Методическая разработка урока по дисциплине Экономика по теме Конкуренция


Министерство образования Оренбургской области
ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум» г. Бугуруслана
Методические рекомендации
к проведению открытого урока
по дисциплине «Экономика»
на тему:
«Конкуренция»
Выполнил преподаватель
высшей квалификационной категории
Бербасова Т.В.
Бугуруслан 2016 г.
АННОТАЦИЯ
на методическую разработку открытого урока на тему
«Конкуренция»
Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается.
Конкуренция играет важную, но не однозначную роль. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса.
Данная методическая разработка предусматривает изучение теоретического и практического материала по теме «Конкуренция». Рассматриваются теоретические аспекты проблемы функционирования конкуренции, а так же анализируется российская реальность в контексте темы.
Для развития творческой активности студентов рекомендуется выполнение самостоятельных творческих работ по механизму функционирования конкуренции в условиях современной экономики России.
Автор работы: Т. В. Бербасова
Преподаватель высшей квалификационной категории
ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум» г. Бугуруслана
Рецензия
на методическую разработку урока «Конкуренция»
по дисциплине «Экономика»
преподавателя высшей квалификационной категории
ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум» г. Бугуруслана Бербасовой Т. В., 2016 г.
По содержанию методическая разработка выполнена в полном объеме, отвечает требованиям учебного процесса, требованиям ФГОС.
По построению методическая разработка логически выстроена, содержит все элементы комбинированного урока.
Работа задевает действительно актуальную в экономике на сегодняшний день тему, подчёркивается значимость проблемы функционирования конкуренции, как в теоретическом исследовании, так и в применении на практике.
Изложенный материал доступен, терминология соблюдена, определения и понятия соответствуют экономическим дисциплинам.
Работа насыщена практическими заданиями – тестами и задачами, позволяющими лучше усвоить тему.
Методическая разработка рекомендуется к использованию для обучения студентов по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет», а так же для преподавателей специальных дисциплин. Уровень материала, предложенный в работе достаточен, как базовый, для обучения выпускников техникума по очной форме обучения.
Дата
Рецензент // М. А. Лукьянова
Преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ «СХТ» г. Бугуруслана
Технологическая карта (план) занятия № 17
Дисциплина Экономика Группа Дата
Тема занятия Конкуренция 11 Б 17.03.2016
Вид занятия Теоретическое
Тип занятия Комбинированный урок
Цель занятия Изучить сущность и виды конкуренции
Развивать аналитическое и логическое мышление, память, коммуникативные навыки
Воспитывать деловые качества
Студент должен знать Студент должен уметь
Сущность и виды конкуренции Различать типы конкурентных структур
Результат Формирование общих компетенций ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Показатели оценки
результата обучающегося Находит в тексте запрашиваемую информацию
Стремится самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию
Классифицирует и обобщает информацию
Проявляет умение брать на себя ответственность за принятия решения
Оперативно реагирует на нестандартные ситуации
Проявляет навыки межличностного общения
Проявляет умение работать в команде на общий результат Организует коллективное обсуждение рабочей ситуации
Проявляет ответственность за выполняемую работу
Знает виды конкуренции
Межпредметные связи Обеспечивающие
дисциплины
Обществознание, право
Обеспечиваемые
дисциплины
(модули, МДК) Финансы, денежное обращение и кредит
Экономика организации
Экономический анализ
Средства
обучения Технические: ПК, проектор, экран, электронные носители информации
Наглядные: учебник, мультимедийная презентация, материал лекции, тесты, учебные материалы заданий, смайлики настроения
Применяемы формы и методы обучения Наглядный, словесный, проблемный, работа с учебником, ситуационный метод, упражнения, групповая работа, мозговой штурм, интеллектуальная разминка
Применяемые педагогические технологии Педагогическая технология развития критического мышления, технология проблемных ситуаций (кейсы), информационно-коммуникационная технология
Основная
литература Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля.- М.: изд. Академия, 2014г.(электронный учебник)
Слагода В. Г. Основы экономики. – М.: ФОРУМ, 2003 г.
