Прект на тему Народные художественные промыслы Луганщины


ГБОУ «Алчевская информационно-технологическая гимназия»
Работа
на конкурс учебно-исследовательских проектов
«Человек на Земле»
Номинация 3. «Этнографические исследования»
Тема проекта:
«Народные художественные промыслы Луганщины»
Оглавление
Введение 2
Глава I. Общая характеристика видов художественных промыслов 2
Глава II. Вышивка 3
2.1 История возникновения, характер и смысл орнаментов вышивки 3
2.2 Традиции и новаторство вышивки мастериц Алчевска 9
ГлаваІІІ. Народная игрушка14
3.1 Самодеятельная мастерица-кукольница Татьяна Васильевна Кротько 18
Глава IV. Художественная резьба по дереву 19
4.1 Мастер художественной резьбы Алексей Егорович Рябоконь 21
4.2 Самодеятельный мастер из Алчевска с российскими корнями Владимир Лыгин21
Глава IV. Художественная обработка металла 23
5.1 Аллея кузнечного мастерства в Алчевске 24
Заключение 27
Список использованной литературы 30
Введение
Народное декоративное искусство - уникальное явление национальной культуры. Оно всегда правдиво показывало мировые приоритеты жизни нации, ее духовное богатство, уровень культуры, творческие силы и способности, энергию. Изучение народного декоративного искусства закономерно входит в круг проблем национальной культуры.
В жизни славянского народа народное декоративное искусство выступает как уникальное явление, которое удостоверяет бессмертные, жизнеутверждающие силы. Народное декоративное искусство - это богатый, справедливый гармоничный мир, который донес к нам национальные черты орнаментальной, графической, живописной, пластической композиционной культуры. В ней отражен художественный гений славян.
Народ в своем художественном творчестве отображает историческую практику познания и освоение окружающей деятельности, общественный порядок и быт. В народном творчестве проявляется сложный мир человеческих чувств и переживаний, отражается будущее.
Глава I. Общая характеристика видов художественных промыслов
313944043243500Мир человека включает в себя многочисленные виды художественной практики. Какие виды художественных промыслов существуют сейчас в нашем регионе?
1. ВЫШИВКА - общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных (сукно, холст, кожа, древесная кора) до тончайших материй (батиста, кисеи, газа, тюля и пр.).
2. ДЕКОРАТИВНАЯ РОСПИСЬ - это один из видов декоративно-прикладного искусства, предусматривающее сюжетные изображения и орнаменты, которые создаются средствами живописи на стенах и других частях архитектурных сооружений, а также на предметах быта. В последнее время декоративную роспись выполняют также на бумаге, холсте, картоне и экспонируют на художественных выставках как произведения станкового искусства.
3. НАРОДНАЯ ИГРУШКА - предмет, созданный заботливыми руками мастера, который не только несёт в себе элемент игры, но также считается большим оберегом для ребенка. В общем, на Донбассе ребятишки любили играть этими предметами из дерева, глины, из сыра и теста.
4. ТКАЧЕСТВО - производство ткани на ткацких станках; промысел возник в позднем неолите как эволюция плетения. Одно из древнейших человеческих ремёсел
5. ГОНЧАРСТВО - обработка через обжигание глины для превращения её в предметы домашнего обихода, в строительные материалы и различные украшения, то есть керамика вообще
6. ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ - изделия (кольцо, серьга, браслет, колье, брошь), надевающиеся на одежду или непосредственно на тело человека и служащие главным образом (или исключительно) для украшения.
7. ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРОМЫСЕЛ - промысел, связанный с обработкой дерева
8. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА - один из старинных видов декоративно-прикладного искусства, высокоразвитый у русских мастеров еще во времена Киевской Руси. Они владели многими способами художественного литья, техникой сканно-эмальерного дела, золотой наводки, приемами выполнения черневого узора. Работы киевских литейщиков и злато кузнецов отличались совершенством исполнения и пользовались широкой известностью за рубежом
Нужно сказать, что одни виды художественных промыслов - керамика, обработка кости и камня, плетение, - возникли на заре человеческой цивилизации; другие - молодые: кружево, гобелен, изделия из бисера, вытынанки из бумаги. Им едва насчитывается несколько столетий.
385381576835000И всё-таки, рассматривая современное декоративно-прикладное искусство, мы оцениваем его место в человеческой жизнедеятельности. Декоративно-прикладное искусство непосредственно входит в сферу материальной и духовной культуры народа.
Глава II. Вышивка
2.1 История возникновения, характер и смысл орнаментов вышивки
В неисчерпаемом наследстве духовной культуры нашего народа есть особая, исключительно важная ее часть – вышивка. Вышивка - это духовный символ народа, родного края, родительского жилья, тепла материнских рук.
І в дорогу далеку ти мене на зорі проводжала, І рушник вишиваний на щастя, на долю дала. Хай на ньому цвіте росяниста доріжка, І зелені луги, й солов'їні гаї, І твоя незрадлива материнська ласкава усмішка, І засмучені очі хороші твої.
Я візьму той рушник, простелю, наче долю, В тихім шелесті трав, в щебетанні дібров. І на тім рушничкові оживе все знайоме до болю: І дитинство, й розлука, і вірна любов.
Эти строки известной песни на стихе выдающегося поэта Андрея Малышко удостоверяют, что на жизненном пути нашей спутницей является вышивка. Крестик, гладь или вырезывание на льняных, конопляных, хлопчатобумажных тканях испокон века ласкают глаз, радуют душу, дают работу рукам и мысли.
Исторические корни искусства вышивки уходят в глубину веков. Очевидно, мы никогда не сможем узнать, кто и когда впервые в истории догадался воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, так как из-за недолговечности ткани и ниток наука лишена возможности точно определить время возникновения этого искусства. Ведь образцы украинской вышивки сохранились лишь за несколько последних столетий (больше всего в музеях вышивок XIX столетия).
-800102730500Данные археологических раскопок, свидетельства исторических летописцев и путешественников позволяют утверждать, что искусство вышивания берет начало в глубокой древности и развитие его не прекращалось никогда – начиная с незапамятных времен и до наших дней. В истории Донбасса отмечено, что элементы символики современных орнаментов народной вышивки перекликаются с орнаментами, которыми украшали посуду древние обитатели территории Украины – трипольские племена (эпоха позднего неолита и начало периода бронзы).
Исторический факт - вышивкой украшалась одежда у скифов – жителей причерноморских степей. Об этом свидетельствует древнегреческий историк Геродот.
В истории известно много археологических доказательств древности и распространенности народного обычая вышивать одежду. В с. Мартыновка Черкасской области был найден клад, датированный VI ст. н. э. Среди других вещей здесь обнаружены серебряные пластинки с фигурками мужчин, одетых в широкие рубахи с вышивкой на груди, – еще недавно так одевались украинские крестьяне. Пластинки, подобные найденным в селе Мартыновка, были обнаружены в Фессалии, на Балканах. Историки и ученые считают, что их занесли туда славяне со среднего Поднепровья. На фессалийских бляшках изображение воина настолько выразительно, что на рубахе видна вышитая вставка.
