Народы Донского края Занятие по внеурочной деятельности.

Тема «Народы Донского края»
Составила: учитель начальных классов Орловской СОШ №3
Чепкова Лариса Ивановна

Цель: формировать представление и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей на основе изучения этнического состава Донского края и способствовать развитию толерантного отношения к людям других национальностей
Задачи:
образовательная: познакомить учащихся с особенностями национального и состава населения Донского края.
развивающая: способствовать формированию умения работать в группе; навыков работы со словарем, схемами и таблицами.
воспитательная: создать условия для воспитания у учащихся черт толерантной личности - чуткой и ответственной, открытой восприятию других культур, способной ценить, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал (карточки, словарик, чистые листы).
Ход урока

Организационный момент.
-Здравствуйте ребята. Начать сегодняшний урок я хочу со стихотворения В.Степанова: СЛАЙД 2.
Живут в Ростове разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.

Учитель: О чем это стихотворение? (ответы учащихся)

Учитель: Ребята, какую тему, по вашему мнению, мы будем изучать на сегодняшнем уроке? (ответы учащихся) Правильно. Но так как мы с вами живем на Дону, то сегодня познакомимся с национальным составом Донского края. СЛАЙД 3.




Изучение нового материала.
Определение понятия нация и народ.

Учитель: для начала, давайте определим следующие понятия: народ, этнос, нация, национальность (учащиеся предлагают сои объяснения).СЛАЙД 3.
В итоге учитель обобщает ответы и на экран выводятся объяснения терминов. СЛАЙД 4.
Народ - понятие, обычно подразумевающее все население данного государства (Толковый словарь Ожегова)
Этнос – исторически сложившаяся этническая общность - племя, народность, нация
Нация - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующихся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.
Национальность - принадлежность к какой-нибудь нации, народности
Учитель: таким образом, ребята, мы можем сделать вывод, что все эти понятия очень близки.

Прошлое донского края.
Учитель: в прошлом кто только не жил в нашем крае: киммерийцы, скифы, греки, сарматы, печенеги, болгары, кипчаки, аланы, половцы, татары и др.
СЛАЙД 5,6,7,8.
3.Национальный состав Дона

Учитель: Современный Донской край – это многонациональный регион, в котором проживают больше 4254613 человек. Давайте же, вместе с вами определим, какие народы проживают у нас в крае? СЛАЙД 9

-Вспомните, ребята, свой класс, свою школу, улицы вашего города и скажите, какие народы проживают на Дону: у вас в классе? в школе? в городе? (ответы учащихся). Молодцы, вы очень хорошо знакомы с национальным составом Донского края. Давайте теперь посмотрим на слайде какие народности проживают на дону . СЛАЙД 10, 11.

Учитель: Что же позволяет таким разным людям (разной национальности, веры, культуры, представлений о жизни) жить в одном крае, что делает эту жизнь возможной? Запишите 3-4 слова (Записываю на лист).
Вывод. Нужно изучать культуру других людей.
Физкультминутка.
Звучит музыка греческого танца «Сиртаки». СЛАЙД 12.
Учитель: как называется музыка, которую вы сейчас слышите? Правильно, «Сиртаки». Какому народу принадлежит этот танец? Грекам, которые живут и у нас в крае. Давайте немного отдохнем и попробуем сделать несколько движений этого красивого танца.
Учащиеся за учителем повторяют движения танца.
4.Казачество
Учитель: А кто же казаки ? – спросите вы, это народ или национальность. На этот вопрос нет однозначного ответа. Казачество как отдельный народ в России не выделяют.
Казак – это воин, защитник, а культура и быт казачества сложились во времени нелегкого и славного пути служения своему государству.
В казаках могли быть люди разных народностей, но подчинявшихся одним законам и правилам казачьего устоя. Вот почему , в культуре и быте казачества мы так часто находим много общего с другими народностями.
СЛАЙД 13.

Изучение культуры народов дона.

Учитель: Продолжаем. Каждый возьмите Карточку №1 с фотографиями. Вы будете исследовать культуру людей, которые на этих фотографиях запечатлены. Но сначала вы объединитесь со своими единомышленниками. Переверните фото, вы увидите № стола, за который вы должны будете пересесть. Возьмите ручки, рабочие листочки и фото. Пересядьте за столы с тем номером, который указан на ваших фото. Вы образовали «слободу». Помните, как селились первые жители нашего края? Все они разными путями попали сюда. Кого-то еще во времена Петра I бежал на Дон от преследований, кто-то приехал сюда по доброй воле, у кого-то так сложилась судьба, кто-то родился в нашем крае. Представьте себе, что вы только переехали в новый для вас край и оказались оторванными от своих корней, своей культуры. Что бы вы построили в первую очередь, чтобы сделать свою жизнь достойной? Запишите на листах 3-4 слова
(Учащиеся записывают на листах: школы, дома, церкви, больницы, музеи).

Учитель: теперь давайте обсудим, что вы записали?
(ответы учащихся.)
4. Рефлексия.
Ребята по цепочке продолжают фразы:
сегодня я узнал
было интересно
было трудно
я научился
я смог
я попробую
меня удивило
урок дал мне для жизни


3. Домашнее задание.
1. Для тех, кто любит рисовать: изобразить дружбу народов Дона.
2. Для тех, кто увлекается компьютером: сделать презентацию, посвященную культуре народа, чьи представители обучаются в вашем классе или школе.
3. Для тех, кто любит исследовать: проследить становление многонациональности в нашем крае и подготовить реферат на эту тему.


15