Формирование коммуникативной компетенции на занятиях иностранного языка с помощью информационных технологий в свете новых требований ФГОС
Формирование коммуникативной компетенции на занятиях иностранного языка с помощью информационных технологий в свете новых требований ФГОС
Компетентностный подход призван обеспечить такое качество обучения, при котором обучающийся становится не просто «знающим», а «умеющим». Он предполагает конкретную формулировку целей обучения как компетенций, востребованных в профессиональной деятельности современного специалиста и осваиваемых обучающимся. Тем самым он обеспечивает соответствие подготовки запросам рынка труда, а значит, повышению их конкурентноспособности, эффективности их адаптации и деятельности. В новом поколении образовательных стандартов «компетенция» и «компетентность» являются ключевыми понятиями.
Введение понятия компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать типичную для отечественного образования проблему, когда обучающиеся овладевают набором теоретических знаний, но испытывать значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.
Выделяют несколько образовательных компетенций, одной из которых и является коммуникативная компетенция, которая приобретает особую значимость в преподавании иностранного языка.
Ее формирование осуществляется в совокупности её составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
Формированию коммуникативной компетентности способствует использование информационных технологий в процессе изучения иностранного языка. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между преподавателем и обучающимся складываются «субъект-субъектные» отношения. Преподаватель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Система обучения с применением информационных технологий отвечает следующим требованиям:
1)оптимизации содержания учебных курсов;
2)активизации познавательной деятельности;
3)индивидуализации учебного процесса;
4) интенсификации процесса обучения;
5) обеспечению непрерывного текущего контроля знаний учащихся и качества обучения.
Важным компонентом информационных технологий является электронная презентация, которая не только решает определенные учебные задачи и помогает делать это творчески, но и имеет свою эстетику подачи и оформления материала, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания подаваемого в презентации материала. Использование электронных презентаций помогает стимулировать познавательную активность обучающихся, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебный процесс, а также снимает утомление, развивает внимание и сообразительность.
Даже самые пассивные с огромным желанием включаются в работу во время использования презентаций. Во время любой презентации учащиеся очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы, так как, во-первых, им необходимо четко запомнить интересно представленный материал, во-вторых, маленький шум может помешать ответить на вопросы по данной теме. Использование презентаций повышает интерес обучающихся.
Несомненные достоинства использования презентации на занятиях: последовательность изложения, возможность воспользоваться официальными шпаргалками, мультимедийные эффекты, копируемость, транспортабельность.
Использование электронных презентаций позволяет реализовать составляющие коммуникативной компетенции:
1)речевую компетенцию – развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
2)языковую компетенцию – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения;
3)социокультурную компетенцию – приобщение обучающихся к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся; формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
4)компенсаторную компетенцию – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
5)учебно-познавательную компетенцию – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
На таких занятиях происходит восстановление, восполнение, объединение частей в целое, причем не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие
Использование компьютерных средств обучения позволяет эффективно сочетать или успешно заменять традиционные средства обучения, способствовать более осознанному освоению материала, экономить учебное время.