Конспект урока литературы Быт и нравы казачества в романе Шолохова Тихий Дон (анализ эпизодов)
Тема: Быт и нравы казачества в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Цель:
- показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, на примере изображения Шолоховым казачьих семей; показать, как раскрывается духовный мир казачества, их обычаи, традиции, особый нрав и язык;
- вызвать интерес у учащихся к изучению жизни казачества;
- развивать умение анализировать художественный текст.
Оборудование:
- компьютерная презентация, текст романа, словари
Методические приемы:
- повторение теории литературы; доклад – сообщение ученика; беседа, анализ художественного текста.
Ход урока.
Орг. момент. : объявление темы, целей урока, плана урока.
Преподаватель:
- Тема урока сегодня Быт и нравы казачества в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон». (Запись темы урока.)
Сформулируйте цель урока.
Цель: мы должны выяснить, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, на примере изображения Шолоховым казачьих семей; узнать, как раскрывается духовный мир казачества, их обычаи, традиции, особый нрав и язык;
Ответить на вопрос: Почему Шолохов в своём романе не идеализирует казачество?
Вид занятия - лекция
План работы на уроке:
II.
Не сохами-то славная землюшка наша распахана...
Распахана наша землюшка лошадиными копытами,
А засеяна славная землюшка казацкими головами,
Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,
Цветет наш батюшка тихий Дон сиротами,
Наполнена волна в тихом Дону отцовскими,
материнскими слезами.
Ой ты, наш батюшка тихий Дон!
Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь?
Ах, как мне, тихому Дону, не мутну течи!
Со дна меня, тиха Дона, студены ключи бьют,
Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит,
Этими словами из старинной казачьей песни начинается роман «Тихий Дон».
Итак, действие романа происходит на Дону, где испокон веков жили казаки.
Что означает слово «казак» в словаре?
Что это за сословие? Откуда оно взялось в России?
Сообщение студента.
Казачество определяют как военное сословие в России в 18- начале 20 века. В 14 – 17 вв. это были вольные люди, работавшие по найму; лица, несшие пограничную службу. Слово «казак» происходит от тюркского «удалец, вольный человек». Первое летописное упоминание о казаках относится к 1549 году.
В 15-16 вв. возникают самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков, главным образом из беглых крестьян. Общины эти располагались за границами России, по ее окраинам – на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке. Именно казаки явились главной движущей силой народных восстаний на Украине в 16-17 вв. и крестьянских войн в России 17-18 в.
Первым привлек казаков в качестве союзников еще Иван Грозный (участие дружины Ермака в походе на Казань, поход против крымского хана). При Петре 1 казаков забыли, а Екатерина 2 освободила их от крепостного гнета и многих налогов, отдала в полное владение занимаемые ими земли, разрешила элементы казачьего самоуправления. В Отечественной войне 1812 года известны отважные конные рейды казаков по тылам наполеоновских войск. Правительство старалось не ссориться с казаками, признавало их относительную самостоятельность и подчинило казачество, превратив его в привилегированное военное сословие, использовало для охраны границ, в войнах, в усмирении бунтов.
Казаки далеко не всегда выступали на стороне власти: Степан Разин, Емельян Пугачев тоже были казаками.
К началу 20 века существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Оренбургское, Уральское, Астраханское). В 1916 году казачье население составляло 4,4 млн. человек, владело 63 млн. десятин земли. Было определено соответствие офицерских чинов армии и казачества, традиционно выбирались начальники всех степеней: во главе Донского войска – войсковой атаман; станичные атаманы, походные. В Первую мировую войну воевало около 300000 казаков. Начало раскола было положено сотни лет назад, когда менее зажиточные казаки северных округов, не имевшие ни тучных земель, ни виноградников, ни богатых охотничьих и рыбных промыслов, временами чинили набеги на великорусские земли и служили оплотом всем бунтарям, начиная с Разина. Окончательный раскол в гражданскую войну (зажиточные – на стороне белых, беднота – на стороне красных).
1920г – казачество как сословие упразднено.
1936г – созданы донское, кубанское, терское казачьи соединения, участвовавшие в ВОВ.
Писатель стремился показать казачество как целый мир, показать его внутреннее богатство и сложность характера. С первых страниц романа перед нами предстают гордые, с независимым характером, способные на большое чувство люди.
Какие казачьи семи изображены в романе?
Чтобы ответить на вопрос, раскрыть духовный мир казачества необходимо выделить и проанализировать в романе следующие эпизоды:
«Утро в семье Мелеховых» (ч.1,гл.2)
«Луговой покос» (ч.1,гл.9)
«Призыв на воинскую службу» (ч.2,гл.21)
«История Прокофия Мелехова» (ч.1,гл.1)
Дома вам было задано прочитать эти отрывки.
Как начинается утро в семье Мелеховых? Расскажите. (Ч. I, гл. 2. Все заняты делом)Основа жизни казаков – труд. Это эпизод «Луговой покос» (Ч. I, гл. 9).
