Примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов по геометрии в 9 классе
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
1
Глава
1
. Примеры заданий для итоговой оценки
достижения планиру
е
мых результатов
Раздел «Геометрические фигуры»
Планируемый результат
пользоваться языком геометрии для описания окр
у
ж
а-
ющего мира.
Умения
, характеризующие достижения этого результата:
описать
реальную ситуацию, используя яз
ы
к геометрии.
Примеры заданий.
Умение
: описать реальную ситуацию, используя яз
ы
к геометрии.
Задание
1
базового
уровня
.
Используя необходимые геометрические термины,
опишите взаимное расположение улицы Пот
анина и
улицы Бульварной.
Ответ: ________________________________________
Варианты правильных ответов
:
а улицы Потанина и Бульварная параллел
ь
ны;
б улицы Потанина и Бульварная перпендикулярны
улице 4
-
я линия;
в улицы Потанина и Бульварная пересекают
ул
ицы 1, 2, 3, 4, и т.д. л
и
нии
г улицы Потанина и Бульварная параллельны
улице Плех
а
нова.
Планируемый результат
распознавать и изображать на чертежах и рисунках
геометрические ф
и
гуры и их отношения.
Умения
, характеризующие достижения этого результата:
рас
познавать на чертежах и рисунках геометрические ф
и
гуры;
изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры;
изображать на чертежах и рисунках
отнош
е
ния геометрических фигур;
отражать
условие
задачи на чертежах и р
и
сунках;
соотносить чертеж, со
провождающий задачу, с текстом задачи;
выделять конфигурацию, необходимую для поиска решения задачи, используя
определения, признаки и свойства выделяемых фигур или их отношений;
выполнять дополнительные построения, необходимые для решения задач;
опр
еделять взаимное расположение фигур, применяя определения, признаки и
свойства выделяемых фигур или их отношений.
Примеры заданий.
Умение
:
распознавать на чертежах и рисунках геометрические фиг
у
ры.
Задание
2
базового
уровня
.
2
Определит
е какие многоугольники и
с-
пользовались при создании паркета, пре
д-
ставленного на рисунке.
Ответ: __________________________
Возможный вариант отв
е
та:
Квадраты и восьмиугольники
Умение
: изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры, с заданн
ы-
ми сво
йствами.
Задание
3
базового
уровня
.
Изобразите ромб
ABCD
, три вершины которого даны
на рисунке.
Ответ:
Задание
4
повышенного уровня
Изобразите четыре прямые так, чтобы у них было шесть точек попарных перес
е-
чений.
Ответ:
6.
Комментарий
.
Задание считается выполненным верно, если
приведен правильный рисунок.
Задание
5
повышенного
уровня
На клетчатой бумаге и
зобразите центр
O
окружности,
описанной около четырехугольника
ABCD
,
по
казанного на
рисунке.
3
Ответ:
Умение
: изображать на чертежах и рисунках отношения геометрических фиг
у
р.
Задание
6
базового уровня
На клетчатой бумаге и
зобразите тр
е-
угольник
A
’
B
’
C
’
, равный треугольнику
ABC
, две верш
ины которого даны на р
и-
сунке.
Возможный вариант ответа:
A
B
C
=
ABC
Задание
7
базового уровня
На клетчатой бумаге и
зобразите
треугольник
A
’
B
’
C
’
, подобный тр
е-
угольнику
ABC
, две вершины кот
о
рого
даны на рисунке.
4
Ответ
:
A
B
C
~
ABC
Задание
7
повышенного уровня
На клетчатой бумаге
и
зобразите касател
ь-
ную к окружности с
центром в точке
О
, п
о-
ходящую через точку
С
.
Ответ:
Умение
: отражать условие зада
чи на чертежах и р
и
сунках;
Задание
8
повышенного уровня.
Две окружности с радиусами 9 см и 3 см касаются внешним образом в точке
А
.
Через точку
А
проходит их общая секущая
BC
, которая второй раз пересекает
о
к
ружность радиусом 9 см в точке
B
, а окружность р
адиусом 3 см в точке
C
.
Найдите дл
и
ну отрезка
AB
, если
AC
равен 5 см.
Ответ:
___________________________________
5
Комментарий
. В условии задачи даны две окружности, к
а-
сающиеся внешним образом в точке
А
. На рисунке изображаю
т-
ся две окружности с центрами в
точках
O
1
и
O
2
, которые имеют
о
д
ну общую точку
А
. Через точку
А
проводится общая секущая
ВС
, которая второй раз пересекает окружность с центром в то
ч-
ке
O
1
в точке
B
, а окружность с центром в точке
O
2
в точке
C
.
Задание
9
повышенного
уровня
.
Радиус окружно
сти, касающейся гипотенузы прямоугольного треугольника и
продолжений его катетов, равен
R
. Найдите периметр данного треугольн
и
ка.
Ответ:
___________________________________
Комментарий
. В условии задачи дан прямоугольный тр
е-
угольник и о
кружность, касающаяся гипотенузы и продолж
е-
ний катетов. Проведем окружность с центром в точке
О
.
Н
а
рисуем прямоугольный треугольник
АВС
так, что точки
K
и
N
являются точками касания окружности с продолжениями
к
а
тетов
АС
и
ВС
соответственно; а точка
M
–
точ
ка касания
о
к
ружности с гипотенузой
АВ
.
Умение
: соотносить чертеж, сопровождающий задачу, с текстом задачи.
Задание
10
базового
уровня
.
На рисунке треугольник
ABC
–
равнобедренный с основанием
AC
.
Определ
и
те
2, если
1
=
56
.
Ответ: _________________________________________
Задание
11
повышенного
уровня
.
На рисунке две окружности касаются в точке
D
. Угол между
диаметром
FD
и хордой
FE
меньшей окружности равен 20
.
Найдите гр
а
дусную меру угла
.
Ответ: _________________________________________
Умение
: выделять конфигурацию, необходимую для поиска решения.
Задание
12
базового
уровня
.
Во вписанном четырехугольнике
ABCD
, диагонали которого пересекаются в то
ч-
ке
P
, стороны
АВ
и
CD
равны соответственно 28 см и 7 см. Найдите длину отрезка
А
P
, е
с
ли
DP
5 см.
Ответ:
___________________________________
6
Комментарий
. По условию задачи выполняется чертеж и дел
а-
ется запись условия задачи. Анализ чертежа и у
словия позволяет
определить равенство углов
ABD
и
ACD
, по свойству вписанных
углов; и углов
APB
и
DPC
, как вертикальных. Это позволяет опр
е-
делить отношение треугольников
ABP
и
DCP
, как отношение п
о-
добия
ABP
~
DCP
. Таким образом, выделена конфигурация
н
еобходимая для решения з
а
дачи.
Задание
13
повышенного
уровня
.
В выпуклом четырехугольнике
ABCD
точка
O
является точкой пересечения ди
а-
гоналей. Известно, что
A
O
=
O
C
, а стороны
AB
и
CD
параллельны. Определите вид
четырехугольника
ABCD
.
Ответ:
_____________
______________________
Комментарий
. По условию задачи выполняется чертеж. Ан
а-
лиз чертежа и условия задачи позволяет опр
е
делить: углы
BAC
и
DCA
–
накрест лежащие при параллельных прямых
AB
и
CD
и
секущей
AC
, углы
A
O
B
и
C
O
D
вертикальные,
A
O
=
C
O
по усл
о-
вию. Это позволяет определить отношение треугольников
A
O
B
и
C
O
D
, как отношение равенства
A
O
B
=
C
O
D
, Таким обр
а
зом,
выделена конфигурация, необходимая для реш
е
ния задачи.
Умение
: выполнять дополнительные построения, необходимые для решен
ия з
а
дач.
Задание
14
базового
уровня
.
В треугольнике
A
В
из вершины
В
проведена медиана
B
F
и на ее продолжении
отмечена точка
D
так, что
B
F
=
F
D
. Найдите расстояние между точками
A
и
D
, если
ст
о
роны треугольника
A
В
и
В
соответственно равны 6 см и 14 см.
О
твет:
___________________________________
а б
Комментарий
. По условию задачи выполняется рисунок. Дополнительное п
о-
строение: соединим точки
А
и
D
рис.
б
–
позволяет доказать равенство треугол
ь-
ников
B
F
C
и
DFA
. Таким образом, построена конфигурация необходимая для р
е-
шения задачи.
Задание
15
повышенного
уровня
.
В равнобедренном треугольнике центр вписанной окружности делит высоту в о
т-
ношении 17 : 15, счит
ая от вершины, а боковая сторона равна 34 см. Найдите осн
о-
вание данного треугольн
и
ка.
Ответ:
___________________________________
7
Комментарий
. По условию задачи выполняется че
р-
теж, на котором изображен равнобедренный треугольник
ABD
, в к
оторый вписана окружность и проведена высота
BD
. Выполним дополнительное построение: соединим
центр вписанной окружности точку
О
-
с точкой
K
кас
а-
ния вписанной окружности и стороны
АВ
.
Дополнительное построение позволило выделить пару подобных треугольни
ков
(
BKO
~
BDA
. Таким образом, построена конфигурация необходимая для реш
е-
ния зад
а
чи.
Умение
: определять взаимное расположение фигур по заданным условиям.
Задание
16
базового
уровня
.
Дано
1 =
5,
4
5. Определите, какое из утвержд
е
ний
верно.
1.
c
∥
d
,
c
∦
f
; 2.
c
∦
d
,
d
∥
f
;
3.
c
∥
f
,
c
∦
d
; 4.
c
∦
d
,
c
∦
f
.
О
т
вет
: 2.
(
c
∦
d,
d
∥
f
).
Задание
17
базового
уровня
.
Расстояние от центра окружности до прямой равно 13 см, а диаметр окружности
равен 30 см. Определите, сколько общих точек и
меют окру
ж
ность и прямая.
