Урок по русскому языку для 8 класса Второстепенные члены предложений


Тема. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение.
Цели: систематизировать знания учащихся о второстепенных членах предложениях; углубить понятие об определении и дополнении; развивать умения выделять из текста прямые и косвенные дополнения, выраженные разными частями речи; дать понятие о согласованных, несогласованных, распространенных определениях.
Оборудование: учебник, схема, таблица.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
І. Организационный этап
ІІ. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
— Какие части речи могут выступать в роли подлежащего?
— Сколькими словами-глаголами может выражаться простое сказуемое?
— Какие слова могут употребляться вместо вспомогательного глагола?
2. Практическая работа
Закончите данные предложения и запишите их. Устно дополните ответ своими примерами.
• Простое сказуемое отличается от составного тем, что в нём…
• Простое глагольное сказуемое может быть выражено фразеологизмом, в котором…
• В составном сказуемом есть две части: …
• В составном глагольном сказуемом основная часть выражается...
• Основная часть составного именного сказуемого может быть выражена...
ІІІ. Мотивация учебной деятельности
У ч и т е л ь. Смысл предложения связан со значением имеющихся в нём членов предложения, находящихся в отношениях «определяемое — определяющее». Одно слово определяется другим словом (словами), которое в свою очередь, может определяться третьим словом и т. д.
В результате связи и взаимодействия значений главных и второстепенных членов возникает новое смысловое единство — предложение.
— Назовите, какие второстепенные члены предложения вы знаете, чем они отличаются друг от друга?
— Как определить вид второстепенного члена предложения?
Разбор предложения (неполный).
Запишите предложение: На улице дул пронзительно-холодный ветер, и я повязал на шею свой слегка уже заношенный шарф из верблюжьей шерсти.
— Подчеркните грамматическую основу. Это простое или сложное предложение?
— А теперь определите вид каждого второстепенного члена предложения.
— Выпишите все возможные словосочетания с главным словом шарф.

IV. Изучение нового материала
1. Объяснение учителя
— Во всех трех словосочетаниях зависимое слово является определением. Определите вид связи в этих словосочетаниях. (Подчинительное.) Укажите способ подчинительной связи. (1-е и 2-е словосочетание — согласование; 3-е —управление.)
— Вспомните, что значит согласование. (Главное и зависимое слова сочетаются в роде, числе и падеже.) Такие определения и называются согласованными. Какими частями речи они выражены? Откройте учебник и прочитайте, какими частями речи обычно выражаются согласованные определения.
— Чем выражено определение в 3-м словосочетании? (Из шерсти — существительное с предлогом + прилагательное.) Это несогласованное определение. Прочитайте на с. 224, какими частями речи выражаются несогласованные определения.
2. Работа по схемам (слайд 1,2)
— Второстепенные члены обычно распространяют грамматическую основу предложения, но могут относиться и к другим второстепенным членам. В предложении с одним главным членом второстепенные члены относятся к нему.
Например:
1) Ясное, без единого облачка небо поднималось над теплоходом (Д. Грани).
2) В лесу огонь пожара бураном размело (Д. Кедрин).
— Чтобы определить вид второстепенного члена предложения, нужно найти слово, от которого он зависит, выяснить, что он обозначает, на какой вопрос отвечает и какой частью речи выражен.
2. Коллективная работа с таблицей
Учащиеся дают характеристику второстепенных членов предложения с опорой на таблицу. (слайд 3)
Второстепенные члены предложения
2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Практическая работа
Прямое дополнение (слайд 4)
• Составьте предложения с данными словосочетаниями. От чего зависит падежная форма прямого дополнения?
Понял задачу — не понял задачи; принёс тетрадь — не принёс тетради; выполнил упражнение — не выполнил упражнения; отгадал загадку — не отгадал загадки; обеспечил успех — не обеспечил успеха; нарушал порядок — не нарушал порядка.
- Сделайте вывод: чем отличается прямое дополнение от косвенного. Прочитайте определение в учебнике.
Определение (слайд 4)
• К выделенным словам подберите из скобок подходящее по смыслу определение.
