Доклад на тему:«Формирование духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении воспитанников через духовное возрождение обычаев, семейных ценностей»


Нурлатская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида
Выступление на методическом объединении воспитателей и классных руководителей старшего звена на тему:
«Формирование духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении воспитанников через духовное возрождение обычаев, семейных ценностей»
учитель высшей
квалификационной категории
классный руководитель 9 класса

Салахова Э.С.
"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья".(Свадковский И.Ф.)
Проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения всегда была и остается одной из главных направлений в педагогике.
Что же такое нравственность?
Нравственность – это совокупность норм поведения человека в обществе; духовные качества, проявляющиеся в этом поведении.
Нравственный человек – это человек, соблюдающий нормы общественного поведения, требования морали; человек, выработавший определенную систему ценностей, соответствующую общественной морали.
Воспитание призвано развивать, укреплять и поддерживать в детях с интеллектуальной недостаточностью гуманное, позитивное отношение к окружающему миру, стремление к самосовершенствованию, социальному и духовному развитию. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника с ОВЗ.
Решение этих актуальных и важных проблем мы видим в приобщении учащихся с интеллектуальной недостаточностью к основам народной культуры. Без этих знаний, без глубоко переживаемого чувства Родины, овладения всей полнотой исторической памяти невозможно полноценная духовно-нравственная жизнь личности в семье, обществе и государстве.
С самого момента поступления ребенка в школу мы стараемся прививать ему традиции народной культуры, уважение к другим людям, основы духовности и нравственности.
Система духовно-нравственного воспитания включает в себя несколько направлений:
Патриотическое;
Эстетическое;
Гражданское;
Интернациональное;
Культура поведения.
В связи с этим вытекают задачи воспитательной системы, ориентированные на формирование воспитания нравственных ценностей:
Развитие детей  на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного воспитания.
Развитие духовно-нравственных ценностей  и утверждение их в сознании и поведении старшеклассников через духовное возрождение обычаев, семейных ценностей.Создание условий для нравственного самовыражения личности.
Принятие  индивидуальности черт каждого воспитанника.
Поддержка личности ребенка.
Построение отношений  на основе добра, справедливости, гуманности.
Каковы же основные источники духовно-нравственного опыта?
К источникам нравственного опыта детей школьного возраста, прежде всего, относится учебная деятельность. Педагогу важно знать, что нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Содержание учебного материала обогащает представление учащихся о нравственных качествах личности, раскрывает прекрасное в природе, общественной жизни, личных взаимоотношениях людей, развивает у подростков положительное личное отношение к принципам морали, формирует идеал прекрасного человека, побуждает соотносить своё поведение с поведением героической личности. Большие возможности для нравственного влияния на школьников с интеллектуальной недостаточностью имеет учебный материал, особенно на уроках русского языка, чтения, татарской языка и литературы, истории.
Именно литература даёт большую возможность изучать родной край, его историю, природу, культуру, жизнь наших современников, посредством обращения к произведениям местных авторов. Всем известно, что литература как предмет эстетического цикла, как сокровищница духовных богатств этноса, как зеркало исторического, культурного развития жизни народа играет большую роль в нравственном, художественном воспитании и интеллектуальном развитии учащихся с ОВЗ, приобщает их к духовным ценностям этнической культуры. Быстрое развитие электронных коммуникаций и повышение компьютерной грамотности создали совершенно иные условия для удовлетворения духовных запросов и проведения досуга школьников.
В ней содержится большое количество морально-этических суждений по отношению к человеку и обществу. Творения русской и татарской литературы являются главным помощником учителя. Школьники знакомятся со складом мышления русского и татарского народа, приучаются к постижению красоты истинно народной жизни, глубины её философского смысла, что особенно важно сегодня, когда вседозволенность и распущенность в речи достигли своих пределов.
На уроках чтения, при изучении произведений разных авторов учащиеся учатся не только глубоко проникнуть в авторский замысел и проанализировать образы литературных героев, но и осознать сущность нравственных и духовных понятий, а через их осознание определить истинность своих поступков по отношению к родителям, товарищам, учителям.
Вот так по мере духовного роста учащихся работа усложняется, расширяется и вводится уже на разных этапах урока, продолжая формировать высокий нравственный идеал. Сострадая героям художественных произведений, радуясь их успехам, сопереживая их невзгодами, человек становится эмоционально богаче, отзывчивее, проницательнее, мудрее.
На уроках татарского языка знакомлю детей с татарскими сказками, легендами, преданиями, произведениями местных поэтов и композиторов. А особенно с татарским детским фольклором. Татарский народ сложил немало поэтических сказаний и легенд, в них отразилась история народа, его сокровенные мысли, традиции, нравы.
Во время использования национально-региональных компонентов решаются не только образовательные, но и воспитательные задачи: дети знакомятся со сказками, праздниками, традициями и обычаями татарского народа, осознают собственную принадлежность; воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.
Использование сюжетно-ролевых и дидактических игр положительно влияет на формирование характера, воли, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
Развитию нравственного сознания детей также способствует их знакомство с жизнью, деятельностью, нравственными позициями выдающихся людей родного края.
И поэтому эту проблему стараюсь решать, используя произведения писателей и поэтов, которые жили или живут в нашем регионе. Стараюсь, по мере возможностей, проводить творческие встречи, вечера с приглашением писателей и поэтов родного края. Такие встречи запоминаются учащимся и способствуют положительному развитию нравственно-духовных ценностей и патриотических чувств.