О
т
вет
:
________________________________
О
т
вет
: Две точки.
Задание
18
повышенного
уровня
.
Равные углы, образованные при пересечении прямых
n
и
m
секущей
k
обозначены буквой
. Определите взаимное расп
о-
ложение пр
ямых
n
и
m
, если
= 130
.
1.
прямые
n
и
m
перпендикулярны
;
2.
прямые
n
и
m
пересекаются, но не перпендикуля
р
ны
;
3.
прямые
n
и
m
параллельны
.
Ответ
: 2. Прямые
n
и
m
пересекаются, но не перпендикулярны.
Планируемый результат
: решать задачи на вычисление д
лин линейных эл
е-
ментов фигур с необходимыми теоретическими обоснованиями, опирающимися на
изученные свойства фигур и их элементов.
Умения
, характеризующие достижения этого результата:
применять при решении задач на вычисление длин линейных элементов ф
и-
гу
р определения, свойства и признаки фигур и их элементов;
применять отношения фигур и их элементов равенство, подобие, симме
т-
рии, поворот, параллельный перенос, теорему Пифагора, теоремы синусов и кос
и-
нусов, неравенство треугольника при решении задач на
вычисление длин лине
й-
ных элементов фигур.
применять при решении задач на вычисление длин линейных элементов ф
и-
гур, формулы для вычисления: стороны правильного многоугольника; радиуса
8
о
к
ружности, вписанной в правильный многоугольник; радиуса окружности,
оп
и-
са
н
ной около правильного мног
о
угольника.
применять сформированные умения находить длины линейных элементов к
решению задач с контекстом из реальной жизни.
Примеры заданий
Умение
: применять при решении задач на вычисления длин линейных эл
е-
ментов фигур,
свойства и признаки фигур и их эл
е
ментов.
Задание
19
базового
уровня
.
Медиана
ВМ
треугольника
АВС
перпендикулярна его биссектрисе
А
D
. Найд
и-
те
АВ
, если
АС
12 см.
Ответ: _____________________________________
О
т
вет
: 6 см
Комментарий
. Решение задачи следует
из свойства
биссектрисы
равнобедренн
о-
го треугольника и определения медианы.
Задание
20
повышенного
уровня
.
В равнобедренную трапецию
АВС
D
вписан четырехугольник
KLMN
так, что
его стороны параллельны диагоналям. Вершина
M
четырехугольника является с
е-
ред
и
но
й основания
ВС
, а вершина
K
–
серединой основания
А
D
. Найдите периметр
ч
е
тырехугольника
KLMN
, если одна из диагоналей трапеции равна 12 см.
Ответ: _________________________________
О
т
вет
: 24 см
Комментарий
. Решение задачи следует из свойства средней линии
треугольн
и
ка.
Умение
: применять отношения фигур и их элементов равенство, подобие,
симметрии, поворот, параллельный перенос, теорему Пифагора, теоремы синусов и
косинусов, неравенства треугольника при решении задач на вычисления длин л
и-
нейных эл
е
ментов.
Задание
21
базового
уровня
.
В треугольниках
B
OC
и
AOD
:
BC
=
AD
;
BCO
=
OAD
. Найдите
ВО
, если
BD
5 см.
Ответ: ____________________________
Ответ
: 2,5 см.
Комментарий
. Решение задачи следует из равенства треугольников
B
OC
и
AOD
.
Задани
е 22
базового
уровня
.
Найдите радиус окружности, описанной около прямоугольника со сторонами 7
см и 24 см.
Ответ:
____________________________
Ответ
: 12,5 см.
Комментарий
. Решение задачи следует из теоремы Пифагора и свойств диагон
а-
лей прямоугольника.
9
Зада
ние
23
базового
уровня
.
Внутри квадрата отмечена такая точка
F
, что треугольник
AFD
равносторонний.
Найдите угол
AFB
.
Ответ:
________________________
Ответ
: 75
.
Комментарий
. Решение задачи следует из свойств равностороннего треугольн
и-
ка и квадрата.
Задани
е
24
базового
уровня
.
На сторонах угла
B
отложены равные отрезки
BA
и
BC
и о
т-
мечены точки
Е
и
D
так, что
BAD
=
BCE
. Найдите длину
F
С
,
если
AF
4 см.
Ответ: _______________________________________
Ответ
: 4 см.
Комментарий
. Решение задачи следует из р
авенства треугол
ь
ников
CDF
и
A
Е
F
.
Задание 25
повышенного
уровня
.
Три окружности с радиусами 1 см, 2 см и 3 см попарно касаются
друг друга. Найдите радиус окружности, проходящей через центры
данных окружностей.
Ответ:
____________________________________
Ответ
: 2,5 см.
Комментарий
. Решение задачи следует из определений касающихся окружн
о-
стей, теоремы, обратной теореме Пифагора, и свойства медианы прямоугольного
треугольн
и
ка.
Умение
: применять при решении задач на вычисление длин линейных элементов
фигур ф
ормулы для вычисления: стороны правильного многоугольника; радиуса
окружности, вписанной в правильный многоугольник; радиуса окружности, оп
и-
санной около правильного мн
о
гоугольника.
Задание
26
базового
уровня
.
Найдите радиус окружности, о
писанной около правил
ь-
ного треугольника, если радиус вписанной в него окружн
о-
сти 3 см.
1. 6
см; 2.1,5 см; 3. 6 см; 4. 3
см
Ответ
: 3. 6 см.
Задание
27
базового
уровня
.
Найдите отношение стороны квадрата,
описанного около окружности, к ст
о
роне
квадрата, вписанного в нее.
10
1.
; 2. 2; 3.
; 4.
.
Ответ
: 3. (
).
Задание
28
повышенного
уровня
.
Найдите сторону правильного тре
угольника, вписанного в окружность, если ст
о-
рона правильного шестиугольника, оп
и
санного около этой окружности, равна 2 см.
1. 1,5 см; 2.
см; 3. 3 см; 4.
см.
Ответ
: 3. 3 см.
Комментарий
. Используются фо
рмулы, связывающие стороны правильного
многоугольника с радиусами вписанной и описанной окружностей.
Умение
: применять сформированные умения находить длины линейных элеме
н-
тов к решению задач с контекстом из реал
ь
ной жизни.
Задание
29
б
а
зового
уровня
.
Угол
между эскалаторной лестницей и полом пассажирского зала метро равен
150
о
. Используя таблицу тригонометрических функций, найдите приближенную
длину эскалаторной лестницы в метрах, если подошва л
е
стницы равна 117 м
Ответ: ___________________________________
___
Ответ
:
152 м.
Комментарий
. При решении задачи используются определения тригонометрич
е-
ских функций острого угла прямоугольного треугольника и умение применять та
б-
лицу тригонометрических функций при решении задач с контекстом из реальной
жизни.
Задание
30
б
а
зового
уровня
.
Высота Останкинской телевизионной башни
–
540 м. Используя таблицу тригонометрич
е-
ских функций, найдите приближенное рассто
я-
ние в метрах от нее до челов
е
ка, который видит
башню под углом 37
о
.
Ответ: _________________
_____
Ответ
: :
720 м.
Комментарий
. При решении задачи используются определения тригонометрич
е-
ских функций острого угла прямоугольного треугольника, таблица тригонометр
и-
ческих функций.
Для спектакля театра теней из
картона вырезали сил
уэт елочки выс
о-
той 10 см. Источник света размещен на
расстоянии 1,2 м от экрана. На каком
расстоянии от экрана надо разместить
силуэт елочки, чтобы ее изображение
на экране имело высоту 20 см
11
Ответ: ______________________
Ответ
: 60 см.
Комментарий
. При р
ешении задачи используются определения средней линии,
либо подобие треугольников.
Планируемый результат
: решать задачи на вычисление градусной меры у
г-
лов от 0
до 180
с необходимыми теоретическими обоснованиями, опирающим
и
ся
на изученные свойства фигур и
их элементов.
Умения
, характеризующие достижения этого результата;
применять при решении задач градусных мер углов от 0
до 180
определ
е-
ния, свойства и признаки фигур и их элементов;
применять отношения фигур и их элементов равенство, подобие, симме
т-
рии, поворот, параллельный перенос, теорему Пифагора, теоремы синусов и кос
и-
нусов при решении задач на вычисление градусных мер углов от 0
до 180
;
применять при решении задач на вычисление градусных мер углов от 0
до
180
формулы для вычисления: стор
оны правильного многоугольника; радиуса
о
к
ружности, вписанной в правильный многоугольник; радиуса окружности, оп
и-
са
н
ной около правильного мног
о
угольника.
применять сформированные умения находить градусные меры углов к р
е-
шению задач с контекстом из реальн
ой жизни.
Примеры заданий
Умение
: применять при решении задач на вычисление градусных мер углов
от 0
до 180
определения, свойства и признаки фигур и их элементов.
Задание
31
базового
уровня
.
В равнобедренной трапеции
ABCD
острый угол при основании равен
70
. Найд
и-
те угол
BQC
, образованный биссектр
и
сами тупых углов
В
и
С
.
Ответ: _____________________________________
О
т
вет
: 70
.
Комментарий
. Решение задачи следует из свойств равнобедренной трапеции.
Задание
32
базового
уровня
.
Внутри равностороннего треугол
ьника
ABC
отмечена точка
D
такая, что
BA
D
=
BC
D
= 15
. Найдите угол
A
D
C
.
О
т
вет:
________________________
О
т
вет
: 90
.
Комментарий
. Решение задачи следует из теоремы о сумме углов треугольника
Задание
33
повышенного
уровня
.
Три стороны
AB
,
BC
и
CD
трапеци
и
ABCD
равны. Диагональ
BD
равна основ
а-
нию
AD
. Найдите угол
BCD
.
