Внеклассное интегрированное мероприятие на тему «Виртуальное путешествие в мир горных пород и минералов»


Внеклассное интегрированное мероприятие на тему
«Виртуальное путешествие в мир горных пород и минералов» 7 класс .
НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: урок практического конструирования
Цели и задачи урока: Интегрирование знаний и формирование комплекса умений и навыков;
Отработка исследовательских, технических, прикладных действий и умений.
Обучающие:
Сформировать представление об отличиях минералов и горных пород, происхождении магматических, осадочных, метаморфических горных пород.
Сформировать представление о химических свойствах горных пород и минералов;
Сделать практические работы не только необходимой, сколько неотъемлемой частью учебного процесса, способствующей развитию учебной и исследовательской компетентности школьников.
Развивающие: 1. Сформировать простейшие навыки определения горных пород;
Развивать умение сравнивать, делать вывод ;Реализовывать проектную деятельность в структуре индивидуальногоподхода к учащимся;
Развивать практическое освоение проектно - исследовательскими и коммуникативными методами;
Формировать учебную и исследовательскую компетенции - готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практическихзадач и т.д;
Использовать личностную ориентацию и деятельностный характер обучения;
Воспитывающие:
Способствовать пониманию востребованности результатов обучения;
Экологическому воспитанию, развивать любознательность;
Формирование умений:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
находить и анализировать в разных источниках географическую и химическую информацию (для изучения объектов, явлений, территорий, хозяйственный потенциал, экологические проблемы);
приводить примеры географических объектов, природных и химических явлений и процессов (использование и охрана природных ресурсов; районы специализации, центры производства различной продукции);
составлять географическую и химическую характеристику используя различные источники информации;
определять свойства горных породи минералов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик горных пород и минералов; представлять результаты измерений в разной форме;
выявлять эмпирические зависимости.
Содержание: направлено на расширение знаний по основным вопросам использования горных пород и минералов в химии и географии, хозяйственно - бытовых и промышленных целях.
Оборудование: шкатулка, горные породы и минералы демонстрационные, коллекция горных пород на каждой парте, химическая посуда, таблица Менделеева, карта Республики Мордовия, инструктивные карточки образцы горных пород, минералов, «Полезные ископаемые», кристаллы, выращенные учениками (в форме ожерелья); макет и демонстрационные приборы; мультимедийная презентация.ТИП ЗАНЯТИЯ: урок практического конструирования
Алгоритм урока достаточно прост. Смысл его в общих чертах таков.
Мы стараемся создать такие условия на уроке, при которых ученики, получая новые знания, проходят все звенья научного творчества: постановку проблемы и поиск решения - на этапе введения знаний, выражение решения и реализацию продукта - на этапе воспроизведения знаний (таблица 1).

Посредством четырех звеньев творческой учебной деятельности проблемный урок обеспечивает учащимся и прочные знания, и интеллектуально - творческое развитие, и воспитание инициативной личности, формирует учебную и исследовательскую компетентность.
Таблица  1 Звенья научного творчества
Название Содержание Результат
1.Постановка проблемы возникновение проблемной ситуации - осознание противоречия - формулировка проблемы Проблема - вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленной для решения
2. Поиск решения выдвижение гипотез - проверка гипотез Решение - понимание нового знания
3.Выражение решения Выражение нового знания научным языком в принятой форме Продукт - рукопись книги, статьи, доклада, карты, практические работы…
4.Реализация продукта Представление продукта людям через публикацию, выступление Реализованный продукт -книга, статья, доклад
Ход мероприятия:
Слай1 учитель географии: Мы рады видеть вас всех в добром здравии, и начать нашу встречу сегодня хотим со стихотворения Н.П. Огарева. Вам предстоит определить, о чем пойдет речь. С какой наукой это связано?
В убогой келье в час ночной сидел монах один седой.
Свеча горела перед ним, он пальцем тощим и сухим
в фолианте лист уж пожелтелый ворочал тихо и несмело.
Потом реторту робко взял и горн с усильем раздувал. Кипела жидкость; смрад и дым носились в воздухе над ним.Но труд, надеждою богатый, был тщетен, вновь - не вышло злата.
Еще бледнее стал старик и головой на грудь поник. Учитель химии:
"Я целый век мой с юных лет жить для науки дал обет. Я сердца сжал в себе движенья, отверг любовь и наслажденья.
