МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине Английский язык по профессиям начального профессионального образования
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине
Английский язык
по профессиям начального профессионального образования
150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
151902.04 Токарь-универсал
140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
190629.07 Машинист крана (крановщик)
270809.01 Машинист машин и оборудования в производстве цемента
.
Данные методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине Английский язык на 156 часов, где 78 часов занимает внеаудиторная самостоятельная работа, которые предполагают самостоятельное изучение материала обучающимися первого и второго куров по профессиям начального профессионального образования:
150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
151902.04 Токарь-универсал
140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
190629.07 Машинист крана (крановщик)
270809.01 Машинист машин и оборудования в производстве цемента
Самостоятельная внеаудиторная работа является обязательной для каждого обучающегося. Всего на внеурочную самостоятельную работу по учебному плану предусмотрено 78 часов. (39 часов – 1 курс, 38 часов – 2 курс)
Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся. Необходимо перевести обучающегося из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Следует признать, что самостоятельная работа обучающихся является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
Роль этого вида учебной деятельности особенно возрастает в настоящее время, когда учебные заведения переходят на стандарты нового поколения, в рамках которых реализуется компетентностный подход, когда появилась необходимость выработать у студентов навыки и способности к самостоятельной учебной деятельности.
Работа во внеурочное время оказывает значительную помощь в осуществлении некоторых учебно-воспитательных задач и в достижении дидактических целей:
закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, получаемых на аудиторных занятиях, самостоятельное овладение новым учебным материалом;
формирование общетрудовых и профессиональных умений;
формирование умений и навыков умственного труда;
мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности;
развитие самостоятельности мышления;
формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации;
овладение технологией самообразования
Виды самостоятельной работы студентов
.
Работа со словарем, лексическим материалом, справочником.
Поиск необходимой информации через Интернет.
Составление рецензий и аннотаций на прочитанный текст.
Составление и разработка словаря по изучаемым темам.
Выполнение домашних упражнений по грамматике.
Перевод научно-популярных и профессионально-ориентированных текстов.
Подготовка высказываний.
Подготовка презентаций.
Подготовка творческих работ.
Подготовка проектов.
Выпуск тематических газет и бюллетений.
Подготовка устного сообщения по теме
Написание реферата.
Подготовка к участию во внеклассных мероприятиях по предмету.
Решение и составление тестов, кроссвордов.
Формы контроля самостоятельной работы
Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.
Тестирование.
Письменное выполнение заданий.
Индивидуальное собеседование.
Собеседование с группой.
Защита рефератов, проектов, творческих работ.
Олимпиада.
Дифференцированный зачет.
Критерии оценки самостоятельной работы студентов
Оценка «5» ставится тогда, когда:
Студент свободно применяет знания на практике;
Не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала;
Студент выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы;
Студент усваивает весь объем программного материала;
Материал оформлен аккуратно в соответствии с требованиями.
Оценка «4» ставится тогда когда:
Студент знает весь изученный материал;
Отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя;
Студент умеет применять полученные знания на практике;
В условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя;
Материал оформлен недостаточно аккуратно и в соответствии с требованиями.
Оценка «3» ставится тогда когда:
Студент обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных дополняющих вопросов преподавателя;
Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы;
Материал оформлен не аккуратно или не в соответствии с требованиями.
Оценка «2» ставится тогда когда:
У студента имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все, же большая часть не усвоена;
Материал оформлен не в соответствии с требованиями.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
90 ч 100
5
отлично
80 ч 89
4
хорошо
70 ч 79
3
удовлетворительно
менее 70
2
не удовлетворительно
Памятка 1. При подготовке сообщения:
I. Устного монологического:
1. Определи, что хочешь и можешь сказать по теме на иностранном языке. Соотнеси замысел высказывания со своими возможностями, с тем, какими языковыми средствами располагаешь.
2. Вспомни нужные речевые образцы, слова, сочетания слов для передачи замысла сообщения.
3. Обратись к тексту, упражнениям, в которых эта или близкая к ней тема отражена, чтобы использовать материал для сообщения.
лексическую замену или расширение.
5. Составь план сообщения, запиши его.
6. Устно проговори своё сообщение в соответствии с планом.
II. Устного диалогического:
1. Найди себе партнера по диалогическому высказыванию.
2. Прочитайте вместе несколько диалогов по заданной тематике.
3. Определите, какие фразы встречаются чаще всего.
4. Продумайте ход вашего диалога.
5. Используя наиболее употребляемые фразы, составьте диалог (не менее 5 реплик каждый). Не забывайте о фразах вежливости (приветствие, прощания).
6. Выучите диалог.
