Контрольно-измерительные материалы для проведения итоговой работы по русскому языку


Контрольно-измерительные материалы для проведения итоговой работы по русскому языку
6 класс
Цель проведения работы - оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 6 класса.
Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание итоговой работы определяет Федеральный компонент
государственного стандарта основного общего образования по русскому языку.
Содержание работ соответствует Федеральному государственному
образовательному стандарту основного общего образования
Форма и структура работы
Итоговая работа состоит из двух частей, которые различаются по форме и количеству заданий, уровню сложности.
Часть 1 (тест) содержит задания с выбором ответа и кратким ответом, часть 2
содержит задания с развернутым ответом.
К каждому из заданий с выбором ответа части 1 работы предлагается
4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Ответы на задания в части 2 работы записываются испытуемым
самостоятельно в развернутой форме.
Задания различаются по форме и уровню трудности, который
определяется характером проверяемого знания, уровнем умения и способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких
интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение,
извлечение, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте) и др. Задания повышенного уровня сложности предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.Распределение содержания работы по видам деятельности
№ Проверяемые умения и виды деятельности Число заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла за всю работу, равного 39
1 Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа 19 30 75
2 Определять тему, основную мысль текста, функционально - смысловой тип текста или его фрагмента 1 1 2,5
3 Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации 1 9 22,5
Итого: 21 40 100
Распределение заданий КИМ по уровням сложности
Уровень сложности заданий Число
заданий Максимальный
первичный
балл Процент от максимального первичного балла за всю работу, равного 40
Базовый 19 19 48
Повышенный 2 21 52
Высокий - - -
Итого: 21 40 100
Продолжительность итоговой работы
На выполнение итоговой работы отводится 90 минут.
Критерии оценивания работы
Правильно выполненная работа оценивается 40 баллами.
Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается 1 баллом.
Задания части 2 оцениваются по критериям в зависимости от правильности
ответа. За правильное выполнение задания 20 выставляется 9 баллов. За полное и
правильное выполнение задания 21 выставляется 12 баллов. Таким образом, завыполнение заданий части 2 испытуемый может получить максимально 21 балл.
Ответы к заданиям части 1(задания1-19)
1-3, 2-3, 3-432, 4-3, 5-2, 6-4, 7-3, 8-1, 9-2, 10-3, 11-2, 12-4, 13-4, 14-3, 15-4, 16-внушительный, внушительного, 17-3;4, 18-понадобилось бы войско, 19- дополнение
Критерии оценивания задания с развёрнутым ответом (задание 20)
№ Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
Ходынское поле, которое некогда располагалось вне города, издавна было связано со столицей. Ещё Екатерина
II заметила это место и приказала воздвигнуть на нём «увеселительные строения». Так появились(2) здесь в честь триумфа над неприятелем праздничные деревянные
постройки. Вскоре в окрестностях Ходынки стали расти каменные дома. Самое известное(3) московское здание той эпохи до сих пор красуется на Ленинградском проспекте. Это знаменитый Петровский подъездной дворец. Автор(1) постройки – архитектор Матвей Казаков, который преобразил Москву своими трудами. В ХIХ веке Ходынка стала использоваться для отдыха горожан. Тут нередко проводились различные выставки.(4) Многочисленные любители скачек, манежных выступлений и бегов основали здесь Беговое и Скаковое поле, и от них пошёл современный Московский ипподром. На этих полях были проведены первые соревнования велосипедистов. К1Соблюдение орфографических норм Орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при заполнении пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов 4
Допущено не более двух ошибок 3
Допущено 3-4 ошибки 2
Допущено 5 ошибок 1
Допущено более 5 ошибок 0
К2Соблюдение пунктуационных норм Пунктуационных ошибок нет 3
Допущена 1-2 ошибки 2
Допущено 3 ошибки 1
Допущено более трёх ошибок 0
К3 Правильность списывания текста Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом).
ИЛИ
Допущено не более 3 описок и ошибок следующего характера:
1) Изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической
или грамматической ошибке).
2) В переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово 2
Допущено не менее 4 описок и ошибок, но не более 7 описок и ошибок следующего характера:
1)Изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке).
2)В переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово 1
Допущено более 7 описок и ошибок следующего характера:
1)Изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке).
2)В переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово 0
Максимальный балл 9
Критерии оценивания задания 21 (языковые разборы)
Фонетический разбор
АВТОР
А – [а′],гласный, ударный.
В – [ф],согласный, глухой, твёрдый.
Т – [т], согласный, глухой, твёрдый.
О – [а],гласный, безударный (допустимо [ъ],редуцированный заударный).
Р – [р],согласный, звонкий (допустимо сонорный),твёрдый.
5 букв, 5 звуков, 2 слога.
