Программа по внеурочной деятельности История Донского края
Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы образовательной организации
1.Устав образовательного учреждения.
2.Положение о внеурочной деятельности.
3.Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.
4.Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся.
5.Должностные инструкции работников образовательной организации.
6.Приказ об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин( модулей).
Цель: воспитание духовно богатой, физически развитой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности на основе изучения краеведения, традиций, истории края, культурного наследия предков.
Задачи:
1) формировать у детей желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами (жить по совести);
2) развивать способности к состраданию, сопереживанию, пониманию другого человека;
3) воспитывать стремление к любви, добру, толерантности;
4) приобщать детей к истокам культуры казаков, знакомить с обрядами, традициями, бытом;
5) дать знания в области православной культуры для духовно-нравственного и эстетического развития личности.
Новизна- данной программы заключается в том, что она интегрирует в себе содержание, способствующее не только духовному развитию ребенка, но и освоению культурного наследия русского народа.
Общая характеристика учебного предмета
Актуальность программы определена тем, что младших школьников нужно приобщать к истокам народной культуры, знакомить с обрядами, традициями, бытом, стремиться развивать любовь к отчизне, прививать интерес и уважение к своей « малой родине», ее людям, их культуре, творчеству
Курс «История Донского края» реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности в 1 классе в рамках эксперимента по апробации федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса – ознакомление учащихся с историей донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее истории и культуре, формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры. Данный курс реализует региональный компонент и расширяет круг знаний по предмету «Окружающий мир».
В нашей стране старая идеология умерла, но взамен очень долго не появлялось новой идеи, на которой можно было бы строить патриотическое воспитание подрастающего поколения граждан России. На Дону такая новая идеология нашлась. Ее не нужно было изобретать, только вспомнить о славных подвигах и делах предков – донских казаков.
Каждый народ обладает своей исторической памятью, традициями, в которых запечатлены его духовные ценности. Они отражены в поселениях и жилищах, семейном и общественном быту, песнях и преданиях, календарных праздниках и обрядах. Культура донского казачества богата и разнообразна.
Память об истории страны – залог нравственного здоровья общества. Не случаен интерес юного поколения к своим истокам, своим корням. Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения. А воспитание любви к отчизне невозможно без привития интереса и уважения к своей «малой родине», ее людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребенка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом, важно в духовно-нравственном воспитании личности. Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла, не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, перестает существовать как этническая единица. Работа в классе казачьей направленности поможет наиболее эффективно решать задачи нравственного и патриотического воспитания школьников.
В соответствии с программой класса казачьей направленности используются следующие формы работы :- работа с родителями учащихся;
- введение регионального компонента на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, музыки, физической культуры;
- занятия кружка «История Донского края»;
- занятия кружка «Основы православной культуры»;
- занятия спортивного кружка;
- организация воспитательной внеурочной работы в классе;
- участие во всех районных и сельских мероприятиях, связанных с работой казачьего общества.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности- умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
При реализации данной программы создаются условия для становления личностных характеристик выпускника начальной школы:
- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
- овладение основами умения учиться;
- способность к организации собственной деятельности;
- готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Содержание программы максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам в индивидуальном темпе, проектно - исследовательская деятельность ( совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности).Цели и задачи экологической исследовательской деятельности обучающихся определяются как их личными мотивами, так и социальными.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
- формирование у детей желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами (жить по совести);
- развивитие способности к состраданию, сопереживанию, пониманию другого человека;
- воспитание стремления к любви, добру, толерантности;
- приобщение детей к истокам культуры казаков, знакомить с обрядами, традициями, бытом;
- формирование знаний в области православной культуры для духовно-нравственного и эстетического развития личности;
Основные принципы содержания программы:
-принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип практической направленности.
Основные разделы программы:
С чего начинается Родина - 3 ч.
Символы Ростовской области -3 ч.
Жизнь на Дону - 4ч.
Казаки – люди вольные -19 ч.
Итоговые занятия - 4 ч.
Место курса в учебном плане
Программа « История донского казачества» учебно- познавательного направления рассчитана на 33 часа 1 раз в неделю, продолжительностью занятий 35 минут.
1ч- 9ч 2ч- 7ч 3ч- 6ч 4ч- 11ч
Тематическое планирование курса
Раздел программы № п/п Тема занятия Содержание, методические приемы Кол-во часов Дата
1 2 3 4 5 6
1 четверть- 9 ч.
Введение.
С чего начинается Родина?
(3ч) 1 С чего начинается Родина? Понятия «Родина большая и малая», «родной край».
