Урок по географии на тему Путешествие по природным зонам (7 класс)
7 класс
ТЕМА УРОКА:
Путешествие по природным зонам Африки (повторительно-обобщающий урок – групповые формы работы по заданиям исследовательского и творческого характера).
ЦЕЛИ:
- осмыслить и систематизировать полученные учащимися знания по природным зонам Африки;
- углубить и расширить представления о материке;
- продолжать формирование умений самостоятельно работать с источниками географической информации;
- обобщать, систематизировать и классифицировать материал;
- развивать творческие способности учащихся;
- конкретизировать экологические знания;
- формировать убежденность в необходимости охраны окружающей среды.
Задачи:
- Повторить и закрепить изученный материал; проконтролировать качество усвоения материала;
- Формирование умения работать с картами;
-Формирование учебной самостоятельности,способности находить способ действия;
-Воспитание географической культуры, расширение кругозора учащихся;
-Воспитание толерантности при работе в группах;
ТИП УРОКА: комбинированный.
ОБОРУДОВАНИЕ: Карта Африки, климатические карты, карта природных зон, учебники, атласы, иллюстративный материал.
ХОД УРОКА.
I. Орг.момент . Озвучить цели и задачи урока. Класс объединяется в 3 группы (команды)
II. Мотивация учебной и познавательной деятельности.
1.Я рада приветствовать вас в нашем турагентстве «Ветер странствий». Наше агентство поможет вам совершить воображаемое путешествие в любой уголок нашей планеты. Сегодня специалисты нашего агентства вернулись из экспедиции по Африке , не забыв при этом заглянуть в интернет, и привезли интересные и содержательные материалы о природных зонах Африки. Это и станет темой нашего урока – путешествие по природным зонам Африки.
Агентством были направлены три экспедиции из представителей турагентства в Африку.
Первая – во влажные экваториальные леса,
Вторая - в зону саванн,
Третья – в зону пустынь.
Цель экспедиции - собрать и исследовать материал о природных зонах Африки и представить его.
Перед тем как отправиться в путешествие, членам экспедиций было напомнено о том , что настоящие географы никогда не остаются равнодушными к делу охраны природы(создание проекта «Решение экологических проблем материков»).
2. Блицопрос по Африке.
1.Какими океанами омывается материк?
2. Где экватор пересекает Африку?
3. Как географическое положение влияет на климат Африки?
4. В каких климатических поясах расположена Африка?
5. Какие природные зоны сформировались на материке?
3.Заполните таблицу.
Природная зона
Климатический пояс
Причины разнообразия
Влажные экваториальные леса
Экваториальный
Много тепла и влаги
Саваны
Субэкваториальный
Смена сухого и влажного сезонов года. Много тепла
Пустыни
Тропический
Высокие температуры, мало осадков
4. Теперь начнем путешествие по природным зонам. Каждая экспедиция должна сделать рекламу своей зоне (каждая группа получает перечень вопросов, ответы на которые следует включить в рекламу своей зоны.).
I группа – Гилея.
В каких широтах располагается?
Почему она не протягивается до восточных берегов материка?
Какой климат зоны?
Почвы. Почему они не плодородны?
Растительность
Животный мир.
Вам понравилась реклама путешествия? Чтобы получит скидку на этот тур, я предлагаю вам мини-викторину «Почемучка».
1. Почему самой полноводной рекой в Африке считается Конго?
2. Почему в пустынях растительность скудная, местами отсутствует совсем?
3. Почему берега озера Чад обозначены на карте прерывистой линией?
4. Почему озеро Танганьика отличается большими глубинами и крутыми склонами?
5.Почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих районах Сахары?
II группа – Саванны
1. В каких широтах располагается?
Какой климат зоны?
Почвы. Почему они малоплодородны?
Растительность. Сообщение.
Животный мир.
Вам понравилась реклама путешествия? Чтобы получит скидку на этот тур, я предлагаю вам провести небольшую исследовательскую работу. Сравним саванны Африки и степи Крыма.
Природные условия
Африка - саванна
Крым - степи
Климатический пояс
Умеренный
Климат
Зима -1°-4°, лето +24°
Осадки-400 мм. Времена года.
Почвы
Чернозем
Растительность
Разнотравье
Животный мир
Мелкие грызуны
Найти общее и различия.
III группа – Пустыни.
1. В каких широтах располагается?
Какой климат зоны?
Почвы. Почему они неплодородны?
Растительность.
Животный мир.
Вам понравилась реклама путешествия? Чтобы получит скидку на этот тур, я предлагаю вам провести физкультминутку.
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Я по Африке иду (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф (руки вверх, потягивания).
У меня над головой
Пальма зашуршит листвой (наклоны в стороны с поднятыми руками),
Но придется приседать (приседания),
Чтобы фиников набрать.
Вот вельвичия, турист (руки поочередно вытягивают вперед):
Левый лист, правый лист (руки в стороны).
А огромный серый слон (круг руками)
Посылает нам поклон (наклоны вперед).
Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И за парты поспешим (садятся на свои места).
Составьте рассказ о растениях и животных изображенных на картинках.
7. В ходе вашей экспедиции вы должны были выявить экологические проблемы вашей зоны.
I группа – Гилея. – Вырубка лесов.
II группа – Саванна – Распашка саванн, выпас скота, уничтожение растений и животных.
III группа – Пустыня – Увеличение площади пустынь.
Каждая группа делает сообщение об экологических проблемах, возникших, в связи с хозяйственной деятельностью человека и предлагает собственные меры по их решению (какими бы детскими они не казались, это их решение). Результаты работы отражаются в таблице(в дальнейшем такие таблицы будут составлены по всем материкам и общие итоги будут подведены в конце учебного года).
Природная зона
Вид хозяйственной деятельности
Последствия
Предлагаемые меры по охране
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Прочитать параграф, нанести на контурную карту природоохранные территории
Начало формы
Заголовок 315