Рабочая программа на 2016-2017 учебный год курса внеурочной деятельности Дружина юных пожарных (ДЮП)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
Рекомендовано:
Методическим объединением учителей физической культуры, технологии, искусства и ОБЖ
Протокол от «30» 08. 2016г. № 1 Утверждено:
приказом МБОУ «Гимназия»
«30» 08. 2016г. № 256
Учебная программа по внеурочной деятельности
курса «Юный пожарный»
Направление: «Социально-культурное»
6 класс
на 2016-2017 учебный год
Программа составлена:
Роткиной О.А., преподавателем-организатором ОБЖ
г. Черногорск, 2016 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана на основании положения о порядке разработки, утверждения и реализации рабочей программы по программам внеурочной деятельности в соответствии ФГОС на уровень среднего общего образования (приказ МБОУ «Гимназия» от 30.08.2016г. № 256), на основе УМК по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса ( приказ «Об утверждении списка учебников на 2016-2017 учебный год для реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», от 17.05.2016г. № 151-П), авторов Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности, издательство «Дрофа», 2015 год.
Формы организации учебных занятий
Для формирования УУД и ЗУНов у учащихся используются индивидуальная, фронтальная и групповая формы работы.
Фронтальная форма работы применяется при постановке цели урока, при ознакомлении с новым материалом.
Индивидуальная форма работы необходима при контроле сформированности навыка практических умений.
Групповая форма работы позволяет формировать коммуникативные навыки.
Цель:
формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое воспитание подрастающего поколения; социальное становление личности ребенка; формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных заведениях МЧС России.
Задачи:
1. Воспитательные:
- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
2. Образовательные:
- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;
- научить основам строевой подготовки;
- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.
3. Развивающие:
- развитие детского технического творчества,
- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.
Личностные результаты:
(ЛР-1) развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, беспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;(ЛР-2) формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;(ЛР-3) воспитание ответственного отношения к сохранениюокружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.Метапредметные результаты:(МР-1) овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;(МР-2) овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;(МР-3) формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;(МР-4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; (МР-5) развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;(МР-6) освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;(МР-7) формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий пожара.Предметные результаты:
Знать/понимать:
(ПР-1) о пожарах в жилище (образовательном учреждении), причины их возникновения и правила поведения;
(ПР-2) правила пожарной безопасности и поведения припожарах;
(ПР-3) о видах средств пожаротушения;
(ПР-4) о пожарной охране, ее истории;
(ПР-5) о мерах профилактики пожаров;
(ПР-6) о правилах поведения при эвакуации;
(ПР-7) о знаках пожарной безопасности, пожарной технике.
Уметь:
(ПР-8) действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания
(ПР-9) пользоваться первичными средствами пожаротушения;
(ПР-10) Уметь правильно оценить ситуацию во время пожаров и взрывов;
(ПР-11) действовать при возникновении пожара в школе и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
(ПР-12) обеспечения личной безопасности при пожаре;
(ПР-13) пользования бытовыми приборами и инструментам
(ПР-14) обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
2. Содержание учебного курса «Юный пожарный»
6 КЛАСС
№ п/п Содержание Аудиторных занятий/ Внеаудиторных занятий Основные виды деятельности учащихся Планируемые результаты
1 2 3 4 5
Тема: Дружина юных пожарных. (4 часа)
1
Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности на уроке.Беседа о планах работы дружины юных пожарников. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.Планирование работы объединения.Ознакомление с обстановкой попожаром в городе Черногорске, Республике Хакасия, России.
Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. 4 Учатся правилам поведения во время внеурочной деятельности.
