Рабочей программы по истории Донского казачества для обучающихся 6 класса
Пояснительная записка.
Для написания рабочей программы по истории Донского казачества для обучающихся 6 класса МБОУ Лугвской ООШ использовались нормативные акты:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказ Минобразования России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
-приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Г. Веряскиной по истории Донского казачества 5-6 класс для образовательных учреждений под редакцией О.Г.Веряскиной. – Ростов н/д «Донской издательский дом».2004г.
Цель курса: дать школьникам знания о далёком прошлом Донского казачества, которые послужат одной из основ их общей образованности.
Задачи курса:
- формирование представлений о древней и средневековой истории края как части общемировых процессов;
- целостное и яркое описание истории региона с особым вниманием к культурной жизни населявших его народов;
- характеристика выдающихся земляков;
- раскрытие значения культурного наследия народов Дона для современности;
- воспитание патриотизма.
Общая характеристика учебного предмета
Особенностью данной рабочей программы является то, что рабочая программа « История Донского казачества»( с древнейших времен до конца 16 века) разработана на основе регионального компонента государственного стандарта общего образования по истории (История Донского края). В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Донского казачества. В программе и учебнике представлена проблематика: «Наш край глазами древнегреческих, арабских и европейских авторов», «Человек в истории», « Культурно- историческое достояние края».
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане школы на учебный предмет история Донского казачества (с древнейших времен до конца 16в.) для обучающихся 6 класса МБОУ Луговской основной общеобразовательной школы отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.
СТРУКТУРА КУРСА
№ Темы Примерное количество часов
1 Введение 2
2 Первобытные племена на территории Дона 7
3 Киммерийцы 4
4 Скифы 5
5 Греческие поселения на Дону. Город Танаис 4
6 Танаис 5
6 Сарматы 7
7 Повторительно-обобщающий урок: Донской край в древности. 1
Итого 35
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО МОДУЛЯМ
№ ТЕМА
1 Древнейшие стоянки на Нижнем Дону
2 Начало эпохи металлов
3 Киммерийцы
4 Скифы
5 Первые греческие поселения на Дону.
6 Танаис
7 Сарматы
8 Донской край в древности
Уроки проводятся с применением на этапе внедрения личностно – ориентированной технологии. Цели технологии: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.
Содержание учебного предмета
№
п/п Наименование разделов и тем Кол-во часов Содержательные линии
Знания Умения
1 Введение 2 Место края на карте и в исторической памяти народа. Роль реки Дон в жизни края. Определять основные источники знаний о прошлом и настоящем края. Показывать на карте и описывать ГП РО.
2 Первобытные племена на территории Дона.
Повторительно – обобщающий урок: Древнейшие стоянки на Нижнем Дону. 7 Время появления древнейших людей на территории края; находки археологов на Дону; занятия древних людей; орудия труда; изменение жизни древних людей от палеолита до бронзового века. Называть и показывать на карте известные стоянки, поселения древних людей на Нижнем Дону; приводить примеры взаимовлияния разных культур на территории края.
3 Киммерийцы.
Повторительно – обобщающий урок: Таинственные киммерийцы. 4 Источники о киммерийцах; расселение племён; обычаи и традиции киммерийцев, их вклад в мировую культуру. Работать с картой для локализации территорий, связанных с именем киммерийцев; сформировать образное представление о культуре киммерийцев.
4 Скифы.
Повторительно- обобщающий урок: Скифы. 5 Свидетельства греческих авторов о Скифии: сведения о занятиях, образе жизни скифов, их культуре. Описывать характерные черты скифской культуры; характеризовать скифский «звериный стиль; приводить примеры взаимовлияния культур.
5 Греческие поселения на Дону.
Повторительно – обобщающий урок: Греческие поселения на Дону. 4 Причины основания греческих колоний на побережье Меотиды; занятия, организация управления полисом; традиции взаимоотношений с местными племенами. Показывать на карте местонахождение греческих колоний; составлять образное описание г.Танаиса; составлять исторические реконструкции.
6 Танаис.
Повторительно – обобщающий урок: Танаис. 5 Местоположение Танаиса; организацию управления полисом; занятия жителей; традиции взаимоотношений жителей с местными племенами Составлять образное описание г. Танаиса; исторические реконструкции; делать выводы о значении культурных контактов эллинов и местного населения.
7 Сарматы.