247652476500 Еще один исторический факт - арабский путешественник Ибн-Фадлан (X ст. н. э.) в своем рассказе о руссах отмечает, что они носили вышитую одежду.
В историческую эпоху Киевской Руси искусство художественной вышивки очень высоко ценилось. Сестра Владимира Мономаха Анна-Янка организовала в Киеве, в Андреевском монастыре, школу, где молодые девушки учились вышивать золотом и серебром.
Археологические раскопки подтверждают широкое распространение вышивки в древнем Киеве: на фибулах и серебряных браслетах XIII в. изображены фигуры в сорочках с широкими вышитыми манишками.
371856050927000В Ипатьевской летописи от 1252 г. рассказывается история о князе Данииле Галицком, который во время встречи с королем был одет в кожух, обшитый золотыми плоскими мережками.
Арабский путешественник и писатель Павел Алеппский, который в 1654 и 1656 гг. проезжал через Украину по дороге в Москву и обратно, описывая быт украинцев, рассказывал историю, что у дочерей уманских мещан и киевских вельмож головные уборы расшиты золотой ниткой.
В условиях патриархального уклада сельской жизни с натуральными формами хозяйствования большинство вещей домашнего обихода изготовлялось преимущественно хозяином и его семьей. Почти в каждой хате ткали полотно и шили из него одежду, украшая ее вышивкой.
Со второй половины XIX в. история искусства вышивания постепенно выходит за пределы домашнего ремесла и кое-где приобретает форму кустарного промысла. Возникают артели и первые кооперативные объединения вышивальщиц. В некоторых 571548577500местах целые села живут этим
Сегодня, как и сотни лет назад, не стареет древнее искусство тканых и вышитых рушников, которые являются традиционным украшением народного жилища. Развешенные в горнице по стенам и над картинами, они придают ей праздничность и уют.
Орнаментированный рушник – неотъемлемый атрибут многих народных обрядов и обычаев. Он используется на свадьбах, при встречах дорогих гостей хлебом-солью. Украшение рушников – неисчерпаемая сокровищница народной фантазии.
407733526479500По мотивам орнаменты вышивок делятся на три группы: геометрические (абстрактные), растительные, зооморфные (животные).)
Геометрические (абстрактные) орнаменты присущи всей славянской мифологии. Они очень просты: кружочки, треугольники, ромбы, зигзаги, линии, кресты (простые и двойные). Трудно судить, какое содержание вкладывалось в эти символы раньше. Сегодня на их основе в народной вышивке широко используются такие мотивы, как "бараньи рога", "кудри", "кудрявцы", "гребешочки" и др. В орнаменте вышивок встречается мотив "кривульки", или "бесконечника", известного еще со времен трипольской культуры, т.е. он появился значительно раньше, чем знаменитый греческий меандр. Известный узор "рожи" (звездочки, розетки) представляет собой переход от геометрического к растительному орнаменту. Иногда он напоминает изображение солнца и солнечных лучей.
533401778000В основе растительного орнамента лежит стремление принести в вышивку красоту природы. Даже предельно условные узоры возникли в результате наблюдения реально существующих в природе форм. В вышивке часто используются такие мотивы, как "виноград", "хмель", "дубовые листья", "барвинок" и др. Некоторые из них несут на себе отражение древних символичных представлений народа. Так, мотив "барвинка" является символом неувядающей жизни, узор "яблочный круг", разделенный на четыре сектора, с вышиванием противоположных частей в одном цвете - символом любви. В современной вышивке встречается и древний символ "дерево жизни", изображаемый преимущественно стилизованно в форме листьев и веток.
В вышивках зооморфных (животных) орнаментов изображаются: лошадь, заяц, рыба, лягушки; из птиц - петух, сова, голубь, кукушка; из насекомых - муха, бабочка, 57154191000паук, летучие жуки. Во многих случаях зооморфные орнаменты являются своеобразными, присущими данной вышивальщице, изображениями, в которых отражается ее индивидуальное видение узора. В подобных орнаментах выступают в разнообразных, часто причудливых сплетениях (однако с сохранением традиционных требований к композиции) заячьи и волчьи зубы, воловий глаз, чешуя карпа, бараньи рога и др.
39090606858000Решающее влияние на характер орнаментальных мотивов имеют разнообразные вышивальные швы, так называемые "техники", которых на известно около ста. Отдельные вышивальные швы характерны для тех или иных этнографических районов Украины, а некоторые встречаются также в белорусских и русских вышивках.
5715179705000Вышивкой занимались исключительно женщины. Для этой работы использовался каждый удобный момент. Одежда была своеобразной характеристикой умения девушки, ее трудолюбия. Именно поэтому женская одежда украшалась чрезвычайно красиво. Цветистая плахта, вышитая тщательно подобранными цветами, яркая корсетка, яркий шелковый передник, красочная сорочка - в такой одежде девушка выглядела живописно, напоминая букет живых цветов.
Народная художественная вышивка при своей единой стилевой основе очень разнообразна. В каждом регионе она имеет свои отличия. Узор обводился черными или цветными полосами. Техника вышивания Харьковской, Луганской и Донецкой областей имеют много общего. Ей свойственны своеобразные полихромные мотивы создаваемые крестиком или полукрестиком.
4053840952500Что же чаще всего вышивается на сорочках-вышиванках и рушниках?
