Разработка интегрированного урока по ПДД Движение тела под действием силы трения”.


Интегрированный урок "Движение – это жизнь!"
Кривченкова Елизавета Михайловна, преподаватель физики,
Овчар Людмила Леонидовна, преподаватель математики
Разделы: Преподавание физики, Преподавание математики, ОБЖ.
Вступление.
Культура поведения на дорогах – одна из насущнейших тем современности т.к. ежедневно в мире погибает около 3,5 тысяч человек. В год потери составляют более 1,2 миллиона человек погибшими и 50 миллионов ранеными. Чаще всего жертвами ДТП становятся люди от 25 до 40 лет, а это самая работоспособная часть населения, самое страшное, что у них уже никогда не родятся дети и население Земли понесет дополнительную утрату.
Наша страна не является исключением в этой печальной статистике. Трагедии на Российских дорогах чаще всего происходят из-за водителей – неумех, которых в народе окрестили “чайниками”, нетрезвых водителей и пешеходов, не соблюдающих правила дорожного движения. Жертвами ДТП становятся совершенно невинные люди: случайные прохожие, дети…
Вот почему пропаганда высоконравственного поведения людей на дорогах – одно из приоритетных направлений образовательно-воспитательного процесса.
Цель работы.
Межпредметные связи - важнейшая и актуальнейшая технология обучения. Ученик должен не просто изучать отдельно взятый школьный предмет, но и хорошо представлять его тесную взаимосвязь с остальными предметами и, что самое главное тесную связь означенных предметов с реальной жизнью. Целью данной работы и является выполнение основного принципа: “Учимся не для школы, а для жизни!”.
Содержание, соответствующее поставленной цели.
Данная работа содержит учебный материал урока по физике (тема урока: “Движение тела под действием силы трения”), по математике (тема урока: “Графики функций”), которые тесно перекликается с актуальнейшей проблемой, ставшей причиной многих ДТП: остановить транспортное средство мгновенно невозможно!Рекомендации адресованы:
как учителям, ведущим физику материал по расчету тормозного пути станет отличным дополнением к материалу, связанному с профилактикой ДТП, так же материал урока может быть использован при проведении классных часов, “минуток безопасности” и других аспектов образовательно-воспитательного процесса.
Технологии,
представленные в разработке (модульная, игровая, работа в группах, компьютерная, общественно-коммуникативная, здоровьесберегающая) могут быть интересны многим начинающим педагогам и педагогам, желающим усовершенствовать свое педагогическое мастерство.
1. Основная часть
Проводя данный урок в классе или на занятиях кружка, каждый педагог может убедиться в том, что представленный материал вызывает живой интерес у различных возрастных категорий учащихся. Независимо от того проходит ли у Вас занятие кружка для 10-летних учеников, или урок физики для девятиклассников (15-16 лет), дети активно включаются в работу. Разумеется, “хороший экспромт должен быть тщательно спланирован”. Данный урок требует большой подготовки и от учителя (ему следует заранее подготовить - отксерокопировать таблицы, которые потом вклеиваются учениками в тетради, чтобы их изготовление на уроке не занимало много времени и не отвлекало ребенка, т.к. далеко не все дети владеют хорошими графическими навыками, составить, размножить, раздать карточки социологического опроса), и от учеников (социологический опрос и его обработка делаются заранее), но сам урок проходит легко, на фоне большой познавательной активности.
Оборудование, используемое в эксперименте, (см. рис.1, 2) имеется не только в кабинете физики. Ученик в домашних условиях при желании легко может повторить понравившиеся эксперименты (для мамы, младшего брата…) Простота исполнения дает возможность ребенку почувствовать себя исследователем, перед которым легко открываются тайны науки.