Формулируют цель и задачи работы объединения
Формируют представление об обстановке по пожарам
Распределяют обязанности по работе в объединении ЛР-1,2,3,
МР-1,2,3,6,7
ПР-1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13
Тема: Пожарная охрана (8 часов)
2 История пожарная охрана и ее задачи. Роль добровольных пожарных организаций (добровольных пожарных дружин и дружин юных пожарных). Правила пожарной безопасности. Особенности работы в пожарной охране. Пропаганда пожарной безопасности 4/4 Формируют представление об истории пожарной охраны, о роли пожарных организацийФормируют представление о правилах пожарной безопасности. Формируют представление о профессии пожарного. Определят значимость пропаганды пожарной безопасности. ЛР-1,2,3,
МР-1,2,3,6,7
ПР-1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14
Тема: Пожарная безопасность в школе (6 часов)
3 Оформление школьного уголка пожарной безопасности.
Особенности осеннего пожароопасного периода. Правила эксплуатации отопительных приборов и электроустановок. Противопожарные требования к содержанию территории, зданий и помещений. План эвакуации людей при пожаре. Правила эксплуатации отопительных приборов и электроустановок. Правила поведения на уроках, соблюдение требований пожарной безопасности на уроке. Опасности в кабинете. Противопожарный режим в кабинетах химии, физики, биологии, в производственных мастерских. 3/3 Систематизируют знания по пожарной безопасности. Формируют представление об опасностях осеннего сезона, правила эксплуатации отопительных приборов и электроустановок. Учатся определять, соблюдаются ли правила пожарной безопасности в школе. Формируют представление о правилах пожарной безопасности на уроках. Учатся определять, соблюдаются ли правила пожарной безопасности в кабинетах повышенной опасности. ЛР-1,2,3,
МР-1,2,3,6,7
ПР-1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14
Тема: Пожар, его причины и последствия (8 часов)
4 Понятие горение. Условия горения. Классификация веществ и материалов по группам возгораемости. Признаки возникновения пожаров. Типы пожаров и признаки. Линейное и объемное распространение пожаров. Причины возникновения пожаров в жилых, общественных зданиях и промышленных предприятиях.
Первичные и вторичные факторы пожара. Примеры пожаров. Анализ статистических данных по пожарам в городе Черногорске, Республике Хакасия, России
Примеры последствий пожаров. Анализ статистических данных по пожарам в городе Черногорске, Республике Хакасия, России. 8 Формируют представление о понятии горение, условиях горения, классификации веществ и материалов по группам возгораемости. Формируют представление о признаках возникновения пожаров, типах пожаров и признаках. Формируют представление о причинах возникновения пожаров в жилых, общественных зданиях и промышленных предприятиях. Изучать первичные и вторичные факторы пожара.анализировать статистических данных по пожарам в городе Черногорске, Республике Хакасия, России. ЛР-1,2,3,
МР-1,2,3,6,7
ПР-1,2,3,4,5,6,7,8,9, 10
Тема: Первая помощь пострадавшим при пожаре (5 часов)
5 Правила оказания первой помощи при пожарах. Термические ожоги, классификация ожогов. Травмы, классификация травм. Признаки отравления угарным газом, первая помощь. Правила пожарной безопасности. Первая помощь при ожогах, травмах, отравлении угарным газом и т.д. 5 Изучают правила оказания первой помощи при пожарах. ЛР-1,2,3,
МР-1,2,3,6,7
ПР-1,2,3,4, 5,6, 7,8,9, 10
Тема: Особенности пожарной безопасности в праздники (3 часа)
6 Правила поведения при пожаре в квартире, жилом доме и т.д. Обеспечение пожарной безопасности в период проведения новогодних мероприятий. Украшение помещений с соблюдением правил пожарной безопасности. Опасность применения пиротехнических изделий. Последствия применения пиротехники 2/1 Изучают правила поведения при пожаре в квартире, жилом доме и т.д. Изучают правила пожарной безопасности в период проведения новогодних мероприятий. Формируют представление об опасности и последствиях применения пиротехнических изделий. ЛР-1,2,3,
МР-1,2,3,6,7
ПР-1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14
Тема: Правила безопасного поведения при пожаре в школе, дома, на транспорте и в лесу (20 часов).
7 Правила поведения при эвакуации. Выбор безопасного пути при эвакуации. Соблюдение правил пожарной безопасности при подготовке эвакуационных мероприятий. План эвакуации, основные элементы.