Творческая деятельность: рисунок на тему «Мой родной край» 1 01.09
2 Донской край – мой край! Как назывался родной край в разные исторические времена.
1 08.09
3 Донской край – мой край! Как сейчас называется мой родной край?
Ростовская область на карте. 1 15.09
Символы Ростовской области
(3ч) 4 Флаг Ростовской области Как выглядит флаг Ростовской области. История донского флага.
Творческая деятельность: рисунок (аппликация) на тему «Флаг Ростовской области» 1 22.09
5 Герб Ростовской области Как выглядит герб Ростовской области. История донского герба. 1 29.09
6 Гимн Ростовской области Что такое гимн? История гимна Ростовской области.
Заучивание гимна Ростовской области наизусть. 1 06.10
Жизнь на Дону
(4ч) 7 Что изучает история? Что изучает история? Кого называют археологами? 1 13.10
8 Первые поселения на Дону. Кто жил на территории нашего края в первобытные времена? 1 20.10
9 Тайны Донской земли Кто такие кочевники? Что такое «курган»? 1 27.10
2 четверть -7 часов
10 Дикое поле Что такое «Дикое поле».
Первые поселения. 1 10.11
Казаки – люди вольные
(19ч) 11-13 Кто такие казаки? История происхождения казачества. Различные версии. 3 17.11
24.11
01.12
14 Первые казачьи городки Виды казачьих поселений. Станица. Первые казачьи городки. 1 08.12
15-16 Жилище казака Что такое «курень», «хата»?
Творческая деятельность: рисунок (аппликация) на тему «Жилище казака» 2 15.12
22.12
3 четверть – 6 часов
17 - 19 История вещей. Посуда. Казачья утварь Деревянная, глиняная посуда, плетенные изделия.
Творческая деятельность: рисунок (лепка) на тему «Посуда казака» 3 19.01
26.01
02.09
20 - 22 История вещей. Одежда. Как одевались казаки.
Легенда «Почему у казаков синие штаны с красными лампасами?»
Как одевались казачки. Украшения.
Творческая деятельность: рисунок на тему «Одежда казака» 3 09.02
01.03
15.03
4 четверть – 11 часов
23-27 Казачьи семьи. Семейный уклад.
Как казаки воспитывали детей.
Что такое «Родословная»?
Проект: составление родословной своей семьи. 5 29.03
29.03
05.04
12.04
19.04
28-29 Имена и фамилии казаков. История имен и фамилий казаков.
Проект: Что означает мое имя? 2 26.04
26.04
Итоговые занятия
(4 ч) 30 Что мы узнали и чему научились Викторина «Проверь себя» 1 10.05
31-32 Мы принимаем гостей У нас в гостях танцевальный ансамбль «Сюрприз».
Концерт «Казачьи песни» 2 17.05
17.05
33 Посещение городского краеведческого музея Знакомство с экспозицией на тему «История родного края» 1 24.05
Ожидаемые результаты:
расширение кругозора, получение первичных знаний о своем родном крае;
обогащение личного опыта общения детей;
ориентация на общечеловеческие ценности;
уважительное отношение к истории и культуре родного края.
Учебно-методический комплект:
Книга для чтения в начальной школе «Природа и история родного края», авторы М.П. Астапенко, Е.Ю. Сухаревская, издательство «Баропресс». г. Ростов – на- Дону, 2006 г.
«Казачий Дон», очерки истории, издательство Ростовского ОблИУУ, г. Ростов – на - Дону, 1995 г.
Казачье образование, «Домоводство на Дону: дом, кухня, костюм», НПК «Гефест», г. Ростов – на - Дону, 2002 г.Технические средства обучения:
- персональный компьютер, мультимедийный проектор и экран;
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, магнитная доска.
Экранно-звуковые пособия: Презентации по темам программы.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
МБОУ НОШ им.А.С.Пушкинаот ____________20___года № ___
_____________________________
подпись руководителя М.О. Тома Л.Н.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________________ Подскребайлина О.А.
____ ________20___года
дата
Приложение 1.
Казачьи заповеди.
Никогда не обижай слабого, не воюй с ним.
Не трать своей души на ненависть, зависть.
Будь послушным, будь опрятным.
Будь законопослушным, но помни – душа твоя принадлежит только Богу, и да не проникнет в нее зло человеческое.
Храбрые всегда добрые, потому как они сильные.
Люби Россию, ибо она твоя мать и ничто в мире не заменит тебе ее.
Человеку с малых лет плохо, если корней у него нет.
У любого человека должны быть, кроме родителей, четыре корня:
-родная земля,
-родной язык,
-родная культура,
-родная история.
Приложение 2.