Морфемный разбор
ПОЯВИЛИСЬ
по- – приставка
-яв- – корень
-и- – суффикс
-л- – суффикс
-и- – окончание
-сь- – постфикс (суффикс).
Морфологический разбор
(Самое) ИЗВЕСТНОЕ
Имя прилагательное, обозначает признак предмета.
Начальная форма – известный.
Качественное.
Употреблено в полной форме, в превосходной степени(форме) сравнения.
Употреблено в форме именительного падежа среднего рода единственного числа.
В предложении является определением.
Синтаксический разбор
Тут нередко проводились различные выставки.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное.
Грамматическая основа: проводились (сказуемое) выставки (подлежащее).
Предложение распространённое.
Второстепенные члены предложения:
Различные (выставки) – определение.
Нередко (проводились) – обстоятельство.
Тут (проводились) – обстоятельство.
К1Выполнение фонетического разбора Разбор выполнен верно 3
При разборе допущена одна ошибка 2
При разборе допущено две ошибки 1
При разборе допущено более двух ошибок 0
К2Выполнение морфемного разбора Разбор выполнен верно 3
При разборе допущена одна ошибка 2
При разборе допущено две ошибки 1
При разборе допущено более двух ошибок 0
К3 Выполнение морфологического разбора Разбор выполнен верно 3
При разборе допущена одна ошибка 2
При разборе допущено две ошибки 1
При разборе допущено более двух ошибок 0
К4Выполнение синтаксического разбора предложения Разбор выполнен верно 3
При разборе допущена одна ошибка 2
При разборе допущено две ошибки 1
При разборе допущено более двух ошибок 0
Максимальный балл 12
Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»
Общий балл 0-17 18-24 25-32 33-40
Обучающимся предоставляется контрольно-измерительный материал, бумага для черновика, бумага для ответов. Титульный лист ответов содержит штамп школы, названия работы и данные ученика.
Итоговая работа проводится с 9 .00 в течение 90 минут. Обучающиеся распределяются по кабинетам по 1 человеку за партой. Организатором является педагог, не преподающий русский язык и литературу.
При подготовке к экзамену рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Минобрнауки России и включенные в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Демоверсия работы
Часть 1
1. Укажите ОШИБОЧНОЕ суждение.
1) В слове ПРОШЁЛ ударный гласный звук – [о́].
2) В слове ПОДЪЕЗД одинаковое количество букв и звуков.
3) В слове ПОДТАЩИТЬ третий звук – [д].
4) В слове СБЕРЕЧЬ первый звук – [з].
2. Какое слово образовано приставочным способом?
1) заплыв
2) безрукавка
3) невкусный
4) беспокойный
3. Установите соответствие между выделенным в предложении словом и
частью речи: определите, к какой части речи относится выделенное слово в каждом предложении.
СЛОВО
А) Соседи сбирались построить ТАКОЙ же дом, какой был у бабушки.
Б) До посёлка от станции на лошадях добираться было ТРОЕ суток.
В) Небо над головой было ЯСНО, солнце стояло в зените.
ЧАСТЬ РЕЧИ
1) наречие
2) прилагательное
3) числительное
4) местоимение
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В

4. В характеристике какого выделенного слова допущена ОШИБКА?
1) МОСКОВСКОЕ (время) – относительное прилагательное.
2) ЗАБИЯКА – существительное общего рода.
3) ПЯТЕРЫХ (спортсменов) – порядковое числительное.
4) СЕБЕ – возвратное местоимение.
5. В каком случае в форме слова допущена ОШИБКА?
1) с пятьюстами рублями
2) быстрое кенгуру
3) более мощный
4) в две тысячи первом году
6. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) отт…рают, ум…рли2) погл…тить, препод…вать
3) приг…реть, к…саться4) пол…гаться, выр…щенный
7. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) за…грал на скрипке, без…нициативный юноша
2) бе…покойный, во…гордился
3) пр…открыть, пр…соединить
4) под…брать, нез…долго
8. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) ш…рох, флаж…к
2) ш…лковый, за плеч…м
3) печ…нка, крольч…нок
4) парч…вый, увлеч…тся9. В каком ряду в обоих словах пропущен Ь?
1) схватиш…ся, зачин…щик
2) обознач…те, молодёж…
3) бубен…чик, шест…сот
4) (дуб) могуч…, (конская) упряж…
10. В каком ряду на месте пропуска в обоих словах пишется НН?
1) песча…ый берег, были…ый богатырь
2) румя…ые щёки, болезне…ые ощущения
3) отечестве…ые товары, безукоризне…ое произношение
4) организацио…ые меры, серебря…ый браслет
11. В каком ряду оба слова пишутся слитно?
