Урок изобразительного искусства на тему «Ты моё Подмосковье. Народные художественные промыслы».
Урок – путешествие. «Ты моё Подмосковье. Народные художественные промыслы».
Цели:
1. Развитие познавательной активности детей.
2. Знакомство с народными ремеслами Подмосковья.
Задачи:
развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности;
воспитывать любовь к искусству народных мастеров.
воспитание чувства гордости за свой народ, любови к своему Отечеству.
Ход урока: (Звучит музыка - «Подмосковье»)
Учитель: Есть на свете Земля
Рядом с Москвой лежит она
А давайте заглянем мы в прошлое,
О Земле этой скажем хорошее!
На карте России указом Петра
Губерния наша была создана,
С тех пор расцветала и крепла она,
Врагам недоступной всегда была!
Учитель - Ребята как вы думаете, о какой земле идет речь?( о Подмосковье)
Учитель - Вы правы. Это наше любимое и родное Подмосковье.
Давным-давно Россию называли Русью, а область губернией. В 1708 году по указу Петра I была учреждена Московская губерния, куда вошла бо́льшая часть территории нынешней Московской области. И славилась наша Земля своими ремёслами, то есть производством разных изделий, которые изготовляли мастера - ремесленники, причем каждый мастер делал всё сам – от начала и до конца. А затем ремесленники стали объединяться в артели – так возникли промыслы. В Подмосковье нашем было много талантливых мастеров, которые занимались различными промыслами.
Учитель - Ребята , а какие промыслы Подмосковья вы уже знаете? (Гжель, Павлово- Посадский платок, Жостовский поднос, Сергиево- Посадская матрешка)
Учитель - Так как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на этом уроке? ( о промыслах Подмосковья)
Учитель - И так тема сегодняшнего урока – «Ты моё Подмосковье. Народные художественные промыслы»
(Раздается стук и входит скоморох Петруша, в руках у него сундучок)
Учитель - Здравствуй Петруша, с чем пожаловал?
Петруша( с поклоном) - Здравствуйте, люди добрые,
Гости званые и желанные!
Вас мы, гости, всех встречаем
И подарком привечаем.
Все сложил я в сундучок
О предметах тех молчок,
Угадайте, что же в нем
В сундучке том расписном?
(Петруша задает загадки, после отгадки отдает подарок)
1. Отличите это сразу.
Белый фон снегов белей,
Синий – небушка синей.
Кружевное это чудо
Привезли купцы откуда? Ответ – из Гжели
Учитель: Ребята, а что вызнаете о Гжели?
Дети: В 50 км. От Москвы есть место, где 675 лет назад родился промысел по изготовлению изделий из белой глины, которые расписываются, синим кобальтом.
(Представить художников).
2. Есть еще для вас игрушка,
Не лошадка, не Петрушка –
А красавица девица,
У нее внутри сестрица.
Ответ – Матрешка.
Учитель: А что вы знаете об этом промысле?
Дети: Делают её в подмосковном Сергиевом посаде. Похожа она на простую крестьянскую девочку. В большой кукле пряталось целое семейство – одна другой меньше. Теперь матрешка составляет один из основных видов изделий города. А ещё Матрешка стала символом Руси.
3. Городок тот недалек.
Символ города - платок.
Набивным узором славится
Всему миру очень нравится.
Ответ – Павловский Посад.
Учитель: - Ребята что ни будь , добавите к ответу?
Дети: Подмосковные умельцы из Павловского посада создают удивительные платки с набивными яркими цветами на черном, вишневом, кремовом поле. Характерный мотив в рисунках павловских шалей – растительный орнамент. Чаще всего это розы и полевые цветы.
4. Посмотрите на поднос –
До чего же он хорош!
Роспись чудная на нем,
Цветы разные кругом.
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Ответ – Жостовский поднос.
Учитель: А что вы узнали о Жостове из наших уроков?
Дети: Недалеко от Москвы находится село Жостово. В начале 19 века в здесь возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных подносов. Каждый поднос индивидуален, расписывается от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, то есть по воображению.
Петруша - Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
В Подмосковье все умельцы
На весь мир молва идет.
( - до свиданья ребята и вы гости дорогие, до новых встречь! Уходит.)Учитель - Все правильно, с этими промыслами мы с вами знакомились на предыдущих уроках. Но промыслов в Подмосковье гораздо больше. И что бы узнать о них я предлагаю отправиться вместе со мной в удивительное путешествие по городам Подмосковья, где мы с вами еще не были.
И сопровождать нас в этом путешествии будут юные экскурсоводы. Представляю вам -……..(фамилии детей).
Учитель - Ну что ж отправимся на север Подмосковья, в с. Богородское.
Богородская игрушка.
Среди народных умельцев особое место принадлежит мастерам “потешных дел” - игрушечникам.
В непосредственной близости от Сергиева Посада (всего в 20 км.) находится село Богородское. Искусство резьбы по дереву возникло в Богородском три века назад. Ныне это яркий художественный центр народного творчества.