Применение современных технологий:
модульная;
игровая;
работа в группах;
компьютерная;
общественно-коммуникативная;
здоровьесберегающая;
позволяет с успехом достигнуть триединой цели (учебной, развивающей, воспитательной).
Приведу краткие комментарии по применению технологий.
Модуль – это функциональный узел, в качестве которого выступает программа обучения, индивидуализированная по выполняемой деятельности. Содержание обучения представляется в законченных блоках, каждый ученик получает от учителя рекомендации о порядке действий, работает максимум времени самостоятельно.
При проведении эксперимента используются игровая технология и технология работы в группах. Удобнее рассадить ребят по бригадам, за отдельные столы, выбрать начальника конструкторского бюро, руководителей бригадных групп, выслушать отчет о проделанной работе, раздать премирующие вымпелы… При проведении анализа результатов социологического опроса выбирается “секретарь собрания”.
Начальник конструкторского бюро заносит сведения в таблицу на своем компьютере, а она в полном объеме заполняется на мультимедийной доске (вот вам и компьютерные технологии)
Общественно-коммуникативная технология самая веселая и под силу ученику с любыми учебными способностями. Блок социологического опроса – важнейшая составляющая модуля урока. Он требует большой доурочной подготовки со стороны учащихся, но на занятии занимает относительно немного времени.
Смена видов деятельности, подвижность во время эксперимента, активный эмоциональный настрой - дает возможность говорить о здоровьесберегающих технологиях.
Вот шесть основных “китов” на которых базируется организация занятия.
Разработка интегрированного урока физика - математика“Движение – это жизнь!”
Тема урока: “Движение тела под действием силы трения”.
Цели урока.
Учебная
- Научить определять величину тормозного пути.
- Выявить основные факторы, от которых зависит величина тормозного пути.
Развивающая
- Развить навыки аналитической деятельности (поставить цель, обозначить задачу, сделать выводы из полученных результатов).
- Развить навыки практической научной работы (произведение замеров, построение графиков, проведение социологических опросов, обработка результатов).
- Развить навыки публичного выступления.
Воспитательная
- Показать взаимосвязь учебной дисциплины (физика) с реальной жизнью нашего общества.
- Воспитать чувство ответственности за человеческую жизнь: свою и окружающих.
Используемые технологии: модульная, игровая, работа в группах, компьютерная, общественно-коммуникативная.
Основной предмет: физика.
Интеграция с предметом математика
Дополнительные межпредметные связи: с информационными технологиями, литературой, психологией, ИЗО.
Место урока в изучаемой теме:
Механика КинематикаДинамикаСтатика Силы в природе: упругоститяжеститрения Движение тела под действием силы трения
План урока
№ Этап урока Содержание этапа Время
1 Организация начала урока (ОНУ) Объявление темы, плана, основных задач урока 1 мин.
2 Проверка домашнего задания Фронтальный опрос по теме “Сила трения” 5 мин.
3 Объяснение нового материала (ОНМ) Вывод формулы для вычисления тормозного пути 5 мин.
4 Экспериментальная часть Доказательство зависимости тормозного пути от:
- первоначальной скорости тела;
- массы тела;
- силы трения (т.е. состояния дороги, покрышек и.т.д.). 15 мин.
5 Обсуждение результатов Анализ экспериментальной части, социологических исследований, статических данных, фотоматериалов. 15 мин.
6 Подведение итогов урока   2 мин.
7 Домашнее задание   2 мин.
Материал к уроку
1. ОНУ
2. Фронтальный опрос