Ответ: _________________________________
О
т
вет
: 108
о
.
12
Комментарий
. Решение задачи следует из свойств равнобедренной трапеции,
свойств равнобедренного треугольника и теоремы о сумме углов треу
гол
ь
ника.
Задание 34
повышенного
уровня
.
В ромбе
ABCD
из вершины тупого угла
B
, равного 142
, проведена высота
BM
к
стороне
CD
, а из вершины острого угла
A
проведена высота
A
N
к стороне
BC
.
О
п
ределите, под каким углом пересекаются пр
я
мые
BM
и
A
N
.
Ответ: _
___________________________
Ответ
: 38
.
Комментарий
. Решение задачи следует из свойств углов со взаимно параллел
ь-
ными или перпендикулярными сторонами.
Умение
: применять отношения фигур и их элементов равенство, подобие,
симметрии, поворот, параллельный пе
ренос, теорему Пифагора, теоремы синусов и
косинусов при решении задач на вычисление градусных мер углов от 0
до 180
Задание 35
повышенного
уровня
.
Найдите угол между диагоналями параллелограмма, если его большая сторона
равна
см, а диагонали равны
см и 1 см.
Ответ:
___________________________________
Ответ
: 30
.
Комментарий
. Решение задачи следует из теоремы косинусов.
Умение
: применять при решении задач на вычисление градусных мер углов от 0
до 1
80
формулы для вычисления: стороны правильного многоугольника; радиуса
окружности, вписанной в правильный многоугольник; радиуса окружности, оп
и-
санной около правильного мн
о
гоугольника.
Задание
36
повышенного уровня
.
Определите градусную меру внешнего угла
правильного многоугольника, у кот
о-
рого сумма его внешних углов с одним из внутренних равна 468
.
Ответ:
___________________________________
Ответ
: 72
.
Комментарий
. Используется теорема о сумме внешних углов правильного мн
о-
гоугольн
и
ка.
Умение
: применять с
формированные умения находить градусные меры углов к
решению задач с контекстом из реальной жизни.
Задание
37
базового
уровня
.
Какой угол описывает часовая стрелка за 20 мин
Ответ:
___________________________________
Ответ:
10
о
.
13
Планируемый результат
опер
ировать с начальными понятиями тригонометрии
и выполнять элементарные операции над функциями углов.
Умения
, характеризующие достижения этого результата:
находить углы по заданным значениям тригонометрич
е
ских функций,
находить значения тригонометрически
х функций по заданным значениям
углов,
находить для углов от 0
до 180
значения тригонометрических функций
по значению одной из них;
выражать тригонометрические функции угла
90°
180° через тр
и-
гономе
т
рические функции угла 180
-
).
Примеры
заданий.
Умение:
находить углы по заданным значениям тригонометрических фун
к
ций.
Задание
38
базового
уровня
.
Найдите приближенную градусную меру угла, под которым на землю падает луч
солнца, если вертикально воткнутый в землю шест возвышается над землей на
18 м
и отбрасыв
а
ет тень, равную 22,2 м.
Ответ:
_______________________________
Ответ
: 54
Задание
39
повышенного
уровня
.
Найдите больший угол параллелограмма, если его стороны равны 1 и
, а одна
из диагоналей равна
.
Ответ:
_______________________________
Ответ
: 150
Умение:
находить значения тригонометрических функций по заданным зн
а-
чениям у
г
лов.
Задание
40
повышенного уровня
.
В треугольнике
A
B
C
сторона
АС
равна 8 см, угол
C
, равен 45
, а угол
B
равен 30
.
Найдите с
торону
АВ
.
Ответ: _______________________________
Ответ
:
см..
Задание
41
повышенного
уровня
.
Диагональ параллелограмма делит его угол на части равные 45
и 30
. Найдите
отношение большей стороны параллелограмма к его меньшей стороне
.
Ответ: _______________________________
Ответ
:
.
14
Умение:
находить значения тригонометрических функций по значению о
д-
ной из них.
Задание
42
базового
уровня
.
Найдите значение тангенса угла
, если его косинус равен 0,8.
Ответ: _______
________________________
Ответ
: 0,75.
Умение:
выражать тригонометрические функции угла
90°
180° ч
е-
рез тригономе
т
рические функции угла 180
-
).
Задание
43
базового
уровня
.
Косинус угла равен
–
0,6. Определите вид угла: прямой; т
у
пой; острый.
Отв
ет: _______________________________
Ответ
: Тупой.
Планируемый результат
решать задачи на доказательство.
Умения
, характеризующие достижения этого результата:
анализировать текст задачи на доказательство, выстаивать ход ее решения, в
процессе решения выде
лять условия, позволяющие применять изученные теоремы
о сво
й
ствах, признаках и отношениях фигур;
использовать свойства и признаки фигур, а также их отношения при решении
зад
а
ч на доказательство,
владеть методами доказательств метод от противного, мето
д перебора вариа
н-
тов, алгебраический метод, метод подобия, метод геометрических мест точек и др.
Примеры заданий.
Умение
: анализировать текст задачи на доказательство, выстаивать ход ее
решения, в процессе решения выделять условия, позволяющие применять и
зуче
н-
ные теоремы о сво
й
ствах, признаках и отношениях фигур.
Задание
44
базового
уровня
.
В трапеции
ABCD
, основания которой
BC
и
AD
, проведены диагонали
AC
и
BD
,
которые пересекаются в точке
O
. Докаж
и
те, что
COB
∾
AOD
.
Комментарий
. При
анализе условия задачи устанавл
и
ваем
равенство углов, используя свойство углов при пара
л
лельных
прямых и теоремы о вертикальных углах. Затем
-
прямое
применение признака подобия треугол
ь
ников.
Задание
45
повышенного
уровня
.
Боковая сторона трапеции равна
одному основанию и вдвое меньше другого. Д
о-
кажите, что вторая боковая сторона перпендикулярна одной из диагоналей трап
е-
ции.
Комментарий
. Используются свойства параллелограмма и ромба.
Умение
: использовать свойства и признаки фигур, а также их отношения пр
и р
е-
шении зад
а
ч на доказательство
15
Задание
46
базов
ого
уровня
.
Точки
A
,
B
,
C
принадлежат одной прямой. Точки
D
1
и
D
2
лежат по разные
стороны от этой прямой.
Докажите, что если треугольники
ABD
1
и
ABD
2
ра
в-
ны, то треугольники
BCD
1
и
BCD
2
тоже равны.
Задание
4
7
базов
ого
уровня
.
На продолжениях сторон квадрата
ABCD
последовательно отложены
равные отрезки
AA
1
,
BB
1
,
CC
1
,
DD
1
. Докажите, что четырехугольник
A
1
B
1
C
1
D
1
–
квадрат.
Задание
48
повышенного
уровня
.
В выпуклом четырехугольнике
ABCD
стороны
AB
и
BC
равны, а с
торона
AD
меньше
стороны
CD
.
Док
а
жите, что
A
C
.
Задание
49
повышенного
уровня
.
Две окружности касаются внутренним образом, причем меньшая окру
ж-
ность проходит через центр большей. Докажите, что всякая хорда большей
о
к
ружности, проходящая через точку ка
сания, делится меньшей окружностью
пополам.
Задание 50
повышенного
уровня
.
В треугольнике
АВС
проведена медиана
ВМ
. Определите, какая из его сторон
АВ
или
ВС
больше, если
ВМА
= 80
.
Ответ:
___________________________________
Ответ
:
В
C
АВ
.
Комментарий
. И
спользуется теорема косинусов.
Задание
51
повышенного
уровня
.
Докажите, что медиана треугольника меньше полусуммы сторон, между
которыми она заключается.
Умение
: владеть методами доказательств метод от противного, метод пер
е-
бора вариантов, алгебраический
метод, метод подобия, метод геометрических мест
точек и др.
Задание 52
базового
уровня
.
Точки
A
,
B
и
C
лежат на одной прямой. Может ли точка
B
принадлежать о
т-
резку
AC
, если
AC
7 см, а
BC
9 см.
Комментарий
. Используется метод от противного.
Задание
53
повышенного
уровня
.
Докажите, что если три окружности имеют общую хорду, то их центры расп
о-
ложены на одной прямой.
Комментарий
. Используется метод геометрических мест точек.
Задание 54
повышенного
уровня
.
Точка
K
-
середина медианы
BF
треугольника
ABC
. Пря
мая
AK
пересекает
ст
о
рону
BC
в точке
D
. Докажите, что
BD
=
BC
.
Комментарий
. Используется метод подобия или те
о
рема Фалеса.
Задание
55
повышенного
уровня
.
16
Расстояние от точки
A
до точек
B
и
C
равны 3 см и 14 см соответственно, а ра
с-
с
тояние от точки
D
до точек
B
и
C
равны 5 см и 6 см соответственно. Докажите, что
точки
A
,
B
,
C
и
D
лежат на одной прямой.
Комментарий
. Используется неравенство треугольника.
Планируемый результат
решать несложные задачи на построение.
Умение
, характеризую
щие достижения этого результата.
решать несложные задачи на построение, используя основные алгоритмы
деление отрезка пополам; построение треугольника по трем сторонам; построение
перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла; деление отрезка на
n
ра
в-
ных частей;
решать несложные задачи на построение, используя метод подобия, метод
геометрических мест точек серединный перпендикуляр, биссектриса угла, окру
ж-
ность.
Примеры заданий.
Умение
: решать несложные задачи на построение, используя основные
а
л-
горитмы деление отрезка пополам; построение треугольника по трем сторонам;
построение перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла; деление о
т-
резка на
n
ра
в
ных частей.
Задание
56
базового
уровня
.
Постройте равнобедренный треугольник по боковой
стороне и углу при о
с-
новании.
Комментарий
. Решение начать с построения заданного угла.