Памятка 2. При работе с грамматическим материалом:
1. Повтори грамматическое правило, на закрепление которого дается упражнение. Можно использовать любой справочник по грамматике или записи в тетради.
2. Найди заданное упражнение в учебнике.
3. Внимательно прочти задание.
4. Выполни упражнение по заданию в электронном виде.
5. Проверь внимательно написанное.
6. Отправь выполненное упражнение по электронной почте.
Памятка 3. При работе с текстом:
1. Прочти текст, стараясь понять общее содержание и вывести из контекста значение незнакомых слов.
2. Обратись к словарю, чтобы найти значения незнакомых слов.
3. Проработай новый лексический материал (см. памятку 4).
4. Прочти текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых слов и стараясь запомнить информацию.
5. Выпиши из текста новые для тебя формы.
6. Составь список ключевых слов из текста так, чтобы он отражал канву содержания.
Памятка 4. При работе с новым лексическим материалом:
1. Уточни перевод каждого слова, обратившись к англо-русскому словарю.
2. Прочитай внимательно все слова и объедини их в группы по типу ударного слога.
3. Раздели слова на подгруппы по ударной гласной.
4. Установи и постарайся запомнить различия между словами одной подгруппы.
5. Прочитай ещё раз, постарайся запомнить графический образ слова, т.е. его буквенный состав.
6. Напиши слово по памяти.
7. Проверь правильность написания: сравни написанное с тем, что написано в учебнике.
8. Проследи, как данное слово употреблено в предложении.
9. Попытайся составить несколько предложений с новыми словами.
10. Подготовься к устному зачету.
Памятка 5. При работе со словарем:
Для успешной работы со словарем необходимы следующие знания и умения:
1. Твердое знание английского алфавита.
1. Все слова в словаре расположены в порядке английского алфавита; для справок английский алфавит приводится в начале словаря.
2. Для того чтобы успешно пользоваться словарем и быстро находить нужное слово, надо твердо знать английский алфавит в порядке расположения его букв.
3. Для начала можно рекомендовать написать алфавит на вертикальную полоску бумаги и положить ее рядом со словарем при работе.
4. Далее следует учесть, что слова, начинающиеся на одну букву, расположены в словаре не бессистемно, а в порядке последующих букв.
5. Поэтому, например, - слово white расположено в словаре до слова write, т. к. вторая буква первого слова –h стоит в алфавите впереди второй буквы слова write -r.
6. Этот же принцип сохраняется и в отношении всех последующих букв каждого слова, что облегчает отыскивание нужного слова.
2. Умение поставить слово в исходную форму.
Слова в словаре даются в их исходной форме:
- существительное – в общем падеже, единственном числе;
- глагол – в неопределенной форме;
- прилагательное – в положительной степени;
- наречие – в положительной степени.
Однако в предложениях слова не всегда стоят в исходной форме, поэтому ее необходимо уметь образовывать.
3. Знание правил словообразования.
Многие слова могут быть образованы с помощью префиксов и суффиксов, знание которых значительно облегчает самостоятельную работу над текстом с использованием словаря.
4. Умения понимать различные обозначения при словах в словаре.
Следует помнить, что каждое слово со всем относящимся к нему материалом образует самостоятельную словарную статью.
При словах иностранного происхождения, сохранивших свое написание и иногда происхождение, дается указание на происхождение слова.
Слова в словаре помечаются сокращениями.
5. Умение выбрать в словаре нужное для данного контекста значение слова.
Следует помнить, что поиску слова в словаре должен предшествовать анализ предложения. Чтобы уметь анализировать предложение, необходимо знать:
- структуру предложения в английском языке
- формальные признаки различных частей речи.
При переводе текста с помощью словаря помните:
1. Перевод текста не является переводом всех слов в предложении.
2. Поискам слова в словаре должно предшествовать определение его грамматической функции в предложении.
3. Не следует брать из словаря первое значение слова, не прочитав всю словарную статью.
4. При переводе текстов по специальности старайтесь запоминать встречающиеся в них термины, что впоследствии значительно облегчит работу над текстом.
Памятка 6. При составлении тематического словаря.
Используя любой англо-русский словарь, выпиши по заданной теме не менее 25 слов в тетрадь.
При отработке слов воспользуйся Памяткой 4 при работе с новым лексическим материалом.
Памятка 7. Подготовка к экзамену:
Экзамен по английскому языку проводится в форме устной защиты ЭР по одной из предложенных преподавателем тем. Подготовка к экзамену включает в себя несколько этапов.