Устав казачьего класса.
Юные казачата обязаны:
1.Выполнять устав казачьего класса.
2.Добросовестно учиться, изучать историю родного Дона , ее традиции праздники, культуру, обычаи.
3.Знать свою Родословную.
4.Соблюдать школьную дисциплину.
5.Уважительно относиться к людям старшего поколения и своим сверстникам.
6.Защищать младших и помогать им.
7.Бережно относиться к окружающей среде.
8.Беречь имущество школы.
9.Принимать активное участие в жизни школы и села.
Приложение 3.
Вечер казачьих игр для детей подготовительных групп
«Ярмарка»
Ведущие:
1. На ярмарку казачью
Спешите все сюда.
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
2. Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей.
Вместе: И со всех концов земли
Все на ярмарку пришли.
Народ казачий собирается,
Ярмарка веселая начинается!
(Звучит песня «Ярмарка»)
Коробейники.
1 к. Давайте подходите, других приводите,
А я сам ведь пригож,
И товар мой хорош.
2 к. А ну, честной народ,
Подходи, посмелей,
Покупай, не робей.
1к. Диво-дивное,
Чудо-чудное, а не товар.
Не ходи никуда,
А подходить вот сюда!
Ведущий 1. А как ты думаешь, о нашей ярмарке все знают?
Ведущий 2. А как же! Гляди сколько гостей в зале!
Ведущие (вместе)
Добрый день, гости званные и желанные.
Вы, казаки донские, люди торговые.
Собрались мы на ярмарку, на веселую да старинную.
Покупайте, продавайте, да вещи приобретайте!
Ведущий 1.Тогда с веселой песни и пляски начинаем.
Песня «Мы – донские казаки»
Ведущий 2.
Ярмарка, ярмарка,
Веселись, народ.
А ты, бабушка- загадушка,
Выходи вперед!
Бабушка - загадушка.
Смотрите, не моргайте.
Рты не разевайте,
Ворон не считайте.
Подешевле покупайте.
Посмотрите-ка ребятки,
В корзинке спрятаны, загадки.
Вы скорей их отгадайте
Ну, кто первый начинайте.
1.
Раскопали грядки мы
Яиц много там нашли.
Что за курочки такие,
В грядки яиц наложили.
Мы в ведёрко их соберём
И всех в погреб отнесём. ............../Картошка.
2.
Что за любопытный нос
Глубоко он в землю врос.
Может, что -то натворил
Вот и спрятаться решил................/ Морковка.
3.
Сладкая и жёлтая
С детства всем знакомая
Растёт в знакомой сказке
И у нас на грядке.
Вы скажите детки
Что же это?............................./Репка
4.
Зелёные ребятки
Растут у нас на грядке
Распустили все усы
Но совсем не для красы.
Листочками прикрылись
В тенёчке увалились.
Кто такие молодцы?
Это наши...................................../Огурцы.
5
Этот овощ не простой.
Был вначале зелен он
А теперь он покраснел
Вдруг окрасился, зардел.
Очень важный тот синьоёрИ зовется......................................../Помидор.
6.
Не хочу его я рвать
Его пёрышки щипать
Пусть растут себе на грядке
И не щиплют мои глазки.
Но скажу тебе мой друг
Вкусный он........................../Зелёный лук.
7.
Золотой, но не в скорлупке
В шёлковой, шуршащей шубке.
Шубку лучше не снимать
А то будешь ты рыдать.
И скажу тебе мой друг
Это репчатый ................................./Лук.
Загадушка: Молодцы, ребята, все загадки отгадали.
Коробейники:
1. У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит.
Выходи, казачье племя,
Запевать частушку время.
2. Где частушка льется,
Там легче живется.
Выходите казачата, парни да девчата.
Да запевай частушечки!
Частушки.
(выходят 4 пары: мальчик, девочка, поют частушки)
1. Мы девчата-казачата
Не умеем мы тужить.Без частушек прибауток
Ой, на свете не прожить.
2. Не смотрите на меня,
Глазки поломаете.
Не из вашей я станицы
Разве вы не знаете?
3. Да что это за речонка? -
Рыбочка за рыбочкой.
Ды что это за девчонка? -
Завсегда с улыбочкой.
4. Ребят много, ребят много,
Ребят некуда девать.
Когда лошади устанут -
Их и будем запрягать.
5. Выйду, выйду я плясать В новеньких ботинках, Все ребята говорят, Что я как картинка!
6. Обожаю петь частушки, Обожаю танцевать. И молоденьких девчонок В танце нежно обнимать.
7. Гармонист у нас хороший И играет хорошо. Растяни гармонь пошире - Я спляшу с тобой ишшо!