Прочитайте выразительно отрывок.
“С троицы начался луговой покос. С самого утра зацвело займище праздничными бабьими юбками, ярким шитвом завесок, красками платков. Выходили на покос всем хутором сразу. Косцы и гребельщицы одевались, будто на годовой праздник. Так повелось исстари. От Дона до дальних ольховых зарослей шевелился и вздыхал под косами опустошаемый луг.
Мелеховы припозднились. Выехали на покос, когда уже на лугу была чуть не половина хутора.
— Долго зорюешь, Пантелей Прокофьич! — шумели припотевшие косари.
— Не моя вина, бабья! — усмехался старик и торопил быков плетенным из сырца кнутом.
— Доброе здоровье, односум! Припозднился, браток, припозднился... — Высокий, в соломенной шляпе казак качал головой, отбивая у дороги косу.
— Аль трава пересохнет?
— Рысью поедешь — успеешь, а то и пересохнет. Твой улеш в каком месте?
— А под Красным яром.
— Ну, погоняй рябых, а то не доедешь ноне.
Сзади на арбе сидела Аксинья, закутавшая от солнца платком все лицо. Из узкой, оставленной для глаз щели она смотрела на сидевшего против нее Григория равнодушно и строго. Дарья, тоже укутанная и принаряженная, свесив между ребер арбы ноги, кормила длинной, в прожилках, грудью засыпавшего на руках ребенка. Дуняшка подпрыгивала на грядушке, счастливыми глазами разглядывала луг и встречавшихся по дороге людей. Лицо ее, веселое, тронутое загаром и у переносицы веснушками, словно говорило: “Мне весело и хорошо оттого, что день, подсиненный безоблачным небом, тоже весел и хорош; оттого, что на душе вот такой же синий покой и чистота. Мне радостно, и больше я ничего не хочу”. Пантелей Прокофьевич, натягивая на ладонь рукав бязевой рубахи, вытирал набегавший из-под козырька пот. Согнутая спина его, плотно облитая рубахой, темнела мокрыми пятнами. Солнце насквозь пронизывало седой каракуль туч, опускало на далекие серебряные Обдонские горы, степь, займище и хутор веер дымчатых преломленных лучей.
День перекипал в зное. Обдерганные ветром тучки ползли вяло, не обгоняя тянувшихся по дороге быков Пантелея Прокофьевича. Сам он тяжело поднимал кнут, помахивал им, словно в нерешительности: ударить по острым бычьим кострецам или нет. Быки, видно понимая это, не прибавляли шагу, так же медленно, ощупью переставляли клешнятые ноги, мотали хвостами. Пыльно-золотистый с оранжевым отливом слепень кружился над ними.
Луг, скошенный возле хуторских гумен, светлел бледно-зелеными пятнами; там, где еще не сняли травы, ветерок шершавил зеленый с глянцевитой чернью травяной шелк.
— Вот наша делянка. — Пантелей Прокофьевич махнул кнутом.
— От лесу будем зачинать? — спросил Григорий.
— Можно и с этого краю. Тут я глаголь вырубил лопатой.
Григорий отпряг занудившихся быков. Старик, посверкивая серьгой, пошел искать отметину — вырубленный у края глаголь.
— Бери косы! — вскоре крикнул он, махая рукой.
Григорий пошел, уминая траву. От арбы по траве потек за ним колыхающийся след. Пантелей Прокофьевич перекрестился на беленький стручок далекой колокольни, взял косу. Горбатый нос его блистал, как свежелакированный, во впадинах черных щек томилась испарина. Он улыбнулся, разом обнажив в вороной бороде несчетное количество белых, смоченных слюной, частых зубов, и занес косу, поворачивая морщиненую шею вправо. Саженное полукружье смахнутой травы легло под его ногами.
Григорий шел за ним следом, полузакрыв глаза, стелил косой травье. Впереди рассыпанной радугой цвели бабьи завески, но он искал глазами одну, белую с прошитой каймой; оглядывался на Аксинью и, снова приноравливаясь к отцову шагу, махал косой”.
Вопросы
Определите тему и идею данного отрывка.
Каково настроение эпизода?
Какие слова, выражения передают ощущение праздника, всеобщего веселья? Определите, к каким художественным средствам их они относятся?
Найдите и зачитайте коллективный и индивидуальный портреты. Каково их значение для данной картины?
Как выдумаете, какие чувства испытывают казаки от общения с землей и друг с другом? Свой ответ подтвердите цитатами из текста.
Итог:
Яркая одежда, улыбки, добрый, незамысловатый юмор казаков, портреты героев и особенно веселое лицо Дуняшки, как будто выражающее общее настроение, — все создает ощущение праздника. Крестьяне-труженики испытывают радость от общения с землей, от труда на ней.
На войне Григорий будет тосковать о крестьянском труде: “Хорошо бы взяться за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхленной земли, горький аромат прорезанной лемехом травы” (4-8-VI).
Однако казаки не только труженики, но и воины.