Повторительно-обобщающий урок: Сарматы. 7 История расселения сарматских племён; легенда об амазонках; занятия сарматов, их военное искусство, культура. Определять характерные черты сарматского общества. Отделять мифические события от исторически достоверных.
8 Контрольная работа: Донской край в древности. 1 Материала по изученным темам Систематизировать и обобщать полученные знания.
Итого 35 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Тема урока Тип урока Элементы обязательного минимума Требования к уровню подготовки Формы контроля Дом
зад.
С. Дата проведения
план Факт
Введение – 2 часа
1 Введение. История Донского края - часть истории России. Комбинированный Географическое и культурно-историческое пространство региона с древнейших времен до наших дней. Музеи, библиотеки, архивы Ростовской области – хранители исторического наследия. Семейные архивы как исторический источник. Обучающиеся должны знать: понятие история, археология, век, столетие. Какие науки помогают узнать историю нашего края, что такое история и т.д.
Уметь пользоваться ист. временем, использовать историческую карту. Выразить свое отношение к родному краю. Групповые формы работы. С 6-9 2 Вспомогательные исторические дисциплины Комбинированный опрос С.10-12 Первобытные племена на территории Дона – 7 часов
3 Древнейшие стоянки на Нижнем Дону Комбинированный Первобытные племена на территории Дона. Обучающиеся должны знать: понятие «первобытные люди», облик, отсутствие членораздельной речи. Какие следы древнейшего человека были найдены на территории нашего края, какими орудиями труда пользовался человек в эпоху палеолита, каковы были основные занятия человека. Какие события происходили на территории нашего края в III-II тысячелетии до нашей эры, какую роль играла река Дон в жизни местных племен, что представляет собой курган. Представление о присваивающем хозяйстве. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем. Постепенное расселение людей в Евразии. Понятия «человек разумный», «родовая община». Возникновение искусства и религии.
Уметь: работать с картой, составлять рассказ по рисунку, заполнять таблицу. Работать с картой, составлять рассказ по рисунку, заполнять таблицу, решать кроссворд, составлять сравнительное описание опрос §1 п.1, с. 15-17. В.1-3 4 Основные занятия населения Комбинированный Основные занятия населения опрос §1 п.2-3,с. 18-19.в4. Т.з.2 5 Повторительно-обобщающий урок по теме: Древнейшие стоянки на Нижнем Дону Контрольно-обобщающий тест 6 Начало эпохи металлов Комбинированный Начало эпохи металлов опрос §2 п.1-2,с. 24-26 7 Воинственность и борьба пастушеских племен. Комбинированный Воинственность и борьба пастушеских племен. опрос §2 п.3,с. 26-27 8 О чем могут рассказать курганы Комбинированный Курганы как исторические источники: назначение, особенности конструкции. опрос §2 п.4,с 27-30, в.2-5. Т.з.2 9 Повторительно-обобщающий урок по теме: Начало эпохи металлов Контрольно-обобщающий Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду
Уметь работать с тестовыми заданиями
тест Киммерийцы -4 часа
10 Таинственные киммерийцы Комбинированный
Киммерийцы. Знать: кто такие киммерийцы, их образ жизни. Какие находки, рассказывающие о киммерийцах были обнаружены на территории нашего края. Как сложилась судьба этих племен.
Уметь: работать с исторической картой, форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации; Уметь находить исторические ошибки в тексте.
опрос §3 п.1-2,с 33-35.в.1-3 с.38. 11 Образ жизни, занятия, быт населения. Комбинированный Образ жизни, занятия, быт населения. опрос §3 п.3с.35-36 12 Скифское вторжение Комбинированный Скифо-сарматская эпоха. опрос
§3 п.4с.36-37 13 Повторительно-обобщающий урок по теме: Киммерийцы Контрольно-обобщающий Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду
Уметь работать с тестовыми заданиями
тест Скифы – 5 часов
14 Греческие авторы о Скифии. Комбинированный Греческие авторы о СкифииЗнать: кто такие скифы, их образ жизни. Какую территорию занимала Скифская Держава. Какую реку греки называли Танаисом, главные занятия скифов, скифское вооружение. Какие находки были обнаружены в курганах «Пять братьев», их ценность, что собой представляет Скифский «звериный стиль» и как он повлиял на искусство других народов
Уметь: работать с исторической картой, форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации; Работать с картой, составлять рассказ по рисунку, описывать и зарисовывать вооружение скифов, объяснять поговорки, составлять рассказ по рисунку одноклассника. Соотносить изображения на скифских находках с событиями из жизни Ахилла поэме Гомера «Илиада ».