Задание
57
повышенного
уровня
.
Построить треугольник по стороне, медиане, проведенной к этой стороне, и р
а-
диусу описанной окружности.
Комментарий
. Решение начать с постр
оения окружности.
Умение
: решать несложные задачи на построение, используя метод подобия, м
е-
тод геометрических мест точек серединный перпендикуляр, биссектриса угла,
о
к
ружность.
Задание
58
базового
уровня
.
Постройте треугольник
ABC
по углу
A
и стороне
BC
, если известно, что
AB
:
AC
= 2 : 3.
Комментарий
. Используется метод подобия.
Задание
59
повышенного
уровня
.
Найдите геометрическое место середин всех хорд данной окружности, имеющих
заданную длину, меньшую диаметра этой окружности.
Ответ:
_______________
____________________
17
а б
Решение
. Рассмотрим окружность с це
н-
тром
О
и радиусом
R
. Пусть хорда
АВ
им
е-
ет заданную длину
d
(
d
2
R
, рис. а.
Если
M
–
середина
АВ
, то
ОМ
АВ
, п
о-
этому,
из прямоугольного треугольника
B
ОМ
получим, что
ОМ
=
=
. Следовательно, середины всех
хорд заданной длины равноудалены от
точки
О
, то есть лежат на указанной окру
ж
ности.
Обратное: если точка
М
лежит окружнос
ти с центром
О
и радиусом
r
, то пров
е-
дем через
М
касательную
АВ
, являющуюся хордой данной окружности рис. б. Так
как
ОМ
АВ
, то
М
–
середина
АВ
, причем
АВ
=
=
d
, что и требовалось
доказать.
Ответ
: окружность с тем же центром и рад
иусом
r
=
, где
R
–
радиус
данной окружности,
d
–
заданная длина хорды.
Планируемый результат
решать простейшие планиметрические задачи в пр
о-
стра
н
стве.
Умение
, характеризующие достижения этого результата.
распознавать на чертежах и
рисунках пространственные;
изображать на чертежах и рисунках пространственные фигуры;
решать задачи на нахождение геометрических величин в пространстве с
использованием свойств и теорем планиметрии;
решать задачи на нахождение геометрических величин
в пространстве, и
с-
пользуя развертки и модели пространственных геометрических фигур.
Примеры заданий.
Умение
: распознавать на чертежах и рисунках пространственные фигуры.
Задание
60
базового
уровня
.
Определите, какие простра
н-
ственные фи
гуры изображены на
рисунке.
Ответ: ______________________
Ответ
: Конус, пирамида, куб
Задание
61
высокого уровня
18
На рисунке изображён многогранник
–
звезда Кеплера, составле
н-
ный из двух тетраэдров. Какой многогранник является общей час
тью
этих тетраэдров
Ответ: ______________________
Ответ
: Правильный октаэдр
Комментарий
. Кроме выше приведенного ответа, верным считается от
вет:
«Ф
и-
гура состоит из 8 тетраэдров треугольных пирамид».
Умение
: изображать на чертежах и рису
н
ках пространств
енные фигуры.
Задание
62
базового
уровня
.
На клетчатой бумаге изобразите куб, три ребра котор
о
го
изображены на рисунке.
Задание
63
повышенн
ого
уровня
.
На клетчатой бумаге изобразите правильную шест
и-
угольную призму,
четыре ребра которой изображены на
рисунке.
Умение
: решать задачи на нахождение геометрических величин в пространстве с
использованием свойств фигур и формул планиметрии.
Задание
64
базового
уровня
.
Основаниями прямой четырехугольной п
ризмы являются ква
д-
раты
ABCD
и
A
1
B
1
C
1
D
1
. Сторона основания призмы равна 7 см, а
боковое ребро равно 6 см. Найдите сумму площадей боковых гр
а-
ней при
з
мы.
Ответ: _______________________________
Ответ
: 168 см
2
.
Задание
65
повышенн
ого
уровня
.
19
В кубе
ABCDA
1
B
1
C
1
D
1
проведено сечение
AB
1
C
1
D
–
прям
о-
угольник. Найдите диагональ сечения, если ребро куба равно 2 см.
Ответ: _______________________________
Ответ
: 2
см.
Умение
: решать задачи на нахождение геометрических величин в
пространстве,
используя развертки и модели пространственных геометрических фигур.
Задание
66
повышенного
уровня
.
Найдите длину кратчайшего пути по поверхности единичного
куба из ве
р
шины
A
в вершину
B
.
Ответ: ___________________________
____
Ответ
:.
Задание
67
высокого уровня
Найдите длину кратчайшего пути по поверхности многогра
н-
ника, составленного из прямоугольных параллелепипедов, из
о
б-
раженного на рисунке, из вершины
A
в вершину
B
.
Ответ: __________________________
_____
Ответ
: .
Преобразования плоскости
Планируемый результат
: решать несложные задачи на преобразование
плоскости, применяя определения понятий симметрий, поворота, параллельный п
е-
ренос.
Умения
, характеризующие достижения этого результата:
определять в
ид движения.
распознавать симметричные фигуры; фигуры, полученные параллельным пер
е-
носом, и фиг
у
ры, полученные поворотом;
устанавливать элементы движений данных фигур;
изображать симметричные фигуры, выполнять параллельный перенос и пов
о-
рот;
привод
ить примеры симметричных объектов в окружающем м
и
ре.
Примеры заданий.
Умение:
определять вид движения.
Задание
68
базового уровня
20
Определите по рисунку вид движения, при котором одна
фигура переходит в другую. Укажите на рисунке, как оно м
о-
жет быть задан
о.
1.
центральная симметрия
(
указать цент
);
2.
поворот
(
указать угол и направление
);
3.
осевая симметрия
(
указать ось
);
4.
параллельный перенос
(
указать вектор
).
Ответ:
центральная си
м-
метрия
Задание
69
базового уровня
2
. Определите
по рисунку вид движения, при котором одна фигура
переходит в другую. Укажите на рисунке, как оно может быть
задано.
1.
центральная симметрия
(
указать центр
);
2.
поворот
(
указать угол и направление
);
3.
осевая симметрия
(
указать ось
);
4.
параллельный перен
ос
(
указать вектор
).
Ответ:
параллельный пер
е-
нос
=
=
Умение:
распознавать симметричные фигуры; фигуры, полученные параллел
ь-
ным переносом, и фиг
у
ры, полученные по
воротом;
Задание
70
базового уровня
Определите, какие среди приведенных на рисунке трапеций имеют оси симме
т-
рии. Укажите номера этих рисунков в отв
е
те.
___________________
21
Ответ:
3).
Задание
71
базового уровня
Определите, какие среди приве
денных на рисунке фигур получены при помощи
поворота. Укажите номера этих рису
н
ков в ответе.
1) 2) 3) 4) 5)
Ответ:
___________________
Ответ:
1);
4
); 5).
Умение:
устанавливать элементы симметрии данных фигур.
Задание
72
базового уровня
.
Какие фигуры, изображённые на рисунке, имеют
центр симметрии В ответе отметьте букву, соо
т-
ветс
т
вующую правильному ответу.
а,
б,
в, г, д, е
.
Ответ:
б; в; г; е.
Задание
73
базового уровня
.
Какие фигуры, изображённые на рисунке, имеют
ось симметрии В ответе отметьте букву, соотве
т-
ствующую пр
а
вильному ответу.
Ответ: а,
б, в, г, д, е
.
За
дание
74
базового уровня
.
Сколько осей симметрии имеет
правильный:
а пятиугольник;
б шестиугольник;
в сем
и
угольник
Ответ:
а________________________
б_______________________
в_______________________
_
22
Ответ:
а 5; б 6; в
7.
Умение:
Изображать фигуры, симметричные данным.
Задание
75
базового уровня
.
Даны прямая
а
и точка
О
. Постройте фигуру, симметрич
ную прямой
а
относ
и-
тельно
О
, если:
а
О
а
; б
О
а
;
Ответ
:
а
О
а
Ответ
:
б
О
а
Задание
76
базового уровня
.
Постройте четыре
х-
угольник, симметри
ч-
ный данному четыре
х-
угольнику
ABCD
отн
о-
сительно середины ст
о-
роны
BC
.
Ответ
:
Задание
77
базового уровня
.
Постройте фигуру, симметричную данной окруж
ности
относительно данной
прямой:
а не пересекающей окружность;
б пересекающей окружность;
в касающейся окру
ж
ности.
Ответ
:
а
прямая
не пересекает
окружность
Ответ
:
б
прямая
пересек
а-
ет окружность
Ответ
:
в
прямая
касается
о
к
руж
ности.
Задание
78
базового уровня
.
23
Постройте фигуру, в которую
переходит данный треуголь
ник
ABC
при параллельном перен
о-
се, переводящем точку
А
в то
ч-
ку
С
.
Ответ:
Задание
79
базо
вого уровня
.
Изобразите треугольник,
полученный поворотом
данного треугольника
ABC
вокруг точки
O
на
угол 90
о
против ч
а
совой
стрелки
Ответ
:
Планируемый результат
: использовать определения и свойства преобраз
о-
ваний п
ло
с
кости для решения задач.
Умения
, характеризующие достижения этого результата:
решать задач на вычисление;
решать задачи на доказательство.
Примеры заданий.
Умение:
решать задач на вычисление.
Задание
80
базового уровня
В результате параллельного пер
еноса окружности радиуса
r
получили окружность, к
а-
сающуюся данной. Найдите расстояние между центрами данной и полученной окружн
о-
стей.
Ответ: _____________________________________
24
О
т
вет
: 2
r
Задание
81
базового
уровня
.
Отрезок
АВ
при повороте около точки
А
н
а 60° переходит в
отрезок
АВ
1
.
На
й
дите расстояние
ВВ
1
, если
АВ
3 см
.
