Доклад по теме Использование информационных технологий на уроках биологии с целью повышения интереса к предмету.

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ».
Учитель биологии Мишушина Ирина Геннадьевна
МОУ СОШ села Ташелка.
ВВЕДЕНИЕ.
«Трудное надо сделать привычным, привычное – легким, а
легкое - приятным».
К.С. Станиславский.

Как педагог, я не могу не задуматься над тем, что ожидает моих учеников. Будущее требует от них огромного запаса знаний в области современных технологий. К примеру, сегодня уже 60 процентов предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, и этот процент будет только возрастать. Готовить молодежь к будущему заключается не только в плане «готовности работать», но и осваивать новые жизненно необходимые навыки. Современные технологии все глубже проникают в их жизнь. В мире, который становится все более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ним.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В ней составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков биологии, а также во внеклассной работе. В связи с этим необходимо:
помочь учащимся усвоить всю совокупность фактов и явлений в их развитии, овладеть общей картиной мира;
возбудить интерес учащихся к учению;
повысить практическую направленность обучения.
Интерес к предмету как раз и формируется под непосредственным влиянием учителя, его увлеченности предметом, умения передать учащимся свое отношение не только к предмету, но и к процессу самосовершенствования в данной отрасли. Для того чтобы быть в ногу не только со временем, с современными технологиями в процессе преподавания, но и с самими учениками - мне приходится дополнительно познавать компьютерную грамотность. Образовательный процесс в современной школе предоставляет каждому ученику возможность реализовать себя в познании, опираясь на свои склонности, интересы. А что должен делать в этих условиях учитель? Учитель должен использовать новые технологии, а чтобы их использовать, нужно уметь владеть содержанием своего предмета, уметь моделировать свое занятие, владеть компьютером. Сегодня мы вышли на уровень, когда компьютерная грамотность ученика и учителя должна быть достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере и получать необходимую дополнительную информацию из различных источников будь то Internet или CD-диски. Эта потребность продиктована временем. Современный урок не должен быть ограничен учебником по предмету, классной доской и учителем. По современным требованиям образовательного стандарта, традиционная форма урока не сможет дать учащимся такой объем информации, каким является урок с использованием информационных технологий. Благо в этом нам помогают компьютерные курсы.
Основная часть. Мне посчастливилось пройти курсы «Intel» в 2005 году. На них очень подробно нам показали, как максимально можно использовать компьютер. Хочу поделиться опытом. При объяснении нового материала, презентация с включением дополняющих технологий – самая удобная и не сложная форма для учителя при проведении урока. Главное в презентации это - тезисность для учителя и наглядность для ученика. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы: эффектные превращения в форме мультипликации, портреты ученых, схемы, таблицы, цитаты, графики, звуковое сопровождение и т.д. На экране могут появляться определения, которые учащиеся переписывают в тетрадь. ( приложение 1 ) К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Использовать их можно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентации могут широко использоваться на уроках биологии в 6-11-x классах, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.
Например, на уроке «Отряд грызуны. Класса Млекопитающие» ребята отправляются покорять вершину по станциям. На каждой станции им встречаются разные задания, которые они должны выполнить. Каждый этап сопровождается соответствующим слайдом. ( приложение 2 )
На уроке знакомства с клеткой я так же использую интерактивную доску. Яркие рисунки органоидов позволяют прочно воспринимать новый материал, а заполнение граф таблицы по ходу урока активизируют внимание, память, восприятие. Для закрепления материала в конце урока ученики заполняют кроссворд. ( приложение 2 )
С помощью компьютерной программы Microsoft PowerPoint мной разработан цикл мультимедийных уроков по биологии для учащихся 6-11 классов:
вводный урок по зоологии, который не только познакомит детей с этой наукой, но и с помощью красочного оформления и занимательной информации позволит вызвать у детей интерес к предмету.
вводный урок по изучению органов растений дан несколько иначе, здесь на всем протяжении знакомства помимо информационного материала предлагаются тестовые задания для закрепления материала. В заключительном уроке по данной теме дети получают дополнительную информацию, в конце урока предлагается заполнить кроссворд.
обобщающий урок по бактериям, грибам, лишайникам проходит в форме КВН, где ученики в соревновании повторяют и обобщают материал темы.
В ходе знакомства с новым материалом, сами ученики могут представлять изученный заранее материал. Это также может быть мультимедийной презентацией. На уроках биологии используются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов. При работе над презентацией в программе Power Point это становится возможным. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который безусловно пригодится в их дальнейшей жизни.
