Практико-ориентированный проект по экологии «Уголок природы в школе»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Степновская средняя общеобразовательная школа»
Николаевского района Волгоградской области
Ул. Молодёжная, д. 2
Районный конкурс проектов
Номинация:
практико-ориентированный
Уголок природы в школе
Авторы проекта: учащиеся 11 класса
МКОУ «Степновская СОШ»
Руководитель: Разинкова Е.В.
учитель биологии-экологии
Николаевск 2012 г.
Руководитель:
Разинкова Елена Васильевна, учитель биологии-экологии МКОУ «Степновская СОШ»
Участники:
учащиеся 11 класса;
Марченко Антонина Васильевна, пенсионер, педагог начальных классов;
- Комаров Александр Борисович, пенсионер
родители 11 класса.
География проекта: МКОУ «Степновская средняя общеобразовательная школа» Николаевского района Волгоградской области
Сроки проекта: 01.09.2011 г. – 30.01.2012 г.
Оглавление:
Введение …………………………………… 4 Теоретические основы проекта …………………………………………….. 8-14 Механизмы и этапы реализации проекта ………………………………….. 15 Результаты реализации проекта ……………………………………………. 16 Практическая значимость проекта ………………………………………… 16 Источники информации ……………… 18
Список приложений 19
Приложение 1 …………… …………………………………………… 20
Приложение 2 ………………………… 21-29
«Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве
которых говорит и чувствует»
(И. Гёте)
Введение
Актуальность. Экономика области испытывает острую необходимость во внедрении новейших природоохранных технологий. Эффективность природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, особенно актуально это для подрастающего поколения. Настоящей работой мы хотели обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения. Большую роль в экологическом образовании школьников играет практическая и исследовательская деятельность. Теоретические знания, полученные учеником на уроках и занятиях дополнительного образования, должны стать базой для самостоятельного осмысления происходящих в природе процессов и явлений. Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Практическая деятельность по созданию зелёного уголка школы позволит детям и родителям под руководством педагогов – экологов изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям.
Проект внутришкольного озеленения «Уголок природы в школе» позволяет не только закрепить на практике теоретические знания учащихся о роли зеленых растений, об их экологических особенностях и улучшить качество образовательной среды. Данный проект помогает учащимся проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации. Немаловажную роль играет совместная деятельность педагогов, учеников и родителей. У родителей появляется возможность наблюдать своего ребёнка во время социального становления как личности в обществе. Тесное сотрудничество педагогов и родителей повышает положительный имидж школы и решает проблему по материальному обеспечению проекта.
Проблема, решаемая в процессе реализации проекта не нова, но для нашей школы, в настоящий момент она актуальна и значима. Сформировался коллектив педагогов единомышленников, родителей заинтересованных в положительном результате и детей увлечённых экологической темой. Масштабы проекта хоть не велики, но позволяют решить поставленные задачи и от озеленения школьного уголка перейти к озеленению школьного двора. Привлечь к этой работе большее количество учащихся и родителей.
Вид проекта: практико - ориентированный
Цель проекта:
формирование у детей эколого-биологических знаний;
создание условий для формирования социальной компетенции учащихся, путём совместной работы ученик – педагог – родитель;
создание зеленого уголка в фойе второго этажа школы.
Задачи проекта:
Образовательные:
. расширить знания детей о комнатных растениях
. утвердить представление об их значимости
. развить практические навыки ухода за комнатными растениями
Воспитательные:
. воспитание любви к природе родного края
. воспитание наблюдательности и бережного отношения к растениям
. воспитание экологической культуры
Материальные:
. улучшение экологической среды школы
. объединение усилий педагогов, учащихся, родителей, направленных на благоустройство и озеленение школы
Методы:
. словесные
. наглядно-демонстрационные
. практические
Виды деятельности:
. исследовательская
. коммуникативно-диалоговая
. практико-ориентированная
Управление проектом:
Теоретические основы проекта:
Для создания уголка природы нам были необходимы сведения о видах комнатных растений, предложенных нам для озеленения родителями, и имеющихся в кабинете биологии. Использовав определитель комнатных растений, соответствующие сайты сети Интернет мы собрали необходимую нам информацию.
