РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений
Ростовской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской области
«Белокалитвинский казачий кадетский профессиональный техникум
имени Героя Советского союза Быкова Бориса Ивановича»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОУДВ
ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
для профессии
19.01.17 «Повар, кондитер».



2курс













п. Коксовый, 2016 г.









Рассмотренно на заседании методической комиссии общеобразовательных дисциплин.
Протокол № 1 от « » _________2016 г.
Председатель МК___________________
«____»_________________2016г.





Утверждаю:
«____»_____________2016г.
Директор « БККПТ имени. Героя Советского союза Быкова Бориса Ивановича»
______________В.В.Мелентей
«____»_________________2016г.
















Рабочая программа учебной дисциплины ОУДВ ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА для профессии среднего профессионального образования

Рабочая программа разработана на основе Регионального (казачьего) компонента Государственного стандарта среднего общего образования.
19.01.17 «Повар-кондитер»

Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования по Обществознанию на базовом уровне в пределах программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с учетом технического профиля получаемого профессионального образования.

Организатор-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской области «Белокалитвинский казачий кадетский профессиональный техникум имени Героя Советского Союза Быкова Бориса Ивановича»
Разработчик: Фомин В. А., преподаватель истории

Рецензенты:
(внутренний)
(Ф.И.О., должность, место работы)

Найданова Наталья Анатольевна учитель истории МБОУ СОШ №12 (внешний)
(Ф. И.О., должность, место работы




СОДЕРЖАНИЕ
Стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА..... 4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...7

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..20

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..21
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУДВ01 ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
наименование дисциплины

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа учебной дисциплины ОУДВ ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА является частью подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 19.01.17 «Повар-кондитер»
при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена. Рабочая программа учебной дисциплины ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА разработана на основе Регионального (казачьего) компонента Государственного стандарта среднего общего образования.
.
ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА изучается на 2 курсе. Она является базовой дисциплиной. В системе изучаемых дисциплин она носит теоретический и фундаментальный характер. Статус дисциплины в ООП – обязательная, входящая в региональный компонент.
Практическая и теоретическая значимость изучения событий донской истории обусловливается своеобразием и динамичностью исторического процесса в крае. Донская земля с древнейших времен являлась ареной многочисленных цивилизационных контактов, определявших историческое будущее не только народов России, но и Евразии в целом. Историческая судьба донского казачества, одного из крупнейших субэтносов России, представляет исключительно важный для подготовки будущего историка материал.


МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Общеобразовательный цикл__________________________________

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ – ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.3.1. Цели и задачи изучения дисциплины.
Цели изучения дисциплины. В соответствии с государственным стандартом Российской Федерации целью изучения дисциплины является получение знаний учащимися по истории и культуре донского казачества. Данный компонент учебного процесса является одной из важных частей гуманитарной подготовки будущих специалистов. Цель дисциплины ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
заключается в том, чтобы помочь будущим специалистам, многие из которых являются уроженцами Ростовской области, понять волнующую, красочную, но вместе с тем сложную и противоречивую историю Донского края, особенности его развития и связанное с прошлым его настоящее.
Задачи изучения дисциплины. Задачи изучения дисциплины заключаются в том, чтобы:
Осветить историю донского казачества, его быт и традиции (хозяйственной деятельности, военные, культурные и др.);
Помочь обучающимся понять особенности исторического прошлого донских казаков;
Познакомить учащихся с фактами жизни и деятельности личностей, сыгравших выдающуюся роль в истории донского казачества и Донского края;
Проанализировать с целью дальнейшего усвоения и понимания обучающимися специфику и тенденции современного процесса возрождения донского казачества.
Знание основных этапов региональной истории получит широкое применение при написании студентами контрольных и курсовых работ, при подготовке докладов и рефератов по различным общепрофессиональным дисциплинам, а также при выполнении дипломного проекта.
Учащийся должен знать историю родного края, культуру населяющих его народов, понимать место и роль Южного региона в составе Российского государства; учитывать своеобразие казачества как субэтнической группы, многонациональность и поликонфессиональность населения Дона.
Учащийся должен уметь использовать полученные знания в повседневной жизни, перенимать опыт предыдущих поколений в решении межнациональных и межрелигиозных проблем; интерпретировать современную региональную политику, оценивать ее достоинства и учитывать недостатки; на примере героических подвигов донских казаков воспитывать в себе чувство патриотизма, любви к Дону и Отечеству.
1.3.2. Краткая характеристика дисциплины и ее фундаментальных основ.
Дисциплина «История донского казачества» является составной частью гуманитарного образования . Она преподается в течение одного годичного курса, включает в себя лекционные занятия и самостоятельную работу студентов. Контроль знаний осуществляется в виде текущего контроля. По окончании изучения курса предусмотрен зачет.