Ведущие:
1. Ой, спасибо, казаки и казачки,
Всех развеселили.
2. А теперь пришла пора поиграть-
Свою удаль показать.
Игра «Бой с булавами»
Описание игры: Соревнуются два игрока. Игроки становятся на длинную скамейку друг против друга, держа мягкие булавы в руках. Игроки на счет начинают сбивать соперника со скамьи булавами. Кто останется на скамье, тот и победил.
Ведущий 2. Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
Она прибирает, она подтирает
Одним-одна за все отвечает.
Игра «Перебери зерно»
Описание игры: Участвуют 4-5 казачек-девочек. На столе в чашках смешана фасоль горох. По команде, играющие отделяют зерна, кладут в пустую посуду. Кто быстрее переберет, тот и выиграл.
Ведуший1. Молодцы, казачки, проворные. Не останется казак голодный!
А сейчас, молодые казаки, покажите свою ловкость да смекалку.
Игра «Нагайка»
Описание игры: Играющие встают в круг по 10-15 человек. И присаживаются на корточки. Водящий с нагайкой обходит сидящих, старается положить сзади игрока незаметно нагайку. Тот игрок, за которым находится нагайка, должен взять ее в руки догнать водящего, слегка ударить. Водящий должен успеть занять место игрока. Если не успел, выбывает из игры.
Ведущий2. А сейчас, детвора, вас ждет новая игра.
Игра «Утица»
Описание игры: Дети образуют круг. В кругу два водящих «утушка» и «селезень». Утка в кругу, селезень за кругом. Играющие, взявшись за руки идут и поют:
«Шла утица по бережку,
Шла серая по кругу.
Вела детей за собой.
Вдруг селезень налетал!
Утицу догонял!
Улетай утица скорей, - Дети поднимают руки, утица убегает в ворота, селезень
Да в воротца, не робей!» пытается ее догнать. Если догнал -ведущие меняются.
Вед. 1. Хорошо мы поиграли. А вот на полянке, как галчата, зашумели казачата, споря, кто из них самый быстрый, самый ловкий.
Игра «Длинная лоза»
Описание игры: мальчики строятся в две команды. Присаживаются на колени. По сигналу играющие наклоняются, голова внизу, руки на полу. Последний игрок по сигналу отталкивается, двумя руками о спины игроков, перепрыгивая по спинам, движется вперед и становится первым и так каждый игрок. Побеждает команда, которая заканчивает первой.
Вед. 2. Как в народе говорят-
Казак без коня не казак.
Казак коня и на ходу остановить может.
Сейчас мы и посмотрим, как наши казачата со своими лошадями справятся.
Игра «Наездники»
Описание игры: участвуют парное количество участников. Лошадки на палочке на пару играющих. Участники по команде надевают папаху, «садятся» на коня и кто быстрее добежит до назначенной цели и обратно, тот и выиграл.
Вед. 1 Вот и завершилась игра, молодцы наши казачата, они все были быстрыми, ловкими.
Вед. 2. Казаки были люди военные, а главным оружием были шашка и нагайка. Они с ними управлялись играючи.
Сейчас мы и проверим, как ниши казачата умеют владеть нагайкой.
Игра «Самый меткий»
Описание игры: Участники становятся в одну линейку, в руках нагайка. Перед каждым участником лежит обруч и 5-6 кеглей. По сигналу одним ударом необходимо сбить большее количество кеглей. Кто собьет все, тот и победил.
Ведущие:
1. А какая же ярмарка без веселого перепляса.
2. Выходи честной народ, а ты раздайся хоровод!
Веселый перепляс
Ведущие (вместе)
Солнце закатилось - наша ярмарка закрылась.
Приходите в гости к нам! Рады мы всегда гостям!
Коробейники (вместе)
Кипит в избе самовар,
Милости просим к нам на чаепитие!
Вот так мы и живем-
Блинчики жуем, чаем запеваем-
Всех в гости приглашаем!
Используемый материал:
1. Казачий клуб «Скарб» Московское городское отделение Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации Федерация Славянских боевых искусств «Тризна»
2. М.П. Астапенко «Донские казаки 1550-1920»
3. Е.И. Демешина, К.А. Хмелевский «Истории донского края»
4. Ю. Сухарев «Лазоревый цвет» Страницы казачьей истории
5. Краткий очерк истории Войска Донского «Картины былого Тихого Дона»
6.Программа-план «Лазоревый цветок. Автор Кириллова И.Х.
7. Материалы журнала «Дошкольное воспитание», газеты «Казачий Круг», ресурсы интернет сайтов.