Для выполнения поделок мы ознакомились с технологией работы с солёным тестом и гипсом.
Родина фиалок - джунгли. Там нет прямого солнца, но много рассеянного света. В наших условиях для фиалок идеален подоконник северной стороны. Также прекрасно растут фиалки на западных и восточных подоконниках. Если у Вас южные окна, поставьте фиалки сбоку от окна или вглубь комнаты на какой-нибудь столик или стеллаж, где нет прямых солнечных лучей. Если для фиалок будет слишком много света, то они сами Вам "скажут" об этом - листья перегнутся за край горшков, чтобы уйти от излишнего света; цветоносы постараются спрятаться под листья; на листьях появится "загар" в виде коричневых пятен. В этих случаях притените фиалки другими растениями, занавеской или отодвиньте их вглубь комнаты.
Одним из представителей веерных пальм, выращиваемых в помещении, является трахикарпус Форчуна. В комнатных условиях его высота может составить 2,5-3 м. Ствол заканчивается пучком веерообразных листьев диаметром до 70-90 см, черешок листа длиной до 1 м имеет шипы. Ствол пальмы покрыт бурыми волокнами. Цветки собраны в крупные соцветия желтого цвета. Цветет пальма в мае. Плод - черная ягода величиной с вишню. В субтропиках России пальма свободно произрастает в открытом грунте, оригинально вписываясь в ландшафтные композиции побережья.
Диффенбахия относится к самым распространенным растениям, украшающим дома заботливых цветоводов. Растение получило свое имя в честь немецкого ботаника И. Ф. Диффенбаха. Существует множество различных видов диффенбахий, различающихся рисунком и окраской листьев. Но наибольшей популярностью среди цветоводов пользуются сорта диффенбахии пятнистой. Также выведено значительное количество межвидовых гибридов диффенбахий. Растение прибыло на наши подоконники из Центральной и Южной Америки. Больше всего диффенбахия привлекает цветоводов своими декоративными листьями, ведь цветет она крайне редко в комнатных условиях. Чтобы придать растению вид небольшой пальмы, его ствол обрезают. Стебель, оставшийся после обрезки, используют для размножения растения.
Маранта стала любимицей цветоводов благодаря ее необычно окрашенным листьям. Чаще всего можно встретить два сорта маранты - маранту беложильчатую или двухцветную. Днем листья маранты опущены вниз, а ночью приподняты. Растение цветет, но цветки невыразительные и мелкие, белого или бледно-сиренового цвета. В диком виде маранта произрастает в Южной Америке и Бразилии.
right4445 Кливия киноварная - удивительно красивое растение с ремневидными листьями, достигающими в длину 50 см и колокольчатым цветком. Соцветие на конце цветоноса состоит из 10-12 цветков оранжевой, красной, желтой и кремовой окраски.
Если кливию правильно поливать и не оставлять её на зиму в теплой комнате, то она будет цвести из года в год. Этому растению необходимы простор и зимний отдых в неотапливаемом помещении. В зимнее время кливия должна быть без подкормки, а полив должен быть такой, который не позволит завянуть листьям, т. е. умеренный.
Кливия требует к себе спокойного отношения: нельзя передвигать горшок в период цветения и завязывания бутонов, а также пересаживать растение, пока из горшка не начнут вылезать корни.
Кислица. Родина - как тропические, субтропические, так и районы с умеренным климатом на всех континентах. В природе распространено около 800 видов представителей этого рода. Это некрупные травянистые многолетние и однолетние растения. Название этого рода происходит от греческого слова oxys - острый, кислый. Объясняется это тем, что в клеточном соке кислицы содержится щавелевая кислота. - К, Деппе (Oxalis deppei) - небольшой бесстебельный кустик с темно - коричневой луковицей и подземными побегами. Листья на тонких и длинных черешках по 4-6 штук собраны в розетки. Листья пальчато - сложные, из четырех сегментов, каждый из которых обратно - сердцевидной формы, до 3,5 см длиной, с выемкой на верхушке и мелко зубчатый по краю. Листья светло - зеленого цвета с пурпурным пятном в центре, с наступлением темноты они складываются.