1.3.3. Место дисциплины в учебном процессе и основополагающие интеграционные связи с другими дисциплинами учебного плана.
Курс «История и культура донского казачества» связан с такими изучаемыми параллельно ему в ходе учебного процесса гуманитарными дисциплинами, как «История», «Обществознание».

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать знания и способы познавательной деятельности, полученные в курсе отечественной, всемирной истории, истории Донского казачества для характеристики и оценки историко-культурной ситуации в Ростовской области;
- анализировать историческую карту;
- описывать основные племена и народы, жившие на территории края с древних времен до современности, их занятия, облик, обычаи;
- объяснять значение основных понятий;
- давать собственные оценки основных событий истории Донского казачества;
- давать характеристику социально-экономического развития края в XVIII-XIX вв.;
- выделять отличительные черты реформ 1860 – 1870 гг. на Дону;
- определять синхронность событий и процессов региональной и российской истории;
- описывать наиболее яркие памятники культуры края, высказывать суждения о них;
- рассказывать о событиях революций 1905-1907 гг., 1917г. и Гражданской войны на Дону;
- характеризовать достижения и трудности развития края при проведении НЭПа, индустриализации, коллективизации, выделять особенности этих процессов на Дону;
- прослеживать тенденции и противоречия развития края в послевоенный период (1945-1985 гг.);
- анализировать экономическую и политическую ситуацию в 1990-е гг.;
- описывать флаг и герб Ростовской области;
- выделять особенности Донского региона как многонационального и поликонфессионального;
- оценивать вклад Ростовской области в экономику, культуру страны ,характеризовать место Ростовской области в Южном Федеральном округе;
- использовать текст исторического источника при решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края;
- соотносить историю своей семьи с региональной историей;
- использовать сведения по истории Донского края для аргументации собственной позиции в дискуссиях, связанных с общероссийскими и региональными проблемами;
- представлять результаты изучения региональной истории в различных знаковых системах и формах: схеме, конспекте, реферате, историческом сочинении, творческой работе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соотнесения динамики региональных исторических процессов с общероссийскими;
- выбора модели поведения в конкретных жизненных ситуациях на основе позитивных ценностей с осознанием своей этнонациональной, региональной и государственно-политической идентичности;
- вступления в диалог культур, проявления толерантности к представителям различных этнических, конфессиональных, социальных групп населения края;
- самостоятельной работы со справочной и краеведческой литературой ,письменными историческими источниками и устными свидетельствами как формы самообразования;
- самостоятельной интерпретации информации;
- объяснения уклада жизни своего города, поселка, местности ,участия в решении проблем местного сообщества;
- анализа текущих событий, высказывания и аргументирования своей оценки важнейших событий и личностей;
- самоопределения, выбора дальнейшего жизненного пути.
знать/понимать:
- место и роль Донского края в контексте отечественной и всемирной истории, своеобразие его истории;
- даты и содержание важнейших событий истории края, в том числе связанные с формированием многонационального состава Донского края;
- гипотезы о происхождении донского казачества;
- казачье заселение Верхнего и Нижнего Дона, первые казачьи городки и столицы, облик, социальный и этнический состав, основные занятия и быт донских казаков в XVI в., первые письменные упоминания о донских казаках, Войске Донском;
- участие донских казаков в основных социальных конфликтах XVII-XVIII вв. в России и на Дону;
- причины оформления социального статуса казачества как замкнутого военного сословия;
- основные факты участи Войска Донского в войнах Российской империи XVIII-XIX вв., военное искусство казаков;
- даты важнейших событий истории края в XX в.;
- факты и события Великой Отечественной войны на территории Ростовской области;
- административно-территориальные изменения на Дону в XX в.;
- символику Ростовской области: герб, флаг, гимн.

