Методическая игра Аукцион ценностей по теме « Формирование общечеловеческих ценностей на уроке»


Методическая игра «Аукцион ценностей»
по теме« Формирование общечеловеческих ценностей на уроке»
Цель: создание условий для осознания жизненных ценностей и формирование ответственного отношения к ним.
Задачи:
• познакомить участников с понятием «ценности жизни» и классификацией ценностей;
• способствовать пониманию отличий между ценой материальных предметов и значением духовных жизненных ценностей;
• развивать духовно-нравственные качества участников через представления о собственной ценности и праве на выбор своего жизненного пути;
• формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности;
способствовать успешному протеканию процесса самосознания личностей, принятию личностью нравственно- ценных идей;
вызвать эмоциональный сдвиг в отношении к человеку на основе принципов гуманизма, привить нравственные человеческие ценности.
Форма проведения: деловая играОборудование: ноутбук, проектор, экран, фломастеры, выписка из
энциклопедии о понятии «ценности», наглядный материал: карточки с различными ценностными понятиями, ветки с «дерева жизни», классная доска.
Ход занятияI. Вступительная часть
Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вас сегодня в нашей аудитории. Я надеюсь на ваше сотрудничество и активную интеллектуальную деятельность.

Упражнение « Давайте познакомимся».
(приветствие- эмоционально-психологический настрой участников)
Чтобы начать нашу работу, нам необходимо познакомиться. Во время знакомства люди обычно называют своё имя. Перед вами лежат листочки. Возьмите, пожалуйста, фломастеры и напишите на них имя, которым бы вы хотели, чтобы вас называли в ходе нашей работы.
Сегодня мы с вами поговорим о нравственных категориях и жизненных ценностях, важных для каждого человека. Ценности – философское и социологическое понятие, обозначающее положительную и отрицательную значимость какого-либо объекта. В этом случае система признанных ценностей будет повседневным ориентиром в социальной деятельности человека.
Упражнение на командообразование «Создание новых цивилизаций»
Предлагается участникам провести разбиться на группы и перенестись мысленно в будущее, галактическую эпоху, когда будет заселяться галактика, и представить, что они отправляются к новой планете, которая очень похожа на Землю. Там каждая группа может положить начало новой цивилизации. Перенести основные ценности земной цивилизации в новую ситуацию. Предлагается набор ценностей, с которым они работают в течение трёх минут. Определить, какие пять ценностей участники считают наиболее важными, расставить их по мере убывания их значимости, при этом группа должна выработать единую позицию и объяснить её. При сопоставительной проверке работы групп необходимы пояснения по выбору и упорядочению ценностей. Говоря о том, что люди по-разному формируют ценности. Обычно этот процесс растянут на всю жизнь человека. Когда нам 15 лет, на первое место выходят любовь, дружба, образование. Когда нам 30 – семья, дети. Когда нам 50 – здоровье, душевная гармония. Но есть главная ценность – ценность жизни.
«А я считаю так…».
На нашей планете живет много людей и все мы разные. Понять насколько мы все разные поможет игра «А я считаю так…»
весна лучше осени;
самый важный школьный предмет – математика;
«играть» на компьютере веселее, чем смотреть телевизор;
самое прекрасное домашнее животное – кошка;
самая классная музыка – рэп;
заниматься рыбалкой – старомодно;
изучать иностранный язык легче, чем физику.
Люди отличаются по росту, по цвету волос, глаз, цвету кожи. Как вы думаете, какие это качества: внешние или внутренние? Какие внутренние качества людей вы знаете?
Внутренние качества людей тоже бывают разные, но условно их можно разделить на две группы: одни качества помогают нам общаться с людьми, помогают в учебе и работе – это положительные качества, а другие – наоборот, мешают – это отрицательные качества.
Мы должны уметь отличать положительные качества от отрицательных качеств.
II. Основное содержание
1. Понятие «ценности», его традиционное определение и классификация
Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.
