Методические разработки занятий по курсу «Разговор о правильном питании» «Две недели в лагере здоровья», 4 класс
Методические разработки занятий по курсу «Разговор о правильном питании»
«Две недели в лагере здоровья», 4 класс
Учитель: Маковеева
Наталия Владимировна
Пояснительная записка.
В данных методических разработках представлены материалы по организации и проведению таких мероприятий, как классное собрание по теме Можно ли наш образ жизни назвать здоровым?». При проведении используются такие формы, как беседа, обсуждение проблемы вместе с родителями, анкетирование, тестирование. Данный классный час можно провести как вступительную беседу перед началом изучения курса, так и в течение учебного года.
Следующие два занятия по теме - ДЕНЬ 7 «Молоко и молочные продукты».
При проведении этих занятий используются разные формы работы, которые повышают интерес к обучению, снижают утомляемость детей, вызывают эмоциональный подъем.
Для ознакомления детей с этой темой, использованы научно обоснованные данные о здоровом питании. Занятия способствуют расширению социального кругозора детей – знания о профессиях, связанных с производством продуктов питания.
Очень детям нравится самим вести занятия или о чем – нибудь рассказывать, выступать в роли взрослых, всезнаек. Осуществить экскурсию, как было задумано, нам не удалось, так как на завод вход посторонним воспрещен. Но у ребят работают родители и поэтому они много знают и с удовольствием делятся с другими.
Занятие 1
Классный час «Можно ли наш образ жизни назвать здоровым?»
Возраст: 9 лет
Цель: обобщение знаний, умений и навыков о здоровом образе жизни.
Задачи:
- учить ответственному отношению к здоровому образу жизни;
- воспитывать умение взаимодействовать со старшими членами семьи;
- развивать интерес к занятиям.
Ход занятия:
Учитель: Здравствуйте, уважаемые родители, бабушки и дедушки, дети. Сегодня мы с вами проводим классный час по теме: «Можно ли наш образ жизни назвать здоровым?» (слайд)
Вот проблема – а что такое здоровый образ жизни? (слайд)
Посмотрите на картинки и скажите, что вы отнесете к здоровому образу жизни. (,,,,,,,,,,,,,,,,,)
Ответьте, пожалуйста, взрослые, можете ли вы назвать свой образ жизни – здоровым? Почему вы так считаете? .....................
Ребята, а сейчас вы скажите, ваш образ жизни можно назвать здоровым? Почему?.........................................
Давайте проведем небольшое анкетирование, вы ответите на вопросы, а потом сравним результаты.
Анкета для родителей:
Ходите ли вы с ребенком на прогулки по окрестностям, полям, паркам?
Закаливаете ли вы здоровье своего ребенка (зарядка, обливание, спорт)
Является ли ваш ребенок физически здоровым и бодрым?
Выглядит ли ребенок веселым среди товарищей и дома?
Нужно ли ребенку соблюдать режим дня?
Считаете ли вы, что для здоровья ребенка необходимо правильное питание?
Как вы думаете, так ли уж необходимо соблюдать режим питания?
Анкета для ребенка:
Ходишь ли ты с родителями на прогулки по окрестностям, полям, паркам?
Закаливаешь ли ты свое здоровье, делаешь зарядку, обливание, занимаешься спортом?
Являешься ли ты физически здоровым и бодрым?
Выглядишь ли ты веселым среди товарищей и дома?
Нужно ли тебе соблюдать режим дня?
Считаешь ли ты, что для здоровья необходимо правильное питание?
Как ты думаешь, так ли уж необходимо соблюдать режим питания?
Учитель: Пока я просмотрю ваши анкеты, чтобы сделать вывод, вам такое задание: каждая семья должна составить режим дня своей семьи.
(Учитель подводит итоги анкеты. Вывод – вы прекрасно знаете, что способствует здоровому образу жизни, дело лишь за применением этих знаний на практике.)
Учитель: Итак, какой режим дня вы составили? Поделитесь с нами, пожалуйста. (...............................)
Учитель: Посмотрите, каким должен быть режим дня, чтобы ребенок сильно не утомлялся, не уставал, а значит, чувствовал бы себя хорошо. (Слайд в презентации)
Режим дня:
(Памятки с режимом дня раздаются в каждую семью.)
Учитель: Оказывается, есть не только режим дня, но и режим питания. Для чего нужно соблюдать режим питания?................
Учитель: Сегодня у нас в гостях врач – педиатр и она расскажет о том, зачем соблюдать режим питания.
Врач: Режим питания предполагает прием пищи в определенное время. Благодаря этому повышается эффективность процесса пищеварения, пища лучше усваивается. Младший школьник должен есть не реже 4 раз в сутки, или 5, в зависимости от нагрузки. Перерывы между приемами пищи не должны быть более 3-4 часов. Это объясняется тем, что в организме ребенка происходят активные процессы роста, обмена веществ. Все это требует большого расхода энергии, и соответственно, потребления пищи.