1.4. КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 32 часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
40

в том числе:


практические занятия


контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)
32

в том числе:


- реферат
-докладов
- подготовка презентации
2
10
5

Итоговая аттестация в форме зачета






2.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень усвоения

Введение
 
Содержание учебного материала
 
 
 
 


1
Цели и задачи обучения. Географические, климатические, рельефные особенности Ростовской области. Флора и фауна. Территориальные границы. Ростовская область, как многонациональный и поликонфессиональный регион. Роль и место казачества в развитии Донского края.
 
 
1
 

Тема 1. Донская земля в древности и Средние века
 
Содержание учебного материала
 
 
 
 


1
Донская земля в древности. Скифы на Дону. Военная культура скифов. Скифо-персидская война. Савроматы и сарматы на Дону. Легенда происхождения. Вооружение сарматов. Раскол сарматов. Аланы. Донская земля в древности. Скифы на Дону. Военная культура скифов. Скифо-персидская война. Савроматы и сарматы на Дону. Легенда происхождения. Вооружение сарматов. Раскол сарматов. Аланы. Донская земля в древности. Скифы на Дону. Военная культура скифов. Скифо-персидская война.Савроматы и сарматы на Дону. Легенда происхождения. Вооружение сарматов. Раскол сарматов. Аланы.
 
 
2
 


2
Дон в III – X вв. Готы. Гунны. Болгары. Хазары. Арабо-хазарские войны. Хазарский каганат в эпоху его могущества. Печенеги. Дон в XI – XIII вв. Половцы. Дон и монголо-татарское нашествие. Дон в XIV – XV вв.
 
 
2
 


3
Появление казачьих городков на Дону. Наименование казачьих поселений. Первые казачьи городки. Расположение и внешний вид городков. Главные городки донских казаков. Образование Войска Донского. Предпосылки возникновения. Войско Донское и его власть на Дону.
 
 
1
 


4
Казаки и освоение Сибири. Вольное казачество во 2-й половине XVI в. Ермак Тимофеевич. Поход казаков Ермака в Сибирь. Казаки-землепроходцы и освоение Сибири в XVII в. Донские казаки в Смутное время. Причины участия донских казаков в русской Смуте начала XVII в. Казаки в массовых движениях начала XVIIв. Донские казаки в борьбе за освобождение страны.
 
 
2
 


5
Дон при первых Романовых. Отношения между Войском Донским и русским государством в первой половине XVII в. Усиление московской власти на Дону во второй половине XVII в. Морские походы донских казаков. Азовское осадное сидение. Походы донских казаков на Азовское и Черное моря. Взятие Войском Донским Азова. Азовское осадное сидение (1641г.)
 
 
2
 


6
Донцы в войнах России XVI-XVII вв. Донские казаки в войнах России XVI в. Донские казаки в военных действиях русских войск в XVII в. Восстание под предводительством Степана Разина. Причины разинского восстания. Начало восстания. Поход казаков на Волгу и в Каспийское море. Поход С. Разина по Волге. Поражение восстания.
 
 
2
 


7
Культура, быт и нравы донских казаков в XVI-XVII вв. Церковь на Дону. Медицина. Быт и нравы казаков. Образование. Памятники литературы
 
 
1
 


 
Практические занятия:
1
 
 
 


 
Самостоятельная работа: - подготовить презентация
 
3
 
 


 
 
 
 
 
 

Тема 2. Донской край и донские казаки в конце XVII - XVIII вв.
 
Содержание учебного материала
 
 
 
 


1
Донские казаки в Азовских походах Петра I (1695-1696 гг.). Основание Таганрога в 1698 году. Восстание под предводительством К. Булавина. Потеря казачьих вольностей. Предпосылки и начало восстания. Поражение восстания. Основные занятия донских казаков в XVIII в. Упадок традиционных промыслов. Развитие земледелия на Дону. Животноводство. Возрождение рыболовства. Промыслы.
 
 
1
 


2
Донские казаки в середине XVIII в. Дон при Екатерине I и Петре II. Дон в войнах Анны Иоанновны. Дон во время правления Елизаветы Петровны. Основание пограничной Темерницкой таможни 15 декабря 1749 года, переименование ее 6 апреля 1761 года в крепость св. Димитрия Ростовского. Дон в эпоху Екатерины II. Засилие старшины. Реформы Г.А. Потемкина на Дону.
 
 
2
 


3
Донские казаки в русско-турецких войнах второй половины XVIII века. Донские казаки в Итальянском и Швейцарском походах А.В. Суворова.
 