42430706036945005715233172000Калина, дуб, гроздья винограда, розы, лилии, птицы, символы Воды, Земли и Солнца. Калина - дерево рода. Ягоды калины красные, что символизирует бессмертие рода. Поэтому свадебные рушники, девичьи и даже юношеские сорочки вышивались калиновыми гроздьями. Дуб и калина - мотивы, которые очень часто встречаются на юношеских сорочках и объединяют в себе символы красоты и силы, но силы необыкновенной, красоты необычайной. Дуб - священное дерево, воплощение Перуна, бога солнечной мужской энергии, жизни. Таким образом, сорочка служила оберегом жизненной силы рода. Символика винограда открывает нам радость и красоту образования семьи. Сад-виноград - это жизненная нива, на которой муж сеятель, а жена должна растить и оберегать дерево их рода. Тайны жизни раскрывает цветок лилии. В легендах лилия - символ девичей чистоты и невинности, женской энергии. Кроме цветка, в орнаменте обычно присутствует листок и бутон, которые образуют композицию зарождения, развития и непрерывности жизни. Пышные розы густо расцвели на сорочках и рушниках. Роза - любимый цветок у славян, его бережно растили под окнами домов, потому что этот цветок напоминал Солнце. Узоры с розами вышивались за законами растительного орнамента, что означало беспрерывное солнечное движение с постоянным обновлением. Узоры, которые напоминают листья хмеля, относятся к молодежной символике. «Хмель» очень близок к символике воды и винограда, он несет в себе значение молодости, любви. Можно сказать, что узор хмеля - свадебный символ. Рушники богаты и на символику. Разные птицы поют на них в зависимости от того, по какому поводу вышит рушник. Соловей и кукушка вышивались на девичьих рушниках, они грустят, что их вышили непарно, но... все еще впереди. Этих птиц часто располагали на ветке калины, что символизирует продолжение рода. Павлины - очень важные птицы, они расселись на свадебных рушниках и часто над ними расположен венок или венец. Павлин - это жар-птица, которая несет в себе солнечную энергию жизни, поэтому она птица семейного счастья. 1200151714500Молодоженов символизируют соколы, голуби и петухи. Характерной чертой свадебного рушника является расположение птиц головками друг к другу. Они либо держат в клювиках ягоду калины, либо сидят у корней дерева - символа новой семьи. С большой любовью наш народ относился к ласточке- верной спутнице жилища. Эта птица всегда несет добрые вести. Именно она заботится о том, чтобы человек не пропустил благоприятной поры для создания семьи и укрепления хозяйства.
Мотивы, используемые в вышитых орнаментах, отражают окружающую людей природу, любимые растения и животных, с которыми ежедневно встречаются в своем быту, а также мифологические элементы, созданные фантазией и культурой наших предков. В древности создавались и процветали разные культы, у которых была своя символика, дошедшая до нас в виде особых знаков, которые до сих пор используются в вышивках. За многие века большинство первоначальных значений древних символов стерлось из народной памяти. Смысл орнаментов передавался сквозь поколения в устной форме, поддерживая традиционную символику. Современные орнаменты, возможно, выглядят не так точно, как древние, более абстрактно, но они продолжают передавать нам ту символику, которую сохранила традиция.
24765157797500Народный костюм вызывает восхищение своим удобством, колоритом и особенно вышивкой. Обычные повседневные одежды и праздничные наряды народные мастерицы умели украсить так умело, что многие из них становились настоящими произведениями прикладного искусства. Каждая вещь была уникальна, не повторялись узоры, вышитые специально для человека, который будет носить эту вещь. В результате этого в народном творчестве создано множество видов одежды и огромное разнообразие прекрасных орнаментов.
2.2 Традиции и новаторство вышивки мастериц Алчевска
Современная народная вышивка развивается на основе традиционного наследия прошлого и достижений художественной культуры Донбасса. Ее развитие проходит в едином движении современного народного искусства, подчиняясь его общим основам. Традиции народной вышивки продолжили и вышивальщицы г. Алчевска. Одной из мастериц является Кутепова Надежда Павловна.
3510915264795000266701841500Кутепова Надежда Павловна родилась в Петербурге 18 июня 1914 года. В 1950 году она переезжает в Алчевск и начинает работать учителем рисования и трудового обучения в сш №3. На Донбассе не сложился свой стиль вышивки, потому что наш регион заселён относительно недавно представителями разных национальностей. Надежда Павловна решает воплотить в жизнь свою идею: «Каждая область Украины имеет свой стиль и колорит узоров. А наш восточнославянский? На Донбассе степное приволье под стать широте характеров, и это должно отобразиться в многоцветности узоров».
26670287464500В 1956 г. открылась первая выставка работ мастерицы. Она создаёт множество рисунков для вышивки и росписи. Их использовала в вышивке не только сама Надежда Павловна, но и её ученицы. В 1970-1980г.г. талант Кутеповой становится общепризнанным. Её работы принимают участие во многих выставках народного творчества в Луганске, Киеве, Москве, Сент-Этьене, хранятся в музеях, о них пишут статьи. Надежда Павловна становится двукратным лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства. В 1973 году ей Указом Президиума Верховного Совета УССР присвоили звание Заслуженного мастера народного творчества Украины. А в 1988 году по инициативе в городе Алчевске создаётся клуб народного творчества «Радуга».
350901074866500Кутепова Надежда Павловна умерла 21 августа 1994 года. В творческом наследии Надежды Павловны есть работы: росписи по дереву, декоративной росписи на бумаге, декоративные панно. Около 50 работ известной мастерицы хранятся в Алчевском историческом музее. Через всю жизнь мастерица пронесла любовь к народному творчеству. Она была единственным мастером на Луганщине, который так глубоко развивал народные традиции.
-4445-2476500Ещё об одной мастерице, жительнице нашего города, знают алчевцы. Это Шеворыкина Алла Георгиевна. Алла Георгиевна родилась 18 сентября 1934 года в городе Никополь. Вышивать начала ещё в 9 классе. Больше чем через четверть столетия судьба привела Аллу Георгиевну в Алчевск, где она стала работать корреспондентом городской газеты «Огни коммунизма». Проработала 17 лет. Во время празднования Дня города, на центральной площади, проводилась выставка самодеятельных художников. На выставке Алла Георгиевна познакомилась с заслуженным мастером Украины Надеждой Павловной Кутеповой. Посвятив 30 лет журналистике, А.Г. Шеворыкина вернулась к своей первой профессии – учитель - и пошла работать в гимназию социальным педагогом. Её работы неоднократно были представлены на разных выставках и награждены дипломами. В 1996 году Алле Георгиевне было присвоено звание народного мастера самодеятельного декоративно-прикладного искусства Луганщины.
-4445115697000Большой вклад в развитие искусства вышивки внесла Серова Маргарита Ивановна. Маргарита Ивановна родилась 4 августа 1922 года в городе Хабаровске. Свою трудовую деятельность начала в 1940 году учителем немецкого языка в с. Михайловка Амурской области. В апреле 1942 года пошла на фронт. После окончания войны переехала на Украину, а с 1958 года переехала в Алчевск. Больше 10 лет Маргарита Ивановна занималась литературной деятельностью и написала книгу «За синей птицей». Четверть столетия работала в средней специализированной школе №1 учителем трудового обучения и рисования. Ей присвоено звание народного мастера самодеятельного декоративно-прикладного искусства Луганщины.
283718060960002987040294703500Маргарита Ивановна много лет была президентом клуба «Радуга Надежды». Принимала участие в выставках. Каждая работа Маргариты Ивановны сопровождается стихами и имеет своё название. В 2001 году мастерица презентовала книгу «Дивосвіт українського рушника». Несмотря на свой возраст, Маргарита Ивановна являлась членом клуба, встречалась с учениками, делилась опытом, изучала особенности национального костюма Слобожанской области.