Да судит Бог! Я не искал, когда я злато добывал, ни денег, ни людских похвал.В природе лишь узнать желал я пульса каждое биенье и тайный ход всего творенья.
Трудился днем, не спал ночей! И черный лоск моих кудрей уже давным-давно сбежал,
и ничего я не узнал! К чему ж я был влеченью верен? Надежды нет - мой труд потерян!"
я: Старик средь гнева и тоски разбил реторту на куски; И книгу сжег, и на пол пал, закрыл глаза и не вставал:И только смрадный дым из горна над ним носился клубом черным.
О КАКОЙ же науке писал Огарев?
Ответы детей: да, действительно, эти стихи посвящены науке, возраст которой по сравнению с историей Земли просто младенческий. Стихи посвящены ХИМИИ. вы еще в 7 классе, и заниматься этой наукой вам предстоит только в следующем году, но мы с Еленой Юрьевной уже сегодня решили дать вам возможность попытаться развить интересные теории, мысли, …….. и познакомиться с этой увлекательной и молодой наукой, без которой сегодня не представляет своей жизни современное поколение людей. Слайд 2 Итак, перед вами «Корзина загадок».
Попробуйте определить по нашим подсказкам, что там может находиться?
А) Многокамерные раковины фораминифер, которые почти сплошным слоем покрывают море Лаптевых, состоят из соединений этого элемента.
Б) В организме человека содержится примерно 1 кг этого элемента.
В) Потребляя молоко, мы примерно на 80 % удовлетворяем потребность в этом элементе.
Г) Его можно обнаружить в " сталактитовом" лесу среди " сталагмитовых деревьев"
Д) Соединением этого элемента мы пишем на доске. (кальций)
Слайд 3 А). В организме человека его содержится около 3 г, преимущественно в жидкой соединительной ткани.
Б) По распространению в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.
В) Первоначально источником соответствующего этому элементу простого вещества были упавшие на Землю метеориты, которые содержали его в чистом виде.
Г) Первобытный человек стал использовать орудия из этого вещества за несколько тысячелетий до н.э.
Д) В честь этого элемента был назван целый период человеческой истории. (железо)
Люблю я камни! Их в шкатулке много...И каждый камень нежно берегу!Одни в горах искали очень долго,Других нашли  на дальнем берегу.Вот солнцем сердолик  в ладонь ложится,А бирюза - прохладой вод морских,Пером павлиньим лабрадор искрится,А яшма  это средство от тоски...
Молодцы, правильно. А теперь, скажите, догадались ли вы, о чем пойдет речь на нашем занятии? (отвечают: горные породы, минералы, камни)
Да. Тема нашего занятия сегодня «Виртуальное путешествие в мир горных пород и минералов».
Слайд 4 Ребята, перед вами периодическая система Д.И. Менделеева. В ней есть химические элементы названные по географическим объектам. Попробуйте их найти. Например, химические элементы названные в честь частей света: европий и Америций
Слайд 5 А Германий и Франций названы в честь стран, столиц, рек, полуостров, городов и даже в честь нашей страны. Слайд 6 Хорошо, достаточно. В Таблице Менделеева 21 химический элемент так или иначе связан с географией и дома вы попробуете отыскать оставшиеся.
Слайд 7 Камни не оставляют равнодушными никого. Некоторые люди носят драгоценные и полудрагоценные камни с удовольствием, и даже больше — не могут представить себя без украшений. Многие с осторожностью надевают ожерелье, в силу многих причин. Но нам приходится ориентироваться в современном мире, учиться вычленять важное и не акцентировать внимание на суевериях или надуманных приметах.
 Бажов со своей «Малахитовой шкатулкой», совсем не один, кто воспел красоту камней. Мы знаем много произведений, где даже в названии присутствует тот или иной драгоценный камень. Например, «Гранатовый браслет» Куприна, «Похитители бриллиантов» Бусенара, а также «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Лунный камень» Коллинза, «Волшебник изумрудного города» Волкова, «Голубой карбункул» Конан-Доила; есть, оказывается и названия произведений и фильмов с использованием тех или иных драгоценных камней - «Жемчужное ожерелье», «Рубиновые бусы», «Колечко с бирюзой» и просто «Аквамарин»;    есть поговорка о том, как «Карл у Клары украл кораллы» и басня про жемчужное зерно.