1) (ни)кем, (что)то
2) (ни)кому, (не)кто
3) (не)чего, кто(то)
4) (ни)чем, не(в)чем
12. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1) совет…вать, проигр…вать
2) рад…вать, отпляс…вать
3) отсвеч…вать, ноч…вать4) расклад…вать, распут…вать13. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1) в соседн…м подъезде, в пятидесят… шагах
2) на дуэл…, он посе…т рожь
3) в музе…, вас никто не обид…т4) В Германи…, со средн…м достатком
14. В каком предложении ставится ОДНА запятая (запятые не расставлены)?
1) Балаклавская бухта − одна из самых красивых бухт на Чёрном море удобная гавань место стоянки крейсерских и гоночных яхт.
2) Она защищена горами от ветра извилиста узка и глубока.
3) При входе в бухту скалистый берег делает несколько поворотов и со стороны открытого моря гавань вообще не видна.
4) Туристов в Балаклаву привлекают тёплое море и живописные скалы с гротами у мыса Айя.
Прочитайте текст и выполните задания 15–19.
(1)В поэме «Илиада» великий Гомер назвал Трою самым могущественным вАзии городом-государством. (2)Поэт указал, что на её штурм ахейцами было
направлено сто тысяч вооружённых воинов. (3)Но археологи долгое время
считали, что Гомер существенно приукрасил мощь города. (4)Ведь площадь
Трои, развалины которой обнаружил в 1873 году Генрих Шлиман, составляла
всего 20 тысяч квадратных метров и оказалась ничтожно мала по сравнению
с площадью известных археологам крепостей того периода. (5)То есть дляштурма города вовсе не требовалось столь внушительного греческого войска.
(6)И только в конце двадцатого века в ходе раскопок под руководством
Манфреда Корфмана, известного учёного-археолога, была обнаружена не
замеченная Шлиманом нижняя часть Трои площадью почти 300 тысяч
квадратных метров. (7)Эта часть была когда-то плотно застроена, хорошо укреплена, а также окружена двумя глубокими рвами. (8)Ахейцам понадобилось бы огромное войско, чтобы преодолеть такую мощную оборону.
15. Какое утверждение в наибольшей степени отражает основную мысль текста?
1) Древняя Троя, по утверждению Гомера, некогда была самым могущественным городом-государством в Азии.
2) Археолог Манфред Корфман обнаружил в ходе раскопок, проводившихся в районе Трои, нижнюю часть этого древнего города.
3) Нижняя, бо́льшая по площади часть древней Трои была так велика и настолько сильно укреплена, что взять город можно было лишь силами не менее ста тысяч человек.
4) Археологи долго считали, что Гомер в «Илиаде» преувеличил мощь Трои, однако обнаруженная экспедицией Корфмана нижняя часть Трои изменила взгляды учёных.
16. В предложениях 4–5 найдите слово, являющееся синонимом к слову ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ. Напишите это слово.
Ответ: ___________________________
17. Среди предложений 3–7 найдите сложное(-ые) предложение(-я). Напишите
номер(-а) этого (-их) предложения(-ий).
Ответ: ___________________________
18. Из первой части сложного предложения 8 выпишите грамматическую основу.
Ответ: ___________________________
19. Каким членом предложения является выделенное слово?
То есть для штурма города вовсе не требовалось столь внушительного
греческого ВОЙСКА.
Ответ: ___________________________
Часть 2
Задания 20 и 21 выполняются на основе представленного ниже текста.
Для ответа на задания 20 и 21 используйте отдельный лист. Запишите
сначала номер задания (20 или 21), а затем выполните его. Ответы
записывайте чётко и разборчиво.
20. Перепишите текст. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы.
Раскройте скобки. Восстановите слитные, раздельные и дефисные написания.
Расставьте пропущенные знаки препинания.
Ходынское поле к…торое некогда ра…пол…галось вне города
изд…вна было связано со столицей. Ещё Екатерина II замет…ла это место и
пр…казала во…двигнуть на нём «ув…селительные строения». Так
по…вились(2) (з/с)десь в честь триумфа над не…пр…ятелемпраз…нич…ные деревя…ые постройки. (В)скоре в окрес…ностях Ходынки
стали р…сти каме…ые дома. Самое извес…ное(3) московское (с/з)дание той
эпохи до…сих пор красует…ся на Ленинградском проспекте. Это
знам…нитый Петровский под…ездной дворец. Автор(1) постройки Матвей
Казаков, арх…тектор чьими трудами пр…обр…зилась Москва.
В ХIХ веке Ходынка стала и…пользоват…ся для о…дыха горожан. Тут
нере…ко проводились различ…ные выст…вки(4). Много…числе…ыелюбители скач…к манежных выступлен…й и бегов осн…вали (с/з)десьБеговое и Скаковое поле и от них пош…л совреме…ый Московский
ипподром. На этих полях были пров…дены первые сор…внованияв…лос…педистов.
21. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 20 языковые разборы:
(1) – фонетический разбор;
(2) – морфемный разбор;
(3) – морфологический разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения.