Конспект:«Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложений», 5 класс
Урок русского языка по теме: «Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложений», 5 класс.
1.Организационный момент.
Я бы хотела начать урок с эпиграфа:
Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. А.Дистервег- Как вы понимаете эти слова ?- Я вам желаю, чтобы сегодня вы применили все знания и добились успехов.
Предлагаю сегодня поработать в группах (каждая группа получает маршрутный лист с заданиями (Приложение №1) и лист индивидуальных достижений (Приложение №2))
2. Мотивация учебной деятельности.
- Однажды в тетради ученика я прочла такое сочинение:
Слайд 1
Стояла зима .Летели снежинки. Солнце не было. Было холодно. Лежали сугробы.
- Я очень расстроилась и сказала об этом ученику, а он не понял, почему я огорчилась. Может, вы подскажете? ( ответы учащихся, в которых есть понятие второстепенные члены предложения)
- Слышали ли вы такие выражения: это второстепенный материал, второсортный продукт?
- Какие эмоции у вас вызывают эти выражения? Какие вещи называют словами « второсортный», «второстепенный»?
- В слове « второстепенный» есть часть «второ», значит ли это, что такие члены предложения не сильно нужны?
3.Целеполагание.
- Вы хотите получить ответы на эти вопросы? Сформулируйте тему урока. Давайте, посмотрим, совпадает ли она с моей. Слайд 2
- Попытайтесь сформулировать цель урока. (уметь узнавать и отличать распространенные предложения от нераспространенных) Слайд 2
!!! Не забывайте, что в течение урока вы оцениваете свою работу в листах индивидуальных достижений)4.Осмысление новых сведений и способов действия.
1.Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
- Ребята, обратимся к маршрутному листу и выполним Задание №1:
-прочитать информацию о видах предложения по наличию второстепенных членов,
-читая информацию, поставьте карандашом знаки:
V-знаю
N-новое
!-интересное
?-не понимаю
!!! Не забывайте, что в течение урока вы оцениваете свою работу в листах индивидуальных достижений). 2.Закрепление изученного материал.
- Ребята, обратимся к маршрутному листу и выполним Задание №2:
Распределите распространенные и нераспространенные предложения в две колонки, выделите грамматические основы.
1.Они равны, они дружны. 2.Сражались рядом в дни войны отцы троих ребят. 3.Цветут сады, и свищут соловьи. 4.Богатство – горы да луга. 5.Мы далеко вперед глядим, мы видим цель свою. 6.Народ – могучий исполин. (Самопроверка по образцу Слайд 3)
3.Творческая работа.
- Ребята, обратимся к маршрутному листу и выполним Задание №3:
Распространите предложения из сочинения ученика (слайд 1),превратив их в сочинение. Запишите в тетради.
4.Сравнительный анализ.
- Как вы считаете, какую роль выполняют второстепенные члены предложения в распространенном предложении?
-Сравните два текста: тот, который написал ученик, и тот, который создали вы. Сделайте вывод.
5.Контроль за процессом и результатом учебной деятельности. Прием «СИНКВЕЙН» ( этот этап можно использовать, если позволяет время).
-- Ребята, обратимся к маршрутному листу и выполним Задание №4:
Составление СИНКВЕЙНА со словом « Предложение»:
- 1 строка – имя существительное
- 2 строка – 2 прилагательных
-3 – 3 глагола
-4 – фраза из 4 слов
-5 – существительное синоним первому
( Предложение(Не)распространенные
Бывают, состоят, делятся,
По наличию второстепенных членов
Виды)!!! Не забывайте, что в течение урока вы оцениваете свою работу в листах индивидуальных достижений).6.Рефлексия. Прием «Микрофон». Подведение итогов урока.
- Что же вы подскажете ученику, который написал сочинение, расстроившее меня?
- Что было интересно на уроке?
-Что было трудно?
- Где ваши знания пригодятся?
7. Домашнее задание.
Написать сочинение - миниатюру « Утро», используя распространенные и нераспространенные предложения. Сделать иллюстрацию к сочинению.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4
-прочитать информацию о видах предложения по наличию второстепенных членов,
-читая информацию, поставьте карандашом знаки:
V-знаю
N-новое
!-интересное
?-не понимаю Распределите распространенные и нераспространенные предложения в две колонки, выделите грамматические основы.
1.Они равны, они дружны. 2.Сражались рядом в дни войны отцы троих ребят. 3.Цветут сады, и свищут соловьи. 4.Богатство – горы да луга. 5.Мы далеко вперед глядим, мы видим цель свою. 6.Народ – могучий исполин. Распространите предложения из сочинения ученика (слайд 1),превратив их в сочинение. Запишите в тетради Составьте СИНКВЕЙН со словом « Предложение»:
- 1 строка – имя существительное
- 2 строка – 2 прилагательных
-3 – 3 глагола
-4 – фраза из 4 слов
-5 – существительное синоним первому
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Лист индивидуальных достижений
Критерии самооцениванияЦель достигнута Допускаю ошибки Еще нужно над этим поработать
1.Понимаю учебную задачу:
определяю цель урока 2.Умею работать самостоятельно с текстом 3.Умею составлять схему, модель правила 4.Умею применять правило при выполнение заданий 5.Умею редактировать текст 6.Умею составлять СИНКВЕЙН
7.Умею работать в группе 8.Умею оценивать свою деятельность 9.Самооценка за урок 5баллов 4балла 3балла