4000500268224000-271145260223000Нельзя не сказать о Новик Дине Ивановне. Дина Ивановна родилась 6 августа 1939 года в селе Доброволье Близнюковского района Харьковской области. В 1953 году она закончила Харьковское педагогическое училище по специальности учитель начальных классов общеобразовательной школы. После переезда в Алчевск Дина Ивановна работала в детском саду воспитателем, создавала композиции из природного материала, вязала крючком, плела макраме. За самоотверженный труд и творческий подход мастерица награждена медалью “Ветеран труда”.
192976524447500
533403175000В 2008 году отметила 20-летие своей творческой деятельности выставками городского и областного уровней жительница г. Алчевска Склярова Тамара Григорьевна.
Тамара Григорьевна родилась 21 января 1951 года в г. Артёмовске Перевальского района Луганской области. Закончила ПТУ №102 города Коммунарска (ныне Алчевск) по специальности повар. Тамара Григорьевна занимается декоративно-прикладным искусством с раннего детства.
-3810762000Она была приглашена и принимала участие в вышивании Рушника национального единства. Тамара Григорьевна получила звание народный мастер Луганщины.
Она была активным участником городских и областных выставок и фестивалей «Слобожанский спас», «Город мастеров», фестивалей казацкой культуры «Любо». Имеет грамоты и дипломы, в том числе и три диплома лауреата. Тамара Григорьевна проводила занятия по обучению вышивки в территориальном центре социального обслуживания пенсионеров и участвовала в выставках городского музея.
272415036385500Знают и уважают алчевцы народного мастера Луганщины, члена областного народного клуба «Левша» Капустину Веру Дмитриевну. Вера Дмитриевна родилась 23.02.1962 г. в селе Червоный Кут Черкасской области. В 1981 окончила педагогическое училище г. Корсунь-Шевченковский и Луганский государственный университет им. Т.Г. Шевченко по специальности «Обслуживающий труд и черчение».
6286575247500Проработав 23 года в средней специализированной школе города Артёмовска, Вера Дмитриевна продолжила работу в средней специализированной физико-математической школе №22, где с 2003 г. она преподавала уроки обслуживающего труда и черчения, вела театр мод «Элегант».
Её персональная выставка «70-летию Луганской области – 70 кукол» прошла в июне 2008 года в Луганском областном художественном музее. Мастерица имеет звание народный мастер Луганщины. В сентябре 2008 Вера Дмитриевна проводила мастер-классы по изготовлению украинской куклы на телевизионных каналах ЛОТ и «1+1».
3691890181737000Семья Капустиных является победителем четвёртого областного фестиваля семейного творчества «Родинні скарби Луганщини» (2007). В номинации «декоративно-прикладное искусство» семья заняла 1-е место. Вместе с семьёй Вера Дмитриевна становилась участником и победителем областных выставок «Город мастеров», «Східна брама України», «Великодній кошик» (2009), заключительного фестиваля «Луганщина окрылённая моя», Международного фестиваля казацкой культуры «Любо» (Станица-Луганская, 2008). Вера Дмитриевна участвовала в вышивании Рушника национального единства.
ГлаваІІІ. Народная игрушкаЕще один существующий и развивающийся на Луганщине вид народного творчества - изготовление кукол из ткани.
3691890438150Украинская кукла-мотанка Берегиня00Украинская кукла-мотанка Берегиня
Кукла – неизменный спутник человека со времён строительства пирамид до наших дней, первая среди игрушек. Но куклы были не просто игрушками, через них передавали систему ценностей народной культуры. А первые куклы связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Назначение куклы многообразно: ритуальное, магическое, исцеляющее, развлекательное. Главная ценность традиционной народной куклы заключается в том, что она обретает жизнь при помощи воли создателя и сохраняет в своём образе самобытность, черты народа. По предназначению традиционные народные куклы можно разделить на три группы: обрядовые, куклы-обереги и игровые. Обрядовые куклы использовались при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Куклы заменяли живых людей в обрядах жертвоприношения, например, масленица. Обереговые куклы защищали от тёмных сил и болезней дом, человека, ребенка, путников, дочь перед замужеством. Простые художественно-выразительные средства куклы позволяют в детских играх отображать мир взрослых, события жизни. А через образы животных ребёнок познавал окружающий мир. Таким образом, куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю или в решении жизненных вопросов.
39776402228850Трипольская кукла-мотанка00Трипольская кукла-мотанка
3977640-952500С давних времён славяне использовали природные материалы для домашнего творчества. Куклы изготовляли из соломы, льна, дерева, лоскутков ткани. Наиболее распространённой в быту славянского народа была тряпичная кукла. Народную тряпичную куклу-мотанку, или как ее еще называют узелковая кукла, считают древним оберегом. Есть предположения, что славянская кукла-мотанка ведет свою историю от Трипольской культуры. Это самые ранние, предшествовавшие появлению Киевской Руси, поселения на территории современной Украины, откуда в следующие тысячелетия, предки тех племен, которые явились прародителями славян начали расселение на север и северо-восток (европейская часть современной России). Это было движение по речным артериям в глубь Великого Леса, которое вынуждены были осуществлять племена, проживавшие на богатых черноземных землях Великой Степи, спасаясь от нашествия кочевников. Появление куклы связывают с началом выращивания льна, тем самым можно сказать, что народной тряпичной кукле-мотанке около 5000 лет. И не только в России или Украине можно найти такую древнюю тряпичную куклу – она популярна во многих странах. Но изготовление ткани было трудоёмким делом, поэтому дети донашивали одежду взрослых, так на куклы оставалась изношенная ткань. Считалось, что ношенная одежда является обережной, так как хранит тепло души человека. Несмотря на это, для свадеб и подарков, куклы делали из новой ткани. По народному поверью у куклы не было лица, чтобы в неё не вселился нечистый дух и не смог навредить ребёнку. Наряд куклы отражает эстетическую и духовную значимость. В костюме закрепились древние и устойчивые формы одежды – это рубаха, сарафан, понева (юбка), передник, платок, повязки-ленты, пояс. А простота силуэта компенсировалась богатой цветовой гаммой, отделкой и вышивкой.
Ещё в 1887 году в своем энциклопедическом труде «Детские игры преимущественно русские» Покровский Егор Арсеньевич (1834 - 1895), выдающийся представитель российской науки, известный московский врач-педиатр, доктор медицины, почетный член Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, основоположник русской этнографии детства (благодаря его деятельности народная кукла впервые стала предметом научного и общественного внимания в конце 1870-х годов), писал: «Куклы немало содействуют доброму направлению ума и фантазии ребенка, вместе с тем немало способствуют развитию его языка, речи, голоса, так как дети в своих играх с куклами нередко помногу говорят, поют, и наконец, что еще драгоценнее, мало-помалу содействуя, таким образом, с малых лет развитию добрых семейно-нравственных понятий и правил, <…>очевидно, что куклы заслуживают полного одобрения и поощрения».
