Контрольно-измерительные материалы для проведения итоговой работы по литературе (5-11 классы)
Контрольно-измерительные материалы для проведения итоговой работы по литературе
Цель проведения работы - проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы, владение речью
Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание итоговой работы определяет Федеральный компонент
государственного стандарта основного общего образования по русскому языку.
Содержание работ соответствует Федеральному государственному
образовательному стандарту основного общего образования
Форма и структура работы
Форма - сочинение. Объём сочинения для 5-6 классов – 100-150 слов, 7- 8 классов-150-200 слов, 9-11 классов- 250-350 слов.
Обучающимся будет предложено несколько тем сочинений, им нужно выбрать только ОДНУ, а затем написать сочинение на эту тему
Продолжительность итоговой работы
На выполнение итоговой работы отводится 90 минут.
Критерии оценивания работы
Итоговые сочинения оцениваются в системе «зачет» или «незачет» по следующим критериям:
1.Соответствие теме (жанру, форме)
2.Аргументация (привлечение литературного материала)
3. Композиция, логика рассуждения
4. Качество письменной речи
5.Грамотность
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 и №2 - в обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объем (Объём сочинения для 5-6 классов – 100-150 слов, 7- 8 классов-150-200 слов, 9-11 классов- 250-350 слов) и написать работу самостоятельно.
Критерий №1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Обучающийся должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Обучающийся должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при том условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
Обучающийся должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Обучающийся должен точно выражать мысли, используя разнообразную
лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность обучающихся.
«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста.
5 - 6 классы – 5 ошибок на 50 слов, 7- 8 классы- 5 ошибок на 80 слов, 9-11 классы- 5 ошибок на 100 слов.
Обучающимся предоставляется бумага для черновика, бумага для ответов. Титульный лист ответов содержит штамп школы, названия работы и данные ученика. Темы сочинения могут быть распечатаны на каждого участника или размещены на доске. Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.
Итоговая работа проводится с 9 .00 в течение 90 минут для 5-8 классов, 130 минут для 9-11 классов. Организатором является педагог, не преподающий русский язык и литературу.
Темы сочинений
Инструкция для обучающихся
Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему.
Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору.
Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарем). Сочинение пишите четко и разборчиво.
5 класс
- Составьте аннотацию на понравившееся произведение за курс 5 класса.
- Дайте своё толкование одному из произведений за курс 5 класса ( И.С. Тургенев «Муму», Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством», Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»)
- Образ времени года в одном из лирических произведений (А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»; Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной», «Весенние воды», А.А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом»)
6 класс
- Отзыв о любом литературном произведении, изученном в 6 классе (Ермолай-Еразм «Повесть о Петре и Февронии Муромских», А.С. Пушкин «Дубровский», М.М. Пришвин «Кладовая солнца»)
- Воспроизведение и толкование одного из лирических произведений за курс 6 класса.
- Уроки доброты (по произведению В. Распутина «Уроки французского»)
7 класс
- Характеристика героя одного из указанных произведений (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», М. Шолохов «Судьба человека», Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
- Анализ лирического произведения за курс 7 класса.
- Рецензия на произведение за курс 7 класса.
8 класс
- Характеристика одного из литературных направлений на примере художественного произведения (Н. М. Карамзин «Бедная Лиза» - сентиментализм, Д.И. Фонвизин «Недоросль» - классицизм, М.Ю. Лермонтов «Мцыри» - романтизм, А.С. Пушкин «Станционный смотритель» - реализм).
- Анализ лирического произведения за курс 8 класса.
- Рецензия по произведению за курс 8 класса.
- Анализ эпизода любого произведения за курс 8 класса.
9 класс
- Роль детали в произведении.
- «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни.
- Роль пейзажа и интерьера в создании образа героя литературного произведения.
10 класс
- Мысль народная в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
- Тема прошлого, настоящего и будущего в литературном произведении (А.П. Чехов «Вишнёвый сад»)
- Петербург Достоевского.
11 класс
- Чем страшен эгоизм?
- Можно ли на войне научиться милосердию?
-Человек и природа в произведениях В. Распутина.
- Свободная тема сочинения.