опрос §4 п.1 -3с 39-42
Т.з.2 15 Расселение, занятия, быт, верования. Комбинированный Расселение, занятия, быт, верования опрос §4 п.4 с 42-45 16
Курганы «Пять братьев» Комбинированный Курганы «Пять братьев» опрос §5 п.1-2 с. 48-49 17 Скифский «звериный стиль»». Комбинированный Скифский «звериный» стиль. Элементы «звериного» стиля в культуре других народов. Опрос
писать мини сочинение на тему «О чем бы мог рассказать курган - кургану»
§5 п.3 с.51-53
«Испытай себя» с.55 18 Повторительно-обобщающий урок по теме: Скифы Контрольно-обобщающий Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду
Уметь работать с тестовыми заданиями
тест Греческие поселения на Дону – 4 часа
19 Первые греческие поселения на Дону. Комбинированный Греки. Первые греческие поселения на Дону.
Знать: причины Великой греческой колонизации, где возникли первые греческие поселения на Дону. Почему период с 8 по 6 век до н.э. назван в истории Древней Греции «эпохой великой греческой колонизацией», почему древние греки проникли на берега Азовского моря и устья реки Дон гораздо позже, чем в другие районы своей колонизации. Как древние греки называли Азовское море и реку Дон, с чем новым столкнулись на новых землях Меотиды. Что собой представляло поселение Кремны.
Уметь: работать с исторической картой, форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации; Придумать заголовки к пунктам параграфа, работать с картой, рисунками, рисовать и раскрашивать рисунки учебника в соответствии с полученными представлении по теме.
опрос §6 . п.1-2 Т.з.1 с.62 20 Проникновение греков на берега Азовского моря и в устье Дона. Комбинированный Проникновение греков на берега Азовского моря и в устье Дона. опрос §6. п.3-4. с. 58-59 21 Трудности освоения Приазовья Комбинированный Трудности освоения Приазовья опрос §6. п. 5 с.60-61 22 Повторительно-обобщающий урок по теме: Первые греческие поселения на Дону. Контрольно-обобщающий Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду
Уметь работать с тестовыми заданиями
тест Танаис – 5 часов
23 Танаис-город боспорских греков. Комбинированный Танаис. Занятия, культура, быт, верования. Знать: Когда и кем был основан город Танаис, почему он получил такое название, отличительные особенности улиц древнего города, занятий жителей Танаиса.
Уметь: Работать с исторической картой, решать кроссворды по теме, составлять продолжение истории , предложенной в тексте. опрос §7. п.1-3. с. 66-67 24 Танаис - крупный центр ремесла и торговли Комбинированный Танаис - крупный центр ремесла и торговли опрос §7. п.4.с.69-71 25 Город греческой культуры Комбинированный Город греческой культуры опрос §7. п.5 с.71-72 26 Набеги гуннов Комбинированный Гуннское нашествие.
опрос С.72-73. Т.з.3 27 Повторительно-обобщающий урок по теме: Танаис Контрольно-обобщающий Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду
Уметь работать с тестовыми заданиями
тест Сарматы – 7 часов
28 Греческие авторы о сарматах. Комбинированный Греческие авторы о сарматах. Знать: кто такие сарматы, их образ жизни. Легенду о савроматах, их занятия, отличия сарматских воинов от скифских.
Уметь: работать с исторической картой, форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации. Составлять описание, определять воинов по внешнему облику на рисунке, составлять рассказ схему о сарматах, придумывать рассказ на одну из предложенных тем, используя текст и иллюстрации параграфа, уметь писать мини сочинение по теме. опрос §8. п.1.с. 77 29 Особое положение женщин в сарматском обществе Комбинированный Особое положение женщин в сарматском обществе опрос §8. п.2.с.77-79 30 Сарматские союзы племен Комбинированный Сарматские союзы племен опрос §8. п.3 с.79 31
32 Быт и занятия сарматов.