25869901795780Украинская народная кукла Мамка и Зольная00Украинская народная кукла Мамка и Зольная2586990-25654000Основные требования кукол: при изготовлении заготовки тела куклы ничего нельзя прокалывать иглой - все приматывается и привязывается. Иглу можно брать в руки, когда начинаешь украшать и наряжать. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — «рванки»). Даже волосы в голову не желательно пришивать. И самое главное условие для народной тряпичной куклы-мотанки – кукла должна быть крестообразной и ни в коем случае не напоминать собой реального человека.
Сматывание куклы происходит по спирали, как процесс спиралевидного закручивания энергетических вихрей, что символизирует развитие и рост, ритуальное действие, которое соотносится с зарождением, приумножением. По спирали движется Вселенная. Со спиралью связано и сотворение мира, о чем перекликаются значения таких слов, как «вихрь», «повитуха», «свивальник», «сповивати» и другие русско-украинские слова. Сакральным значением является и безликость куклы, что говорит о пребывании её за пределами пространства и времени, сопоставляет с образом Великой Богини, делает проводником её силы. Безликая кукла служит процессу непрерывного энергообмена со своим хозяином, так как она всегда будет «принята» и сможет служить оберегом. А навязанный, в случае определения лица, образ может не совпасть с отражением внутреннего мира того человека, для которого она делается, и будет мешать кукле выполнять те функции, ради которых она создавалась. Трипольская спираль, присутсвуя в процессе скручивания головы куклы, реализует идею, задуманную при создании куклы о ее предназначении — для решения каких задач она создается. Зарождающиеся мыслеобразы, «наматываются» ее создателем в головку куклы, наполняя ее энергией замысла. Кукла оживает, как голову-скрутку покрывают лоскутом ткани, и берется 57150154305000служить тому, ради кого она создавалась.
У всех славянских народов сакральная кукла-мотанка имеет практически один и тот же смысл. Технологии изготовления кукол схожи, но каждый регион имеет свои традиции и правила, обусловленные влиянием географических, культурных, климатических отличий, влиянием определенных исторических и геополитических событий на столь обширной территории расселения славянских народов. Украинские мотанки имеют более выраженную голову, в большинстве случаев, при этом, без ручек, ножек и туловища. Мотанки найдены археологами и на территории Северного Кавказа. Для мотанок этого региона, как и для украинских, характерно наличие крестоподобного лица, но ляльки с днепровщины имеют яркий солярный крест, а у кукол кавказских — ромб на лице больше напоминает трипольский символ плодородия и женского начала. Крест накладывался на лицо кукол и в некоторых регионах России, например, в Белгородской, Курской областях, Хакассии, Чувашии. Есть предположения, что мотанки с крестообразным лицом пришли с Азии, так как этот символ присущ куклам из горных районов Киргизстана, Таджикистана, Узбекистана. Историки предполагают, такая схожесть объясняется влиянием на культуру, экономику, общественное устройство этих территорий в VI-IV веках до н.э. достижений Скифии, культура которой вобрала в себя, в свою очередь, успехи в развитии присущие цивилизациям Востока, Греции и позже Рима.
Мотив крестообразной вышивки на лице тряпичных кукол, некоторые исследователи связывают с астральными символами, с солнечным божеством. Косой крест — заклинательный знак плодородия, перетягивающий обычно кукольную грудь, в южнорусских тряпичных фигурках вынесен на лицо, вписан в солнечный круг. Не случайно, что такими куклам не пришивали волосы. Шарообразная голова, преувеличенная, безволосая, как бы сама в себе заключала идею солнца. Ее совершенная законченная форма выражала стабильность, защищенность, жизнетворную повторяемость — символом чего считался солярный крест.
Проделав долгий путь развития с изначальных времен и до наших дней, образ традиционной куклы, неизбежно менялся. Так в конце XIX века под влиянием городской игрушки появились и мужские персонажи в кукольном мире. Знания людей постепенно менялись, расширялся их кругозор, восприятие мира становилось иным, и куклам стали вышивать или рисовать лица. Она утратила свою безликость.
В постсоветские 1990 - 2000-е годы практический интерес к изучению тряпичной куклы проявился очень активно. Стали открываться клубы, кружки, студии на базе музеев, домах народного, детского и юношеского творчества. Знание традиций и мастерство изготовления куклы востребованы теперь как никогда прежде. Творческий багаж кукольников содержит свыше 100 основных типов кукол и около 200 различных их вариаций. Кукольницы стараются выявлять региональные особенности местных кукол, использовать подлинные ткани и отделки, отображать этнографический костюм.
354901535560003.1 Самодеятельная мастерица-кукольница Татьяна Васильевна Кротько
-13335287845500Одной из таких самодеятельных мастериц-кукольниц является жительница Алчевска Татьяна Васильевна Кротько. Татьяна Васильевна родилась 22 февраля 1960 года в г. Алчевске. Биография этой женщины самая обыкновенная: училась в СШ №7, потом в швейном училище г. Зимогорье, продолжила образование в Киевском технологическом институте швейной промышленности. Работала на Коммунарской фабрике индивидуального пошива и ремонта одежды, потом мастером производственного обучения в ПТУ №102 и только тогда, когда в 1994 году пришла работать в СШ №4 руководителем кружка, решила заняться изготовлением народной куклы. Как говорит сама Татьяна Васильевна, сначала для того, чтобы детям было интересно, а потом увлеклась сама. Первые куклы ею были изготовлены благодаря Интернету, а уж потом она стала ездить на мастер-классы по изготовлению кукол в Краснодон и Луганск. У каждой мастерицы, как утверждает Татьяна Васильевна, свой почерк, каждая кукла неповторима. «Нельзя куклу одеть, как задумал мастер: с первого лоскутка, с первой ниточки кукла живёт самостоятельной жизнью, она как бы сама одевается. И когда я это поняла, - делится своими чувствами кукольница, - престала этому в душе сопротивляться. Ведь куклу делаешь с определённым настроением, с определённым желанием. Она это чувствует, вбирает в себя и несёт это желание людям. Я люблю всех своих кукол, дарю их своим знакомым, друзьям, 4272280000-28575000родственникам. И вот изготовление кукол так прочно вошло в мою жизнь, что нет такого дня, когда бы я их не делала».
-3238526670000307022526860500
Глава IV. Художественная резьба по дереву
История резьбы по дереву уходит своими корнями к моменту возникновения в человеческом обществе приемов и способов обработки древесины, как самого простого и распространенного материала, а также появления деревянного зодчества. Наши далекие предки знали, что древесина обладает очень ценными качествами: водонепроницаемостью, теплоизоляцией, невысокой плотностью, богатым разнообразием рисунка текстуры. К тому же, древесину удобно обрабатывать и заготавливать. В связи с этим, дерево широко использовалось в быту — практически везде от строительства оборонных укреплений до кухонной утвари и сельскохозяйственных орудий.