содержание занятия

этапа Этапы занятия, учебные вопросы,
формы и методы обучения Временная
регламентация
этапа
1 Организационный этап: приветствие 1
- проверка готовности студентов к занятию, - проверка посещаемости; - эмоциональная рефлексия: смайлики настроения 2 Актуализация опорных знаний: прием «Интеллектуальная разминка» – кроссворд, фронтальный опрос 5
3 Целеполагание. Решенный кроссворд выделяет слово «Конкуренция»
Вовлечение студентов в процесс постановки целей и задач занятия Какова тема урока? (конкуренция)
Как вы понимаете конкуренцию? (соперничество)
Кто соперничает на рынке? (предприятия)
Ради чего? (прибыли)
Цель нашего занятия? (изучить конкуренцию)
Задачи урока:
- изучить сущность конкуренции
- изучить виды конкуренции
Методы изучения:
- работа с учебником, заданиями
- работа в группах
- работа с тестами 1
4 Мотивационный момент:
- обоснование необходимости изучения данной темы для эффективного освоения дисциплины, беседа - прием «Проблемная ситуация»
Какой вид коммерческой деятельности предпринимателей в нашем городе самый распространенный? (торговля). Допустим, начинающий предприниматель хочет открыть продуктовый магазин. Какова конкурентная среда? Может ли предприниматель влиять на рыночную ситуацию? Достаточно ли наших знаний о конкуренции для ответов на это вопросы? (нет)
Чтобы решить эту проблемную ситуацию и найти ответы на вопросы, поработаем в группах. Нам предстоит «мозговой штурм». Каждая группа зарабатывает баллы за правильный ответ в соответствии со сложностью задания. Оценки «5» за урок получит команда, набравшая наибольшее количество баллов. 1
5 Изучение нового материала, усвоение новых знаний, взаимообучение 10
5.1 Работа в группах. Прием «Мозговой штурм». Группа делится на 4 команды: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. На слайде презентации пустая таблица, которая будет постепенно заполняться. Каждая группа заполняет признаки соответствующего конкурентного рынка (приклеивает в таблицу). По истечению времени участник от группы дает характеристику рынку. На слайде открывается часть таблицы, проверяется. За каждый правильный признак участники группы группа зарабатывают по 1 баллу.
Взаимная оценка. 10
6 Первичная проверка понимания. Применение теоретических знаний, учебные задачи и упражнения 6.1 Ситуационная задача. Составить схему. Выполняется самостоятельно. Проверка. Самооценка 3
6.2 Ситуационная задача. Разделить методы честной и нечестной конкуренции. Выполняется самостоятельно. Проверка. Самооценка 3
6.3 Ситуационная задача. Прием «Лови ошибку». На экране интерактивной доски рисунки, товары переместить к соответствующим рынкам. Вызываются несколько участников. Зарабатывают по 1 баллу. Самооценка 4
6.4 Работа с тестами. Прием «Да-нет». Каждый верный ответ- 1 балл. 2
6.5 Первичное закрепление знаний. Ситуационные задачи (кейсы). Показываются на слайдах. Каждый верный ответ с пояснением 2 балла, без пояснения – 1 балл. 7
6.6 Рефлексия: обсуждение решения проблемной ситуации «Начинающий предприниматель». От каждой группы предлагается решение. За ответ 1-3 балла. 2
7. Домашнее задание:
Стандартный минимум: Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля.- М.: изд. Академия, 2014г. (электронный учебник)
Слагода В. Г. Основы экономики. – М.: ФОРУМ, 2003 г., стр. 84-91, материал лекции,
Повышенный уровень: дополнительно составить 4 тестовых задания по типам конкуренции
Творческий уровень: дополнительно составить 4 ситуационные задачи по типам конкуренции, сообщения на тему: «Джоан Робинсон – исследователь рыночной конкуренции», «Монополии в современной России» 1
8. Подведение итогов занятия: заполнение листа самооценки, подсчет баллов, выставление оценок 2
9. Рефлексия учебной деятельности: заполнение листа самооценки 2
10 Рефлексия эмоциональная: обучающиеся показывают смайлики настроения 1
Преподаватель Т. В. Бербасова
Приложение 1.
Кроссворд (актуализация опорных знаний)
8 3 П 1 П О 11
Р Р Т З
Ы 2 О 5 6 Р Е
Н П Ц Т С 7 Е М
О Р Е 4 Р П Д Б 9 10 Л
К О Н К У Р Е Н Ц И Я
И Т А Д О Н О Е З З П С Ь С Н Д В И Г Т А Е О Т И Ь Р Д А Ж С Л К Т И В О Приложение 2
Критерии классификации рыночных структур Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Количество фирм на рынке
Много
Много Несколько фирм Одна фирма
Размер фирм Маленький
Маленький или средний Большой Различный, чаще большой
Товар Однородный (одинаковый)
Дифференцированный Однородный Уникальный
Вход на рынок Свободный вход
Свободный вход Вход затруднен Вход на рынок невозможен
Барьеры для входа на рынок
Отсутствуют барьеры Барьеры низкие Барьеры высокие Барьеры непреодолимы
Контроль над ценой Нет контроля Контроль ограничен Значительный, ценовой сговор
Полный контроль
Доступ к информации Свободный доступ
Свободный доступ Ограниченный доступ Блокированный доступ
Примеры рынков Сельское хозяйство, валютный рынок, рынок ценных бумаг Рынок потребительских товаров: производство одежды, обуви, продуктов питания, фармацевтика Производство автомобилей, нефтяные компании, операторы сотовой связи, металлургия ОАО «РЖД», АО «Газпром»
Приложение 3
Верно-неверно:
Конкуренция выгодна только потребителям, а производителям она не нужна.