Среди причин, по которым Григорий не соглашается уйти с Аксиньей на шахты, он называет и такую: «Опять же на службу мне на энтот год» (1-1-XII; с. 66).
Эпизод призыва на воинскую службу(1-2-XXI).
Как относились к службе казаки?
Невозможно понять духовный мир, жизненный уклад казаков, не обратившись к их семейным отношениям. Уже в первой книге мы найдем множество эпизодов, раскрывающих те принципы, на которых строится казачья семья.
Рассмотрим один из эпизодов «Наказание Григория за связь с Аксиньей» (Ч. I, гл. 10).
“Пантелей Прокофьевич, что-то булькая себе в бороду, зачикилял к дому.
Гришку он нашел в горнице. Не говоря ни слова, достал его костылем вдоль спины. Григорий, изогнувшись, повис на отцовской руке.
— За что, батя?
— За дело, су-у-у-кин сын!..
— За что?
— Не пакости соседу! Не страми отца! Не таскайся, кобелина! — хрипел Пантелей Прокофьевич, тягая по горнице Григория, силясь вырвать костыль.
— Драться не дам! — глухо сапнул Григорий и, стиснув челюсти, рванул костыль. На колено его и — хряп!..
Пантелей Прокофьевич — сына по шее тугим кулаком.
— На сходе запорю!.. Ах, ты, чертово семя, прокля-я-а-а-тый сын! — Он сучил ногами, намереваясь еще раз ударить. — На Марфушке-дурочке женю!.. Я те выхолощу!.. Ишь ты!..
На шум прибежала мать.
— Прокофьич, Прокофьич!.. Охолонь трошки!.. Погоди!..
Но старик разошелся не на шутку: поднес раз жене, опрокинул столик со швейной машиной и, навоевавшись, вылетел на баз. Не успел Григорий скинуть рубаху с разорванным в драке рукавом, как дверь крепко хляснула, и на пороге вновь тучей буревой укрепился Пантелей Прокофьевич.
— Женить сукиного сына!.. — Он по-лошадиному стукнул ногой, уперся взглядом в мускулистую спину Григория. — Женю!.. Завтра же поеду сватать! Дожил, что сыном в глаза смеются!
— Дай рубаху-то надеть, посля женишь.
— Женю!.. На дурочке женю!.. — Хлопнул дверью, по крыльцу протарахтели шаги и стихли” (1-1-X).
На каких принципах строятся отношения в семье? (Понятие семейной чести: «Не страми отца!», общность с земляками: «Не пакости соседу!») Отношения здесь строятся на строгом послушании старшим, внушаемом подчас с помощью грубой силы.
Семья, род – священные для казаков понятия. Неслучайно роман начинается с предыстории мелеховского рода, и уже в 1-й главе дается семейный портрет.
Эпизод «История Прокофия Мелехова» (ч.1,гл.1) Пересказ студента.
Найдите в первой книге романа примеры жесткости, изуверства, нравственной развращенности казаков.
Разъяренная толпа хуторян жестоко расправляется с женой Прокофия Мелехова, сам Прокофий разрубает до пояса батарейца Люшню (1-1-I), пятидесятилетний отец Аксиньи насилует свою дочь, за что жена и сын избивают его до смерти, Степан Астахов “обдуманно и страшно” бьет молодую жену на следующий день после свадьбы (1-1-VII), а затем вновь, вернувшись с военных сборов, “охаживает” ее сапогами на глазах у равнодушно улыбающегося Алешки Шамиля, братья Мелеховы вступают в драку со Степаном, “клюют” его, “как стервятники падаль” (1-1-XIV), с дикой яростью набрасываются казаки на ни в чем не повинных тавричан, приехавших на мельницу (1-2-V). Немало среди казаков и нечистых на руку, причем во время войны воровство, мародерство не только никого не смущает, но едва ли не становится предметом гордости:
“ — Наш брат жив не будет, чтоб не слямзить.
— К казаку всяка вещь прилипает.
— Пущай плохо не кладет” (1-3-V).
Шолохов не скрывает дикости нравов, которая подчас царила в казачьей среде, но не она, по мысли писателя, определяет духовный мир казака. Земля и труд на ней, воинский долг, семья, хутор, курень — вот его важнейшие составляющие, вот условия, которые сформировали характер.
Закрепление.
Беседа по вопросам
Из чего складывается духовный мир казачества?
Назовите положительные и отрицательные стороны этого мира
Подведение итогов.
Вывод: казачество представляло собой относительно обособленное сословие, отличавшееся стремлением к независимости, своеобразной замкнутостью, свободолюбием, определенным консерватизмом и даже реакционностью, дисциплинированностью, почитанием старших. Казачество было своеобразным этносом, со своими обычаями, традициями, со своим языком.
7. Домашнее задание.
прочитать главы: кн.2, ч.5, гл.12, 13, 30; ч.6, гл. 24.
подготовить выразительное чтение отрывка из кн.2, ч.5, гл.12, 30.