 
1
 


4
Культура донских казаков в XVIII в. Церковь. Образование на Дону. Литература, искусство и архитектура на Дону. Быт и нравы донских казаков в XVIII в. Казачьи семьи. Воинское обучение. Донской календарь. Женское воспитание. Казачья одежда. Казачья кухня.
 
 
1
 


 




 


 




 


 
Самостоятельная работа: доклад
 
5
 
 


 
 
 
 
 
 

Тема 3. Дон и казачество в XIX веке.
 
Содержание учебного материала
 
 
 
 


1
М.И. Платов и А.К. Денисов. Область Войска Донского в царствование императора Александра I. Перенос донской столицы. Деятельность М.И. Платова на Дону. Усиление донского дворянства. Участие М.И. Платова в войнах начала XIX в. Атаманство А.К. Денисова. Донские казаки в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах. Начало войны и первые победы. Донцы в Бородинской битве. Донцы и партизанская война. Донские казаки в освободительном походе.
 
 
2
 


2
Социально-экономическое развитие Дона в первой половине XIX в. Территория и население. Земледелие и животноводство на Дону. Другие промыслы и ремесла. Торговля. Организация власти и управления на Дону в первой половине XIX в. Власть на Дону при Павле I и Александре I. Попытки преобразований. Власть на Дону при Николае I. Станичное самоуправление. Военная организация донских казаков в первой половине XIX в. высшее военное руководство. Роль атамана. Система военной службы. Казачьи офицеры. Военное обучение. Казачья тактика. Форма одежды, вооружение и снаряжение.
 
 
2
 


3
Общественно-политическая мысль и общественное движение на Дону в первой половине – середине XIX в. Оренбургский поход и "дело Грузинова". Донская знать. Противостояние донской знати и правительства. Тайное общество В.Д. Сухорукова. Общественная мысль на Дону в середине XIX в.
 
 
1
 


4
Донские казаки в Кавказской войне. Истоки Кавказской войны. Особенности. Начальный период войны. Донские казаки в русско-иранской и русско-турецкой войнах первой трети XIX в. Я.П. Бакланов. Перелом в войне. Донские казаки в Крымской войне. Начало войны. Бои на Кавказском театре войны. Борьба в Крыму и Приазовье. Оборона Таганрога, Оборона Севастополя.
 
 
2
 


5
Реформы 60-70 гг. на Дону. Отмена крепостного права на Дону. Реорганизация власти на Дону. Реформа суда на Дону. Попытка земской реформы. Военная реформа на Дону. Административные преобразования. Донские казаки в русско-турецкой войне (1877-1878 гг.). Силы казаков в войне. Бои на начальном этапе войны. Поход на Балканы.
 
 
2
 


6
Образование на Дону во второй половине XIX в. Задачи, развитие и особенности образования на Дону. Открытие на Дону семинарии. Донская культура во второй половине XIX в. Донская литература. Особенности развития. Газеты и журналы. Библиотеки. Поэзия и проза.
 
 
1
 


7
Музыка, театр, изобразительное искусство на Дону во второй половине XIXв. Музыкальное образование. Музыка в казачьих частях. Музыка в донских городах. Донские музыканты. Донской театр. Театр в донской станице. Кризис и возрождение донского театра. Зарождение живописи. Н.Н. Дубовской. И.И. Крылов. Художественный театр в Таганроге. Донская архитектура во второй половине XIX в. Церковная архитектура. Архитектура Новочеркасска. Ростов. Таганрог. Азов.
 
 
1
 


8
Быт донских казаков во второй половине XIX в. Поселения. Казачья усадьба. Домашнее хозяйство. Одежда. Казачья кухня. Обычаи и обряды донских казаков во второй половине XIX в. Воинская обрядность. Донские круги. Поминовение предков. Донская свадьба. Календарная обрядность.
 
 
1
 


 



 
 


 
Самостоятельная работа: доклад
 
5
 
 


 
 
 
 
 
 

Тема 4. Дон в начале XX века.
 
Содержание учебного материала
 
 
 
 


1
Донские казаки в русско-японской войне (1904-1905 гг.). Начало войны. 4-я Донская дивизия на войне. Рейд генерала П.И. Мищенко. Наступление на Сандепу.Рабочее движение на Дону. Южнороссийские политические стачки 1902-1903 гг. Казачество и первая русская революция. Начало революции. Всероссийская стачка в декабре 1905 года. Привлечение казаков для борьбы с революцией. Отношение казаков к выполнению полицейских обязанностей. Антиправительственные выступления казаков. Столыпинская аграрная реформа на Дону.
 