№
содержание этапа
количество
часов
форма отчетности
1
выбор экзаменационной темы, сбор материала по теме, работа с дополнительной литературой
2
сообщение преподавателю
2
систематизация материала, переработка информации, написание ЭР
2
ознакомление преподавателя с текстом ЭР
3
составление тематического словаря
1
4
создание презентации по ЭР
1
показ презентации
5
подготовка устного монологического высказывания
1
защита ЭР
Этап 1. На данном этапе студентам предлагается выбрать одну из тем, предложенных в методических рекомендациях. Темы должны быть разные и не повторяться. Происходит сбор информации из любых источников.
Список экзаменационных тем:
Моя семья.
Мое учебное заведение.
Известные люди разных стран.
Место, которое я бы хотел посетить.
Каналы маркетинга.
Рабочий день менеджера.
Реклама магазина.
Деловая переписка.
Страна изучаемого языка.
Образование в Англии, России.
Этап 2.
Используя собранную информацию, студент составляет текст ЭР. ЭР представляет собой логически написанный текст по выбранной теме, содержащий не менее 30 предложений.
Этап 3.
На данном этапе студент выписывает все незнакомый слова из ЭР и переводит их. Далее заучивает их.
Этап 4.
Этап посвящен созданию презентации к тексту ЭР. Слайдов может быть любое количество (но не менее 10). Первый слайд содержит название работы. Последующие слайды могут содержать как текстовый, так и иллюстративный материал. Материал должен быть представлен в логической последовательности и соответствовать тексту ЭР.
Этап 5.
Подготовленный текст следует выучить и защитить в день экзамена. Защита должна продолжаться не более 5 минут. Материал должен быть представлен доступно и интересно. Допускается пользование текстом ЭР.
Памятка 8. При создании презентации:
Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.
Рекомендации по созданию презентации
Общие требования к презентации:
Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество автора.
Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы презентации.
Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
Последними слайдами урока-презентации должны быть глоссарий и список литературы.
Требования к оформлению презентаций
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Оформление слайдов:
Стиль
( Соблюдайте единый стиль оформления
( Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
( Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Фон
Для фона предпочтительны холодные тона
Использование цвета
( На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
( Для фона и текста используйте контрастные цвета.
( Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
Анимационные эффекты
( Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
( Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Представление информации:
Содержание информации
( Используйте короткие слова и предложения.
( Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
( Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице
( Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
( Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
( Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты
( Для заголовков – не менее 24.
( Для информации не менее 18.
( Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
( Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
( Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
( Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Способы выделения информации
( Следует использовать:
o рамки; границы, заливку;
o штриховку, стрелки;
o рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации
( Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
( Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:
с текстом;
с таблицами;
с диаграммами.
Памятка 9 . По подготовке и оформлению доклада.
Доклад - это самостоятельная работа, в которой автор раскрывает заявленную тему. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над докладом.
1.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2.Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).
3.Составление библиографии.
4.Обработка и систематизация информации.
5.Разработка плана доклада.
6.Написание доклада.
7.Публичное выступление с докладом.
Требования к оформлению и защите доклада.
1. Объем доклада – 3-5 страниц текста, оформленного в соответствии с требованиями.
2. Требования к тексту.
2.1. Доклад выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А-4 (верхнее, нижнее и правое поля – 1,5 см; левое – 2,5 см).
2.2. Текст печатается обычным шрифтом Times New Roman (размер шрифта – 12 кегель). Заголовки – полужирным шрифтом Times New Roman (размер шрифта – 14 кегель).
2.3. Интервал между строками – полуторный.
2.4. Текст оформляется на одной стороне листа.
2.5. В случае невозможности выполнить пункты 2.1.-2.4. данного раздела допускается рукописное оформление доклада.
3. Типовая структура доклада.
1. Титульный лист.
2. План (простой или развернутый с указанием страниц доклада).
3. Основная часть.
4. Список литературы.
5. Приложения (карты, схемы, графики, диаграммы, рисунки, фото и т.д.).
4. Требования к оформлению разделов доклада.
4.1. Титульный лист оформляется по единым требованиям. Он содержит:
- название образовательного учреждения;
- тему реферата;
- сведения об авторе;
- сведения о руководителе;
- наименование населенного пункта;
- год выполнения работы.
5. Защита продолжается в течение 3 минут по плану:
· актуальность темы, обоснование выбора темы;
· краткая характеристика изученной литературы и краткое содержание доклада.
6. Автору доклада по окончании представления реферата экзаменаторами могут быть заданы вопросы по теме доклада.
Памятка 10. Общие указания по выполнению домашнего задания:
Раздели домашнее задание на несколько «порций» и распредели их по дням; единоразовое выполнение домашнего задания неэффективно.
Изучи сначала устный материал, а затем, проанализировав все предложенные речевые образцы и лексические единицы, приступай к выполнению письменного упражнения.
Определи, для развития каких навыков было составлено данное упражнение и обрати наибольшее внимание именно на этот вид деятельности.
