“Монополия и антимонопольная политика в РФ ” урок по обществознанию10-11


Тема урока "“Монополия и антимонопольная политика в РФ ” "
Образовательные цели:
-создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать действия монополии;
-содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте
(работа с источниками);
-воспитывать экономическое мышление.
Тип учебного занятия – комбинированный урок.
Форма проведения – диалог, беседа, тестирование, работа с источниками.
Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся
– групповая, индивидуальная.
Дидактические материалы и оборудование – компьютер, проектор, экран, презентация (Приложение 1-4, учебник И.В. Липсица “Экономика”, ч.2 (11 класс) ,Р.И. Хасбулатов Экономика. Базовый и углубленный уровень.10-11 класс.
План учебного занятия
1. Организационный этап. Мотивация.
- Сообщение темы учебного занятия.
-Формулирование целей учебного занятия.
2. Организация восприятия и осмысления (работа с терминами, просмотр презентации)
-Понятие, причины монополизации и виды монополии (сообщение учащихся по презентации )
-История возникновения антимонопольного законодательства. Система антимонопольного регулирования.
-История возникновения и функции ФАС
( громкие антимонопольные дела ФАС выступление учащихся)
3. Практикум по теме.
Работа с источниками «Конституция РФ», «Гражданский кодекс РФ», «Федеральный закон о защите конкуренции», Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях"
4. Подведение итогов учебного занятия. Беседа с гостями мероприятия.
5.Рефлексия. Проведение тестирования.
Содержание урока
1. Организационный этап. Мотивация.Т.А.
– Здравствуйте ребята и уважаемые гости мероприятия! Сегодня наше занятие по пройдет по теме “Монополия и антимонопольная политика в РФ ”.
За свою историю человечество накопило немалый опыт столкновений с монополиями и убедилось, что появление монополии нарушает нормальную работу рыночных механизмов , нарушает процесс формирования цены, дезориентации продавцов и покупателей.
Каковы же могут быть последствия ненормальной работы рыночных механизмов? (нерациональное распределение ограниченных ресурсов и замедление темпов роста благосостояния людей).
Татарстанский УФАС России разработал комплекс мер по разъяснению основных целей и задач современного антимонопольного регулирования, а наиболее доступными и эффективными способами являются конечно же являются встречи на местах с гражданами, представителями бизнеса ну и конечно с молодежью которая конечно стоит далеко не в стороне современных рыночных отношений.
Сегодня у нас в гостях заместитель руководителя Татарстанского УФАС И.Н Павлов
Именно Федеральная Антимонопольная служба выполняет в России функции контроля в сфере антимонопольной политики государства.
Целями нашей совместной деятельности на уроке будут:
– продолжить формирование знаний по такому отраслевому рынку, как монополия.
– ознакомить с основными документами по антимонопольному законодательству РФ и деятельности ФАС
Ваша задача в течение урока найти ответы на вопросы
“Зачем, почему необходимо антимонопольное законодательство?”
«Какими законодательными способами государство осуществляет антимонопольное регулирование?»
2. Организация восприятия и осмысления (работа с терминами, просмотр презентации)
(Приложение №3)
Речь учителя «На уроках истории и обществознания мы касались темы монополии..»
Вопросы:
-Вспомните, что означает понятие монополия?
– Причины образования монополий?
Сообщение по презентации «Монополия и антимонопольная политика»
1. Итак, монополия - это исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия - это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок.
Свободная конкуренция достигла своего расцвета к 50 - 70-м годам 19 в., монополии в то время только зарождались, были очень не прочны и быстро распадались. В период промышленного подъема 1895 - 1910 гг. и кризиса 1900 - 1903 гг. монополия становится основой всей хозяйственной жизни крупных государств..
Следствием экономических кризисов является массовое разорение и банкротство мелких и средних предприятий. Некоторые из них насильно поглощаются крупным капиталом, а другие вынуждены соглашаться на объединение, чтобы избежать разорения. То есть главнейшей причиной создания монополий являются экономические кризисы, которые во второй половине XIX в стали фактором ускорения концентрации и централизации 'производства и создание на этой основе монополий.