Общественное устройство, военное искусство. КомбинированнКомбинированный Занятия сарматов, быт, общественное устройство, военное искусство опрос §8. п.4-6.с.80-82 33 Готы в Приазовье Комбинированный Готы в Приазовье. опрос §8. п.7.с. 82
«Испытай себя» 2 34 Повторительно-обобщающий урок по теме: Сарматы Контрольно-обобщающий Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду
Уметь работать с тестовыми заданиями
тест 35 Повторительно-обобщающий урок по теме: Донской край в древности Контрольно-обобщающий Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду
Уметь работать с тестовыми заданиями
тест Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса
УМК учителя:
1.Учебник: О.Г.Веряскина. История Донского края( с древнейших времен до конца 16в.) – Ростов н/д «Донской издательский дом».2010г.
2. Авторская программа О.Г. Веряскиной по истории Донского края 5-6 класс для образовательных учреждений под редакцией О.Г.Веряскиной. – Ростов н/д «Донской издательский дом».2004г.
3.О.Г.Веряскина, В.В.Саяпин История Донского края( с древнейших времен до конца 16в.) Учебно – методические материалы 5-6 классы–. Ростов н/д «Донской издательский дом».2005г.
УМК обучающихся:
1.Учебник: О.Г.Веряскина. История Донского края( с древнейших времен до конца 16в.) – Ростов н/д «Донской издательский дом».2010г.
Информационно-методическое обеспечение:
Астапенко М. П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родной земли. Учебное пособие. «Баро-Пресс» .2004.
Бойко А.Л. В поиска древнего Танаиса: Из истории изучения Недвиговского городища в дореволюционный период. Ростов-на-Дону, РГУ, 2002.
Веряскина О.Г. История Донского края. Учебно-методические материалы. 5-6 кл. Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом», 2005.
Веряскина О.Г. Страницы истории Донского края для начальной школы. Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом», 2006.
Гуркин С.В. К вопросу об исторической географии половецких земель. Дон и Северный Кавказ в древности и средние века. Ростов-на-Дону, РГУ, 1990. Изучаем свой край: учебное пособие/ под общ. ред. Г.П.Долженко. Ростов-на-Дону, 1997.
История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года/ учебное пособие. Под ред. Ф.И.Нарежного, Н.В.Самариной. Ростов-на-Дону, изд-во Ростовского университета, 2001.
Нагорный Б., Левченко В. На донском меридиане: учебное пособие для учащихся средней школы. Ростов-на-Дону: кн. изд-во, 1994.
Никонова М.А. Практикум по географическому краеведению. М.Просвещение. 1995.
Флерова В.Е. Образы и сюжеты мифологии Хазарии. Иерусалим – Москва: Гешарим – Мосты культуры. 2001.
Дополнительная литература для обучающегося:
Астапенко Г.Д. На тихом, на вольном Дону… Ростов-на-Дону, 1998.
Астапенко М.П. Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. Ростов-на-Дону, 1991.
Астапенко М.П. История донского казачества. Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом», 2005.
Астапенко М.П. Донские казаки 1550-1920. Ростов-на-Дону. «Логос». 1992.
Картины былого Тихого Дона. т.1. М., «Граница», 1992.
Крюков Ф.Д. Рассказы. М, 1990.
Лебеденко П.В. Сказки Тихого Дона. Ростов-на-Дону, 1996.
Линевский А. Листы каменной книги. М, 1992.
Мифы и легенды древней Греции (любое издание).
Петров (Бирюк) Д.И. Дикое поле. КН. 1-3, Ростов-на-Дону, 1945.
Чеснок В.Ф. Вначале была легенда: Рассказы о Танаисе. Ростов-на-Дону, Рост. кн. изд-во, 1987.
Чеснок В.Ф. Античный мир юга России. Танаис. Продолжение легенды. Издательство «NB», 2005.
Шолохов М.А. Донские рассказы (любое издание).
ВЦОР.
Материально – техническая база:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Принтер
Экран
Сканер
Телевизор
Атласы Ростовской области
Карты Ростовской области: физическая. политико – административная.
Символы Ростовской области (демонстрационный набор)
Результаты освоения учебного курса и система их оценки
Ключевые умения:
Уметь в связной морфологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя,
раскрыть содержание иллюстрации;
Уметь сравнивать историческое явление в различных странах, выделяя сходство и различие;
Уметь давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
Уметь спорить и отстаивать свои взгляды
Уметь анализировать исторический источник;
Уметь оперировать историческими датами;
Уметь читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.
Владеть компетенциями:
Информационно-поисковой.