А в песнях и стихах  и подавно можно найти много самоцветов. «Балтийский берег. Рыжая заря упала в небо гроздью янтаря»,«Хранишь ты или нет колечко с бирюзой?», «Осенний поцелуй - цвет рубиновой вишни».      Драгоценным камням посвящено множество прекрасных стихотворений. Легенды о камнях и минералах давно тревожат наши умы и души. Как часто мы пытаемся объяснить и понять то, как камни влияют на нас, какой след они оставляют, что хорошего или плохого можно от них ждать. Конечно, многие легенды о свойствах камней больше похожи на сказки, часто им приписываются невероятные способности
Слайд 8 ???????? Как вы думаете, правда ли, что известный былинный богатырь, Илья Муромец, меряясь силой с ханом Батыем, выжал из камня – гранита воду? (высказываются дети) Ну, что ж, раз мнения разделились, предлагаю ответ на этот вопрос найти на нашем занятии. Нам предстоит преодолеть химии мифы и географии рифы.
!!!!!!!!!!!! Перед вами на столе лежит инструктивная карточка, которую по ходу урока вы должны будете заполнить. Прошу всех быть внимательными, наблюдать, слушать, экспериментировать, чтобы с успехом выполнить практическую работу в конце занятия. Пока я ГОВОРЮ, ГОТОВИШЬ все для опыта с гранитом: Взвешиваем и ставим в печь
Слайд 8 ???????? Вспомните:Устно!! (не листая слайд) Какие вы знаете горные породы? Где они используются?
Какие горные породы использовали рабочие для строительства нашей школы? (Гипс, кирпич, глину, мел, песок, краски минеральные)
А какие горные породы использует человек, да и каждый из вас, в быту? (уголь, газ, нефть:(бензин, лаки, краски, духи, маргарин…), гранит, базальт, мел, песок, глину, кирпич)… .
Слайд 9 Что общего между алмазом и графитом?
Как же образуются алмазы, эти уникальные ,твердейшие минералы, по составу аналогичные с мягким графитом? Алмазы образуются, когда магма, поднимающаяся из недр, закупоривает канал, а газы, стремятся выбить пробку магмы. Происходит взрыв, при огромном давлении и высокой температуре, на стенках трубки взрыва и образуются алмазы. (Кристаллическая решетка)
В состав алмаза и графита входит УГЛЕРОД. Но кристаллическая решетка у них разная: Атомы графита имеют рыхлую, слоистую структуру, а у алмаза они «переплетены», и составляют…………………….решетку
Сахар, соль, вода, горчица – это тоже минералы. Например, горчицу можно использовать при подкопах, т.к. она обладает огромной взрывчатой силой. Из неё делают мины.
Вот и химия дает сегодня возможность заменять природные минералы на искусственные. Группа ваших одноклассников получала задание на проведение эксперимента, давайте посмотрим, что у них получилось.
(СОЗДАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО КАМНЯ) – группа 1.
Слайд10 Действительно, сегодня искусственные камни используют в строительстве, например. АКРИЛ – при производств столешниц или подоконников. Слайд11 «В каждом камне написана его история, надо только суметь её прочитать» - так говорил академик минералогии А. Ферсман.
Давайте и мы с вами попробуем прочитать историю камня, лежащего пред вами. Определим его твердость. Определить ее можно несколькими способами, например, по шкале Мосса, посмотрите на нее: (работа с 3 слайдами)
Работаем по вариантам используя инструктивную карточку №1 ПР/З определить твердость горной породы по вариантам
Из чего состоит земная кора? (земная кора - горные породы - минералы) ????? «Камень» - с латинского языка переводится как «МИНЕРА», до нас дошло как минерал. Что же такое минерал?
Минералы есть везде: и Луна, наша ближайшая соседка, и метеориты - пришельцы из космоса состоят из минералов, и разноцветные зёрнышки в расколотом придорожном булыжнике, и вода в море, и нарядные снежинки - тоже минералы. Минералы – вездесущи. Найдите в своей коллекции гранит – это горная порода. Состоит из минералов. «Камень – чудо природы и тайна её». Горные породы состоят из минералов. Слайд Где же и как образуются горные породы.
«Горные породы»
Пред нами - немая схема. И наша задача – заставить её говорить.
Мы должны выяснить, на какие группы по происхождению делятся горные породы, почему они так называются?
У горных пород сложная и загадочная история; у одних она начинается в морских глубинах, у других - в раскалённых, неведомых нам недрах планеты.