В прошлом столетии монополии получили широкое распространение. С появлением монополий конкурентная борьба ведется между монополиями и аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистические объединения), а также внутри монополий.
Концентрация производства обусловлена также следующими причинами:
-новые технологии, явившиеся результатом НТП, требовали значительных вложений капиталов (судостроение, металлургия, строительство железных дорог и т.д.);
-развитием кредита, позволившим  дополнить собственный капитал займами;
-стремительным распространением акционерной формы капитала
Крупные фирмы, выделяясь в ходе конкурентной борьбы из множества мелких и средних, предпочитали идти на сговор (создание монополистического союза), чем продолжать изнурительную конкурентную борьбу, которая приносила экономические потери и грозила банкротством. Монополистический союз позволял упрочить  позиции на рынке и извлекать монопольную прибыль за счет дележа источников сырья и рынков сбыта, установления квот производства и продаж, согласования цен на ресурсы и готовую продукцию и т.д.
Характерные признаки монополии:
-сосредоточение в своих руках значительной доли производства определенного вида продукции;
-доминирование на рынке ее сбыта;
-контроль над источниками ресурсов;
-возможность диктовать цену на ресурсы и готовую продукцию;
-присвоение монопольной прибыли в результате воздействия на ценообразование.
2. Виды монополий
Выделяют следующие виды монополий:
Картель – соглашение между самостоятельными предприятиями одной отрасли о разделении источников ресурсов, распределении рынков сбыта, установлении квот участников в общем объеме производства и реализации продукции, регулировании ценообразования на ресурсы и производимые товары.
Синдикат – входящие в объединение фирмы, сохраняя свою юридическую самостоятельность, соединяют рыночную деятельность путем создания единой конторы по сбыту их продукции.
Трест –объединяется не только снабженческо-сбытовая деятельность, но  также финансы и весь производственный процесс входящих в его состав предприятий. Предприятия, входящие в состав треста, утрачивают свою юридическую самостоятельность, т.е. фактически превращаются в филиалы треста.
Концерн – представляет собой союз юридически самостоятельных фирм, который образуется путем скупки одной компанией (материнской) контрольных пакетов акций других компаний, приобретающих статус дочерних предприятий материнской компании. Концерны функционируют на базе финансового господства материнской компании над дочерними фирмами.
Конгломерат- предполагает слияние фирм, функционирующих на не пересекающихся сегментах рынка. Например, автомобилестроение и сеть гостиниц.
Также выделяют естественную монополию, которая возникает в результате владения редким и не воспроизводимым фактором производства.
3. Функции и задачи ФАС? (по презентации Приложение №3)
Для ограничения влияния монополий в странах с развитой рыночной экономикой действуют антитрестовские (антимонопольные) законодательства. Первый антимонопольный закон — закон Шермана — был принят в США в 1880 г. Он запрещал любые слияния предприятий, объединения или сговоры, направленные на сокращение и ограничение производства и торговли. Антимонопоьное законодательство непрерывно совершенствуется, и его главной задачей является защита мелких и средних производителей товаров и услуг, формирующих общую конкурентную среду.
Российское антимонопольное законодательство пока ещё слабо развито, практика его применения незначительна. В Российской Федерации в 2004 г. была создана специальная структура, осуществляющая антимонопольную политику государства, федеральная антимонопольная служба (ФАС). ФАС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, естественных монополиях, рекламе, а также изданию в npеделах своей компетенции индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:
-надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг;
-надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;
-надзор и контроль за соблюдением законодательства об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
-надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере госзакупок;
-надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе до внесения изменений в Федеральный закон ≪О рекламе≫.
ФАС имеет право наложить крупный штраф на недобросовестных предпринимателей или через суд закрыть их бизнес. Примером работы ФАС может служить проверка ценообразовании на
бензоколонках, в результате чего был выявлен сговор владелельцев с целью завышения розничных цен на бензин.
Приложение №5 «Громкие антимонопольные дела» (сообщения уч-ся)
3. Практикум по теме.
Работа с источниками «Конституция РФ», «Гражданский кодекс РФ», «Федеральный закон о защите конкуренции», Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях"
Учащиеся работают с документами по антимонопольному законодательству, анализируют и отвечают на вопросы.
