Урок Золотые травы хохломы
Разработка открытого урока в 1 классе.
Предмет: ИЗО.
Тема: «Золотые травы хохломы»
Оборудование: шаблоны посуды для росписи, изображение русской печи, стола, иллюстрации с хохломской росписью, образцы хохломской росписи, краски, кисть «белка» № 1.
Ход урока:
1. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята и наши гости. Сегодня в лицее – День русской культуры. В связи с этим я приглашаю вас в гости. А к кому – вы сейчас узнаете:
Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески
Солнечно – медовой
Золотой листвы.
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама,
И нигде на свете
Нет таких соцветий!
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома!
2. Новая тема. Беседа.
Я, хозяйка Хохломы, приглашаю в гости Вас. Наше село Хохлома славится токарными изделиями. Росписью украшаются различные изделия из дерева: тарелки, миски, разделочные доски, шкатулки, ложки. А зародилось это искусство в конце 17 века в селе Хохлома Нижегородской области. Ныне существует фабрика "Хохломской художник" в селе Семино.
А начнем мы свой рассказ с одной интересной легенды. Давным-давно от царской немилости сбежал в Нижегородскую область за Волгу мастеровой человек. Срубил он себе избу, смастерил из дерева лавки, стол, полки, потом дело дошло и до посуды. Опять же из дерева он вырезал себе чашки, плошки, ложки. Стали прилетать к нему птицы. Стал человек кормить их пшеном. Однажды к нему пожаловала и сама Жар-птица. Понравилось ей жить в необычной семье. Но долго задерживаться на одном месте она не могла, надо было лететь дальше. Когда она улетала, в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, и стала та золотой. Никто Жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует ее по- своему. А еще любят хохломские мастера рисовать различные сказочные, фантастические цветы да ягоды: землянику, смородину, рябину, калину.
- Посмотрите внимательно и скажите, какими цветами выполнен узор на хохломских изделиях? (Золотым, желтым, красным, черным и зелёным)
Издавна человек стремился сделать свое жилище, одежду, предметы быта не только удобными, но и красивыми. Любой природный материал – глина, дерево – по- своему красив. Но красота его открывается не всем людям, а лишь чутким и внимательным, в руках которых эти материалы говорят на языке красоты. По всей нашей стране живут художники-умельцы. Места, где живут и работают художники, называются центрами народных промыслов.
- Может быть, кто-то из вас знает, как называется эта роспись? (Хохломская роспись)
- Давайте вспомним, какие растительные элементы мы учились писать на прошлом уроке? (усики, осочка, травинка, капелька, кустики) – прописываем элементы в воздухе.
- Какой кисточкой необходимо выполнять роспись? (тонкой, беличьей)
- Покажите, как надо держать кисточку?
3. ФизминуткаНаши алые цветки
Распускают лепестки.
(плавное раскрывание пальцев)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
Тихо засыпают,
Головой качают.
(помахивание руками перед собой и плавное опускание их на стол)
4. Самостоятельная творческая работа.
Сейчас вам предстоит очень важная работа. У вас есть шаблоны посуды. Используя элементы хохломской росписи, распишите свои шаблоны. В старые времена, когда мастера народного промысла творили, они пели песни. Мы петь не будем, мы будем слушать музыку.
5. Выставка работ.
Хозяюшка Хохлома:
Ребята, я приглашаю вас в свой дом! Но у меня совсем нет посуды! Украсьте, пожалуйста, мою кухню своими работами.
Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама Золотая Хохлома!
Стулья, доски и полати,
И кроватки и кровати,
Расписала нам сама Золотая Хохлома!
Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема,
Золотая Хохлома!
И в беде, и в ненастье красотою полна,
Добрым людям на счастье создается она.
Вместе с этой посудой входит радость в дома.
Рукотворное чудо - золотая хохлома!
6. Подведение итогов. Рефлексия.