Панданус требует достаточно много места и эффектно смотрится только как одиночное растение. Для того, кто любит неприхотливые быстрорастущие растения, панданус подойдет наилучшим образом. Панданус часто путают с бромелиями и драценами, так как он бывает похож чем то и на тех, и на других. Его длинные листья имеют зазубринки по краям, которые на крупных листьях вырастают в острые шипы. Панданус отличается наличием воздушных корней, которые как подпорки поддерживают ствол растения. Вокруг ствола образуются дочерние розетки, которые лучше срезать, чтобы основной ствол был мощнее и пышнее.
Бегония манжетчатая. Стебель толстый, часто искривленный. Листья крупные, угловато-зубчатые, с ресничками. В верхней части черешки имеют своеобразную манжету из широких красных волосков у основания листа. С верхней стороны листья ярко-зеленые, блестящие, неопушенные, снизу вдоль жилок красноватые. Цветки розовые, собраны в раскидистое соцветие, которое возвышается над листьями. Выдерживает небольшое затенение.
Сингониум благодаря своей универсальности и элегантности вписывается в любой интерьер. Красивые листья сингониума имеют длинные черешки и, смыкаясь, образуют сплошной каскад, закрывающий побеги. Если его стебли не находят подходящей опоры, то сингониум растёт как почвопокровник или свободно свешивает свои побеги вниз как ампель. Но стоит только его стеблям почувствовать подходящую вертикальную опору - и побеги сингониума устремляются вверх как у любого вьющегося растения.
Сингониум (Syngonium) - красивая быстрорастущая лиана с многочисленными эффектными листьями. Принадлежит сингониум к семейству ароидных; род включает 33 вида, распространённых в Центральной и Южной Америке.
Технология изготовления поделок из солёного теста
Соленое тесто является самым доступным и удобным материалом для детской лепки.
Соленое тесто - это замечательный материал для творчества: дешевое и доступное: можно приготовить в любой момент; если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет; мягкое, пластичное, простое в использовании; легко отмывается и не пачкается; безопасно для детей, если не добавлять клей; на тесте легко оставлять отпечатки — спичкой, пуговицей, трубочкой от сока, тканью и т.п. Добавив в само тесто краску, пищевой или продуктовый краситель (какао, фруктовый или овощной сок), можно делать его разноцветным; добавив в само тесто немного специй — ванилин, мускатный орех или корицу — можно придать тесту приятный запах; украсить изделие можно «впечатанным» в него бисером, крупами, бусинками в конце лепки или приклеенными уже на высушенное изделие с помощью обильного слоя клея ПВА.Можно сушить в духовке, а можно просто на воздухе; тесто можно окрасить любой краской: гуашью, акрилом, акварелью и т.д.; если покрыть лаком, то поделка сохранится на долгое время; с готовыми фигурками можно играть.
Инструменты и материалы
Маленькая скалочка для раскатывания теста, деревянная доска для лепки или противень, миска с водой, кисточка для смачивания теста, формочки для вырезания теста, стеки, чашечка с мукой; краски, кисточки, тряпочка.
Тесто для лепки
Существует несколько рецептов приготовления соленого теста:
1 способ (самый легкий).
2 стакана муки
1 стакан соли
1 стакан воды
Соль растворяется в воде, затем добавляется мука и замешивается тесто.
Лепка из соленого теста
Техника лепки из теста схожа с лепкой из глины или пластилина, но имеются и некоторые особенности:
Если вы предполагаете сушить поделки естественным способом, на воздухе, то работать нужно на деревянной дощечке. Если в духовке, то непосредственно на подносе. Прежде чем начать лепить, кусочек теста хорошенько разминают в руках. Во время лепки держите тесто под пленкой, чтобы оно не подсыхало. Каждый цвет нужно держать в отдельной емкости. На тесте можно ставить отпечатки различными предметами, но делать это следует сразу же после лепки, иначе тесто покроется корочкой, и вместо отпечатков получатся некрасивые проломы. Обычно элементы из соленого теста хорошо прилипают друг к другу, но иногда (например, когда один из элементов уже засох) место соединения надо предварительно смочить водой с помощью мягкой кисточки. Если после работы осталось лишнее тесто, его можно держать в холодильнике в целлофановом пакете около недели.