Слайд - МАГМА и РУДЫ -
Чтоб снять в земной коре напряг,Где твердь её волнуется- В ней магматический очагМестами образуется.Текучесть магмы ей даетВозможность к продвижениюК земной поверхности,Чтоб там - случиться извержению.Застывши же на глубине(отнюдь не по своей вине)Рождает магма дивныеМассивы интрузивные,Которых газами и жаромДля нас, людей, великим даром- Родятся, крепнут и растутСкопления различных руд.  ГОТОВИШЬ Опыт: извержение вулкана
(и на последних строчках – поджигаем)
СЛАЙД12 __!!!!!!!! О породах первой группы говорят: «Они рождаются в пламени. Их прародительница – раскалённая магма, которая залегает в недрах нашей планеты. (Ответы: магматические)
Первая группа МАГМАТИЧЕСКИЕ: образуются на глубине и на поверхности и называются ГЛУБИННЫЕ - к ним относятся: гранит, мрамор, шунгитСЛАЙД13 ???????Вот и настало время, выяснить, правда ли, что известный былинный богатырь, Илья Муромец, меряясь силой с ханом Батыем, выжал из камня – гранита воду?
ОПЫТ: взвешиваем гранит на электронный весах, ставим его в муфельную печь на 3-4 мин. Вынимаем и снова взвешиваем (он стал значительно легче) – доказываем влияние воды на горные породы. Даже такие твердые породы, как гранит, базальт, мрамор, вода со временем разрушает
Слайд14 Что же такое магма? (расплавленное вещество земных недр, в той части мантии, где давление меньше, вещество расплавляется, превращаясь в магму).
Кстати, недалеко от столицы Карелии – Петрозаводска – на небольшом острове Ладожского озера расположен историко-архитектурный музей- заповедник Кижи. В Карелии по указу Екатерины 2. был открыт минеральный источник, содержащий калий и магний. . Карелию часто называют страной рек и гранита
И вторая группа- Излившиеся: ПЕМЗА, Слайд 15 ПРОВЕДИТЕ ЭКСПЕРИМЕНТ используя инструктивную карточку №____
(определяют вес пород: глубинные – тяжелые, они тонут; излившиеся – легкие- остаются на поверхности.
1 вариант
Возьмите химический стакан, заполненный водой.
Опустите в него по очереди магматическую породу (пемзу и гранит)
Опишите, что произошло и ПОЧЕМУ?
2 вариант
Рассмотрите горные породы под лупой.
Из чего они состоят?
Чем они отличаются друг от друга, ПОЧЕМУ?
?????????? Из чего состоят горные породы?
Все горные породы состоят из минералов, а можно ли получить их искусственным путем?
- Можно ли их вырастить искусственным путем?
- От чего зависит размер кристалла
СЛАЙД – СХЕМА16 В магме в расплавленном состоянии находится кремний, железо, магний, кальций и др.
Магма насыщена парами воды, газами и медленно перемещается, поднимаясь вверх по трещине. Здесь магма остывает и затвердевает, (схема в дневнике)!!!!!!!!! (ПРАВИЛЬНОСТЬ ЗАПОЛНЕНИЯ) !!!!!Посмотрите на это чудо природы (ожерелье из соли)- из чего образовано оно?
Экспериментальная работа Рубцова (фотографии как делал)
3 слайда Опережающее задание С КРИСТАЛАМИ РАССКАЗВАЮТ ДЕТИ
Слайд Жидкокристаллические мониторы для комп. и видеотехники на основе искусственно выращенных кристаллов СЛАЙД
5шт Подумайте, а под действием, каких сил природы образовались эти породы? К какой группе по происхождению вы их отнесёте?
У  моря стоит нелюдимыйОбветренный каменный бог.И камни – его пилигримы,Внучата у дедовых ног.Он шепчет им странные сказки,Где золото – мелкий песок,Где все диадемы прекрасны,Где рыцари – прах да порок.Никто не притомится слушать,Лишь часом шуршат меж собой.И млеют их вечные души,И лижет им пятки прибой…
(ОСАДОЧНЫЕ обломочного происхождения) – под действием внешних сил природы горные породы разрушаются. Посмотрите, как это происходит в природе, мы смоделировали для вас происхождение такого процесса. ДЕМОНСТРАЦИЯ ОПЫТА С ЦИЛИНДРОМ
Пролежав под таким прессом многие миллионы лет, образуются горные породы органического происхождения, например, мел, торф, уголь, ракушечник, известняк…. СЛАЙД 18 Давайте теперь с вами посмотрим, что произойдет, если… Выполните практическую часть по вариантам.