Приложение № 1
Работа с документами
Антимонопольное законодательство – это экономическое направление государственной деятельности, которое основывается на Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ. Также фундаментальным нормативным актом является Закон РФ «О конкуренции».
Конституцией РФ
Принципы антимонопольного регулирования определены Конституцией РФ.
Статья 34        1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.        2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статья 35
1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
4. Право наследования гарантируется.
Вопрос 1 «Как в Конституции государство гарантирует свободу экономической деятельности?»
( Минеева Алина)
Ответ 1 В ст. 34, и ст.35, государство провозглашает и юридически гарантирует свободу использования своих способностей и имущества любым, не запрещенным законом способом. А это и есть гарантия свободы экономической деятельности.      
 Статья 74
1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Вопрос 1 Как гос-во способствует созданию необходимых условий для поддержки конкуренции? (Сабитов Артур)Ответ 1 Согласно ст. 74 Конституции РФ на территории РФ провозглашается существование единого экономического пространства в государстве - необходимое условие поддержки конкуренции.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции,  в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции определены
Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ
«О защите конкуренции».
Статья 1.
Предмет и цели настоящего Федерального закона
 1. Настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
2. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Вопрос 1 «Что является целью и предметом ведения и данного федерального закона «О защите конкуренции».
?» (Ихсанова Камилла)
Ответ 1. Цель данного закона - обеспечить единое ,свободное экономического пространство и свободу экономической деятельности. Федеральный закон определяет правовые основы защиты конкуренции, и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Статья 2.
Антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции
 1. Антимонопольное законодательство Российской Федерации (далее - антимонопольное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.
2. Отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона, могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопрос 2 «Какие нормативно-правовые акты в РФ регулируют защиту от недобросовестной конкуренции?» ( Ларионова Диана)
Ответ 2. Антимонопольное законодательство РФ которое основывается на Конституции , Гражданский кодексе, постановления Правительства Российской Федерации.
Гражданский Кодекс
Статья 10. (Кондробаев Кирилл)
Пределы осуществления гражданских прав
1. Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
2. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
3. В случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом.
4. Если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков.
5. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.Вопрос1 « Какие важные нормы гражданских прав по защите конкуренции закреплены в данной статье?»
Ответ1 «Согласно данной статье - не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке, с целью ограничения конкуренции»
Приложение №2
Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (с изменениями и дополнениями)
Статья 3. Определения основных понятий
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие определения основных понятий:стественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
Статья 4. Сферы деятельности субъектов естественных монополий
1. Настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа по трубопроводам;
железнодорожные перевозки;
услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
услуги по передаче электрической энергии;
услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
услуги по передаче тепловой энергии;
услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
захоронение радиоактивных отходов;
водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;
ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.
2. В соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
3. Не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, из состояния естественной монополии, определяемого в соответствии с абзацем вторым части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, в состояние конкурентного рынка.
Задание: В каких сферах производства допускается создание естественных монополий?
Как Вы думаете с чем это связано?
Статья 6. Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий
Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий (далее - методы регулирования):
ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей).
Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с федеральными законами.
Статья 15. Последствия нарушений настоящего Федерального закона
1. При нарушениях настоящего Федерального закона субъекты естественных монополий (их руководители), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (их должностные лица) в соответствии с решениями (предписаниями) органов регулирования естественных монополий обязаны:
прекратить нарушения настоящего Федерального закона и (или) устранить их последствия;
восстановить первоначальное положение или совершить иные действия, указанные в решении (предписании);
отменить или изменить акт, не соответствующий настоящему Федеральному закону;
заключить договор с потребителем, подлежащим обязательному обслуживанию;
внести изменения в договор с потребителем;
уплатить штраф;
возместить причиненные убытки.
2. Субъект естественной монополии обязан перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную им в результате нарушения настоящего Федерального закона, в срок, установленный решением органа регулирования естественной монополии.
3. Штрафы, подлежащие уплате по решению органа регулирования естественной монополии, перечисляются в федеральный бюджет в срок, установленный этим решением.
Задание: Какие меры взыскания могут быть наложены в случае нарушения закона о естественных монополиях?
4. Подведение итогов учебного занятия.