Способы сушки
Сушить изделия из теста можно в духовке; на открытом воздухе или комбинированным способом. В духовке сушат при самой низкой температуре (приблизительно 75 градусов) и с открытой дверцей, чтобы оно не потрескалось. Когда тесто немного подрумянится, температуру можно поднять до 100 градусов. Время обжига, в зависимости от толщины изделия – 1-2 часа. Следите за готовностью продукта, так как мелкие детали сушатся намного быстрее. Пузыри и трещины – явный признак перегрева поделки. Следует уменьшить температуру или переставить противень с изделием на верхнюю полку. Воздухом сушить придется намного дольше (около 3-4 дней). Не рекомендуется класть поделки под прямые солнечные лучи или на теплую батарею. Так как изделия могут потрескаться и раскрошиться. Время от времени детали надо очень аккуратно переворачивать с одной стороны на другую. Комбинированная сушка подходит для объемных лепных изделий. Сначала поделку 1-2 дня выдерживают на воздухе, а затем досушивают в духовке.
Раскраска, глазировка и лакировка изделий
После полного высыхания изделий приступаем к его раскраске. Для этого можно использовать гуашевые, акриловые или акварельные краски. Если при раскраске в гуашь добавить клей ПВА, то изделие будет слегка блестеть и в дальнейшем не пачкать руки.
Глазировка. Когда до окончания сушки останется около часа, для придания изделию теплого оттенка его можно покрыть глазурью. Для этого каждые 5-10 минут кисточкой наносят солевой (1 часть соли на 2 части воды) или яичный (1 яйцо на 1 стакан воды) раствор. Лакировка. Закрепить краску можно с помощью лакировки, используя акриловый лак. Он придает поделке блеск и подчеркивает её цвет. Акриловый лак водорастворим, нетоксичен и сохнет 6—8 часов. Похожего эффекта можно добиться, покрыв изделие клеем ПВА.
Технология изготовления гипсовых изделий
Возьмите понравившиеся вам образцы и снимите с них форму. Размешайте гипс в воде до консистенции жидкой сметаны и залейте в форму, минут через 15-20 гипс затвердеет. Выньте застывшую заготовку, снимите с нее излишки и поставьте на сутки в теплое место для окончательной просушки. С просохшей заготовки снимите еще раз излишки, можете даже зашкурить наждачной бумагой.
Самый распространенный способ покраски таков. В емкости с водой размешивают морилку для дерева и опускают туда изделия на несколько минут. Вытащив заготовку, дают ей чуть-чуть просохнуть и влажной тряпочкой протирают выпуклые части. Таким образом, все выступающие части будут светлее, чем места в углублениях. Если емкость не позволяет опускать в нее изделие из-за размеров, то заготовки красят морилкой с помощью кисти. Можно покрасить заготовку бронзовой или алюминиевой краской, затем покрыть лаком.
Механизмы и этапы реализации проекта:
Механизмы Этапы Сроки реализации
Познавательный Сбор и изучение информации о видовом составе, правилах пересадки и ухода за комнатными растениями. Знакомство с технологией работы с солёным тестом и гипсом. 01.09.11-01.10.11
Диагностический Проведение диагностики с учащимися школы разных возрастных групп о целесообразности выполнения проекта. 01.10.11 – 07.10.11
Практический Посадка комнатных растений.
Заготовка и обработка древесных спилов.
Изготовление поделок из солёного теста, гипса и пенопласта.
Разукрашивание и оформление поделок.
Изготовление бордюра из спилов в рекреации второго этажа школы.
Оформление проекта. 10.10.11 - 30.01.12
Заключительный Cформировали у детей эколого-биологических знаний; создали условия для формирования социальной компетенции учащихся, путём совместной работы ученик – педагог – родитель; создали зеленый уголок в фойе второго этажа школы.
Проведение экскурсий.
Результаты реализации проекта:
Мы ознакомились с видовым составом комнатных растений, используемых для озеленения; а также с условиями пересадки и ухода.