Разработка планов эвакуации. Ориентирование по плану.
Паника, растерянность, страх, необдуманность действий присущие человеку в период опасности. Моделирование нештатных ситуации, правила поведения в них.Паника. Способы борьбы с паникой. Признаки паники, правила поведения во время паники в общественном месте.Действия в различных ситуациях при пожаре. Правила поведения при пожаре в квартире. Вызов экстренных служб. Моделирование и анализ различных ситуаций. Правила поведения при пожаре в школе. Вызов экстренных служб. Моделирование и анализ различных ситуаций. Опасные ситуации при проведении массовых мероприятий. Правила поведения при пожаре в квартире. Вызов экстренных служб. Моделирование и анализ различных ситуаций. Правила поведения при возгорании бытовой техники. Причины пожаров в транспорте, правила поведения при пожаре в транспорте. Причины пожаров в лесу, виды пожаров, правила поведения при лесных пожарах. Действия в нештатных ситуациях. 16/4 Изучают правила поведения при эвакуации. Учатся анализировать ситуацию и выбирать безопасный путь при эвакуации. Изучают правила пожарной безопасности при подготовке эвакуационных мероприятий. Изучают план эвакуации, основные элементы. Учатся разрабатывать план эвакуации. Учатся ориентироваться по плану эвакуации. Изучают поведение людей при пожаре.Учатся моделировать нештатные ситуации, правила поведения в них. Изучают способы борьбы с паникой, признаки паники, правила поведения во время паники в общественном месте. Учатся действовать в различных ситуациях при пожаре. Учатся действовать в различных ситуациях при пожаре. Изучают правила поведения при пожаре в квартире. Изучают правила поведения при пожаре в школе. Изучают опасные ситуации при проведении массовых мероприятий. Изучают правила поведения при пожаре в чужой квартире. Изучают правила поведения при возгорании бытовой техники. Изучают причины пожаров в транспорте, правила поведения при пожаре в транспорте. Изучают причины пожаров в лесу, виды пожаров, правила поведения при лесных пожарах. Изучают действия в нештатных ситуациях. Тема: Средства пожаротушения (4 часа)
8 Классификация огнетушащих средств. Принципы пожаротушения, правила применения. Виды пожарной техники, основные их характеристики. Классификация автоматических систем пожаротушения, принципы их действия 3/1 Изучают классификацию огнетушащих средств, принципы пожаротушения, правила применения. Изучают классификацию средств пожаротушения, Изучают классификацию автоматических систем пожаротушения, принципы их действия. Изучают виды пожарной техники, основные их характеристики. ЛР-1,2,3,
МР-1,2,3,6,7
ПР-1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14
Тема: Знаки пожарной безопасности (5 часов)
9 Знаки безопасности, классификация. Назначение знаков пожарной безопасности. 4/1 Изучают назначение знаков пожарной безопасности ЛР-1, МР-1, МР-2, МР-3, ПР-1, ПР-2, ПР-3, ПР-4, ПР-5.
ПР-6, ПР-7, ПР-8, ПР-9, ПР-10, ПР-11, ПР-12, ПР-13, ПР-14
Тема :Пропаганда пожарной безопасности (2 часа)
10 Проведение разъяснительной работы среди учащихся о ППБ на каникулах. Летний пожароопасный сезон. Проводят разъяснительную работу среди учащихся о ППБ на каникулах. ЛР-3, МР-1, МР-2, МР-3, МР-4, ПР-1, ПР-2, ПР-7, ПР-8, ПР-9, ПР-10
Тема :Подведение итогов (3 часа)
10 Подведение итогов, выполнение планов. Подводят итоги по окончании работы объединения ЛР-3, МР-1, МР-2, МР-3, МР-4, ПР-1, ПР-2, ПР-7, ПР-8, ПР-9, ПР-10
3. Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Юный пожарный» в 6классе на2016-2017уч.год
№ п/п Тема занятия Количество
часов ДатапроведенияПланФакт1 2 3 4
Тема: Дружина юных пожарных. ( 4 часа)
1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности на уроке. .