Родителям стоит обратить внимание на то, что не стоит принуждать ребенка к потреблению пищи. Ваши настойчивые уговоры и требования могут сформировать стойкое отвращение к еде. А детям нужно помнить, что ни в коем случае нельзя есть всухомятку и кусочничать между приемами пищи.
А дома, если вы все вместе будете накрывать на стол или готовить разные блюда, то у вас аппетит будет гораздо лучше и организм начнет заранее вырабатывать желудочный сок, благодаря этому пища лучше усваивается и переваривается.
Соблюдение режима питания – лучшая профилактика заболеваний органов пищеварения.
(Слайд в презентации)
Учитель: Посмотрите, какой должен быть режим питания.
Режим питания
Завтрак дома 7.30-8.00
Горячий завтрак в школе 11.00-11.30
Обед дома 14.00-14.30
Полдник 16.30-17.00
ужин 19.00-19.30
Учитель: Конечно, могут быть и другие варианты в зависимости от графика учебы, работы, но старайтесь придерживаться приема пищи в одно и тоже время.
(Памятки с режимом питания раздаются в каждую семью.)
Учитель: К здоровому образу жизни относится не только питание, но и то, что человек делает в течение всего дня. Очень важно, с каким настроением человек проснулся, как он начал свой день. А от чего зависит ваше настроение утром? (...............................)
Самое главное, просыпаешься ли ты утром отдохнувшим. Недаром в народе говорят: «Сон - лучшее лекарство». Почему утром иногда не хочется вставать, хочется поваляться в постели и даже спать? ( .....................)
Очень важно вовремя ложиться спать, и вставать надо в одно и тоже время. А как нужно правильно просыпаться, вставать с постели? Кто наблюдал за кошкой? Как она просыпается? (...................................................)
Нельзя сразу вскакивать с постели. Лёжа на постели, нужно потянуться и зевнуть, широко открыв рот, чтобы наши мышцы и органы дыхания привести в порядок.
Учитель: Что вы делаете после того, как встали с постели?
Кто из вас утром делает зарядку? (............) Обязательно при выполнении утренней зарядки нужно открыть форточку.
Очень важно и то, что вы делаете, когда приходите из школы. Многие сразу садятся делать уроки, а это, конечно же, совсем не правильно. Нужно отдохнуть.
Отдых – это смена деятельности, снятия утомления за определённый отрезок времени, положительные эмоции. Одним из видов отдыха является полноценный сон. А вы знаете, сколько нужно детям спать? Чем моложе человек, тем больше он должен спать. Детям 7-9 лет - 11 часов в сутки, 10-11 лет – 10 часов в сутки. ( слайд)
Самое главное - иметь привычку засыпать и вставать в одно и то же время, даже во время каникул.
Учитель: А сейчас я хочу попросить вас выполнить тест, который называется «Можно ли наш образ жизни назвать здоровым?»
Какие из приведенных симптомов требуют визита к врачу?
а) непривычная утомляемость
б) хроническое несварение желудка
2. Что из перечисленного наиболее эффективно, чтобы сбросить лишний вес?
а) отказ от завтрака, обеда и ужина
б) исключение из рациона картофельных чипсов, булочек
3.Сколько раз в день школьнику нужно питаться?
а) 2 раза
б) 4 – 5 раз
4.Перерывы между едой должны быть не больше:
а) 6 часов
б) 3-4 часов
5. Можно ли обойтись без завтрака?
а) нет б) да
6. Нужно питаться в одно и то же время, потому что:
а) желудок начинает вырабатывать желудочный сок
б) так хочет мама
Подсчитаем баллы. (слайд) Если вы на вопросы 1, 2, 3, 4 ответили «Б», и на вопросы 5, 6 – «А», то ставьте себе по 1 баллу.
Если у вас 5 – 6 баллов, то вы достаточно хорошо осведомлены о правильном питании и бережно относитесь к своему здоровью.
4 и меньше баллов, то ваших знаний явно недостаточно, поэтому нужно поработать по данной теме.
Учитель: А итог нашего классного часа такой: (слайд)
1. Вставай всегда в хорошем настроении. А чтобы было хорошее настроение, ложись вовремя и с выученными уроками.
2. Не приступай к выполнению уроков сразу после школы.
Съешь обед, отдохни, поиграй в мяч, сделай что-нибудь по дому.
3. Не готовь уроки, не читай, не работай умственно перед сном. (Твой мозг не отдохнёт за ночь).
4. Каждый день уделяй время споpтy и зарядке.