Практическая часть: работаем по вариантам, используя инструктивную карточку №_____
1 вариант:
1. В цилиндрический стакан опустить кусочек мела
2. Тщательно размешать стеклянной палочкой
3. Что вы наблюдаете? ПОЧЕМУ это произошло?
2 вариант:
В цилиндрический стакан опустить кусочек гипса
Налить воды
3. Что вы наблюдаете? ПОЧЕМУ это произошло?
Слайд 19 И как вы обратили внимание, некоторые пласты горных пород, разрушились, вступив во взаимодействие с водой, некоторые – были унесены водным потоком на другие глубины, некоторые исчезли совсем. Вот так и земной коре: вступая во взаимодействие с талыми, дождевыми, текучими водами, образуются осадочные горные породы химического происхождения.
СТАЛАГМИТЫ и СТАЛАКТИТЫ: Словно полюсы у магнитов - Сталактиты и сталагмиты. В этой жизни, на удивленье, Всё стремится к объединению.
Кстати, есть очень простой метод, как запомнить, что называть сталактитом, а что сталагмитом - в слове "сталагмит" есть буква М, как и в слове "земля". Значит: сталагмит - это то, что растёт на земле СЛАЙД № 20 ПРОВЕРЬТЕ ПРАВИЛЬНОСТЬ ЗАПОЛНЕНИЯ схемы.
Чтобы заполнить ее до конца, давайте проведем один эксперимент: Эксперимент:
Возьмите порошок железа и серы
Смешайте стеклянной палочкой
Попробуйте разделить два минерала с помощью магнита.
Что вы наблюдаете? Чем вы это можете объяснить?
Демонстрационная часть (учителем):
Соедините 2 минерала: серу и железо
Нагрейте на спиртовке
Попробуйте разъединить их с помощью магнита
Что произошло, как вы можете это объяснить?
СЛАЙД №21 Превращение, верно, произошел процесс, который называется «МЕТАМОРФОЗА». Матушка-земля может опустить в свои недра гранитные остатки да и пропечь их там хорошенько, может получиться совсем другой камень – гнейс. СЛАЙД 22 И так, схема заполнена, и мы выяснили:
?????КАКИЕ же горные породы бывают?
Слайд 23 (Горные породы бывают не только твёрдые, бывают жидкие (вода), газообразные, некоторые горные породы залегают в глубинах, а некоторые на поверхности Слайд 24 Но горные породы различаются еще и по химическому составу:
Сода: пищевая, каустическая Соль: натриевая, калийная, поваренная… , но об этом мы будем говорить в 8 классе.
А теперь нам осталось заполнить оценочный лист полевого практикума
Слайд 25 Всегда родная земля дарила мастеру необходимые для работы материалы. Вместе с этой быстрокрылой бабочкой давайте совершим путешествие по Мордовии, и выясним, чем богата наша родная земля. (в слайде «карта Мордовии», - летит бабочка)
Практическая работа
НА ВАШ ВЫБОР, НАИБОЛЕЕ ЗАПОМНИВШИЙСЯ или ПОНРАВИВШИЙСЯ минерал или горная порода Задание: определить свойства: плотность, рыхлость, цвет, блеск, твёрдость, прозрачность; Слайд 26 Иные камни в те уносят измеренья ,Где Инь и Ян ещё не знали разделенья,
Где в диком хаосе гармония рождалась Застыла в нём. И с ним переплеталась
В минуту грусти и тревогиЧтобы печали сбросить бремя,
Кладите камни на ладони,. У вас в руках застынет время Слайд 27 Я благодарю всех за работу и желаю вам поближе познакомиться с удивительным и прекрасным миром камней.
Каждый камень имеет собственную жизнь и душу.
Сумеет ли человечество познать её?
Может это удастся вам… ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Определить по таблице Менделеева, какие химические элементы имеют связь с географией?
Можно ли по растительности, преобладающей (или отсутствующей в данном месте) в определенных местах «предсказать» и найти залежи минералов?
Спасибо всем за работу, мы будем рады вас видеть на следующем занятии, до встречи.
Таблица  1 Звенья научного творчества
Посредством четырех звеньев творческой учебной деятельности проблемный урок обеспечивает учащимся и прочные знания, и интеллектуально - творческое развитие, и воспитание инициативной личности, формирует учебную и исследовательскую компетентность.