 
2
 


2
Войско Донское перед Первой мировой войной. Жизнь и служба казаков накануне войны. Неказачье население на Дону. Промышленность, сельское хозяйство, образование и культура.
 
 
1
 


3
Донские казаки в Первой мировой войне (1914-1918 гг.). Начало войны и силы донских казаков в ней. Участие казаков в сражениях 1914-1915 гг. Казаки в наступлении 1916 г. Изменения в использовании казачьих частей. Донцы-герои.
 
 
2
 


 

 
 
 
 


 
Самостоятельная работа: сообщение реферат
 
5
 
 


 
 
 
 
 
 

Тема 5. Дон и казачество в 1917-1941 гг. Особенности коллективизации и индустриализации на Дону.
 
Содержание учебного материала
 
 
 
 


1
Дон в Февральской революции 1917 г. Большой Войсковой Круг. А.М. Каледин. Февральская революция на Дону. Установление на Дону новой власти. Тревожные события лета 1917 г.
 
 
1
 


2
Трагическая зима 1917-1918 гг. Создание на Дону Добровольческой армии. Борьба с большевиками зимой 1917-1918 гг. Самоубийство А.М. Каледина. Падение Новочеркасска. Восстание казаков. П.Н. Краснов. Всевеликое Войско Донское. Донская Советская республика. Продолжение гражданской войны. Союзники и противники.
 
 
1
 


3
Расказачивание. Борьба зимой 1918-1919 гг. Развал Северного фронта. Расказачивание по-большевистски. Верхне-Донское восстание. С Деникиным на Москву. К.К. Мамантов. Отставка Краснова. Атаман А.П. Богаевский. Освобождение области и поход на Москву. Рейд К.К. Мамантова. Мятеж Ф.К. Миронова.
 
 
2
 


4
Трагедия казачества. Поражение Деникина. Верховный Круг Дона, Кубани и Терека. Последние бои Донской армии. Донцы и Врангель.
 
 
1
 


5
Коллективизация на Дону. Хлебозаготовки. Начало коллективизации. Обострение противоречий. Лицемерие власти. "Перелом".
 
 
1
 


6
Начало индустриализации на Дону. Строительство "Ростсельмаша", реконструкция завода "Красный Аксай". Развитие угольной промышленности. Организация социалистического соревнования. Итоги первых пятилеток. Развитие стахановского движения. Образование в 1937 году Ростовской области.
 
 
1
 


 




 


 




 


 
Самостоятельная работа: презентация
 
5
 
 


 
 
 
 
 
 

Тема 6. Донцы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.)
 
Содержание учебного материала
 
 
 
 


1
Переход народного хозяйства области на военное положение. Начало Великой Отечественной войны и образование казачьих частей. Формирование народного ополчения. Первая и вторая оккупации г. Ростова-на-Дону. Партизанское движение на Дону. Донские казаки на фронте и в тылу.
 
 
2
 


2
Казачье зарубежье во время Второй мировой войны. Отношение казаков к войне. Попытки образования антисоветских казачьих отрядов. "Казачий стан".
 
 
1
 


3
Переход от войны к миру. Восстановление экономики Дона в послевоенный период.
 
 
1
 


 



 
 


 
Самостоятельная работа: реферат
 
5
 
 


 
 
 
 
 
 

Тема 7. Экономическое и социально-политическое развитие Донского края в 50-80-е гг. XX в.
 
Содержание учебного материала
 
 
 
 


1
Строительство Волго-Донского судоходного канала. Экономическое и социально-политическое развитие Донского края в условиях ликвидации культа личности Сталина. Трудности развития экономики. Новочеркасская трагедия 1962 года. Реформы 1965 года и последствия их реализации в Ростовской области. Создание новых индустриальных центров. Строительство Атоммаша и Ростовской АЭС.
 
 
2
 


2
Интеллектуальная элита Дона. Образование и развитие Северо-Кавказского центра Высшей школы. Вклад тружеников Донской земли в развитие народного хозяйства
 
 
1
 


3
Противоречивость социально-экономических процессов на Дону в 60-80-е гг. Нарастание застойных явлений.
 
