Урок литературы в 10 классе «Общественно – политическая жизнь России второй половины ХIХ века. Литературная критика этого времени».
Урок литературы в 10 классе по теме «Общественно – политическая жизнь России второй половины ХIХ века. Литературная критика этого времени».
Т.В. Мясникова, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 1 г. Чайковский
Цели и задачи: знакомство с общественно-политической жизнью России второй половины ХIХ века, направлениями литературной критики и их основными представителями.
Оформление доски (возможно использование мультимедийного проектора): таблица «Направления литературной критики», которая заполняется по ходу урока.
Радикально-демократическая
Эстетическая
Нравственно-эстетическая, «органическая»
«Почвеническая»
«Славянофильская»
Ход урока.
I. Вводное слово учителя литературы, в котором сообщается, что русская литература никогда не существовала изолированно. Художники слова верили в действенную силу искусства и от литературных проблем всегда поднимались к проблемам общественным. Критики анализировали не только художественную форму и особенности стиля, но и обращались к вопросам, актуальным для их времени.
II. Выступление учителя истории о политической обстановке в России второй половины ХIХ века.
III. Беседа, проводимая учителем литературы, в ходе которой идёт работа с понятиями и обсуждаются вопросы:
1.Что такое критика?
2. Что такое литературная критика?
3. В чём заключаются отличия художественной литературы и литературной критики?
4. Каковы литературно-критические жанры?
Критика второй половины ХIХ века своим становлением обязана во многом В.Г.Белинскому, поэтому уместно будет прослушать доклад ученика «Роль В.Г.Белинского в становлении русской литературной критики».
IV. Работа с текстом учебника по новому материалу.
Учащимся предлагается назвать основные направления литературной критики, а затем поработать в группах по материалам учебника. Каждая группа знакомится с одним направлением, записывает его характеристику по следующему плану:
Яркие представители.
Литературные, публицистические издания.
Политическая платформа.
Основные принципы литературной критики.
Для работы предложены два учебника литературы для 10 класса: под редакцией Г.Н.Ионина и под редакцией Ю.В.Лебедева. Во время работы в группах учителя консультируют учащихся.
Заполнение таблицы «Направления литературной критики» идет по ходу выступления. Представитель группы освещает первые два вопроса, поскольку они достаточно простые, то сложности не вызывают. При освещении политической платформы после выступления ученика слово берёт учитель истории, и лишь после его поправок делается запись в таблицу. Также строится работа и по четвёртому положению, но с учителем литературы. В то время пока один учитель беседует с учащимися, другой фиксирует сказанное на доске или работает с мультимедийным проектором.
После окончания заполнения таблицы ребятам предлагают подумать над тем, каковы положительные и отрицательные начала каждого направления. Можно работать в группе, в парах или индивидуально.
V. Перед подведением итогов учащимся предлагают определить, критику какого направления принадлежит отрывок из критической статьи, по возможности нужно аргументировать свою позицию. На этом этапе урока учитель литературы выступает в роли спрашивающего, а учитель истории – в роли помогающего, подсказывающего ребятам. Зачитываются или высвечиваются на экране отрывки из статей Н.А.Добролюбова, А.В.Дружинина, Ф.М.Достоевского, Н.Г.Чернышевского и др.
В качестве домашнего задания учащимся по вариантам предложено подготовить рассказ об одном из литературных критиков, чья фамилия прозвучала на уроке.
13PAGE 15
13PAGE 14115