Дополнительные вопросы к задачам:
По ОБЖ
- В каком месте можно пешеходу переходить дорогу? Какое из них самое безопасное?
- Какая скорость для автомобиля разрешена в черте города?
- С какого возраста можно ездить на велосипеде, мотоцикле, автомобиле?
По физике
- Что такое сила трения?
- Какие виды трения вы знаете?
- От чего зависит сила трения?
- Что такое коэффициент трения?
3. ОНМ
Сила трения отличается от других сил тем, что она всегда направлена в сторону, противоположную направлению вектора скорости движения тела. Это значит, что и ускорение, которое она сообщает телу, направлено против скорости. Это приводит к ее уменьшению и, если на тело не действуют другие силы, оно, в конце концов, останавливается.
Представим себе, что перед движущимся автомобилем возникло препятствие, и водитель нажал на тормоз. Начиная с этого момента, на тело действует только постоянная сила трения, силой сопротивления воздуха можно пренебречь. Давайте определим время, требующееся для остановки транспортного средства и его тормозной путь.
- по второму закону Ньютона: F= ma (1)
- из кинематики мы знаем, что a= (V-V0 ) /t (2)
- решая вместе (1) и (2), при V=0 получаем t= mV0/F
- из кинематики: путь, пройденный телом до остановки, S= V0 t - at2/2 или S= (V2-V02)/2a
- с учетом того, что a= Fтр/m, а V=0 получаем: S=mV02/2F (3)
Из формулы (3) следует, что после начала торможения тело обязательно пройдет некоторый путь до остановки. От чего же он зависит?
Далее следуют ответы учащихся:
от массы тела (прямопропорционально);
от начальной скорости тела (прямопропорционально);
от силы трения (обратнопропорционально);
Обратите внимание, что:
- чем массивнее транспортной средство, тем длиннее тормозной путь;
- при увеличении начальной скорости в 2 раза тормозной путь увеличивается в 4 раза!
- сила трения зависит от вида дороги, состояния покрышек, погодных условий…
Если на улице гололед, у вас “лысая резина” или “Аннушка уже разлила масло” на проезжей части, то длина тормозного пути может оказаться непредсказуемой.
4. Лабораторная работа
Инструменты: секундометр, игрушечные машинки разной тяжести, штатив, наклонная плоскость, весы
№п/п Изучаемый параметр Краткое описание опыта(во всех случаях замеряется тормозной путь от подножия наклонной плоскости до остановки) Рисунок Вывод
1 mмасса тела С наклонной плоскости съезжает автомобильчик и автомобильчик с грузом: S1= ; S2=    
2 V0 начальная скорость С наклонной плоскости съезжает автомобильчик, высота наклонной плоскости, а значит и скорость у подножия, в первом случае больше, чем во втором: S1= ; S2=    
3 Fсила трения С наклонной плоскости съезжает автомобильчик, коэффициент трения покрытия дороги от подножия до остановки в первом случае больше, чем во втором: S1= ; S2=    
5. Обсуждение результатов:
- ученики делают выводы из результатов экспериментальной части;
- члены ШНО докладывают о результатах социологического опроса (карточка социологического опроса представлена на экране, по мере выступления появляется таблица с результатами опроса и выводы);
- рассказы учеников, случаи из жизни, когда виновниками ДТП становятся пешеходы!
Материал к 5-й части урока
Карточка социологического опроса
Кто виноват в дорожно-транспортных происшествиях?
  Водитель, потому что:   Дети, потому что:
1 Нетрезв 1 Не ведают, что творят
2 Плохо знает ПДД 2 Не знают правил поведения на дорогах
3 Имеет слабые навыки вождения 3 Не занят досуг
4 Плохо работают дорожные службы 4 В школе мало уделяют внимания ОБЖ
5 Иное 5 Иное
Опрос проводится среди трех возрастных групп: начальная школа, среднее звено, старшеклассники.
Результаты социологического опроса
№   Водитель При этом Дети При этом
1 начальная школа 20% 1-50%2-3-4-50% 80% 1-100%2-3-4-
2 среднее звено 61% 1-69%2-23%3-8%4- 39% 1-25%2-75%3-4-
3 старшеклассники 90% 1-61%2-5%3-10%4-15%5-8% 10% 1-50%2-50%3-4-
Выводы из результатов социологического опроса:
- ученики начальной школы считают, что в основном в ДТП с участием пешеходов виноваты дети и главная причина: их несознательность, группа детей, которые посчитали виноватыми водителей, причину ДТП видят в их нетрезвости и плохой работе дорожных служб;