Чем являются для вас «ценности»?
Социологи предлагают такую классификацию ценностей:
• витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни, уровень потребления, экологическая безопасность; • экономические ценности: наличие равных условий для производителя и благоприятных условий для потребителя в сфере товаров и услуг;
• социальные ценности: социальное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость; • политические ценности: патриотизм, гражданская активность, легитимность, гражданские свободы, гражданский мир.
2. Выбор как осознанная жизненная необходимость для людей. Китайская притча о выборе
Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает:
– Что за люди живут в этом городе?
– А кто живёт там, откуда ты пришёл? – спрашивает мудрец.
– Ох, мерзавцы и воры, злобные и развращённые.
– Здесь то же самое, – ответил мудрец.
Через некоторое время подошёл другой путник и тоже спросил, что за народ живёт в этом городе.
– А кто живёт там, откуда ты пришёл? – спросил мудрец.
– Прекрасные люди, добрые и отзывчивые, – ответил путник.
– Здесь ты найдёшь таких же, – сказал мудрец.
– Почему ты одному сказал, что здесь живут негодяи, а другому – что здесь живут хорошие люди? – спросил мудреца ученик.
– Везде есть и хорошие люди, и плохие, – ответил ему мудрец. – Просто каждый находит только то, что умеет искать.
3. Различия между духовными и материальными ценностями и осознание их значимости
Напишите за 1 минуту на бумажной заготовке в форме листика дерева все ценности, которые на данный момент вы считаете наиболее важными для себя. (Группы пишут о том, что для них ценно, на листочках). А сейчас на время отложите в сторону свои листочки. Они понадобятся в конце занятия для самоанализа (Приложение 2).
Вопросы:
1. Как вы думаете, какие ценности в наши дни чаще всего выходят на первый план?
2. Можно ли считать вещи, развлечения, одежду ценностями?
3. Если да, то какими: материальными или духовными?
4. Каково различие между материальными и духовными ценностями?
(Выслушивают ответы участников)
Сами по себе такие вещи, как автомобиль, квартира, дорогой телефон, дача, яхта и т. д. – хороши, но если они становятся самоцелью, это может быть социально опасным явлением, ведь мы построим на таких ценностях общество без перспектив. Общество потребления – общество материального комфорта, изобилия материальных благ, общество неуёмного потребления. Это общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни подлинная культура. Что же важнее для общества: духовность или материальность?
Нравственное общество можно построить на духовной основе, но и материальная сторона тоже важна, не только она должна быть второстепенна.
5. «Дерево жизненных ценностей» и необходимость выбора
Я прошу вас вернуться к своим листочкам с записями, сделанными в начале занятия, прочитать, что было написано, и решить, нужно ли дополнять своими ценностями планеты, или смысл некоторых позиций потерял значимость. (Объяснить, добавить или вычеркнуть.) Древние говорили, что каждый человек – это сосуд, который наполняется содержанием с течением времени. Сосуды бывают различной формы, как и люди, а их внутреннее содержание зависит от нас самих.
(Раздать участникам сосуды и веточки, чтобы к веткам дерева жизни они прикрепили свои листочки с указанными на них ценностями.)
III. Заключительная часть
Согласно нашого занятия, каждый для себя сделал выбор, а наши листочки напомнят нам об этом. Поэтому всегда будет актуально стихотворение Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя» (Приложение 3).
Приложение 2
Доброта Душевная гармония
Верность Совесть
Честность Честь
Взаимопомощь Вера
Любовь Надежда
Дружба Общение
Образование Яхта
Дом Путешествия
Семья Автомобиль
Дети Собственный бизнес
Здоровье Мобильный телефон
Обеспеченная старость родителей Загородный дом
Недвижимость за границей Квартира
Развлечения Акции банков и компаний
Приложение 3
«Каждый выбирает для себя…»
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты,
меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
Ю. Левитанский