Со времени появления человека разумного, в ум и сердце людей заложено стремление к прекрасному. Это стремление вылилось в поразительное умение людей сделать из природного материала настоящее произведение искусства. Вряд ли найдется такой народ, который бы не украшал свое жилище и предметы быта. Однако история развития резного дела в каждой стране особая и связана с уровнем культуры, мастерства и мировоззрения в обществе. Поэтому, в каждой стране искусство резьбы по дереву имеет свои уникальные особенности, приемы и стили.
427291548577500Резьба по дереву в Украине переросла в прикладное искусство в ХIV- ХV вв. Особенности резьбы по дереву этого времени, характерные именно украинской резьбе - пышные растительные узоры с виноградными гроздьями и лозами, крупными цветами.
Наиболее древней считается геометрическая плоскорельефная резьба. Она не только украшала домашнюю утварь и строения, но и имела смысловую, обрядовую нагрузку. Все элементы такой резьбы несли в себе символы стихий и явлений. Нанося их на предметы, украшающие дом, люди надеялись уберечься от влияния злых сил и привлечь светлые силы: жизни, плодородия и долгоденствия. Из дерева вырезали также обереги – маленькие фигурки божков, которые являлись хранителями домашнего очага.
В более поздний период украшение дома и предметов домашнего обихода резьбой по дереву утратило мистический смысл и стало чисто декоративным. В ХVI-XVIII столетиях резьба по дереву стала промыслом общегосударственного масштаба. Однако уже в XIX веке резное мастерство было основательно подзабыто, поскольку развитие резчицкого промысла перестало поддерживаться государством.
Но история резьбы по дереву на этом не закончилась – в наше время древнее мастерство возрождается, появляются целые школы и коллективы декоративно-прикладного творчества. Резьба по дереву становится популярным видом народного искусства и приобретает все большее число почитателей. Строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.
Условно можно выделить типы резьбы:
сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба);
глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы);
скульптурная резьба;
домовая резьба (является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа)
резьба бензопилой.
3393440-41910004.1 Мастер художественной резьбы Алексей Егорович Рябоконь
-51435275082000Родился Алексей Егорович 12 февраля 1947 года в селе Расспасеевка Троицкого района Луганской области в семье потомственного плотника. Еще, будучи босоногим мальчишкой помогал отцу вместе со своими братьями. По окончании восьмилетки четырнадцатилетнему Алексею не пришлось долго раздумывать о выборе профессии. Он приехал учиться в город Алчевск (тогда Коммунарск), поступил в СПТУ № 40 и получил профессию столяра. Первым местом работы стало строительное управление «Отделстрой» треста «Коммунарскстрой», откуда Алексей Егорович ушел служить в армию и куда по окончании срока службы вернулся.
372999037084000Первую свою шкатулку Алексей Егорович сделал в 1980 году. Сегодня в коллекции автора более 200 шкатулок, настенных панно, ваз, резных птиц.
31623001416050011049017653000
4.2 Самодеятельный мастер из Алчевска с российскими корнями Владимир ЛыгинВладимир Лыгин (21 января 1963 г.р.) долго работал водителем-дальнобойщиком и больше тридцати лет, как говорит, резал дерево для души — на любительском уровне. Помнит, что в тринадцать лет вырезал первую свою скульптуру — из парафина. То был бюст Льва Толстого. Вот с того бюста все и началось. Зачастую источником его творчества становятся сказки, былины, легенды, библейские сказания.
3649980-48260000— Дети выросли, были переосмыслены жизненные позиции, захотелось оставить после себя что-то красивое и вечное, — рассказывает Владимир Станиславович. — Посмотрел на жизнь по-другому, с философской точки зрения, что, думается, прослеживается и в моих работах.
3567430103441500Сейчас в круг его интересов входят древняя славянская культура, история, из них и черпает сюжеты для будущих деревянных полотен. Это и канонические православные образы, и образы известных воинов, полководцев, и эпизоды значимых сражений.
Одна из больших картин — «Крещение Христа Иоанном Крестителем». Резчик сознательно не называет ее иконой, считая, что не всякое творение на религиозную тему может стать иконой.
35680651497965Павел Луспекаев
00Павел Луспекаев
— Некоторые из подобных изображений я и раньше включал в экспозиции, — поясняет мастер. — Многие из посетителей воспринимают их как иконы: молятся, прикладываются к ним. Как-то привез после нескольких выставок образ Казанской Божией Матери в храм, чтобы освятить, а батюшка сказал, что икона в этом уже не нуждается — намолена. Теперь она находится в алтаре Комиссаровской церкви, что в Перевальском районе. Икона с изображением Сергия Радонежского находится в алтаре одного из храмов Тульской области — в этом храме полвека назад крестили и меня.
В стиле Фаберже выполнено яйцо с секретом, внутри которого находится миниатюрная копия алчевского храма, освященного в честь Георгия Победоносца.
Есть у мастера серия «История в лицах», которая в 2013 году насчитывала около двадцати работ. Эта серия, по сути, и вдохновила Лыгина на создание «Луганщины в лицах», посвященной 75-летнему юбилею области.
35013902688590клен, дуб, 230мм высота, 2013 г.
00клен, дуб, 230мм высота, 2013 г.
А началось все с актера Павла Луспекаева — уж очень он нравился Владимиру Станиславовичу в образе Верещагина в фильме «Белое солнце пустыни». В этом образе мастер и запечатлел его. Барельеф Луспекаева-Верещагина занимает центральное место в галерее «Луганских лиц». В 2013 году в галерее было только четырнадцать работ, они даже побывали на выставке в Москве.
Для резьбы собственно портрета Лыгин использовал граб, а для фона — дерево посветлее, например, клен, липу, дуб, ясень. В планах — расширение серий «лиц». После Луганщины Владимир Лыгин работает над галереей «Донбасс в лицах» и «Украина в лицах».
Очень дорожит Владимир Станиславович портретом Владимира Высоцкого, перед чьим творчеством автор преклоняется, да и сам любит исполнять его песни под гитару. Дважды брался за изображение любимого барда – ничего не получалось: дерево или ломалось, или трескалось. Потом откуда-то извне пришла подсказка – в работе над Высоцким мастер впервые использовал для резьбы китайскую сливолистную яблоню, чьи плоды известны в народе под названием «райские яблочки».
7175577660500- Запах – необыкновенный! – делится впечатлениями Лыгин. – Горельеф родился за один день. И пока такого материала удостоился лишь Владимир Семенович. Возможно, в будущем вдохновение подскажет еще какой-нибудь образ для этого вида древесины.