Учебно-познавательной.
Коммуникативной.
Рефлексивной.
Смыслопоисковой.
Для практической направленности осуществления программы предусмотрены виды деятельности обучающихся: работа с исторической и контурной картой, составление и решение кроссвордов и исторических задач, подготовка презентации учениками продвинутого уровня, изготовление аппликаций, макетов.
Критерии оценивания различных видов работ.
Оценка «Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;
Оценка «Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;
Оценка «Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;
Оценка «Два» - главное содержание не раскрыто.
Уроки проводятся с применением на этапе внедрения личностно – ориентированной технологии. Цели технологии: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.
Ожидаемые результаты:
Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.
Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.
Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.
Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.
Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
СТАРТОВЫЙ КОНТРОЛЬ:
Входная диагностика в 5 классе не проводится, т.к учебный курс изучается первый год.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ:
Тест: Донской край в древности
1. Первые глиняные сосуды были изготовлены в …
1) новом каменном веке. 2) бронзовом веке
3) раннем железном веке 4) медно-каменном веке.
2.Население Нижнего Подонья научилось изготовлять лодки в…
1) бронзовом веке 2) среднем каменном веке
3) новом каменном веке 4) раннем железном веке
3.Медно-каменный век на Нижнем Дону начинается в…
1) середине VI тыс.до н.э. 2)конце II тыс.до н.э
3) начале III тыс.до н.э 4)середине IV тыс.до н.э
4. Бронзовый век на Нижнем Дону заканчивается в…
1) конце II тыс.до н.э 2) начале I тыс.до н.э
3) начале II тыс.до н.э 4)середине I тыс.до н.э
5. Первые курганы стали сооружать в …
1) бронзовом веке 2) новом каменном веке
3) медно-каменном веке. 3)древнем каменном веке.
6. Крепость бронзового века на Нижнем Дону, окруженная каменной стеной, носит название…
1) Кобяковское 2) Ливенцовская3) Елизаветинская 4) Константиновская
7. В VIII – VIIвв. до н.э. на территории Нижнего Дона проживали…
1) сарматы 2) славяне
3) скифы 4) киммерийцы
8. С VI по III вв до н.э. на территории Нижнего Дона обитали…
1) савроматы 2) сифы3) киммерийцы 4) сармты9. В V в до н.э. скифы подверглись вторжению…
1) греков 2) римлян
3) персов 4) сарматов
10. Скифы были вытеснены со своих земель на Нижнем Дону …
1) персами 2) греками
3) римлянами 4) сарматами
11. г Танаис просуществовал…
1) с III в до н.э. – до III в н.э. 2) с III до н.э - до IVв н.э.
3) с II в до н.э. - до IV в н.э. 4) с IV до н.э. – до IVв н.э.
12 Население Танаиса состояло из…
1) меотов 2) сарматов
3) греков 4) представителей всех этих народов
13. К товарам, привозимым греками в Северное Причерноморье и Приазовье, не относится…
1) оливковое масло 2) хлеб
3) предметы роскоши 4) вино
14. Катафрактарий – это…
1) тяжело вооруженный всадник 2) тяжело вооруженный пехотинец
3) легко вооруженный пехотинец 4) легко вооруженный всадник
15. Аланы – это предки современных…
1) грузин 2) осетин
3) чеченцев 4) армян
КОМПЛЕКТ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ НА КОНЕЦ ГОДА
1 Какие науки помогают изучать историю нашего края?
2 Что такое археологический источник?
3 Какие следы древнейшего человека были найдены в нашем крае?
4 О чем может рассказать очажное пятно?
5 Какими орудиями труда пользовался человек в эпоху палеолита? Из чего они были изготоалены?
6 Каковы были основные занятия человека в эпоху неолита?
7 Что можно рассказать о Ливенцовском поселении?
8 Какую роль играла река Дон в жизни местных племен?
9 Какую территорию занимала Скифская держава?
10 Какую реку греки называли Танаисом?
11 Каковы были главные занятия скифов?
12 Какую ценность представляют находки из курганов «Пять братьев»?
13 Что собой представляет скифский «звериный стиль»?
14 Как называли древние греки Азовское море и реку Дон?
15 С чем новым, неизвестным столкнулись древние греки на новых землях Меотиды?
16 Что собой представляло поселение Кремны?
17 Когда и кем был основан город Танаис?
18 Чем занимались жители Танаиса?