1 2 Определение целей и задач работы объединения. 1 3 Оперативная обстановка с пожарами – обзорная беседа. 1 4 Дружина юных пожарников 1 Тема: Пожарная охрана (8 часов)
5-6 История создания пожарной охраны России и МЧС России. 2 7-8 Практическое занятие «Изготовление агитационных листовок на тему «Пожарная безопасность» 2 9-10 Практическое занятие «Встреча с работниками пожарной охраны». 2 11-12 Акция «Берегись огня». С привлечением сотрудников по профилактической работе пожарной охраны города Черногорска 2 Тема: Пожарная безопасность в школе (6 часов)
13 Подготовка школы к началу учебного года. 1 14 Осень, как пожароопасное время года. 1 15 Практическое занятие «Обследование здания школы с целью проверки пожарной безопасности». 1 16 Пожарная безопасность на уроках. 1 17-18 Практическое занятие «Проведение рейда «Пожарная безопасность в школе» 2 Тема: Пожар, его причины и последствия (8 часов)
19 Основные понятия о горении. 1 20 Признаки возникновения пожаров. 1 21-22 Основные причины возникновения пожаров. 2 23-24 Опасные факторы пожара 1 25-26 Примеры последствий пожаров 1 Тема: Первая помощь пострадавшим при пожаре (5 часов)
27 Первая помощь пострадавшим при пожарах. 1 28 Ожоги и травмы. 1 29 Отравление угарным газом. 1 30 Ваша безопасность в ваших руках. 1 31 Практическое занятие «Первая помощь пострадавшим» 1 Тема: Особенности пожарной безопасности в праздники (3 часа)
32 Как спастись при пожаре. 1 33 Обеспечение пожарной безопасности в период проведения новогодних мероприятий 1 34 Опасность применения пиротехнических изделий 1 Тема: Правила безопасного поведения при пожаре в школе, дома, на транспорте и в лесу (20 часов).
35 Эвакуация. 1 36 Пути эвакуации. 1 37 Подготовительная работа – основа эвакуации 1 38 Основные рекомендации при разработке планов эвакуации при пожаре. 1 39-40 Практическое занятие «Изготовление и изучение планов эвакуации» 1 41 Практическое занятие «Разъяснительная работа среди учащихся о правилах эвакуации по плану» 1 42 Психология поведения при пожаре. 1 43 Поведение в нештатных ситуациях 1 44 Паника. Способы борьбы с паникой. 1 45 Практическое занятие «Поведение во время пожара» 1 46 Действия в случае пожара в вашей квартире. 1 47 Пожар в школе 1 48 Поведение в нештатных ситуациях во время проведения массовых мероприятий в школе 1 49 Пожар в чужой квартире 1 50 Если загорелся телевизор 1 51 Пожары на транспорте. 1 52-53 Пожар в лесу 1 54 Практическое занятие «Изготовление памяток «Действия в нештатных ситуациях» 1 Тема: Средства пожаротушения (4 часа)
55 Огнетушащие вещества. 1 56 Первичные средства пожаротушения 1 57 Автоматические системы пожаротушения 1 58 Пожарная спец. техника 1 Тема: Знаки пожарной безопасности (5 часов)
59 Знаки безопасности 1 60 Запрещающие знаки безопасности. 1 61 Предупреждающие знаки безопасности 1 62 Предписывающие знаки безопасности. 1 63 Указательные знаки безопасности 1 Тема :Пропаганда пожарной безопасности (2 часа)
64-65 Проведение разъяснительной работы среди учащихся о ППБ на каникулах. 2 Тема :Подведение итогов (3 часа)
66-68 Круглый стол. Подведение итогов 3 График представления и защиты результатов курса внеурочной деятельности «Юный пожарный» в 6 классе на2016-2017уч.год
№ п/п Темы представления результатов Дата проведения
1 Профессия пожарного. Май 2017 г.
2 Пропаганда пожарной безопасности Май 2017 г.