Ответ: _____________________________________
О
т
вет
: 3 см.
Задание
82
базового уровня
Внутри угла
АОВ
, равного 40°, отмечена точка
М
. Точки
M
1
и
М
2
симме
т-
ри
ч
ны точке
М
относительно сторо
н угла. Найдите градусную меру угла
M
1
O
М
2
.
О
т
вет: _____________________________________
О
т
вет
: 80
.
Задание
83
повышенного
уровня
.
Квадрат
ABCD
повернули около его вершины
А
так, что
вершина
В
пер
е-
шла в вершину
D
, а вершина С в некоторую точку
С
1
. Найдите отрезок
СС
1
,
если
AB
=
4 см
.
О
т
вет: _____________________________________
О
т
вет
: 8 см.
Умение:
решать задачи на доказательство.
Задание
84
базового уровня
Точки
A
’
и
B
’
симметричны относительно центра
O
соответственно точкам
A
и
B
.
Докаж
и
те, что
отрезок
A
’
B
’
равен отрезку
AB
.
Задание
85
базового уровня
Докажите, что если у треугольника есть две оси сим
метрии, то он равносторо
н-
ний.
Задание
86
повышенного
уровня
.
Треугольник
A
1
BC
1
симмет
ричен
треугольнику
ABC
относительно вершины
B
.
Опред
е
лите вид ч
етырехугольника
A
C
1
A
1
C
.
Задание
87
повышенного
уровня
.
Докажите, что четырехугольник, имеющий центр симметрии, является параллел
о-
граммом.
Раздел «Измерение геометрических величин»
Планируемый результат
: использовать свойства измерения длин, площадей
и угло
в при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, дл
и-
ны дуги окружности, градусной меры угла.
Умения
, характеризующие достижения этого результата:
находить длину отрезка, длину окружности, длину дуги окружности, и
с-
пользуя свойства измере
ния длин отрезков;
находить градусную меру угла, используя свойства измерения углов;
25
находить длину отрезка, длину окружности, длину дуги окружности, гр
а-
дусную меру угла, используя свойства площади.
Примеры заданий
Умение
: находить длину отрезка, длин
у окружности, длину дуги окружности,
используя свойства измерения длин.
Задание
88
базового
уровня
.
Треугольник
A
3
A
4
A
5
–
равносторонний и его периметр равен
21см. Найдите периметр многоугольника
A
1
A
2
A
3
A
4
A
5
A
6
A
7
, если
периметр шестиугольн
ика
A
1
A
2
A
3
A
5
A
6
A
7
в два раза больше пер
и-
метра равностороннего треугольника
A
3
A
4
A
5
.
Ответ: ______________________________
.
Решение
. Периметр многоугольника
A
1
A
2
A
3
A
4
A
5
A
6
A
7
равен
P
A
1
A
2
A
3
A
4
A
5
A
6
A
7
=
A
1
A
2
+
A
2
A
3
+
A
3
A
4
+
A
4
A
5
+
A
5
A
6
+
A
6
A
7
+
A
7
A
1
=
= (
A
1
A
2
+
A
2
A
3
+
A
3
A
5
+
A
5
A
6
+
A
6
A
7
+
A
7
A
1
) +
A
3
A
4
+
A
4
A
5
-
A
3
A
5
=
=
P
A
1
A
2
A
3
A
5
A
6
A
7
+
A
3
A
4
+
A
4
A
5
-
A
3
A
5
= 2
P
A
3
A
4
A
5
+ (
A
3
A
4
+
A
4
A
5
-
A
3
A
5
).
Стороны
A
3
A
4
,
A
4
A
5
и
A
3
A
5
являются сторонами равностороннего треугольника
A
3
A
4
A
5
и, значит, каждая равна 7 см. Следовательно
,
P
A
1
A
2
A
3
A
4
A
5
A
6
A
7
= 2
·
21 + 7 + 7
-
7
= 49 (
см
).
Ответ
: 49 см
Задание
89
повышенного
уровня
.
На прямой от одной точки в одном направлении отложены три отрезка, сумма к
о-
торых равна 28 см. Конец первого отрезка служит серединой второго, а конец вт
о-
рого о
т
резка
–
серединой третьего. Найдите длину меньшего отрезка.
Ответ: __________________________
Решение
. Анализируем условие задачи:
На прямой
n
от
одной
точки точка
A
в
одном направл
е-
нии
все вторые концы отрезков лежат на одном луче, с
начало
м в точке
A
отложены о
т
резки:
AB
,
AC
и
AD
.
Теперь собственно
решение
. Пусть
AB
=
x
, тогда
AC
= 2
x
, так как точка
B
является
серединой отрезка
AC
, а, следовательно,
AD
= 4
x
, так как точка
C
является серед
и-
ной отрезка
AD
. Отс
ю
да
AB
+
AC
+
AD
=
x
+ 2
x
+ 4
x
= 28.
x
= 4
см
.
Ответ
: 4 см.
Умение
: находить градусную меру угла, используя свойства измерения у
г
лов.
Задание
90
базового
уровня
.
Луч
k
–
биссектриса угла
gh
, градусная мера которого равна
72
. Луч
t
–
биссектриса угла
kh
. Найдите г
радусную меру у
г-
ла
k
t
).
Ответ: ___________________________
Ответ
: 18
.
Задание
91
повышенного
уровня
.
26
Лучи
k
и
t
проходят между сторонами угла
gh
. Угол, образ
о-
ванный биссектрисами углов
gk
и
th
, равен 48
. Найдите гр
а-
дусную мер
у угла
kt
, если градусная мера угла
gh
равна 70
.
Ответ: ___________________________
Ответ
: 26
.
Умение
: находить длину отрезка, длину окружности, длину дуги окружности,
используя свойства площади.
Задание
92
базового
уровня
.
Фиг
ура на рисунке состоит из квадрата и тр
е-
угольника. Высота треугольника равна стороне,
к которой она проведена. Найти сторону квадр
а-
та, если площадь ф
и
гуры равна 96 см
2
.
Ответ: ___________________________
Ответ
: 8 см.
Комментарий
. При решении задачи, чтоб
ы найти длину стороны квадрата, и
с-
пользуется свойство площади: площадь фигуры равна сумме площадей составля
ю-
щих ее частей. Площадь треугольника
S
=
a
2
в два раза меньше площади ква
д-
рата
S
=
a
2
).
Задание
93
базового
уровня
.
Найти длину границы фигуры, изображенной на рисунке, если
площадь ф
и
гуры равна 2
см
2
.
Ответ: ___________________________
Ответ
: 6
см.
Комментарий
. При решении задачи, чтобы найти длину границы фигуры, из
о
б-
раженной на рисунке, используется
свойство площади: площадь фигуры равна су
м-
ме площадей составляющих ее частей. Площадь фигуры равна: площадь пол
у-
окружности с центром в точке
О
3
минус площадь полуокружности с центром в то
ч-
ке
О
1
плюс площадь полуокружности с центром в то
ч
ке
О
2
.
Планируемый
результат
: вычислять длины линейных элементов фигур и их
углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы
площадей фигур;
Умения
, характеризующие достижения этого результата:
применять формулы длины окружности и длины дуги окружн
ости для в
ы-
числения длин отрезков;
применять формулы длины окружности и длины дуги окружности для в
ы-
числения величин углов;
применять формулы площадей фигур для вычисления длин отрезков;
применять формулы площадей фигур для вычисления вел
и
чин углов.
Примеры заданий
Умение
: применять формулы длины окружности и длины дуги окружности
для в
ы
числения длин отрезков.
27
Задание
94
базового
уровня
.
Длина дуги
ВС
равна 4
см
, длина дуги
АВ
равна 2
см.
Найти длину хорды
АВ
.
Ответ: ____________
_________________
Ответ
: 6
см
.
Комментарий
. Заметим, что точки
А
,
В
и
С
являются вершинами прямоугольн
о-
го треугольника.
применять формулы длины окружности и длины дуги окружности для вычисл
е-
ния величин углов.
Задание
95
повышенного
уровня
.
Радиус окружности равен
15 см, длина дуги
АВ
равна 4
см,
длина дуги
CD
равна 3
см. Найти градусную меру угла α.
Ответ: _____________________________
Ответ
: 42°.
Комментарий
. Применяя формулу для вычисления длины дуги находим граду
с-
ную меру дуг
АВ
и
CD
. Затем по теореме о градусной мере угла, образованного при
пересечении хорд,
находим градусную меру угла α
Умение
: применять формулы площадей фигур для вычисления длин отрезков.
Задание
96
базового
уровня
.
Площадь ромба
ABCD
равна 242
см
2
. Вычислите сторону ромба, если один из
его углов равен 135
.
Ответ:
_____________________________
Ответ
: 22 см.
Комментарий
. Применить формулу
S
=
а
2
sin
= 242
см
2
,
= 45
. Отсюда
а
=
22 см.
Задание
97
повышенного
уровня
.
На рисунке площадь заштрихованной фигуры в 15 раз бол
ь
ше
площади белой. Найти отношение радиусов окружностей
Ответ: ___________________________
Ответ
: 2.
28
Комментарий
. Отношение радиусов находится, используя формулы площади.
Площадь белой фигуры равна
r
2
, а площадь заштрихованной ф
и
гуры равна
R
2
-
r
,
= 15,
R
= 2
r
.
Задание
98
повышенного
уровня
.
Площадь треугольника, описанно
го около окружности, равна 84 см
2
. Найдите п
е-
риметр треугольника, если радиус окружн
о
сти равен
3
см.
Ответ: __________________________________
Ответ
: 24 см.
Комментарий
. Следует воспользоваться формулой
S
=
rp
, где
p
-
полупериметр
треугольника,
r
-
радиус
вписанной окружности
Задание
99
повышенного
уровня
.