Но, наверное, самое сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога.
Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей основной и общественной работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к учащимся, другим педагогам, нравственному развитию подростков наносится существенный урон.
Духовная близость и уважение к педагогу, желание ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если учитель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов, и потому он никогда не станет авторитетным наставником.
Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются насущные потребности детей в общении, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности.
Эффективным методом реализации поставленных целей является проведение школьных праздников. Подобные мероприятия мобилизуют творческие способности педагогов, учащихся и их родителей, позволяют им углубиться в историю и понять суть известных праздников, уходящих своими корнями в глубокую древность, приобщиться к национальной культуре.
Ежегодно в школе   проводятся торжественные линейки и праздники: «Здравствуй, школа!», День Учителя, День согласия и примирения, День матери, Новый год, День защитника Отечества, Международный Женский день, Масленица, День Победы, День Детства и др.
Вовлечение учеников в работу по подготовке мероприятий способствует развитию их организаторских и творческих способностей, сплочению коллектива учащихся, учителей, родителей.
Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. И даже если в семье что-то не так, воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в школе.
Для этого надо вести специальную работу с коллективом учителей, воспитателей и учащихся, по возможности нейтрализовать отрицательное воздействие неблагоприятных отношений в семье на воспитанника, формируя у него правильные взгляды на характер внутрисемейных взаимоотношений.
Духовно-нравственное воспитание семьи предполагает реализацию системы духовно-просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей: 1. Семьям, требующим повышенного внимания и нуждающимся в особой помощи:– многодетным,– малоимущим,– неполным семьям,– семьям, имеющим детей-инвалидов.2. Неблагополучным семьям группы риска, асоциальным семьям.В этом направлении используем такие формы работы:- просвещение родителей по общим вопросам воспитания и по вопросам духовно-нравственного воспитания;
- организация совместной деятельности школы и семьи.
Программа бесед с родителями по воспитанию у детей с интеллектуальной недостаточностью нравственных ценностей,  включает следующие направления:
особенности  психофизиологического развития учеников и учет этих особенностей  в системе нравственного воспитания;
проблемы подросткового и юношеского возраста. Темы для бесед: «Психология  юношеской дружбы и любви», «Семья и духовное развитие школьника», «Родители – советчики и друзья»;
«Материальные и духовные  ценности в жизни человека», «Нравственность – удел каждого»;
«Нравственная позиция в сложных жизненных ситуациях», «Честь и достоинство»;
социальная адаптация учащихся.    
Я думаю, что внутренняя красота человека заключается в гармонии его мыслей и чувств. Смотреть на людей со «сломленной совестью» еще страшнее, чем на убитых. Сохранить свою честь и достоинство и остаться с «незапятнанной совестью» очень важно для любого человека, независимо ни от условий его существования, ни от того дела, которым он занимается в своей жизни. Совесть – главное качество человеческой души, и тот, кто утратил его, превращается в жестокое и алчное существо, не имеющее ни чувств, ни мыслей».
Как важно для учителя передать детям то, что поможет им сохранить человеческое в себе и в мире, защитить от глупости, беспамятства,  духовной глухоты и трагедии мира. Можно рассказать ученикам о природе вещей, научить ухаживать за растениями, не обижать животных, но суть в ином. Смысл нашего пребывания на Земле в любви ко всему видимому и невидимому, служении ему.
Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащихся и преподавателя.
Проанализировав опыт работы по духовно-нравственному образованию и воспитанию  воспитанников можно сделать следующие выводы:
1. Стараться понять ребенка, видеть происходящее его глазами, понять его внутренний мир.
2. Видеть в ребенке равноправную личность.
Наша главная задача - это общение с детьми, стремление к диалогу, желание найти альтернативный выход, всегда быть терпимыми и вежливыми.  Человек – это целый мир, океан, вселенная, в котором бушуют радости, переживания, огорчения... Роль педагога в становлении духовно-нравственных ценностей у ребёнка, имеет основное значение.
В результате проделанной работы можно выделить следующие личностные качества педагога, которые представляются самыми главными.
Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить шалуна и послушного, сообразительного и тугодума, ленивого и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.
Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела, и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.
В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о пассивном оптимизме, когда сложа руки педагог с надеждой ожидает когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его духовно- нравственного сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.
В-четвертых, педагогу должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.
Стремиться быть таким для педагога очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности, формирует его духовный мир. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает духовно- нравственные ценности общества.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аристотель. Сочинения в 4-х томах -М: 1984 , т.4.
2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.:
Просвещение, 1979.
3. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.:
Просвещение, 1979.
4. Бестужев- Лада, Народное образование 1988,с. 132.
5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка-
М: 1979, т.11, с.345.
6. Достоевский Ф.М.Дневник писателя.-М.:1989,с.30.
7. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности:
Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991
8. Краткий словарь по философии -М: 1982. С.191- 192.
9. Крупская Н.К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томах
Т.2. – М.: Просвещение, 1978.
10. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч.– Т.5. – М.: Просвещение, 1976,с.193.
11. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания.-М: Педагогическое общество России,2002г. С.124-125.
12. Ницше .Сочинение в 2-х томах -М: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР,1988.
13. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 1995.с.289. с.735.
14. Свадковский И.Ф. Введение в педагогику.-М:изд-во Академия,2005г.
15. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения .с. 120., с.170.
16. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики.- М:изд- во УРАО,2002г.