Творческая мысль резчика ни на минуту не останавливается, бежит дальше и намерена замахнуться на серьезный проект, способный удивить оружейников Тулы и Златоуста. Есть планы и относительно использования новых для мастера материалов. Например, Владимир Семенович до 2014 года никогда не работал с грушей и самшитом, хочет попытаться резать по кости.
И вот уже в октябре 2015 года Владимир Станиславович становится победителем 17-го Московского конкурса резчиков в номинации «Рельеф».
Глава IV. Художественная обработка металла
Художественная обработка металла достигла высокого уровня еще во времена Киевской Руси. Изделия из металла широко применялись в домашнем быту, сельском хозяйстве и военном деле. Основным видом обработки металла была ковка. Кузнецы в большом количестве ковали посуду, орудия труда, оружие и доспехи. В развитии металлообрабатывающего ремесла Русь опережала Западную Европу. Известно, что еще в XI веке англосаксы сражались каменными, топорами, в то время как у русских воинов было только металлическое вооружение. Из железа, стали и меди изготавливали мечи, сабли, рогатины, копья, самострелы и наконечники стрел, кольчуги, нагрудники, шлемы и шишаки. С появлением позже огнестрельного оружия кузнецы стали ковать пищали и 304990554292500пушки, а затем ружья и пистолеты.
Во второй половине XVIII в. после значительных побед России над Турцией быстрыми темпами пошло освоение Черноморского побережья, заселение донских степей и степей Приазовья. Крепостям, защищавшим южный край, и Черноморскому флоту были необходимы пушки и боеприпасы. Практически единственным местом изготовления пушек был Урал, но доставка их с Урала стоила очень дорого, поэтому правительство Екатерины II обращает серьезное внимание на железные руды и каменный уголь Славяносербии. На этот каменный уголь было указано еще Петром I: «Этот минерал если не нам, то нашим потомкам очень пригодится».
Исходя из государственной необходимости. Екатерина II издает 14 ноября 1795 г. «Указ об учреждении литейного завода и употребить на это дело 715 733 руб.». Села Каменный Брод и Вергунка были первыми населенными пунктами, принявшими строителей и рабочих Луганского литейного завода. С 1797 г. поселок, возникший вокруг завода, получил название Луганский завод.
Кроме того, завод сыграл немаловажную роль в экономике России. В период Отечественной войны 1812 г. он был значительно расширен и являлся одним из основных поставщиков вооружения для русской армии.
С развитием машин ковка, или, если точнее, художественная ковка возвратилась в наш быт уникальным искусством создания неповторимых предметов роскоши.
5.1 Аллея кузнечного мастерства в Алчевске
127031115000Алчевск город металлургов и кузнецов. В городе, где огромный металлургический комбинат, каждый с детства мечтает стать или металлургом, или освоить какую-либо профессию, связанную с обработкой металла. Самая распространённая металлургическая специальность - это специалист по обработке металла давлением.
3438525195262500247657429500На Алчевском металлургическом комбинате трудятся квалифицированные кузнецы новой формации. Если раньше кузнеца можно было видеть только с молотом и наковальней, то на Алчевском металлургическом комбинате кузнецом можно считать и сталевара, и аппаратчика прокатного стана: специалисты этих профессий участвуют в выпуске готовой продукции. Все в городе Алчевске связано с металлом и ковкой. На гербе города красуется красного цвета ковш с расплавленным чугуном. А местная команда по футболу имеет название «Сталь», также связанное с металлом.
3043555266128500В подтверждение тому, что в городе Алчевске уважают профессию кузнеца, в сентябре 2007 года на Советской площади открылся второй в Украине парк кованых фигур (первый находится в Донецке). Дело в том, что АМК являлся генеральным спонсором фестивального движения искусства ковки в Украине. И таким образом кузнецы в знак благодарности решили украсить город своими творениями. А накануне Дня металлурга-2008 Алчевск впервые принимал фестиваль кузнечного мастерства, организаторами которого выступили Гильдия кузнецов Донбасса, Союз мастеров кузнечного искусства Украины (СМКИУ) при поддержке фонда развития г. Алчевска.
– Мы в Алчевске 4-й год, – пояснял председатель Гильдии кузнецов Донбасса, заслуженный деятель искусств Украины, директор украинского кузнечного предприятия «Гефест» Виктор Бурдук. – Но до сегодняшнего дня это были показательные выступления, мастер-классы. Нынешний фестиваль – первый росток. Надеюсь, что со временем он превратится в серьезный фестиваль, куда будут приезжать друзья-кузнецы и показывать свое мастерство.
36518859461500Главным событием этого фестиваля стало выполнение кованых элементов и монтирование на скульптуру. Кузнецы ковали «ветки» для дерева, которому дали новую жизнь, символизирующую расцвет кузнечного ремесла в ХХІ веке. Одна из миниатюр – жар-птица – подарок алчевским металлургам от их коллег из Краматорска. «Древо кузнецов» авторы подарили Алчевску со словами: «Кузнецы тоже металлурги, поэтому мы понимаем ваш труд. Мы вас любим! Это для вас!».
-51435124777500Алчевский металлургический комбинат, как колыбель кузнечного мастерства на Луганщине, всячески поощряет кузнечный промысел. Именно на деньги АМК была открыта аллея славы кузнечного мастерства. Парк заложен, фигур из металла не так много, но не это главное. Главное, что положено начало движению «Подари городу кузнечный шедевр!».
Вот имена тех, чьи работы установлены в парке кованых фигур: Виктор Бурдук, Евгений Ермак, Дмитрий Тилинин, Сергей Каспрук, Александр Чубенко, Антон Красюк, Евгений Куликов, Виктор Михалев (Донецк), Михаил Васильев (Макеевка), Леонид Красицкий (Краматорск), Андрей Бондаренко, Юрий Горбань (Константиновка), Сергей Войтков (Алчевск).
Некоторые изделия-скульптуры на аллее кузнечной славы - просто уникальные произведения местных кузнечных дел мастеров.
4010025-11747500Прекрасен скульптурный орнамент из металла «Букет мастеров», это олицетворение желания и стремления идти вперед и только до победного конца.
Великолепна скульптура «Рой бабочек». Бабочки хоть и из металла, но выполнены так уникально и с душой, что кажется действительно перед глазами клубок бабочек!
1009655715000А самая почитаемая кованая скульптура олицетворяет лозунг «Красота спасет мир!», потому что ковка - это все прекрасное, и чем его, этого прекрасного, в мире больше, тем замечательнее жизнь. Сделали ее в Крыму и имеет она форму ковша из которого проливается кузнечное майстерство, делая мир лучше, добрее, красивее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
2334260123634500Многие столетия, начиная с тех времён, когда Луганский край звался Слобожанщиной, здешние степи заселяли представители различных национальностей. Ведь сюда переселялись люди, которые не боялись трудностей, перемен в жизни. Активные, предприимчивые, свободолюбивые. При Екатерине Второй на Слобожанщине образовывались вольные поселения, которые служили форпостом огромной Российской империи. Поэтому у нас образовалась особая культура, особые традиции, костюмы. Соединилось всё самое лучшее. И по этой же причине на Луганщине наблюдается разнообразие в творчестве и нет зацикливания: вот это должно быть так и никак иначе. Хранить традиции – это свято. Но нужно развиваться и дальше. И наши люди не боятся этого. Они чтят традиции, но при этом пытаются изобрести что-то новое.
