовый, дикий и драчливый, потом всегда, между прочим, выказывал безумное мужество, не считался с силами противника — человека, собаки, котёнка. 7)Если враг, по его мнению, требовал острастки, Гуль яростно кидался на него, издавал свой боевой крик. 8)Но почему-то боялся индеек и однажды обратился в бегство при виде стада этих глупых птиц, сонно проходивших, не желая рассмотреть ястреба.
9)В мире животных меня более всего привлекают птицы. 10)Как мысль человека, они свободны, потому что летают где и когда хотят. 11)У нас, людей, нет этого дара.
По А. Грину.
Задание 5.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Н.А.Добролюбова «Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм».
1)Путешествуя по северным нашим лесам, я не раз видел оляпок, живущих обыкновенно возле чистейших ручьев, ключей и маленьких водопадов. 2) Она шустро перебегает по мелким береговым камешкам и, взмахнув короткими крыльями над самой водой, перелетает с камня на камень. 3)На ваших глазах она вдруг исчезает под быстро текущей водой. 4)Хорошо видно, как, загребая крылышками, оляпка бежит по каменистому дну прозрачного ручья. 5) Пробежав некоторое расстояние, она вылетает из воды и, усевшись на камень, вновь начинает петь свою весёлую песенку.
И.С.Соколов-Микитов.