 
1
 


 




 


 




 


 
Самостоятельная работа: доклад
 
5
 
 


 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

Тема 8. Донской край как современная общественная территориальная система: проблемы, перспективы развития. Донское казачество на современном этапе.
 
Содержание учебного материала
 
 
 
 


1
Перестроечные процессы в Донском регионе. Зарождение неформальных движений и политических партий. Демократизация общественной жизни. Особенности экономического и социального развития области. Ускорение процессов социальной дифференциации на Дону. Влияние чеченского конфликта на межнациональные отношения в области. Образование Южного Федерального округа. Органы власти на Дону Символы Ростовской области. Социальная структура населения. .Промышленность, сельское хозяйство, инфраструктура. Наука, образование, культура, духовная жизнь. Основные социально-экономические программы развития Ростовской области. Темпы экономических преобразований. 75 лет Ростовской области.
 
 
2
II


2
Состояние донского казачества накануне его возрождения. Начало возрождения казачества. Этапы возрождения донского казачества. Первый этап (1990-1991 гг.). Второй этап (1992-1997 гг.). Третий этап (1997 г. – настоящее время). Казачья символика.
 
 
1
 


3
Культура донских казаков во второй половине XX в. Быт современных казаков. Семикаракорский фаянс. Одежда. Кухня. Духовная культура.
 
 
1
 


4
Современное донское казачество. Первые итоги возрождения казачества. Донское казачество сегодня.
 
 
1
 


 



 
 


 
Самостоятельная работа: презентация
 
3
 
 


 
 
 
 
 
 

Заключительно-обобщающий урок
 
 
 
 
1
 

 
 
зачет
 
 
1
 

 
 
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
64
 

 
 
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
 
34 
 
 

 
 
Максимальная учебная нагрузка (всего)
 
 
 
 


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНОМУ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета ИСТОРИИ

Оборудование учебного кабинета:
- места для обучающихся;
- классная доска;
- рабочее место преподавателя;
- стенды по учебной дисциплине;
- подборка видеозаписей по учебной дисциплине;
- тематические стенды по истории Донского казачества

Технические средства обучения:
телевизор, видеомагнитофон, видеокассеты

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Основные источники:

Агафонов А.И. История донского казачества: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: «Терра», 2005.
Мумикова С.И., Пила Л.В. История Донского края в схемах, таблицах, конспектах: Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Издательство РО ИПК и ПРО. 2009.

Дополнительные источники:

А.В. Венков. История казачества России: Ростов-на-Дону: ООО "Терра", 2005.
Власть Ростовской области: пособие под ред. Юсова С.В.: Ростов-на-Дону, 2001.
А.С. Мовчан. Казаки: Ростов-на-Дону: "Гефест", 2004.
Сухарев Ю.Ф. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории: Чапаевск, 2001.

Интернет-ресурсы:
www.hist.msu.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1
2

обучающийся должен уметь:


- использовать знания и способы познавательной деятельности, полученные в курсе отечественной, всемирной истории, истории Донского края для характеристики и оценки историко-культурной ситуации в Ростовской области;
- анализировать историческую карту;
- описывать основные племена и народы, жившие на территории края с древних времен до современности, их занятия, облик, обычаи;
- объяснять значение основных понятий;
- давать собственные оценки основных событий истории Донского края;
- давать характеристику социально-экономического развития края в XVIII-XIX вв.;
- выделять отличительные черты реформ 1860 – 1870 гг. на Дону;
- определять синхронность событий и процессов региональной и российской истории;
- описывать наиболее яркие памятники культуры края, высказывать суждения о них;
- рассказывать о событиях революций 1905-1907 гг., 1917г. и Гражданской войны на Дону;
- характеризовать достижения и трудности развития края при проведении НЭПа, индустриализации, коллективизации, выделять особенности этих процессов на Дону;
- прослеживать тенденции и противоречия развития края в послевоенный период (1945-1985 гг.);
- анализировать экономическую и политическую ситуацию в 1990-е гг.;
- описывать флаг и герб Ростовской области;
- выделять особенности Донского региона как многонационального и поликонфессионального;
- оценивать вклад Ростовской области в экономику, культуру страны ,характеризовать место Ростовской области в Южном Федеральном округе;
- использовать текст исторического источника при решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края;
- соотносить историю своей семьи с региональной историей;
- использовать сведения по истории Донского края для аргументации собственной позиции в дискуссиях, связанных с общероссийскими и региональными проблемами;
- представлять результаты изучения региональной истории в различных знаковых системах и формах: схеме, конспекте, реферате, историческом сочинении, творческой работе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соотнесения динамики региональных исторических процессов с общероссийскими;
- выбора модели поведения в конкретных жизненных ситуациях на основе позитивных ценностей с осознанием своей этнонациональной, региональной и государственно-политической идентичности;
- вступления в диалог культур, проявления толерантности к представителям различных этнических, конфессиональных, социальных групп населения края; самостоятельной работы со справочной и краеведческой литературой ,письменными историческими источниками и устными свидетельствами как формы самообразования;
- самостоятельной интерпретации информации;
- объяснения уклада жизни своего города, поселка, местности ,участия в решении проблем местного сообщества;
- анализа текущих событий, высказывания и аргументирования своей оценки важнейших событий и личностей;
- самоопределения, выбора дальнейшего жизненного пути.
Рефераты, доклады, фронтальный опрос, практическая работа, самостоятельная работа
- оценка устных ответов;
- оценка умения работы с картой;
- оценка составления таблиц и анализа их содержания;
- оценка самостоятельной работы с первоисточниками
- оценка навыка целостного анализа информации;