На Луганщине, кроме выше изложенных, развиваются и другие виды декоративно-прикладного искусства. Например, фьюзинг. Это способ обработки стекла под действием высокой температуры. Сейчас модно оформлять зеркала, стеклянные двери, интерьер квартир фьюзингом. 173990808799500
Или ещё одно направление - пэчворк – это работа с кусочками ткани, лоскутное шитьё. Хотя, по сути, это старинное русское направление. Или квилинг – создание объёмных композиций с помощью бумаги, ткани. Вообще нужно понимать, что придумать что-то принципиально новое – достаточно сложно. Просто появились новые современные краски и материалы. И они стали доступны широкому кругу покупателей. Очевидно, время подошло всему этому возрождаться и развиваться. Люди после долгих лет и множества попыток привнести в свой быт что-то красивое, 4105275130492500искусное, получили такую возможность. Но есть направления или технологии, изобретенные именно нашими мастерами.
Например, Татьяна Коновал, знаменитая пысанкарка из г. Свердловска, заслуженный мастер Украины. Она создаёт «Слобожанскую пысанку» методом травления, достигая при этом 7 оттенков. Её работы пользуются большим успехом.
3978910154622500Есть у нас мастер, который делает деревянные пысанки, Он делает пысанки с помощью самоклеющейся рекламной плёнки – оракала. Вырезает тончайшие колечки, кружочки, потом это всё наклеивает на деревянное яйцо, покрывает несколькими слоями лака.
5715105918000Грошенко Александр Владимирович развивает искусство миниатюры. Его умение – это почти ювелирная работа, в которой, с одной стороны, на скромной декоративной тарелочке переданы целые литературные произведения или народные песни, с другой, - увековечены исторические события и персоналии Украины.
5715201993500А вот Ремнёва Маргарита Вячеславовна работает в стиле Городецкой росписи, взявшей своё начало от Городецкой иконописи, а также в стиле Слобожанки и Петриковской росписи, придерживаясь классической манеры письма, и дополняя авторской игрой света и оттенками перламутра. Например, расписная шкатулка выглядит так, как будто на неё накинули шаль, а открывая шкатулку, мы восторгаемся тем, как эта шаль искусно продолжена. Интересно смотрится расписной поднос «Окрылённая Луганщина», его рисунок наполнен цветущими полями и вспархивающими птицами, подтверждающими название. И многое другое, где чередование орнамента, света и авторского взгляда на красоту природного мира, приносят настоящее эстетическое удовольствие. Но, Маргарита Вячеславовна не только обладает талантом из обычных деревянных изделий делать произведения искусства. Она умеет лечить души, работая дефектологом в детском саду и иногда помогая детям Алчевской духовной лечебницы «Прибавление ума», с которыми она применяет целебное воздействие красоты творчества, преодолевая еще один стереотип-клише, и доказывая, что диагнозы «ДЦП», «Дебильность» совсем не мешают развитию таланта в человеке.
3815715-104203500Итак, декоративно-прикладное искусство обогащается новыми аспектами, его содержательная красота нужна человеку, в наше время растет его художественно-культурная ценность. И не высокие технологии, а живая, выношенная душой и созданная человеческими руками красота спасет мир. Поэтому так важно вкладывать свою душу в авторские вещи, и мастера декоративно-прикладного искусства демонстрируют нам еще один путь преображения – быть личностью, творческой, движущейся вперёд.
В наши дни особую актуальность обретают слова крупнейшего исследователя чувашского искусства, академика А.А. Трофимова: «Народные промыслы и ремесла каждого народа являются национальным достоянием, а их произведения - богатством, создаваемым как для современников, так и для будущих поколений. Народное декоративно-прикладное творчество берет свои истоки из глубины истории, в нем прослеживаются богатые традиции, воззрения и выкристаллизованные понятия о прекрасном... Познание истоков художественных промыслов и ремесел позволяет оценить их современное состояние и решать насущные вопросы сегодняшнего дня». Оптимистично то, что художественные промыслы и трудолюбивые народные мастера Луганщины находятся в постоянном движении. Этот процесс во многом черпает энергию в национальной культуре, сохранившей свою неповторимость и неизмеримый глубинный потенциал. Возрождаются уникальные технологии и утерянные традиции изготовления изделий художественных промыслов.
Можно отметить, что на Луганщине получил распространение достаточно широкий спектр ремесел и промыслов, которые связаны с историческим развитием быта народа. В настоящее время интерес в народным промыслам и ремеслам постепенно возрастает, но по мнению мастеров он еще не достаточно активен и данный вид деятельности нуждается в более полномасштабной поддержке со стороны государственных органов.
Литература
1. Вачьянц А.М. Педагогические условия творческого сотрудничества на уроках мировой художественной культуры в средней общеобразовательной школе. Автореферат. - М., 2003.
2. Давидюк О.М. Українська художня культура ХХ ст. Напрями популярної естрадної музики [«Художня культура України», 10-й клас] // Основа. Мистецтво в школі. – 2013. – № 3 (51) березень. – С. 6–16.
3. Даренский В. Ю. Диалогическая открытость как сущностная особенность русской культуры // Русский язык, литература, культура в школе и вузе. – 2005.-№2. – С.57-61.
4. Махлина С.Т. Искусство в информационную эпоху // Культура и образование в информационном обществе. Материалы международной научной конференции. – Краснодар, 2003. - С. 137-140.
5. Интернет ресурсы по декоративно-прикладному искусству:
Портал культурного наследия России http://культура.рф/;
«Культура» – еженедельная газета. http://portal-kultura.ru/;
Русская традиционная культура http://ru.narod.ru/crf/;
Гипермаркет знаний http://school.xvatit.com/Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М.: Искусство, 1971. – 544с.
Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сб. статей. – Л.: Художник РСФСР, 1981. – С. 56 – 62.
Горячева Н.А. Декоративно-прикладное искусство. – М.: Искусство, 1986. – 175 с.
Дорожин Ю. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно- прикладного искусства. В 2-х ч. - М.: Мозаика-синтез, 1995. – 80 с.
Зись А. Виды искусства. - М., 2007. – 346 с.
Канцедикас А.С. Искусство и ремесло (К вопросу о природе народного искусства). - М.: Искусство, 1977. – 87 с.
Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. - М., 1983. – 312 с.
Соколов В.И. Резьба по дереву. - М. 2005. – 144 с.