5. Всегда проветривай помещение, в котором находишься. В душном помещении ты хуже работаешь, хуже отдыхаешь.
Кто умеет правильно отдыхать - тот умеет хорошо работать.
Учитель: Большое спасибо всем за участие в классном часе, за работу. Пусть все полезные советы принесут вам пользу.
Занятие 2
Занятие «Молоко и молочные продукты»
Возраст: 9 лет
Цель: Расширение представления о пользе молока и молочных продуктов.
Задачи:
- развивать творческие способности детей;
-дать представление о значении молока
- познакомить с питательными веществами, которые есть в молоке
Ход занятия:
Учитель: Ребята, на классном часе мы говорили о том, что нужно соблюдать режим питания. Оказывается, что есть такие правила, если их не будешь соблюдать, то можно заболеть. Это водный режим. Вода – важнейшая составная часть человеческого организма, она обеспечивает протекание важнейших процессов жизнедеятельности. Без воды человек может прожить не больше 2 – 3 дней. Недостаток жидкости в ежедневном рационе питания способен привести к нарушениям в организме, вызвать плохое самочувствие.
Младшему школьнику в сутки необходимо около 2 литров воды. Источником жидкости являются не только напитки, но и разные блюда, которые ребенок использует ежедневно.
Какие напитки вы знаете? (..........................)
Отгадайте загадку: Оно течет, но не вода.
Оно, как снег, бело всегда.
На вкус узнать его легко,
Ведь это в крынке ..........( молоко)
Учитель: Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о молоке, о его значении в нашей жизни, о питательных веществах, которые есть в молоке.
Учитель: Откройте тетрадки на странице 32. Прочитаем, о чем же разговаривают ребята с дояркой.
(Работа по тетради, читают текст до задания 1.)
Учитель: Выполните задание 1 и узнайте, какие питательные вещества есть в молоке.
(выполняется задание 1)
Учитель: Какие питательные вещества есть в молоке? (.......)
Учитель: Послушайте, что ответили мне на этот вопрос на молочном заводе.
( Можно сделать запись на магнитофон)
Коровье молоко
Молоко необходимо для питания человека во все периоды его жизни, особенно для питания детей, пожилых людей и больных.
Молоко сельскохозяйственных животных - ценный пищевой продукт. Коровье молоко содержит более 200 компонентов, важнейшими из которых являются:
вода;
легко усваиваемые белки;
жиры;
углеводы;
минеральные соли;
витамины и другие вещества, необходимые для обеспечения нормального роста и жизнедеятельности организма человека любого возраста.
Особую ценность представляют:
белки молока, которые содержат все незаменимые аминокислоты и усваиваются почти полностью (96%);
молочный жир наиболее полноценный из пищевых жиров (усваивается на 95%);
молочный сахар, благоприятно влияющий на пищеварение (усваивается на 98%).
В молоке содержатся макро и микроэлементы, участвующие в формировании костной ткани, в восстановлении крови и т. д. Особенно много в молоке солей кальция и фосфора, находящихся в легкоусвояемой форме и хорошо сбалансированных соотношениях. Наличие ферментов и гормонов увеличивает ценность молока как продукта питания. Оно используется для детского питания и как диетический и лечебный продукт при малокровии, туберкулезе, гастрите, отравлениях, заболеваниях печени, почек, желудочно-кишечного тракта, а также как защитный фактор для работающих на предприятиях с вредными для здоровья условиями труда.
Наличие разнообразных пищевых веществ, сбалансированность и легкая усвояемость делают молоко универсальным пищевым продуктом. Пищевые вещества находятся в молоке в таком состоянии, что для переваривания их требуется минимальное количество пищеварительных соков.
Учитель: Откуда берется молоко? Об этом нам сегодня расскажет наш гость -.................... мама .................. . Она работает на ферме и после рассказа вы можете задать разные вопросы.
( рассказ мамы)
Учитель: А сейчас конкурс, который называется «Подои коровушку» Желающие делятся на две команды, вам нужно перенести белую водицу из тарелки в стакан. У кого больше водицы будет в стакане, тот и выиграет, то есть лучше подоит коровушку. А строгим жюри будет наша гостья.
( конкурс)
Учитель: Чтоб здоровым быть всегда,
День начинайте с молока!
Белая водица
Всем нам пригодится,
Из водицы белой
Все что хочешь делай!
Молоко скорее пей
И коту не пожалей.
Учитель: А домой вам творческое задание – придумать загадки, стихи о молоке и о продуктах, которые можно сделать из молока.
Занятие 3
Занятие «Путешествие по молочному комбинату»
Возраст: 9 лет
Цель: Уточнение знаний детей о разнообразии молочных продуктов
Задачи:
- развивать познавательный интерес, мыслительную активность;
-расширить представление о пользе молочных продуктов
- закрепить знания о правильном питании
Учитель: ребята, вам нужно было придумать загадки, стихи о молоке и о продуктах, которые можно сделать из молока.