Активно используй в процессе подготовки домашнего задания средства обучения, в частности, не забывай обращаться за разъяснениями к словарю и грамматическому справочнику.
Не заучивай учебный материал механически, а пытайся осмыслить, почему в данном упражнении имеет место та или иная лексическая единица или грамматическая структура.
Внимательно и точно следуй всем указаниям преподавателя.
Перечень внеаудиторных самостоятельных работ по английскому языку
( 1 курс)
Теоретический материал
Самостоятельная работа
Название темы
Количество часов
Название темы
Количество часов
Тема 1.1. Описание людей (внешность, характер, личностные качества, профессии).
8 часов
Овладеть лексическим материалом
Чтение текста по теме.
Подготовить сообщение (презентацию) по теме на основе текста.
Выполнить грамматические упражнения.
4 часа
Тема 1.2. Межличностные отношения.
8 часов
Изучение нового лексического материала.
Чтение текста по теме.
Ответить на вопросы (рассказать о своем друге)
Выполнить грамматические упражнения.
4 часа
Тема 1.3. Человек, здоровье, спорт.
12 часов
Изучение нового лексического материала.
Чтение текста по теме.
Ответить на вопросы (рассказать о своем друге)
Выполнить грамматические упражнения.
Подготовить презентацию по теме
Выучить диалог
6 часов
Тема 1.4. Город, деревня, инфраструктура.
10
Изучение нового лексического материала.
Чтение текста по теме.
Ответить на вопросы (рассказать о своем городе)
Выполнить грамматические упражнения.
Подготовить презентацию по теме
5 часов
Тема 1.5. Природа и человек (климат, погода, экология).
10 часов
Чтение и перевод текста.
Ответить на вопросы к тексту.
Изучить грамматический материал.
Выполнить грамматическое упражнение.
Подготовить сообщение, презентацию по теме «Погода в Белгороде»
6 часов
Тема 1.6. Научно-технический прогресс.
6
Изучение нового лексического материала.
Подготовить сообщение (презентацию ) по теме
3 часа
Тема 1.7.
Повседневная жизнь, условия жизни.
8 часов
Изучение нового лексического материала.
Чтение текста по теме.
Подготовить сообщение (презентацию )по теме
Выполнить грамматические задания
Выучить числительные.
5 часов
Тема 1.8. Досуг.
6 часов
Изучение нового лексического материала.
Подготовить сообщение (презентацию )по теме
3 часа
Тема 1.9. Новости, средства массовой информации.
8 часов
Изучение нового лексического и грамматического материала.
Составить ТВ программу на неделю
Подготовить презентацию по теме.
3 часа
Тема 1.1.
Навыки общественной жизни (повседневное поведение, профессиональные навыки и умения).
16
(2 курс)
Изучение нового лексического материала.
Изучение грамматического материала.
Чтение текста по теме.
Выполнить грамматические упражнения.
Подготовить проект по теме.
Подготовить презентацию по теме
8 часов
Тема 1.2.
Культурные и национальные традиции, краеведение, обычаи и праздники.
12
Изучение грамматического материала.
Выполнение грамматических заданий.
Чтение текстов по теме.
Подготовить проект по теме.
Подготовить презентацию по теме
6 часов
Тема 1.3.
Государственное устройство, правовые институты
6
Изучение лексического материала.
Чтение текстов по теме.
Подготовить сообщение по теме.
Подготовить презентацию по теме.
4 часа
Раздел 2.
Профессионально-направленный модуль. 38 часов
Тема 2.1. Цифры, числа, математические действия
8 часов
Изучение грамматического материала.
Выполнение грамматических заданий.
Чтение текстов по теме.
Подготовить сообщение по теме.
Подготовить презентацию по теме
5 часов
Тема 2.2. Основные геометрические понятия и физические явления.
8 часов
Изучение лексического минимума по теме.
Перевод текста.
Сообщение по теме.
Подготовить презентацию по теме.
5 часа
Тема 2.3. Промышленность, транспорт; детали, механизмы
10часов
Изучение лексического минимума по теме.- 2 часа
Перевод текста.- 2 часа
Сообщение по теме. Подготовить презентацию по теме
6 часов
Тема 2.4. Оборудование, работа.
8 часов
Изучение лексического минимума по теме- 1 час
Перевод текста.- 1 час
Выполнение грамматических заданий.
Подготовить презентацию по теме
4часа
Тема 2.5. Инструкции, руководства
8 часов
Изучение лексического минимума по теме.- 1час
Выполнение грамматических заданий 1 час
Повторение изученного материала
3 часа
Дифференцированный зачёт
2 часа
156 час
82 часа
15