Сложные предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения


Автор: учитель русского языка и литературы Мажитова Ж.Д.
Саумалкольская школа №1, Казахстан, Северо-Казахстанская область, Айыртауский район, с.СаумалкольТема: Сложные предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложенияЦель: формирование знаний о союзных и бессоюзных сложных предложениях
Задачи:
Обучающие:
- обеспечить формирование знаний о сложном предложении;
-создать условия для применения полученных знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач.
Развивающие:
- развивать умственные действия как интеллектуальные явления (обобщение, анализ); речь учащихся.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию у детей личностных качеств, обеспечивающих успешность индивидуалистической и творческой деятельности.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок – исследование
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, карточки, памятки
Ход урока :I. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности рабочих мест учащихся к началу урока. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесёт вам радость общения друг с другом.
- Сегодня на уроке вам предстоит активно потрудиться. Начнём наш урок со словарной работы
II.1. Словарный диктант «Узнай слово по лексическому значению»( слайд 2)
маленькая книжечка, листы которой скреплены иголочками (брошюра)
группа экспертов, присуждающих премии на выставках, конкурсах (жюри)
прибор в виде раскрывающегося в воздухе большого зонта для прыжка с самолёта или спуска с него груза (парашют)
обращение к кому-нибудь, призывающее удовлетворить какие-нибудь нужды, желания (просьба)
служебное сообщение, донесение младшего по званию (рапорт)
военное приветствие, отдание почестей кому-нибудь выстрелами, ракетами, выкидыванием флага. (салют)
раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки (пунктуация)
раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения (синтаксис) 2. Игра « Кто я?» (Слайд 3) 
Я – главное средство выражения мысли. Имею грамматическую основу и интонацию законченности. Кто я?
Я – предложение. Содержу рассказ о чём-то, сообщение, информацию. В конце меня ставится точка. Кто я?
Я – предложение. Я заключаю в себе вопрос. В конце меня ставится вопросительный знак. Кто я?
Я – предложение. Содержу просьбу, приказание, совет, призыв. В конце меня ставится восклицательный знак. Кто я?
Я – предложение. Выражаю сильные чувства говорящего: радость, огорчение. Как меня называют?
Я – предложение. Состою только из главных членов предложений. Как меня называют?
Я – предложение. Во мне есть не только главные члены предложения,но и второстепенные. Как меня называют?
Я – предложение. Имею 1 грамматическую основу. Как меня называют? А как называют предложение с 2 или более грамматическими основами?
-Молодцы. Давайте так же дружно продолжим наше знакомство со сложными предложениями. III. Работа по теме урока « Сложное предложение»( записать в тетрадях темы урока ).Разобрать примеры, данные на слайдах. Поиск грамматической основы и составление схем сложных предложений
- По какому признаку можно разделить сложные предложения на группы? (Союзные, бессоюзные) 
- Можно ли по схемам отличить сложное предложение союзное от бессоюзного?
[ ], и [ ]. [ ] , [ ]. - У вас на партах конверты с заданием. Выпишите сложные союзные предложения, подчеркните грамматические основы. Прежде чем преступить к работе , обсудите с товарищем ваше решение. Составьте схемы предложений.  IV.Работа по развитию речи. 1) Упражнение «Правильное употребление союзов». Учитель зачитывает предложения, учащиеся замечают речевые ошибки. Наступило утро, а туристы отправились в поход. Солнышко ещё не взошло, и на дворе уже светло. Вода в реке Волге поднялась, но Волга стала широкой, как море. 2) Выполнение упражнения 189. Составьте из простых предложений сложные с союзами и, а, но, запишите. Затем проходит коллективное обсуждение правильности употребления союзов. - Как разделяются части сложного предложения? А как определить место постановки запятой? Выслушиваются ответы детей. Пока продолжается обсуждение, как не ошибиться при постановке запятой.V. Коллективное составление алгоритма по постановке запятой в сложном предложении.- С чего стоит начать? 1.Найди грамматическую основу предложения - Что нам это даст? ( Мы поймем сложное ли перед нами предложение) - Как мы докажем, что предложение сложное? 2.Определи, сколько частей в данном предложении (количество частей соответствует количеству грамматических основ) - Итак, мы нашли в предложении грамматические основы. Их оказалось – две. Вывод: мы имеем сложное предложение, состоящее из двух простых. 3.Найди союз, который связывает части сложного предложения - Два простых предложения в составе сложного связывает союз. 4.На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую.Рассмотрение примера. 1. В предложении – Ветерок перебирает пеструю листву, и в нем уже чувствуется осенняя прохлада. - две грамматические основы: а) ветерок перебирает; б) прохлада чувствуется. 2. Это сложное предложение, в нём две части. 3. Части сложного предложения связывает союз и. 4. Первая часть сложного предложения заканчивается словом листву. После этого слова перед союзом и ставим запятую. В ходе работы над алгоритмом составляется памятка. Памятка Учись применять правило 1. Найди грамматическую основу предложения. 2. Определи, сколько частей в данном сложном предложении (количество частей соответствует количеству грамматических основ предложения). 3. Найди союз, который связывает части сложного предложения. 4. На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую. VI. Закрепление. - Пользуйся памяткой, докажите правильность постановки знаков препинания - Для закрепления нового навыка из части сложного предложения составьте полное предложение. Подсказкой послужит схема. VII. Итог урока- Какую роль выполняют союзы в сложных предложениях? - В каких случаях запятая перед союзом не ставится? - В каком месте сложного предложения запятая ставится? Домашнее задание: составить три сложных предложения с различными союзами. Выполнить упр.190Рефлексия
Учитель: А сейчас я передаю слово корреспонденту Мусиенко А.из информационно-познавательной передачи «Итоги»
- Добрый день, дорогие учащиеся 5 «А» класса. Вы смотрите информационно- познавательную передачу «Итоги». Сегодня ребята 5 класса исследовали тему «Сложное предложение» Теперь они знают, что сложным предложением называется предложение, в котором две и более грамматических основ. Напомним, что части данных предложений связываются союзами а, и, но, что, чтобы, потому что, когда. Между частями сложного предложения ставится запятая.
И в завершение нашего выпуска хотим поблагодарить учащихся за внимательность и старания на уроке. До новых встреч! (Мусиенко А. )