• Предложения запишите. Над согласованными определениями надпишите с., над несогласованными — н. с.
1) Дорожки устилали осенние листья (золотые, из золота).
2) Тётя относилась к Наташе с любовью (материнской, матери).
3) Мы ели свежий кисель (вишнёвый, из вишни).
4) Инструменты положили кипятить (хирурга, хирургические).
5) Одежда вся промокла. Одежда продаётся в магазине (детская, ребенка).
• Объясните разницу в значении словосочетаний инструменты хирурга и хирургические инструменты. Являются ли они синонимами?
2. Распределительный диктант.
— Какие определения называются согласованными, а какие несогласованными?
— Распределите словосочетания по столбикам:
Согласованные Несогласованные
— Сильным учащимся, усвоившим тему учитель предлагает по работать у доски по индивидуальным карточкам-заданиям, чтобы затем коллективно проанализировать выполненные задания, таким образом закрепить новый материал.
Д и к т а н т
Светло-русые волосы, пятнадцатая страница, лодка с парусом, дайте книгу поинтереснее, яйца всмятку, желание нравиться, сочные плоды, остывающий чай, сестрина книга, обрывистый берег, привычка останавливаться, мальчик семи лет.
К а р т о ч к а № 1
Замените именные словосочетания с согласованными определениями именными словосочетаниями с несогласованными определениями.
О б р а з е ц: стальной нож — нож из стали.
Кожаный портфель, фарфоровая посуда, черноглазый мальчик, седобородый старик, осенние дни, птичьи голоса.
К а р т о ч к а № 2
Укажите, в каком словосочетании употреблено согласованное определение, а в каком — несогласованное.
Соседняя комната, дом брата, крыша сарая, деловой человек, восьмилетний мальчик, храбрость воина, выполненный план.
Проверка с подробным анализом.
4. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Беседа
— Какие второстепенные члены предложения вам известны?
— Что такое дополнение?
— Что такое определение?
— От чего зависит падежная форма прямого дополнения?
2. Заключительное слово учителя (слайд 6)
— Второстепенные члены предложения, явившиеся на приём к Синтаксису, быстро заняли свои места на стульях с надписями: «дополнение», «определение», «обстоятельство».
Синтаксис уже начал речь, когда увидел, что форма у дороги до сих пор не садится.
— Занимайте скорее место, — предложил Синтаксис.
— А я не знаю, куда садиться, — отвечал смущенный член предложения.
— Как не знаете? — удивился Синтаксис. — Вы отвечаете на вопрос где? и обозначаете место — садитесь на стул Обстоятельства.
— Но я отношусь к слову дом (дом у дороги), отвечаю ещё на вопрос какой? И поэтому должен быть ещё и Определением, ведь слово дом — предмет, а не действие.
— Вот загвоздка, — проговорил Синтаксис, — это и Определение, и Обстоятельство вместе? А садитесь-ка Вы на два стула!
Так и сидят на двух стульях члены предложения, совмещающие в себе два значения: дополнения и определения (мысль о поездке — о чём? какая?), дополнения и обстоятельства (оповестить через газету — через что? как?), определения и обстоятельства (дом у дороги — какой? где?).
Одно значение член предложения имеет сам, а второе приносит слово, к которому он относится.
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал по теме урока.
2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.
Используемая литература
Русский язык. 8кл. В 2 ч. Учебник для общеобразоват. учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. М.: Мнемозина, 2013.
Русский язык. 8 класс: Поурочные планы по учебному комплексу под ред. В.В. Бабайцевой / Авт.-сост. М.Е. Кривоплясова. — Волгоград: Учитель, 2005. — 269 с.
И.П. Васильевых «Уроки русского языка в 8 классе». Пособие для учителя.
Фефилова Г. Е. Все уроки русского языка. 8 класс. — Х. : И зд. группа «Основа», 2 009. — 3 19, [1] c. : ил., табл. — (Серия «12-летняя школа»).
Учитель МАОУ Гимназия №2 г. Балаково Гвоздева С. В.