Диагностика уровня сформированности УУД у учеников 3 класса до и после использования для развития этих УУД средств мультипликации
Диагностика уровня сформированности УУД у учеников 3 класса до и после использования для развития этих УУД средств мультипликации
Для проведения эксперимента были использованы ученики моего 3 «б» класса. С использованием описанных мною методических модулей была проведена серия занятий с учащимися. А также использовались познавательные и учебные мультипликационные фильмы в ходе проведения уроков. Для диагностики были выбраны несколько умений на все 4 группы УУД, а также мною были разработаны уровни сформированности УУД от низкого уровня до высокого. В начале эксперимента (1 этап) и по окончании работы (2 этап) были произведены замеры, фиксирующие изменения в уровнях сформированности УУД по следующим параметрам:
(Коммуникативные УУД)
Речевые (словесные) высказывания во время дискуссии и при аргументации своей позиции
(Познавательные УУД)
1) Понимание и постановка учебной задачи на материале мультфильма
2) Передача художественных особенностей мультфильма, установка причинно-следственных связей
(Личностные УУД)
1) Соотнесение поступков героев с общепринятыми нормами
2) Эмоциональная оценка событий, нравственных характеристик героя
(Регулятивные УУД)
Проявление оценочного отношения к сюжету, своей работе и деятельности товарищей
КОММУНИКАТИВНЫЕ
общение и взаимодействие (коммуникация) – умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
работа в группе (команде) – умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
уровни сформированности УУД
характеристика
высокий
– способен дать развернутый ответ и аргументировать
средний
- способен дать правильный ответ, но не может его обосновать
низкий
– необходимость отвечать, как правило, вызывает серьезные
затруднения
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации
умения осознавать познавательную задачу
устанавливать причинно-следственные связи
уровни сформированности
характеристика
высокий
– способен осуществлять и использовать поиск и обработку интеллектуальной информации самостоятельно, осознавать учебную задачу
средний
– нуждается в помощи
низкий
– испытывает значительные затруднения
ЛИЧНОСТНЫЕ
умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,
умение выделить нравственный аспект поведения героев
эмоционально оценивает события
уровни сформированности УУД
характеристика
высокий
– может самостоятельно соотнести поступки героев с нормами морали, дать полную эмоциональную оценку событию
средний
– способен дать оценку событиям, поступкам героев, но не может ее обосновать
низкий
– испытывает затруднения
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
самооценка,
оценивание результатов деятельности товарищей
уровни сформированности УУД
характеристика
высокий
–может самостоятельно дать адекватную и аргументированную оценку своим действиям и действиям своих товарищей
средний
– способен дать оценку, но не может ее обосновать
низкий
–оценивание вызывает затруднения
Использованный мультипликационный материал:
«Лягушка – путешественница»
«Мороз Иванович»
«Варежка»
«Умная дочка»
«Про ворона»
«Как обманули змея»
«Жихарка»
«Вовка в тридевятом царстве»
«Сказка о царе Салтане»
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Мальчик и девочка»
«Контакт»
«Девочка и дельфин»
«Корова»
«Наш друг Пишичитай»
Смешарики «Азбука безопасности»
Смешарики «Маленькое большое море»
Смешарики «Край земли»
Диагностика позволила оценить изменение уровня сформированности УУД младших школьников
Во время проведения диагностики были созданы условия, способствующие созданию положительного эмоционального фона, что необходимо для естественности самовыражения ребенка.
Проведенные диагностические исследования подтвердили эффективность предлагаемой формы работы. 100% детей удерживают внимание на протяжении всего мультфильма. Дети были эмоциональны и полностью включены в процесс (в отличие от чтения вслух, прослушивания аудиокниги). Но, при этом, на 1 этапе речь во время дискуссии и аргументации своей позиции не была осмысленной, упорядоченной и логически выстроенной. Все высказывания были спонтанны и незакончены.
Понимание и постановка учебной задачи была неполной, либо неточной. Дети давали ошибочную оценку поступкам и характерам героев, давали неполную и некорректную оценку своей работе и работе группы своих товарищей.
После проведения цикла занятий по предлагаемой методике, словесные реакции во время просмотра и рассказа стали более активны, понимание и постановка учебной задачи стала практически безошибочной, а эмоциональные описания происходящих событий и характеристик более точны. Рефлексия и самооценка детей стала более стройной и логически завершенной. Появилось большее разнообразие точных и метких высказываний. После проведенной работы дети стали замечать использованные художественные приемы и особенности мультфильма. Значительно возросло понимание замысла автора, появились характеристики героев, оценка их поступков. У некоторых появилось даже понимание композиционной замкнутости сюжета. Увеличились показатели оценочно-эмоционального отношения к сюжету.
В таблице 1 приведена сводная таблица результатов диагностики.
Таблица 1. Сводная сравнительная таблица показателей сформированности различных видов УУД
Показатели /
/ уровень
1 этап
2 этап
низкий
средний
высокий
низкий
средний
высокий
(Коммуникативные УУД)
Речевые (словесные) высказывания во время дискуссии и при аргументации своей позиции
50%
43%
7%
15%
42%
43%
(Познавательные УУД)
1) Понимание и постановка учебной задачи на материале мультфильма
80%
14%
6%
64%
21%
15%
2) Передача художественных особенностей мультфильма, установка причинно-следственных связей
50%
22%
28%
40%
28%
32%
(Личностные УУД)
1) Соотнесение поступков героев с общепринятыми нормами
25%
40%
35%
10%
46%
44%
2) Эмоциональная оценка событий, нравственных характеристик героя
12%
35%
53%
0%
44%
56%
(Регулятивные УУД)
Проявление оценочного отношения к сюжету, своей работе и деятельности товарищей
78%
8%
14%
28%
50%
22%
Таким образом, мультипликация в условиях современно организованного педагогического пространства в единстве учебной и внеучебной деятельности представляет собой хорошее и доступное средство развития УУД детей младшего школьного возраста. Главным принципом успешности реализации данной идеи является создание позитивной эмоционально–психологической атмосферы, способствующей самораскрытию детей через коммуникативное взаимодействие.