Вашей задача заключалась в том, чтобы найти возможные ответы на поставленные вопросы
1.“Зачем необходимо антимонопольное законодательство?” Юмин Евгений
Ответ «Деятельность монополий приводит к неправильному распределению ресурсов и замедляет рост благосостояния людей, поэтому антимонопольное законодательство защищает интересы покупателей ,а значит нас-потребителей.
2.«Какими законодательными способами государство осуществляет антимонопольное регулирование?» Вдовина Софья
Ответ Государство может ввести запреты на деятельность организаций, нарушающих законодательство, налагать штрафы ,требовать возмещение ущерба.
Беседа с гостями мероприятия.
1.Какие наиболее крупные дела расследованы Татарстанским ФАС за последние годы?
2.Какие мероприятия в сфере антимонопольной политики проводятся в нашем муниципальном районе?
5.Рефлексия. Проведение тестирования.(Приложение№4 )
Заполните таблицу.
Я думал(а) иначе. Это интересно. Об этом я бы хотел(а) узнать подробнее. Мне непонятно.
     
Тест приложение№4
1. Запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, если такие соглашения приводят или могут привести к …недопущению конкуренцииограничению конкуренциинедопущению, ограничению, устранению конкуренцииустранению конкуренции
2. За разглашение информации составляющей государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, работники органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов, несут … ответственность.гражданско-правовуюадминистративно-уголовнуюгражданско-правовую, административную, уголовную
3. По ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект – это …только некоммерческая организациятолько коммерческая организацияИП, коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход
4. Антимонопольное законодательство РФ основывается на … Кодексе РФ.ГражданскомСемейномТрудовом
5. Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой … ответственность.уголовнуюгражданско-правовуюадминистративную
6. Полномочия антимонопольного органаликвидирует организациювозбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательствазапрещает деятельность организаций
7. Антимонопольный орган – это …орган судебной властиорган законодательной властифедеральный антимонопольный орган или его территориальные органы
8. Коммерческая организация созданная без получения предварительного согласия антимонопольного органа ликвидируется либо реорганизуется …в судебном порядке по иску антимонопольного органаантимонопольным органомналоговой инспекцией
9. Государственная или муниципальная помощь предоставляется с предварительного письменного согласия …судаГосударственной Думыантимонопольного органа
Наиболее крупные дела ФАС России
Антимонопольное дело в отношении "Газпрома" могут закрыть с подачи Еврокомиссии
Уже нескольких лет Еврокомиссия (ЕК) ведет расследование по антимонопольному делу в отношении компании "Газпром". В 2012 году ЕК заподозрила "Газпром" в нарушении антимонопольного законодательства и начала расследование. Еще через два года Еврокомиссия выдвинула компании официальные обвинения в нарушениях, допущенных в Болгарии, Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литве, Польше и Словакии. По мнению комиссии, российская компания использовала доминирующее положение и завышала цены на газ По общему правилу российскую компанию могут оштрафовать на сумму, составляющую примерно 10% ее годовой выручки ( $100,2 млрд). 
Дело о сговоре на торгах по закупке лекарственных средств для Минздравсоцразвития России
ФАС России признала компании ЗАО Фирма ЦВ «ПРОТЕК», ЗАО «РОСТА» и ЗАО «Р-Фарм» виновными в сговоре на торгах по закупке лекарственных средств для Минздравсоцразвития России[180]. ФАС России признала организации нарушившими п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона «О защите конкуренции» и привлекла к административной ответственности наложением штрафа в размере 201 млн. руб[181]. ВАС РФ окончательно поставил точку по делу о сговорах на торгах по закупке лекарственных средств, в которых участвовали крупнейшие российские фармдистрибьюторы[182].
Дело в отношении ОАО «РЖД»За злоупотребление доминирующим положением ФАС России назначила ОАО «РЖД» штраф на сумму более 2,2 млрд. руб.[148] Нарушение выразилось в том, что РЖД перестали надлежащим образом "отвечать за обязанность" перевозчика по предоставлению подвижного состава, при фактическом избытке вагонов на рынке сложился недостаток их предложения[149]. Для крупных грузоотправителей доступность услуг снизилась с 90% до 60%, а для малого и среднего бизнеса - с 75% до 35%[150].