Параллелограмм и прямоугольник имеют соответственно равные стороны.
На
й
дите острый угол параллелограмма, если его площадь равна половине площади
прямоугольн
и
ка.
Ответ:
_____________________________
Ответ
:
30
Комментарий
.
S
прямоугольник
=
ab
,
S
параллелограмм
=
absin
S
параллелограмм
=
S
прям
о-
угольник
,
absin
=
ab
,
sin
=
. О
т
сюда
=30
.
применять формулы площадей фигур для вычисления
вел
и
чин углов.
Задание
100
базового
уровня
.
Площадь треугольника
ABC
равна 14 см
2
. Стороны
AB
и
AC
соответственно равны 7 см и 8 см. Найдите угол между стор
о-
нами
AB
и
AC
.
Ответ:
________________________________
Ответ
: 30
Комментарий
. Следует воспользо
ваться формулой
S
=
ab
sin
, и найти синус
угла
BAC
.
7
⋅
8
⋅
sin
=
14, sin
=
,
BAC
= 30
.
Планируемый результат
: вычислять площади фигур.
Умения
, характеризующие достижения этого результата
:
находить площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов,
трапеций, кругов и секторов, непосредственно применяя соответствующие форм
у-
лы.
находить площади фигур, равновеликость и равносоставленность фигур, с
о-
отношение между площадями подобны
х фигур;
29
Примеры заданий
Умение
: находить площади треугольников, прямоугольников, параллел
о-
граммов, трапеций, кругов и секторов, непосредственно применяя соответствующие
формулы.
Задание
101
базового
уровня
.
Сторона
CD
параллелограмма
A
BCD
равна 6 см. Ди
а-
гональ
AC
перпендикулярна стороне
CD
и равна 8 см.
Найдите площадь параллелограмма.
Ответ:
__________________________
Ответ
: 48 см
2
.
Комментарий
. Заметим, что точки треугольник
АВС
–
прямоугольный и его
площадь равна
S
=
AC
CD
, а площадь параллелограмма
ABCD
равна 2
S
.
Задание
102
базового
уровня
.
Найдите площадь прямоугольника, если его диагональ равна
14 см и образует с большей стороной угол, равный 30
.
Ответ: ______________________________
Ответ
: 98 см
2
Воз
можный вариант решения
. Стороны прямоугольника равны 14
sin
30
и
14
cos
30
.
S
=
ab
= 14
2
sin30
cos30
= 14
2
= 49
см
2
.
Задание
103
повышенного
уровня
.
Одна из диагоналей прямоугольной тра
пеции делит эту трапецию на два прям
о-
угольных равнобедренных треугольника. Какова площадь трапеции, если её бок
о-
вая сторона, прилежащая к прямому углу, равна 4
Ответ: ________________________________
Ответ
:
24
.
Решение
. Площадь трапеции состоит из суммы п
лощадей двух прямоугольных
равнобедренных треугольников, стороны которых равны 4 и 4
.
S
1
=
4
2
,
S
2
=
(4
)
2
,
S
=
S
1
+
S
2
= 8 + 16 = 24
Задание
104
повышенного
уровня
.
В равнобедренной трапеции
ABCD
проведены диагональ
АС
и высота
С
H
. Найд
и-
те отношение площади трапеции к площади треугольника
A
С
H
.
Ответ:__________________________________
Ответ
: 2
:
1.
30
Комментарий
. Если провести через вершину
C
прямую,
параллельную стороне
AB
, то получим пара
л-
лелограмм
ABCF
точка
F
–
точка пересечения прямых
AD
и
CF
. Диагональ
AC
делит параллел
о
грамм
ABCF
на
два равных треугольника
ABC
и
ACF
. Тр
е
угольник
FCD
–
равнобедренный, и высота
С
H
делит его на два равных
треуго
льника
CDH
и
CFH
. Отсюда, площадь трапеции в
два раза больше площади треугол
ь
ника
A
С
H
.
Умение
: находить площади фигур, используя: свойства площади, равновел
и-
кость и равносоставленность фигур, соотношение между площадями подобных ф
и-
гур.
Задание
105
базовог
о
уровня
.
По данным рисунка найдите площадь заштрихованной фиг
у
ры.
Ответ:
_______________________
Ответ
: 16 см
2
.
Комментарий
. Площадь заштрихованной фигуры равновелика площади квадр
а-
та.
Задание
106
повышенного
уровня
.
Проти
воположные стороны выпуклого шестиугольника
равны и параллельны. Его вершины соединены диагоналями
через одну. Найдите отношение площади заштрихованной
части фигуры к площади незаштрихованной.
Ответ:__________________________________
Ответ
: 1.
Комментарий
. Площадь заштрихованной части фигуры
равнов
е
лика площади . незаштрихованной.
Планируемый результат
: вычислять длину окружности, длину дуги окружн
о-
сти.
Умения
, характеризующие достижения этого результата:
применять для нахождения д
лин окружностей и дуг формулы длины окру
ж-
ности и длины дуги;
находить длины окружностей и дуг, используя формулы площадей фигур.
Примеры заданий
Умение
: применять для нахождения длин окружностей и дуг формулы длины
окружности и длины дуги.
31
Задание
107
ба
зового
уровня
.
Найдите длину границы заштрихованной фигуры, испол
ь-
зуя да
н
ные рисунка.
1. 6
+ 6; 2. 12
; 3. 6
+ 6; 4. 3
+6.
Ответ:____________________________
Ответ
: 3 (
6
+ 6)
.
Решение
. Длина границы заштрихованной фигуры
равна сумме длин полуокру
ж-
ности
BC
радиуса
r
3, дуги окружности
AC
радиуса
R
6, градусная мера к
о
торой
равно 90
, и радиуса окружности
AB
равного 6. Таким образом, длина границы з
а-
штрихованной ф
и
гуры равна
L
=
(2
r
) +
(2
R
) +
AB
= 3
+ 3
+ 6 = 6
+ 6.
Задание
108
повышенного
уровня
.
На рисунке изображен поперечный разрез листа
гофрированного железа. Его высота равна 10 см. Опр
е-
делите, какой длины нужен плоский лист железа, чтобы
сделать 1 м гофрир
о
ванног
о железа.
Ответ: _____________________________
Ответ
: 50
см
.
Комментарий
. Заметим, что профиль состоит из полуокружностей, при этом
10 см
–
это диаметр этих полуокружностей. Отсюда в один метр гофрированного
железа состоит из 10 полуокружностей. Значит,
площадь его поверхности равна 50
см.
Умение
: находить длины окружностей и дуг, используя формулы площадей
фигур.
Задание
109
базового
уровня
.
Внутри круга радиуса 2
проведена окружность, делящая
его на две равнов
еликие фигуры. Найти длину этой окружн
о-
сти.
Ответ: _________________________________________
Ответ
: 4
см
Решение
. Площадь круга, ограниченного окружностью радиуса
r
, равна
S
=
r
2
, а
площадь фигуры, ограниченной окружностями радиусов
R
и
r
, равна разност
и пл
о-
щади круга, ограниченного окружностью радиуса
R
, и площади круга, ограниче
н-
ного окружностью радиуса
r
, то есть
S
=
R
2
-
r
2
. По условию
R
2
-
r
2
=
r
2
. О
т-
сюда,
r
2 см и
= 4
(
см.
Планируемый результат
: решать задачи на доказательство с использо
ванием
формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур.
Умения
, характеризующие достижения этого результата:
32
использовать свойства измерений длин, площадей и углов для решения з
а-
дач на доказательство;
использовать формулы длины о
кружности и длины дуги окружности для
решения задач на доказательство;
использовать формулы площадей фигур для решения задач на доказател
ь-
с
т
во.
Примеры заданий
Умение
: использовать свойства измерений длин, площадей и углов для реш
е-
ния задач на доказатель
ство.
Задание
110
базового
уровня
.
Точки
А
,
В
и
С
лежат на одной прямой, точки
M
и
N
–
середины отрезков
АВ
и
АС
. Докажите, что
ВС
= 2
MN
.
Задание
111
повышенного
уровня
.
Треугольник
АВС
вписан в окружность с центром в точке
О
. Докажите, что
если
АС
=
АО
+
СО
, то угол между биссектрисами углов
АОВ
и
ВОС
равен 90°.
Умение
: использовать формулы длины окружности и длины дуги окружности
для решения задач на доказательство.
Задание
112
базового
уровня
.
Докажите, что длины дуг окружности, заключенных между парал
лельными хо
р-
дами, равны.
Задание
113
повышенного
уровня
.
Длины дуг
AB
и
CD
равны. Докажите, что
А
Q
=
QD
.
Умение
: использовать формулы площадей фигур для решения задач на док
а-
зательство.
Задание
114
базового
уровня
.
Основание
CD
трапеции
ABCD
и основание
KL
тр
а-
пеции
ABKL
лежат на одной прямой. Докажите, что
площади трапеций
ABCD
и
ABKL
равны, если
CD
=
KL
.
Задание
115
повышенного
уровня
.
В трапеции
ABCD
с основаниями
BC
и
AD
диагонали пересекаются в точке
О
.
Площ
ади треугольников
B
О
C
и
A
О
D
равны
S
1
и
S
2
. Докажите, что площадь трап
е-
ции равна
.
33
Планируемый результат
: решать практические задачи, связанные с нахо
ж-
дением геометрических величин используя при необходимости справочники и те
х-
ни
ческие средс
т
ва.
Умение
, характеризующие достижения этого результата:
применять свойства измерений длин, площадей и углов и изученные форм
у-
лы для решения практических задач, связанные с нахождением геометрических в
е-
личин используя при необходимости сп
равочники и технические средс
т
ва.
Примеры заданий
Умение
: применять свойства измерений длин, площадей и углов и изученные
формулы для решения практических задач, связанные с нахождением геометрич
е-
ских величин используя при необходимости справочники и те
хнические средс
т
ва.