(ответы детей)
Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по молочному комбинату.
Учитель: Молоко и молочные продукты содержат не только воду, но и большое количество питательных веществ, необходимых нашему организму для роста и работы. Не случайно из молока готовят много разнообразных продуктов.
Учитель: Итак, мы заходим на комбинат. Попали в раздевалку. Давайте отгадаем кроссворд «Что можно сделать из молока?»
Кроссворд.
с м е т а н а
й о г у р т
а ц и д о ф и л и н
т в о р о г
б и ф и д о к
п р о с т о к в а ш а
Учитель: Как же можно приготовить всю эту вкуснятину?
Учитель: Мы проходим с вами в следующий цех – цех переработки молока. Сюда привозят все молоко на молоковозах, выливают в большие емкости, из которых молоко поступает в этот прибор. Посмотрите на этот прибор. Что же это? Кто знает? Как он работает? (...................)
( сепаратор. Можно поставить его в собранном виде)
Учитель: Какие правила гигиены должны соблюдать люди, которые работают на молочном комбинате? (.................)
Учитель: Откройте тетрадки на странице 33. Что же рассказала Анна Петровна ребятам? Прочитайте. (..........)
Учитель: Кисломолочные продукты, получаемые при сквашивании молока, кроме пищевой ценности обладают еще и антимикробным действием: подавляют рост болезнетворных микробов и бактерий в кишечнике. Кисломолочные продукты содержат те же питательные вещества, что и молоко, но усваиваются лучше и быстрее.
Учитель: Выполните задание 2 в тетради и посмотрите, какие вещества содержатся в сметане и твороге.
( выполняют задание в тетради)
Учитель: Как получить сметану? (...........) «Сметана» - сметать, снимать верх у отстоявшегося молока.
- Как получить творог? (........)
- Какие блюда можно сделать из творога? (..........)
Учитель: А сейчас мы заходим в цех, в котором готовят творог. И нам все расскажет сотрудник этого цеха.
Ученик 1: Прокисшее молоко ставится на огонь и нагревается, но не кипятится. Образовавшаяся жидкость – сыворотка отделяется, а оставшиеся сладковатые кристаллы – творог. Творог очень полезен, в нем много кальция.
Кефир получают в результате сбраживания молока специальными микроорганизмами – кефирными грибками, перерабатывающими молочный сахар в молочную кислоту. «Кефир» родился на Кавказе и рецепт этого напитка длительное время сохранялся в секрете. У горцев существовало поверье, что если кто – то из них расскажет о том, как готовить кефир, продаст или подарит кефирные грибки, это повлечет за собой Божий гнев - погибнет вся закваска и целый народ лишится пищи.
Учитель: Простокваша и ацидофилин по своему составу и способу приготовления не отличается от кефира.
Учитель: А сейчас мы заходим в цех, в котором готовят йогурт.
Про йогурт нам расскажет.....
Ученик 2: Йогурт образуется в результате молочнокислого брожения особыми бактериями – болгарской палочкой. Эти бактерии стимулируют пищеварение, поддерживают нормальную кишечную флору, борются с возбудителями заболеваний. Йогурты бывают «живые» и прошедшие термическую обработку. Полезнее – «живые» йогурты, но они могут храниться очень мало – 2-3 дня.
Родиной йогурта считают Балканы. Среди мусульманских народов его называют Катык, в Турции – айран, у калмыков – кумыс ( из коровьего или кобыльего молока), чал и шубат – из верблюжьего молока.
Учитель: Мы с вами дошли до комнаты отдыха. На любом комбинате есть такая комната, где можно отдохнуть.
Вам такое задание – составьте ребусы и отгадайте названия молочных продуктов.
(ребусы написаны на доске)
КЕМ – М + ФИЛ – Л + Р = (кефир)
МОК – К + ЛО + КОЗ – З = (молоко)
С + МИ – И + Е + Т + А + Н + А = (сметана)
ЛАС + ЛИВ + У – А – ЛУ + КИ = (сливки)
Й + ОГИ + УМ – МИ + РТ = (йогурт)
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие по молочному комбинату. Надеюсь, что вы узнали много интересного о молочных продуктах.
Учитель: посмотрите на выставку молочных продуктов. Всю эту продукцию производят на нашем молочном заводе, на котором работают ваши мамы и папы.
Учитель: Молоко, молоко,
Для здоровья нам дано!
Молочные продукты – это замечательно!
Очень вкусно и питательно!
Учитель: Дома выполните задания 3 и 4 в тетради.
Наше занятие окончено. Будьте здоровы!
15