Изучили технологические основы работы с такими материалами, как солёное тесто, гипс, пенопласт.
Провели диагностику среди учащихся разных возрастных групп о влиянии на эмоциональное состояние озеленения рекреационной территории школы (Приложение 1).
Произведена посадка 11 видов комнатных растений; заготовили и обработали древесные спилы, которые использовали в качестве подставок для цветочных горшков и для изготовления декоративного бордюра. Под руководством бывшего учителя начальных классов Марченко Антонины Васильевны и бывшего главы местной администрации Комарова Александра Борисовича, а ныне пенсионеров, изготовили поделки из солёного теста , гипса и пенопласта. Выбрав место в рекреации второго этажа нашей школы, оформили уголок природы. (Приложение 2).
Ведется уход за растениями уголка природы.
Практическая значимость проекта:
Данный проект является важным звеном экологического воспитания школьников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу. Дети получают огромное эстетическое удовольствие и моральное удовлетворение, когда, сделанное своими руками приносит радость и удовлетворение от того что в этой красоте есть частица твоего труда. А так как этот проект выполнен выпускниками школы, то это еще и память, оставленная о себе на долгие годы.
Состояние физического, психического здоровья человека определяется восприятием гармонии или дисгармонии форм, цвета, композиции. Эстетическое качество среды по результатам исследований экологов, психологов, дизайнеров оказывает на здоровье человека различное, порой диаметрально противоположное влияние: «угнетающее – стимулирующее», «возбуждающее – успокаивающее», «тормозящее – побуждающее», которое так или иначе способствует сохранению или разрушению здоровья человека, определяет его физическую и умственную работоспособность. Рекреационные зоны в школе должны быть озеленены. Отрицательные эмоции, напряжение, естественно возникающие в учебном процессе и снижающие умственную и физическую работоспособность, будут снижаться при общении ребенка с миром природы. Разработка проектов по созданию зимних садов, планирования по реконструкции парковой зоны пришкольного участка - одно из направлений внеклассной работы, имеющее полифункциональное значение в воспитании учащихся. Считаем особо важным привлечение к созданию уголка природы и уходу за растениями учащихся. Мы рассматриваем такой педагогический подход как способ и средство формирования ответственного отношения к окружающей среде. При организации экологической деятельности большое внимание уделяется формированию у учащихся экологически и валеологически целесообразных интересов и потребностей. Создание рекреационных зон не снимает необходимости озелененности учебных кабинетов биологически комфортными для человека растениями, не требующими каких-либо особых условий и глубоких знаний по уходу за ними. Однако важно соблюдать принцип видового разнообразия и характер воздействия разных видов растений на человека. Такая работа, в которой учащиеся познают, что может способствовать улучшению здоровья человека, определяют его физическую и умственную работоспособность. Поэтому при эстетическом оформлении школы следует учитывать особенности восприятия детьми эстетики окружающего мира, отталкиваясь не от устоявшихся позиций ребенка в вопросах вкуса, которые зачастую у многих бывают далеки от высокого и могут характеризоваться как безобразные, а ориентируясь на высокие каноны эстетики окружающего пространства. Такая работа непосредственно и опосредованно формирует у детей эстетический вкус, чувство цвета, формы, гармонии, уводит их от безобразного к прекрасному. Конечным практическим результатом работы в этом направлении следует считать красивую школу в общей оценке и учащихся, и специалистов.
Таким образом, привлечение учащихся к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе
Источники информации:
Комнатное цветоводство
http://iplants.ruWild-mistress.ru
klumba.info
Работа с солёным тестом
http://stranamasterov.ru Solo-nebo.narod.ru
Работа с гипсом
http://patlah.ru
Список приложений:
Приложение 1 – диаграмма диагностики влияния озеленения школы на эмоциональное состояние учащихся – стр. 20
Приложение 2 – фотографии, иллюстрирующие этапы выполнения проекта – стр. 21-29
Приложение 1
Приложение 2
Посадка комнатных растений
Заготовка древесных спилов
Обработка древесины
Изготовление бордюра
Изготовление поделок
Оформление проекта
Конечный результат проекта