- среднее звено гораздо большую ответственность возлагает на водителей, называя при этом различные причины;
- старшеклассники уверены в своей непогрешимости и, за малым исключением, ответственность за ДТП возлагают на водителей, называя основной причиной нетрезвость. В отличие от малышей, ребята пытаются глубже анализировать причины ДТП и добавляют такие как: “неоправданный риск, самонадеянность” и “наплевательское отношение к пешеходам”.
Для примера приводится мнение инспектора ГИБДД:
Очень часто в ДТП с участием пешеходов виноваты пешеходы т.к.
- не соблюдают место установленного перехода;
- не учитывают погодные условия;
- бывают не трезвы.
Истории, рассказанные ребятами.
В этой части урока целесообразно представить вниманию учащихся видеопрезентации, слайды и другие материалы, связанные с ДТП, желательно в узнаваемой ситуации: перекрестки и улицы родного города, района.
6. Подведение итогов урока:
- составляется мини-инструкция для пешеходов и водителей (за компьютером сидит ученик, назначенный “секретарем собрания”, он печатает предложения учеников, которые появляются на экране, после утверждения инструкция распечатывается и раздается всем ученикам для вклеивания в тетрадь.Примеры требований, изложенных в инструкции:
* Ходить по проезжей части опасно!
* Пользуйтесь обочиной только в исключительных случаях
и будьте при этом предельно внимательны
* Переходите улицу только в установленных местах.
* Играть вблизи проезжей части недопустимо!
* Скорость при движении по городу не должна превышать 60 км/час!
* Движение во дворах не более 10 км/час
* Скорость на улицах с большим количеством таких учреждений,
как школы, больницы, детские сады не должна превышать 20 км/час!
* Выпил – за руль не садись!
* Пользуясь за рулем, на переходах и переездах телефоном, слушая плеер или радио, вы создаете аварийную ситуацию!
Заключительное слово учителя, о том, что знания, полученные на уроках математики и физики, неразрывно связаны с конкретными жизненными ситуациями и помогают избежать проблем, связанных с угрозой жизни и здоровью.
6. Домашнее задание.
- Закончить заполнение таблицы, начатой на уроке.
- Выучить соответствующий параграф в учебнике.
- Подготовить стихи, песни, загадки, связанные с правилами дорожного движения.
- Придумать дорожный знак, призванный помочь пешеходам и водителям избежать ДТП.
Примеры выполнения домашнего
7. Заключение
На уроке были поставлены следующие задачи и получены результаты.
Учебная задача Развивающая задача Воспитательная задача
Результат:
1. Научились определять величину тормозного пути.2. Научились получать и обобщать результаты эксперимента.3. Получили навыки работы с таблицей.4. Закрепили и применили навыки работы с компьютерной техникой.5. Повторили и закрепили ПДД Результат:
1. Развили в себе навыки публичного выступления.2. Получили навыки работы слаженной командой.3. Попробовали свои силы в стихотворном жанре.4. Проявили свои способности в области создания плаката Результат:
1. Учащиеся усвоили, что культура поведения на дорогах – залог долгой и счастливой жизни
8. Список использованной литературы
1. Интегрированный урок "Стой! Подумай! Подожди!" автор Воронкова Светлана Анатольевна, преподаватель ОБЖ;
9. Приложения

Учитель математики Овчар Людмила Леонидовна объяснение темы



Решение задач на чтение графиков: задача №1 - Василенко Вероника, №2 - Талпа Евгений, №3 – Петюшов Тимофей, 6 «а» класс

Учитель физики Кривченкова Елизавета Михайловна объяснение темы урока

Проведение опыта измерения скорости в зависимости от массы тела и угла наклона поверхности. Выполняет ученик 11 класса Кондрашов Кирилл, лаборант – Пащенко Дмитрий. Установка, собранная на уроке для демонстрации зависимости тормозного пути от массы тела, его начальной скорости и действующей силы трения.


Вычисление средней скорости

Результаты соц.опроса о причине ДТП приводит Воробьева Екатерина, 6 «а» класс

В роли инспектора ГИБДД Молодцов Дмитрий, 6 «а» класс

«Наказ инспектора»


Спасибо за внимание!