Поскольку в условиях совершенной конкуренции действует бесконечно много продавцов, то это самый распространенный вид конкуренции.
В условиях рыночной экономики государство не должно ограничивать цены и тарифы монополиста.
Самая низкая цена может быть в условиях совершенной конкуренции.
Монополистом может быть только очень крупная фирма.
Самая дорогостоящая реклама финансируется олигополиями.
Олигополии конкурируют на качестве товаров, а не на цене.
В России самой распространенной структурой является монополия.
На рынке совершенной конкуренции действует много продавцов, но мало покупателей данного товара.
Вход на рынок совершенной конкуренции не имеет барьеров.
На рынке совершенной конкуренции фирмы производят дифференцированную продукции.
Свободный вход на рынок монополии невозможен.
На рынках совершенной конкуренции реклама—пустое дело.
На рынках олигополии продукция совершенно одинакова однородна.
Конкуренция способствует производству необходимых обществу товаров, эффективному использованию ресурсов
Конкуренция способствует улучшению экологической ситуации в стране
Конкуренция создает условия для снижения издержек производства
Конкуренция препятствует появлению в обществе богатых и бедных
Приложение 4
Ситуационные задачи (кейсы)
Предприниматель №1: Мои дела идут отлично. Я выпускаю уникальный товар, у которого нет близких заменителей. На этот товар я сам назначаю цену, и цена эта достаточно высокая.
Предприниматель №2: У меня может быть как стандартный, так и дифференцированный товар. Я и мои конкуренты придерживаемся политики жесткой цены, ведь нас так мало в отрасли.
Предприниматель №3: Я в погоне за максимальной прибылью могу манипулировать ценой, количеством продукта, но главное в моём бизнесе, не забывать про рекламу! И всё делать для того, чтобы покупатель всегда мог отличить мой товар от товара конкурентов за счёт мнимых или действительных различий.
Предприниматель №4: Преимущество моего бизнеса состоит в том, что сколько бы товара я ни предложил к продаже на рынке, я весь его продам без всякой рекламы. Конечно, мне приходится мириться с тем, что я никак не могу повлиять на рыночную цену товара, но уж если эта цена становится слишком низкой, я могу легко покинуть эту отрасль перейти в другую.
На рынке государства представлена только одна фирма, которая владеет технологией увеличения прочности металлических изделий. Эта фирма самостоятельно назначает цены на свою продукцию. Какой вид несовершенной конкуренции иллюстрирует данная ситуация?
Во время летних каникул Человек решил заработать деньги и купить новый видеофильм. На даче он заготовил много наборов лечебных трав, которые намеревался продать на городском рынке. Оказалось, что продавцов такого товара было множество, занимали они целый торговый ряд. Столько же было и покупателей лечебных трав. Человек устроился почти в середине ряда и быстро понял, что продавать ему придется не по тем ценам, по которым он хотел, а по тем, которые уже сложились между многочисленными продавцами и покупателями. Хотя к концу дня он все продал, однако вырученных денег хватило лишь на мороженое.
Каждый день после школы Человек отправляется в гастроном за покупками. Выбрать продукты — непростая задача. Обычно на прилавке более 10 сортов колбас, столько же сортов сыра. Недавно он буквально запутался в разнообразии растительного масла: подсолнечное, кукурузное, горчичное, соевое, салатное, рафинированное, нерафинированное, с витаминами, с минеральными добавками и без них. Продавщица пояснила, что такое разнообразие видов каждого товара называется товарной дифференциацией, которая значительно расширяет возможности покупателей выбирать не только нужные продукты, но и продукты с нужными свойствами.
О каком виде и методах конкуренции идет речь в следующем отрывке из романа И.Ильфа и Е.Петрова "12 стульев"? Поясните свой ответ.
