Внеклассное мероприятие по физике ко Дню космонавтики


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.Чирский Советского района Ростовской области

Учитель физики: Малахова Н.А.
П. Чирский, 2016 год.
Комментарии к мероприятию.
Данное мероприятие проводится среди учащихся 9-11 классов в преддверии даты 12 апреля. Может проводиться на уроке или в вечернее время. Классная комната украшена плакатами, рисунками детей младших классов, стенгазетами учащихся 7-11 классов по данной теме. Учащиеся 1-5 классов рисуют рисунка до проведения мероприятия. Учащиеся 7-11 классов рисуют стенгазеты за неделю до ме6роприятия. Рисунки и стенгазеты оцениваюся.
Оборудование: интерактивная доска или экран, компьютер, колонки, проектор.
Все мероприятие сопровождается презентацией. Вначале звучит песня «Земля в иллюминаторе»
Эпиграф. (Слайд 1)
«Жить и верить - это замечательно,
Перед нами небывалые пути,
Утверждают космонавты и мечтатели
Что на Марсе будут яблони цвести».
Учитель: (Слайд 2), (Слайд 3)
12 апреля наша страна отмечает день космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать «что тут особенного»? Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике.
Ученик 1 (Слайд 4). С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.
Мысли о проникновении человека в космическое пространство совсем недавно считались нереальными. И все же полет в космос стал реальностью потому, что ему предшествовал и, по-видимому, сопровождал его полет фантазии.
Когда человек фантазировал, придумывал ковры-самолеты, он тем самым в мыслях воссоздавал желаемое. Так, уже в 1634 году Иоганн Кеплер в книге «Сон» даёт описание фантастического посещения Луны, а во второй половине 19 века вышло несколько десятков научно-фантастических книг с описанием космических путешествий, в том числе широко известная книга Жюля Верна «Из пушки на Луну». (1867 г.)
Ученик 2. (Слайд 5) А вот известный революционер Николай Иванович Кибальчич впервые в 1881г. высказал мысль об использовании ракет для космических полётов и предложил прообраз современных пилотируемых космических средств. Сидя в тюрьме по политическим мотивам за причастность к убийству царя Александра II, незадолго до казни, он закончил проект проникновения человека во Вселенную.
Ученик 3. (Слайд 6) Вскоре после казни Н.И. Кибальчича принял от него эстафету покорения воздушного океана и космического пространства Константин Эдуардович Циолковский.
– Циолковский К.Э. (1857-1935), российский учёный и изобретатель, основоположник современной космонавтики. Труды в области аэро- и ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля. Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения, нашёл ряд важных инженерных решений конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя.
Ученик 2. (Слайд 7)Иван Всеволодович Мещерский (1859-1935) родился на два года позже К.Э. Циолковского. О его материальном положении и отношении к учебе в Архангельской гимназии можно судить по документу, из которого видно, что педагогический совет гимназии, учитывая блестящие успехи и «недостаточное состояние» юноши, освобождал его от платы за обучение и поддерживал небольшой стипендией. Так получил образование один из крупнейших русских механиков, посвятивший всю свою творческую деятельность созданию основ механики тел переменной массы, которые сыграли столь значительную роль в развитии ракетостроения, поставили его имя в одном почетном ряду имен покорителей космоса.
Ученик 4. (Слайд 7)А вот Фридрих Артурович Цандер всю свою жизнь посвятил практической реализации идеи осуществления космических полетов. Он создал школу теории и конструирования реактивных двигателей, воспитал много талантливых последователей этого важного дела. Он не дожил до дня запуска ракеты с его реактивным двигателем ДР-2, проложившей первую космическую трассу.
Ученик 5. (Слайд 7) Неоценимый по значимости вклад в развитие космонавтики в нашей стране внес академик Мстислав Всеволодович Келдыш. «Выдающийся ученый современности», «Ученый космической эры» – так были озаглавлены статьи в газетах о М. В. Келдыше. Он возглавил решающий участок работ по изучению и освоению космоса. Выявление новых научных и технических задач, новых горизонтов в исследовании космического пространства, Луны, планет Солнечной системы, развитие космической техники, формирование комплексных научно-технических программ, разработка принципиально новой научной аппаратуры, динамики и управления полетом, вопросы организации и управления полетом — вот это далеко не полный круг деятельности М.В. Келдыша.