Смешные гусары и дамы, всадники и плясуны, дровосеки и музыканты, медведи и курочки - все это темы богородской игрушки.
Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной. Игрушке "Кузнецы" более 300 лет. "Кузнецы" стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. Можно встретить и такие игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой, нитку, она приводит в действие части фигурок.
Современная Богородская резьба - многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла.
Учитель - Из села Богородское мы отправимся в другое село – Федоскино.
Федоскино.
Село Федоскино – родина русской миниатюрной живописи на лакированных изделиях из папье-маше.
В 1795 году в этом селе началось производство модных в ту эпоху лакированных табакерок, а в дальнейшем и производство шкатулок.
Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.
Федоскино – не просто затейливая картинка, это прекрасный мир чудес, радости и праздника.
Учитель - О фарфоре мы знаем много. А знаете ли вы, что совсем не далеко от Гжели есть не большой городок Ликино-Дулево, где тоже изготавливают изделия из глины.
Ликино-Дулево.
Основал этот промысел выходец из Гжели – разбогатевший крестьянин Кузнецов. Дулёвская роспись – это знаменитые «агашки». Этим словом обозначают старую русскую манеру росписи, ручную живописную раскраску. Ещё «агашка» это цветок! Самый излюбленный дулёвский узор - яркая роза с круглыми лепестками и называется «агашка». Эту манеру росписи дулёвцы переняли у гжельских живописцев, которые традиционно расписывали посуду крупными розанами. Но в отличие от синего гжельского кобальта, в Дулёво используют в основном четыре краски и золото, а фирменная дулёвская роза – розово-пурпурная.
А знаете, почему именно дулёвскую розу называют «агашкой»? Дело в том, что у каждого завода существует свой стиль росписи. Дулёвский фарфор – очень яркий, праздничный, народный. Раньше в основном росписью занимались женщины-мастерицы, рисунки их были трогательные и наивные, но очень живые и яркие. В основном мастерицы, работающие на заводе, были из деревень, где имя Агафья было очень распространенным, т.е. Агафьи рисовали, а «агашками» стали называть их рисунки. Такой стиль росписи раньше ещё называли «трактирным».
Учитель - Любят в Подмосковье фарфор, вот и в поселке Вербилки тоже.
Фарфор Вербилок
Завод «Вербилки» был основан в России в 1754-м году купцом Гарднером – выходцем из Англии. Гарднер получал заказы на изделия от императорского двора и за их уникальность и высочайшую художественную ценность имел благодарность от самой императрицы, а от московского губернатора – право ставить на изделия клеймо в виде герба Москвы. Продукция завода славилась в России и далеко за её пределами своим отменным качеством и высочайшим уровнем исполнения.
Гордость завода – тонкостенный фарфор. Толщина стенок – миллиметр. Если поднести к лампе, просвечивает. Отливают и формируют фарфор вручную. Машины с такой ювелирной работой не справляются. Сушат фарфор при температуре 800 градусов, обжигают – при 1380. Перед обжигом каждое изделие окунают в глазурь, в состав которой входит кварцевый песок. Песок придаст изделиям блеск. Больше суток фарфор запекается. Расписывают фарфор только керамическими красками и только в ручную. Если у вас окажется в руках фарфоровая вещица с головой лося на донышке, знайте: в этой вещице двухсотлетний опыт, мастерство, искусство русских мастеров фарфора.
Учитель - Спасибо ребята за интересные рассказы. Теперь мы знаем насколько богато наше Подмосковье. И как много талантливых людей живет рядом с нами.
Физкульт минутка:Учитель: Устали? Предлагаю немного отдохнуть и расслабится.
-Ребята посмотрите на доску, узнаете очертание этих земель? Да – это Подмосковье.
- А сможете ли вы найти на карте места - народных промыслов, где мы сейчас побывали, и прикрепить туда эмблемы? Их привезли наши экскурсоводы.
(вызываются ребята по желанию)
Практическая работа:
- А как же быть с другими центрами подмосковных промыслов, они остались без эмблемы? Давайте их еще раз назовем. (Гжель, Павлово- Посадский платок, Жостовский поднос, Сергиево- Посадская матрешка)
- Предлагаю нарисовать их, а для этого разделимся на группы, всего их четыре, по числу промыслов:
1. гжельские умельцы
2. жостовские мастера
3. павловские ткачи
4. сергиево-посадские игрушечники
(ребята рассаживаются по группам 4-5 человек, по окончанию работы готовые эмблемы прикрепляются на карту).
Учитель: - Ребята, посмотрите, как богата наша подмосковная земля народными умельцами, но и это еще не все. На наших уроках мы еще познакомимся и с Кудринской резьбой, и с Клинской ёлочной игрушкой.
Итог:
Ребята, народные художественные промыслы - это духовное наследие российского общества, вклад России в мировую культу. В каждом изделии - платке, игрушке, подносе - живет душа мастера. Изделия творческого ручного труда не позволяют душе и сердцу человека превратиться в камень. А если народ сохраняет свою душу, такой народ не победим, и у него большое будущее.
Спасибо за урок. До свидания.