"В уездном городе N существовали три конкурирующие фирмы: похоронное бюро "Нимфа", гробовых дел мастер Безенчук и погребальная контора "Милости просим", чьё дело "лопнуло". Люди в городе N умирали редко, поэтому каждого клиента заранее "обрабатывали". Мастер Безенчук, зная о болезни тещи Воробьянинова, говорил: "Нимфа", туды её в качель, разве товар дает? Разве она может покупателя удовлетворить? Гроб - он одного лесу сколько требует... У них и материал не тот, и кисть жидкая... А я - фирма старая!... У меня гроб - огурчик, отборный, любительский... лучше моего товара нет!... И не ищите!... Уступлю за 32 рублика. Можно в кредит".
О какой модели рынка, виде и методах конкуренции идет речь в следующем отрывке из романа А.И. Куприна "Яма"? Поясните свой ответ.
"Возникли два новых пароходства, и они, вместе со старинными, прежними неистово конкурировали друг с другом, перевозя груз и богомольцев... Они дошли до того, что понизили цены на рейсы с 75 копеек для третьего класса до пяти, трех и даже одной копейки. Наконец, изнемогая в непосильной борьбе, одно из пароходных обществ предложило всем пассажирам третьего класса даровой проезд. Тогда его конкуренты тотчас же к даровому проезду присовокупили еще полбулки белого хлеба".
Производство стекла в России осуществляется на 17 мелких и крупных предприятиях. На сегодняшний день наиболее крупными являются три предприятия: АО «Борский стекольный завод», АО «Саратовстекло», АО «Салаватстекло». Из них АО «Борский стекольный завод» производит 24,5 млн. кв. м. полированного стекла из 39,3 млн. кв. м. по России, что составляет 62%, экспортирует до 20% объема производства; АО «Саратовстекло» производит 45% оконного стекла. Определите модель рынка. Обоснуйте свой ответ.
Приложение 5
ЛИСТ САМООЦЕНКИ______________________________________________(ФИО)
ГРУППА 11 Б
ДИСЦИПЛИНА Экономика
ДАТА 17.03.2016г.
Кроссворд Работа в группах, признаки рыночных структур Кейс № 1. (Схема виды конкуренции) Кейс № 2. (Честная и нечестная конкуренция) Кейс № 3
(Конкуренция и рынки товаров) Верно-неверно Ситуационные задачи
1 балл за правильный ответ у доски 1.Самооценка 0-8 баллов
2.Взаимо-оценивание, активность участия от 0 до 3 баллов 0 ошибок
3 балла,
1 ошибка
2 балла,
3 ошибки и более 0 баллов 0 ошибок
3 балла,
1 ошибка
2 балла,
3 ошибки и более 0 баллов 1 балл за правильный ответ у доски 1 балл за правильный ответ 1 балл за верный ответ без пояснений, 2 балла за верный ответ с пояснением
Количество заработанных баллов (____)
Критерии оценки:
23-17 баллов – оценка «5»
16-11 баллов – оценка «4»
10 баллов и менее – оценка «3»
Приложение 6
Рефлексия учебной деятельности: выделите нужные слова:
На уроке я работал Активно/пассивно
Своей работой на уроке я Доволен/не доволен
Урок для меня показался Коротким/длинным
За урок я Не устал/устал
Мое настроение Стало лучше/стало хуже
Материал урока мне был Понятен/не понятен
Полезен/бесполезен
Интересен/скучен
Домашнее задание мне кажется Легким/трудным
Интересным/неинтересным

Приложение 7. Индивидуальные задания
Задание № 1
Составьте схему, вписав нужные слова: конкуренция, честная, монополия, олигополия, совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, ценовая, неценовая, нечестная, несовершенная конкуренция
-768351587500
129476523812510661652381259137652381256470652381254012565984252831465238125
-49593515621000401256515621000167576521971000
377126520129540887652012953656965201295
-6229351320800040125659398000172656523368000
274256515113000-61023514605000

-6229352095500
Задание № 2 Определите честные (Ч) и нечестные (НЧ) методы конкуренции:
Ч / НЧ
Реклама Распространение ложных сведений Шантаж, подкуп Демпинг Нарушение стандартов Подделка продукции Подделка товарных знаков Экономический шпионаж Фальшивая реклама Тайный сговор Улучшение качества продукции Снижение цен, скидки, распродажи Приложение 8
Домашнее задание:
Стандартный минимум Учебник Гомола «Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля» стр. , Слагода «Основы экономики» стр., 84-91, учебный материал лекции, подготовить сообщение на тему «Джоан Робинсон – исследователь рыночной конкуренции»
Повышенный + Подготовить тесты 4 шт. по рыночным структурам
Творческий + Составить ситуационную задачу по любому типу рыночной структуры