Рефераты, доклады, фронтальный опрос
- оценка умений сопоставления, сравнения, соотнесения фактов, событий, явлений; умения давать собственную оценку;






Решение проблемных задач. индивидуальный опрос, практическая работа;
- оценка умения формулировать свою точку зрения на причины, влияющие на экономические, политические, социальные, культурные процессы в мире, стране, регионе,
ориентироваться в хронологическом и пространственном порядке исторических событий;



Рефераты, доклады, рецензии
- оценка умения интерпретировать исторический материал, писать реферат, конспект, рецензию;
Доклады, сообщения по теме, индивидуальный опрос
- оценка умения на основе полученных исторических знаний и умений выражать собственное отношение к современным событиям;
Доклады, рефераты, решение проблемных задач в групповой форме
- оценка умения применять сформированные навыки в нестандартных ситуациях в условиях выбора;
- оценка умения на основе полученных исторических знаний и умений;
анализировать и интерпретировать социальную информацию в сопоставлении с требованиями компетентностного подхода, опыта решения реальных проблем, требующих использования знаний по истории;
Доклады, рефераты, решение проблемных задач в индивидуальной форме
- оценка умения использования опыта решения жизненных проблем, применения ценностно-смысловой и общекультурной компетентности на
основе критического оценивания современного социального поведения в сравнении с действиями исторических персоналий;
Рефераты, доклады, индивидуальный опрос;







- определение уровня самооценивания, оценка уровня компетентности личностного самосовершенствования,
умения определять свою социальную, общекультурную значимость;
умения определять свою социальную, общекультурную значимость

знать/понимать:


- место и роль Донского края в контексте отечественной и всемирной истории, своеобразие его истории;
- даты и содержание важнейших событий истории края, в том числе связанные с формированием многонационального состава Донского края;
- гипотезы о происхождении донского казачества;
- казачье заселение Верхнего и Нижнего Дона, первые казачьи городки и столицы, облик, социальный и этнический состав, основные занятия и быт донских казаков в XVI в., первые письменные упоминания о донских казаках, Войске Донском;
- участие донских казаков в основных социальных конфликтах XVII-XVIII вв. в России и на Дону;
- причины оформления социального статуса казачества как замкнутого военного сословия;
- основные факты участия Войска Донского в войнах Российской империи XVIII-XIX вв., военное искусство казаков;
- даты важнейших событий истории края в XX в.;
- факты и события Великой Отечественной войны на территории Ростовской области;
- административно-территориальные изменения на Дону в XX в.;
- символику Ростовской области: герб, флаг, гимн.
Устный опрос, практическая работа,
- оценка уровня знаний исторических персоналий, событий, явлений в целостном восприятии исторического процесса;


Доклады, рефераты
- оценка знаний содержания документов, освещающих исторический процесс, законодательных и правовых актов;
Доклады, рефераты
- определение уровня знаний о специфических особенностях становления и развития российской цивилизации, влияние России и мирового сообщества на взаимное развитие;




устный опрос, практическая работа, контрольная работа
- оценка уровня знаний исторических дат, понимания и объяснения исторических терминов;



устный опрос, практическая работа, контрольная работа













13PAGE 15


13PAGE 142015