Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по заданным условиям. Отрезки и дуги.


Занятие 6
Тема. Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по заданным условиям. Отрезки и дуги.
Цель: познакомить учащихся с отрезком, его отличием от прямой линии, обозначением отрезка точками, черточками, другими предметами.
Характеристика учебной деятельности: чертить отрезки, находить отрезки в составе различных фигур, считать количество отрезков; конструировать из счетных палочек фигуры и цифры почтового индекса.
Оборудование: С.И.Волкова «Математика и конструирование» 1 класс, рисунок карандаша, счетные палочки.. Организационный момент
. Актуализация знаний
Ученый ластик и Резиночка спрашивают (рисунок):

- Какие бывают прямые?
У детей рисунки
310515130175
- Как называется прямая на первом рисунке?
- Начертите горизонтальную прямую (через точки).
- Как называется прямая на втором рисунке?
- Начертите вертикальную прямую (через точки).
. Работа по теме занятия
50063401517651) Геометрическая сказка об отрезке.
На доску вывесить рисунок карандаша (Приложение 2).
- Жил-был Карандаш. Был он любознательным, т.е. хотел всё знать. Увидит какую-нибудь линию и непременно спросит: «Как эта линия называется?» Вышел однажды Карандаш на прямую линию и пошел по ней. Шел-шел по прямой, долго шел. Устал. Остановился и говорит:
- Долго я буду еще идти? Скоро ли конец прямой?
Засмеялась Прямая:
- Эх ты, Карандаш! Ты не дойдешь до конца: разве не знаешь, что у прямой нет конца?- Тогда я поверну назад, - сказал Карандаш, - я, наверное, пошел не в ту сторону.
- И там конца не найдешь. У линии совсем нет концов.
Прямая даже спела песенку про себя:
Без конца и края
Линия прямая.
Хоть сто лет по ней идти,
Не найдешь конца пути!
Опечалился Карандаш, узнав, что у линии совсем нет концов:
- Как же быть? Что же мне так и придется идти и идти без конца?
- Ну, если ты не хочешь идти без конца, то отметь на прямой 2 точки, подсказала Прямая.(Учащиеся отмечают на прямой цветным карандашом 2 точки - № 1 стр. 20, учитель показывает на доске)- Ура! – закричал Карандаш, - появились 2 конца, теперь я могу гулять по прямой линии от одной точки до другой.
(Учащиеся в тетради выделяют отрезок цветным карандашом, учитель на доске – цветным мелом)
- Что это получилось из прямой? Как называется фигура?
- Это мой отрезок, - улыбнулась Прямая.
- Отрезок прямой, отрезок прямой, - с удовольствием повторил Карандаш, прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого.
Вывод: прямая бесконечна, она не имеет концов, но если прямую ограничить с двух сторон, то получится отрезок прямой, или просто отрезок.
2) № 2 стр. 20 – вычерчивание отрезков.
- Сколько отрезков у вас получилось?
- Который по счету вертикальный отрезок?
3) № 3 стр. 21 – устная работа
- Назовите фигуры, изображенные на рисунке. Сравните их.
- Прямую можно разделить на бесконечное число отрезков. Поставьте на прямой в № 3 три точки. Сосчитайте, сколько отрезков у вас получилось?
4) Закрепление понятия отрезок.
На доске рисунок.

- Сколько фигур нарисовано?
- На какие группа можно разделить эти фигуры?
а) № 4 стр. 21.
б) № 6 стр. 21.
V. Конструирование из счетных палочек.
№ 5 стр. 21.
V. Итог занятия.
- С какой фигурой познакомились?
- Как ее получить?