Ученик 1. (Слайд 8,9) В то время не называли имя дважды Героя Социалистического Труда, академика, Главного конструктора космических кораблей Сергея Павловича Королева. Сегодня о нем знает каждый. Королёв С.П. (1907-1966), российский учёный и конструктор, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда. Под руководством Королёва созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, спутники различного назначения («Электрон», «Молния-1», «Космос», «Зонд» и др.), космические корабли «Восток», «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полёт человека и выход человека в открытый космос.
В 1932 году под руководством С.П.Королёва была создана группа изучения реактивного движения, которой принадлежит выдающаяся роль в разработке основ техники для космических полётов. Эта группа 17 августа 1933г. провела первый успешный запуск жидкостной ракеты «ГИРД-09», который показал, что создание ракет для космических полётов в принципе возможно.
Ученик 2. (Слайд 10) Практическое освоение космоса началось 4 октября 1957 г. – был запущен первый ИСЗ. Масса «Спутника-1» была 83.6 кг.  Первый наш разведчик Вселенной производил измерение плотности атмосферы, собрал первые данные о распространении волн в атмосфере. Были проверены экспериментально теоретические расчеты и технические решения, положенные в основу проектирования ракет и спутников.
Ученик 1.3 ноября 1957 года – запущен второй искусственный спутник, в его кабине была собака Лайка, снабженная всем необходимым для жизни.. Это было начало космической биологии.
Ученик 3. (Слайд 10)14 сентября 1959 г. на Луну в окрестность кратера Архимеда, восточнее Моря Ясности, был доставлен вымпел нашей Родины. Это было началом систематического исследования Луны.
Ученик 4. (Слайд 11, 12)20 августа 1960 года запущен космический корабль, на борту – собаки Стрелка и Белка.
Ученик 5. (Слайд 13) 12 апреля 1961 года – день полета первого в мире космонавта, гражданина России Юрия Гагарина. День 12 апреля стал большим всенародным праздником в честь летчиков-космонавтов, конструкторов, инженеров, служащих и рабочих, которые создают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли.
Ученик 6. (Слайд 13)12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле «Восток» совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин. Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности. В этом созвездии имен одни из самых ярких - имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина и имя главного конструктора - академика Сергея Павловича Королева.Учитель . Давайте перенесемся на 55 лет назад и узнаем, как это было..
Видеофильм.
(Слайд 14, 15) По тропе, проложенной Гагариным, в космические дали устремились один за одним «Востоки», «Восходы», «Союзы», «Салюты» и «Прогрессы». Их пилотировали Герман Титов и Андриан Николаев, Алексей Леонов и Валентина Терешкова, Константин Феоктистов, Светлана Савицкая и еще более двухсот космонавтов-исследователей.
Ученик 1. (Слайд 16,17) Первые полеты в космос – это великие дерзания человеческого ума, таланта, мужества.
Ученик 2. Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но, прежде всего - чисто человеческий.
Учитель. «Мы – дети Земли» – эти слова произнес Ю. А. Гагарин после того, как за 108 минут он облетел всю нашу планету. Она показалась ему прекрасной и ... маленькой. Попав в безбрежный океан космоса, и наблюдая в иллюминаторах «алмазные россыпи ярких холодных звезд», Юрий Алексеевич Гагарин первым увидел со стороны нашу Землю.
Мы – дети Земли... Мы только стоим на пороге новой космической эры. Несмотря на то, что после первого полета человека к звездам на околоземных орбитах побывали уже сотни людей из разных государств, мы делаем в космосе лишь первые шаги. В развитии нашей цивилизации наступило время, которое предсказывал на пороге XX века К. Э. Циолковский: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство». Отныне и навсегда мы тесно связали свою жизнь и свое будущее с космосом, стали на путь, ведущий к овладению неисчерпаемыми ресурсами Вселенной.
Ученик 3
Кто полетел к планетам первый?Какой в апреле праздник раз в году?О космосе слагаются легенды,Герои - космонавты на виду!
Им на земле спокойно не живётся,Их почему - то вечно тянет в высь,Им звёзды покоряются, сдаются,На их погонах золотом зажглись.
Прекрасно знает с детства мальчик каждый,Гагарин Юрий - космоса герой,Ведь космонавтом не рождаются однажды,Он может рядом быть с тобой или со мной.
И вновь в неведомые далиКорабль космический взлетит...Пусть сбудется, о чём во сне мечтали,Летите, дети, в небо, путь открыт!