Задание
116
базового
уровня
.
Рассчитать количество краски, необходимой для окраш
и-
вания внешней поверхности ангара, имеющего форму пол
у-
цилиндра, если на окрашивание 1 м
2
уходит 0,25 кг краски.
В ответе указать мини
мальное количество 10
-
ти килограмм
о-
вых ведер кра
с
ки, которое необходимо купить.
Ответ:
____________________________________
Ответ
: 7 ведер.
Задание
117
повышенного
уровня
.
От треугольного
ABC
листа кровельного железа весом
5 кг нужно
отрезать параллельно стороне
BC
полосу весом
2 кг. Найти отнош
е
ние
F
В
к
А
F
.
Ответ:
__________________
Ответ
:
–
1.
Раздел «Координаты»
Планируемый результат
: Объяснять и иллюстрировать понятие декартовой с
и-
с
темы коо
р
динат.
Умения
,
характеризующие достижения этого результата:
изображать на
коорд
и
натной плоскости
точки
с заданными свойствами
,
находить координаты точек;
Примеры заданий.
Умение
:
изображать точки на
коорд
и
натной плоскости;
Задание
118
базового
уровня
.
На координат
ной плоскости прямая заданна уравнением 2
х
+ 3
y
6. Найдите то
ч-
ки пересечения прямой с осями координат.
Ответ
:
3, 0 и 0, 2.
З
а
дание
119
базового уровня
34
Изобразите точку
A
’
, симметричную точке
A
(4,
-
3 относительно оси о
р
динат.
Ответ
:
(
-
4,
-
3).
Умение
:
находить координаты точек на
координатной пло
с
кости.
З
а
дание
120
базового уровня
Точки
O
(0, 0),
B
(6, 2),
C
0, 6 и
A
являются вершинами
параллелограмма. Найдите координаты точки
A
.
Ответ:
(6, 8).
Планируемый результат
: исполь
зовать координатный метод для исследов
а-
ния свойств прямых и отрезков.
Умения
, характеризующие достижения этого результата:
применять формулы для нахождения координат середины отрезка
прим
е
нять формулы для вычисления длин отрезков.
составлять уравнен
ия прямой;
устанавливать взаимное расположение прямых по их уравн
е
ниям.
Примеры заданий.
Умение
: применять формулы для нахождения координат середины отрезка.
Задание
121
базового
уровня
.
В треугольнике
ABC
с вершинами в точках
A
(7, 3),
B
(5, 1),
C
(1,14)
проведена м
е-
диана
CD
. Найдите координаты ее основания.
1. (1; 1); 2. (1; 2); 3. (6; 1); 4. (6; 2).
35
Ответ: 4.
D
(6; 2).
З
а
дание
122
повышенного
уровня
.
Точки
O
(0, 0),
A
(10, 8),
B
(8, 2),
C
(2, 6)
являются
вершина
ми четырехугольника. Найдите координаты
точки
P
пересечения его диагоналей.
Ответ:
(5, 4).
прим
е
нять формулы для вычисления длин отрезков
З
а
дание
123
базового уровня
В треугольнике
ABC
с вершинами в точках
A
(7, 3),
B
(5, 1),
C
1,14 проведена м
е-
диана
CD
.
Найдите ее длину.
Ответ:
___________________________________
Ответ
: 13.
Решение
. Основание медианы
CD
треугольника
ABC
делит сторону
AC
пополам,
то есть
AD
=
DB
. Координаты середины отрезка находим по формулам:
x
=
и
y
=
. Точка
D
является серединой отрезка
AB
, концы которого имеют к
о-
ординаты
A
7, 3 и
B
5, 1. Значит,
x
=
= 6,
y
=
2. Таким образом,
D
(6,
2. Расстояние между точками вычисляется по формуле
d
2
=
(
x
1
–
x
2
)
2
+ (
y
1
–
y
2
)
2
.
Координаты концов отрезка
CD
:
C
1, 14 и
D
6, 2, значит,
CD
=
= 13.
Задание
124
п
о
вышенного
уровня
.
Найдите длину отрезка касательной, проведенной из
начала координат
O
к окружности с ц
ентром в точке
P
(
-
3,
3 и радиусом 1.
Ответ:
___________________
Ответ:
.
Решение:
Пусть
Q
–
точка касания. Так как кас
а-
тельная перпендикулярна радиусу, проведенному в точку
касания, то треугольник
OPQ
прямоу
гольный,
OP
=
,
PQ
=
1. По теореме Пифагора, искомый отрезок
OQ
равен
.
Задание
125
повышенного
уровня
.
Определите вид четырехугольника
ABCD
, вершинами которого являются точки
A
(2, 1),
B
(0, 3),
C
(2,
5 и
D
(4, 3).
Ответ:
___________________
36
Ответ
: квадрат.
Умение
составлять уравнение прямой.
Задание
126
базового
уровня
.
Напишите уравнение прямой, проходящей через точки
А
(1,
–
1 и
B
(2, 2)
Ответ:
___________________
Ответ
:
y
= 3
x
–
4.
З
а
дание
127
базовог
о уровня
Напишите уравнение прямой, проходящей через точку
A
2, 2 и параллельную
прямой, заданной уравнением
y
=
2
x
.
Ответ
:
y
=
2
x
–
2.
З
а
дание
128
повышенного уровня
Напишите уравнение прямой, проходящей через точку
A
2, 1 и перпендикуля
р-
ную прямой, за
данной уравнением
y
=
x
. Изобразите эту прямую.
Ответ:
x
+
y
–
3 = 0.
.
З
а
дание
129
повышенного уровня.
Напишите уравнение прямой, симметричной прямой, заданной уравнен
и
ем
2
x
+
3
y
–
6 0, относительно оси абсцисс.
Изобразите эту прямую.
Ответ:
2
x
–
3
y
–
6 = 0.
.
Задание
130
повышенного
уровня
.
Напишите уравнения касательных к окружности
x
2
+
y
2
–
9 0, параллельных
биссектрисе первого координатного угла.
Ответ:
___________________
Ответ
:
y
=
x
+
,
y
=
x
–
.
37
Умение
:
устанавливать взаимное расположение прямых по их уравн
е
ниям.
Задание
131
повышенного
уровня
.
Даны координаты точек
А
(
–
1, 1),
В
(0, 3),
С
(2, 7)
D
(
–
2,
–
1. Определите взаимное
расположение прямых
AB
и
CD
:
Ответ:
___________________
Ответ
: прямые совпадают
Задание
132
базового
уровня
.
Прямые
a
и
b
заданы своими уравнениями:
y
= 2
x
+ 3,
y
= 2
x
–
2 соответстве
н-
но. Определите взаимное расположение этих прямых.
Ответ:
___________________
Ответ
: прямые параллельны.
З
а
дание
133
повышенного
уровня
Определите взаимное расположение прямых, заданных уравн
е
ниями:
а
y
=
3
x
,
x
+
y
–
4 = 0.
б
)
x
+
y
-
1 = 0,
x
+
y
+ 1 = 0;
в
x
+
y
-
1 = 0,
x
-
y
-
1 = 0;
Ответ
:
а прямые пересекаются в т
очке 1, 3;
б параллельны;
в
перпендикулярны.
Планируемый результат
: использовать координатный метод для исследов
а-
ния свойств окружностей.
Умения
, характеризующие достижения этого результата:
составлять уравнение окружности
с заданными свойствами;
п
о заданному уравнению окружности находить центр и радиус.
Примеры заданий
составлять уравнение окружности
с заданными свойствами
З
а
дание
134
базового уровня
Составьте уравнение окружности с центром в точке
P
2, 1 и радиусом 3.
Ответ
:
(
x
-
2)
2
+(
y
-
1)
2
= 9.
Задание
135
базового
уровня
.
Напишите уравнение окружности, проходящей через точку
А
1, 6 с центром в
точке
O
(3,
–
1).
38
Ответ:
___________________
Ответ
:
x
2
+
y
2
–
6
x
+ 2
y
= 43.
Задание
136
повышенного
уровня
.
Напишите уравнение окружности описанной о
коло треугольника
ABC
, если з
а-
даны координаты его вершин
А
(0, 3),
B
(4, 0)
C
(4, 3).
Ответ:
___________________
Ответ
: (
x
–
2)
2
+ (
y
–
1,5)
2
= 6, 25.
Задание
137
повышенного
уровня
.
Составить уравнение окружности, вписанной в треугольник
OAB
, если его
верш
ины имеют координаты
O
(0, 0),
A
(0, 3),
B
(4, 0).
Ответ: ___________________
Умение
находить центры и радиусы
окружностей по их уравн
е
ниям
З
а
дание
138
базового уровня
Найдите координаты центра и радиус окружности
, заданной уравнением
x
2
+
y
2
–
2
x
–
6
y
+ 1
2 = 0.
Ответ
:
P
(2, 3),
R
=
1.
З
а
дание
139
базового уровня
Найдите координаты центра окружности, описанной около прямоугольника
ABCD
, вершины которого имеют координаты соответственно
A
(
-
2,
-
2),
B
(6,
-
2),
C
(6,
4),
D
(
-
2, 4).
Ответ:
___________________
Ответ
:
(2, 1).
Задание
140
базового
уровня
.
Отрезок
AB
-
диаметр окружности. Определите координаты центра окружности,
если
A
(1, 5),
B
(7,
-
3).
1. (4; 1); 2. (4; 4); 3. (
-
3;
-
4); 4. (4;
-
1).
Ответ
: 1 (
O
(4, 1)).