Использование Интернета в образовательном процессе преследует следующее:
во-первых, может быть поставлена задача, найти дополнительную учебную информацию, продемонстрировать ее и сохранить её на магнитных носителях для последующего использования.
во-вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию. При изучении темы «Селекции» мною было дано задание найти сведения о последних методах в области и рассказать о них. В ходе обсуждения учащиеся высказали своё мнение и своё отношение к данной проблеме.
в-третьих может быть поставлена задача обобщить материал по теме, оформить его в виде мультимедийной презентации. Это может оцениваться как проектная работа. ( приложение 3)
Предмет биология подразумевает большую и разнообразную внеклассную работу. В нашей школе не первый год решается проблема здоровьесбережения. Выпуск газеты «Здоровье» регулярно настраивает учеников на здоровый образ жизни. Рубрики к этой газете под моим руководством ведут редакторы, репортеры, журналисты и дизайнеры. Помимо газеты, мы придумываем рекламные листовки, бюллетени, брошюры. ( приложение 4)
Так же в своей работе я хочу представить проект внеклассного мероприятие на тему «Волшебный мир ароматов»
В преподавании биологии метод проектов не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности.
Как же осуществляется работа над проектами?
Прежде всего, учащимися определяется актуальная для них проблема, над которой в течение определенного времени, индивидуально или в группе, ребята будут работать. На этом этапе учащиеся формируют умения выявлять проблемы в различных областях знания.
Постановка задачи и составление плана работы развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования.
Выполнение данного проекта в соответствии с поставленными задачами. Здесь у учащихся развиваются умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с природными объектами, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, полученную из разных источников, исследовать биологические процессы.
Подведение итогов работы. Этот этап дает возможность учителю выработать у ребят умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, научить решать познавательные и творческие задачи, работать в сотрудничестве.
Подготовка защиты работы. Ребята самостоятельно готовят презентацию проекта с использованием компьютера, мультимедийного оборудования, выстраивают систему доказательств.
Презентация проекта. Данный этап имеет цель: представить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, доказать правильность решений. ( приложение 5)
К урокам для учащихся я разрабатываю дидактический материал, который помогает понимать изучаемый предмет, приобретать необходимые знания, умения, навыки. Использование дидактических материалов, позволяет расширить возможности учебного процесса, сделать его эффективным и разнообразным, повысить интерес к обучению. Здесь тоже можно использовать пограмму PowerPoint и для создания инструктивных карточек при выполнении лабораторных работ, карточек-заданий для проверки знаний. Сюда, кроме текстовой информации, могут быть внесены схемы, таблицы, рисунки. Такие карточки помогают детям сосредоточиться на выполнении задания, они успевают на уроке выполнить больший объем работы, при этом время урока используется наиболее эффективно. Карточки можно использовать как для всего класса, так и для индивидуальной работы. ( приложение 6)
ВЫВОД.
Таким образом, информационные технологии позволяют:
построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.
коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.
рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.
использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
Применение компьютерных технологий на уроке позволяет ученикам с интересом и быстро усваивать больший объем научно-познавательной информации, урок становится более интересным и увлекательным, качество обученности учащихся повышается, но самое главное данный материал надолго остается в памяти.
Мы на правильном пути, нужно только научить детей отделять "шелуху" от "ядер", научить ребят адекватному восприятию окружающего цифрового мира, и тогда в маленькой сельской школе наши ученики будут чувствовать себя частью огромного мира и эффективность воспитания возрастет. "Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!" отмечает Крейг Барретт, и, наверное, с этим мы согласимся.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Литература:
Intel « Обучение для будущего» Е.Н. Ястребинцева и Я.С. Быховский.
Москва 2004г.
Сайты Интернета « Использование современных информационных технологий в преподавании биологии»
Голубин Д.В., Конюшенко С.М., Петрущенков А.В. Формирование информационно-технологической культуры работника образовательной отрасли региона. Влияние новых образовательных технологий на развитие регионов// статьи конференции (3июня2003 года, г. Москва)-М.: Издательство МЭСИ, 2003. –96 с.
Курманалина Ш.Х. Электронная методическая система в педагогике.  Школьные технологии №2, 2003 г.
Сайт Интернета «Фестиваль педагогических идей».
Заголовок 115