Решение
. Центр окружн
ости, точка
O
, лежит на ее диаметре
AB
и делит его п
о-
полам, то есть
A
O
=
B
O
. Координаты точки
O
находим по формулам:
x
=
и
y
39
=
. Точка
O
является серединой отрезка
AB
, концы которого имеют коорд
и-
наты
A
1, 5 и
B
(7,
-
3. Значит,
x
=
= 4,
y
=
1. Таким образом,
O
(4, 1).
Задание
141
повышенного
уровня
.
Окружность задана уравнением
x
2
+
y
2
–
8
ax
+ 2
ay
=
b
(
a
0,
b
0).
Определите, в каком координатном угле распол
ожен центр окружности.
Ответ:
___________________
Ответ
: в четвертом
Раздел «Векторы»
Планируемый результат
: оперировать с векторами, заданными геометрич
е-
ски:
Умения
, характеризу
ю
щие достижение этого результата:
устанавливать равенство векторов;
находи
ть длину вектора;
выполнять операции сложения векторов и умножения вектора на число;
вычислять скалярное произведение векторов.
Примеры заданий
Умение:
устанавливать равенство векторов;
З
а
дание
4
базового уровня
Диагонали правильног
о шестиугольника
ABCDEF
перес
е-
каются в точке
O
.
Укажите векторы, равные вектору
.
Ответ: ___________________
Ответ
:
;
;
.
Комментарий
. Задание считается выполненным
, если ук
а-
зан хотя бы один из векторов.
Умение:
находить длину вектора
;
Задание
142
базового уровня
Две стороны прямоугольника
ABCD
равны 6 и 8.
Найдите длину вектора
.
Ответ: ___________________
Ответ
:10.
Задан
ие
143
повышенного
уровня
.
Стороны правильного треугольника
ABC
равны
1
. Найдите длину вект
о-
ра
+
.
Ответ: ___________________
Ответ:
.
40
Умение
: выполнять операции сложения векторов и у
множения вектора на
число.
Задание
144
базового
уровня
.
В прямоугольнике
ABCD
д
иагонали
AC
и
BD
пересекаю
т
ся
в точке
O
.
Ук
а
жите
векторы, равные сумме векторов
и
.
Ответ: ___________
________
Ответ
:
,
.
Комментарий
. Задание считается выполненным, если указан хотя бы один из
векторов.
Задание
145
базового
уровня
.
Длина вектора
в три раза больше длины вектора
, векторы
и
против
о-
положно направлены. Выразите вектор
через вектор
.
Ответ: ___________________________________
Ответ
:
=
-
3
.
Задание
146
повышенного
уровня
.
Дан прямоугольник
ABCD
. Найти длину вектора
+
+
+
, где то
ч-
ка
O
является точкой пересечения диагон
алей прямоугол
ь
ника.
Ответ: _______________________________
Ответ
: 0.
Вариант решения
. От прои
з-
вольной точки плоскости отложим
ве
к
тор
. От точки
A
(
O
отложим
вектор, равный
. Затем отложим
векторы соо
т
ветственно равные
и
. Векторы
и
лежат на диагонали
AC
, а векторы
и
лежат
на ди
агонали
BD
, следовательно, они попарно коллинеарны. Отсюда следует, что у
полученного четырехугольника стороны попарно параллельны. Значит, полученный
четырехугольник
–
параллелограмм. Так как диагонали прямоугольника равны и
точкой пересечения делятся поп
олам, то стороны полученного параллелограмма
равны. Следовательно, полученный параллелограмм
–
ромб. По правилу мног
о-
угольника сложения векторов
+
+
+
= 0.
Зада
ние
147
повышенного
уровня
.
Упростите выражение
+
+
.
Решение
. В силу переместительного закона
+
+
=
+
+
=
+
. Векторы
и
равны по модулю, но противоположно направлены,
зн
а
чит
+
=
.
Ответ:
___________________
Ответ
:
.
41
Задание
148
повышенного
уровня
.
Даны два вектора
=
и
=
, точка
C
–
середина отрезка
AB
,
C
′
–
сер
е-
дина отрезка
A
′
B
′ . Выразить вектор
=
через векторы
и
.
Ответ:
___________________
Ответ
:
(
+
).
Задание
149
повышенного
уровня
.
Выразите вектор
через вектор
, если
=
+
, где
O
–
прои
з-
вольная точка.
Ответ:
___________________
Ответ
:
=
.
Решение
. Вычтем из обеих частей вектор
, тогда
-
=
+
-
=
-
, то есть
=
.
. Отсюда следует, что эти векторы
коллинеарны, то есть точка
K
лежит на отрезке
СА
и делит его в отношении 2
:
5.
Умение
: вычислять скалярное про
изведение векторов;
Задание
150
базового
уровня
.
Вычислить скалярное произведение векторов
= 3
+ 4
и
= 2
–
.
Ответ: _______________________________
Ответ
: 5.
Задание
151
повышенного
уровня
.
Найдите скалярное произведение векторов
·и
, если векторы
·и
сон
а-
пра
в
лены и
= 3,
= 1
Ответ: _______________________________
Ответ
: 3.
Планируемый результат
: опери
ровать с векторами, заданными координат
а-
ми.
Умения
, характеризующие достижение этого результата:
находить координаты начала и конца вектора;
находить
координаты вектора по координатам его начала и конца
;
находить длину вектора;
находить координаты су
ммы и произведения вект
о
ра на число;
вычислять скалярное произведение векторов по их координатам.
42
Примеры заданий
Умение
:
находить координаты начала и конца вектора
Задание
152
базового
уровня
.
Вектор
5; 2 отложен от начала коо
рдинат. Определите координаты его ко
н-
цов.
Ответ:_________________________
Ответ
: (0; 0), (5; 2).
Задание
153
базового
уровня
.
Конец вектора
9, 3 имеет координаты
(12, 9)
.
Найдите координаты
точки
A
.
Ответ:_____________________
____
Ответ
:
(3, 6)
Умение
:
находить координаты вектора по координатам его начала и конца
Задание
154
базового
уровня
.
Даны точки
A
(0;1),
B
(1;0)
C
1;2 и
D
2; 1. Докажите равенство векторов
и
.
Задание
11
8
повышенного
уровня
.
Даны три точки
A
(1; 1),
B
(
-
1; 0 и
C
0; 1. Найдите такую точку
D
, чтобы вект
о-
ры
и
были равны.
Ответ:_________________________
Ответ
:
D
(
-
2, 0)
Умение
: находить длину вектора.
Задание
155
базового
уровня
.
Даны координаты точек
А
(2, 4),
B
(5, 1),
C
(1,
–
1. Найти длину вектора
, если
извес
т
но, что точка
D
принадлежит отрезку
AB
и
AD
| : |
DB
|
=1 : 2.
Ответ:_________________________
Ответ
:
.
Задание
156
повышенного
уровня
.
Пусть
А
-
точка пересечения прямой
y
=
x
2 и биссектрисы первого коорд
и-
натного угла. Найти длину вектора
,
Ответ: _______________________________
Ответ
: 3
.
Умение
: находить координаты суммы и произведения вект
о
ра на число;
Задание
157
базового
уровня
.
Найдите координаты вектора
= 2
–
3
., если
(
–
2
; 1);
(1; 0).
43
Ответ: _______________________________
Ответ
:
(
-
7; 2)
Задание
158
базового
уровня
.
В треугольнике
ABC
точка
O
является точкой п
е-
ресечения его медиан. В треугольнике
A
O
C
пров
е-
дена медиана
ON
. Найдите координаты вект
о-
ра
, если
=
(
-
3;
-
1).
Ответ:
___________________________
Ответ
:
=(
–
9;
–
3)
Задание
159
повышенного
уровня
.
В треуг
ольнике
АВ
C
проведены медианы
В
M
и
А
N
, которые пересекаются в
точке
O
.
= (1;
–
3),
2; 2. Найдите координаты ве
к
тора
.
Ответ: _______________________________
Ответ
:
= (8;
–
8).
Планируемый результат
: применять скалярное произведение векторов при
решении задач.
Умения
, характеризующие достижение этого результата:
находить угол между векторами;
определять взаимное расположение прямых.
Примеры заданий
Умение
: наход
ить угол между векторами.
Задание
160
базового
уровня
.
Найдите косинус угла между векторами
= (2, 3),
=(1,
-
2).
Ответ: _______________________________
Ответ
:
.
Задание
161
повышенного
уровня
.
Векторы
и
направлены из вершины равнобедренного треугольника к
вершинам основания. Найдите угол между векторами
и
.
Ответ: _______________________________
Ответ
: 90
.
Решение
. Перемножим:
·
=
=
=
. По
условию вектора
и
имеют общее начало в вершине равнобедренного треугол
ь-
ника, а их концы находятся в вершинах при основании этого треугольника, значит,
44
модули этих векторов равны, так как отрезки
a
и
b
являются сторонами равнобе
д-
ренного треуг
ольника. Следовательно, скалярное произведение векторов
·
0. По следствию из теоремы о скалярном произведении векторов, если ск
а-
лярное произведение векторов равно нулю, то векторы перпендикулярны. Следов
а-
тельно,
угол между векторами
и
равен 90
.
Умение
: определять взаимное расположение прямых..
Задание
162
базового
уровня
.
Известны координаты точек
A
(
–
1, 4),
B
1, 3. Определить взаимное располож
е-
ние прямой
AB
и прямой
y
=2
x
+ 7.
1.
прямые параллельны
;
2.
прямые совпадают
;
3.
прямые пересекаются, но не перпендикулярны
;
4.
прямые перпендикулярны
Ответ: _______________________________
Ответ
: 4. (
прямые перпендикулярны
).
Задание
163
повышенного
уровня
.
Составьте уравнение
серединного перпендикуляра к отрезку
AB
, если точка
A
имеет к
о
ординаты
-
2; 3, а координаты точки
B
–
(1;
–
4).
Ответ: _______________________________
Ответ
: 3
x
–
7
y
–
2 =0.