Методические указания по самостоятельной работе студентов по предмету Русская литература
Департамент образования Кировской области
КОГОАУ СПО «Нолинский государственный политехнический техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Специальность:
35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Преподаватель дисциплины: Е.В. Дрямина
Нолинск-2015
Основная профессиональная образовательная
программа по профессии
35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Рассмотрено и рекомендовано к применению на заседании методической комиссии
общеобразовательных дисциплин
протокол №_____от_______20____г.
Председатель:__________________Ю.В.ШабалинаУтверждено заместителем директора по учебной работе
протокол №_____от_______20_____г.
Зам.директора по УР_____________Е.В.БелыхДанные методические рекомендации предназначены для студентов по профессии 35.02.07 Механизация сельского хозяйства (уровень) при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Русская литература»
В методических рекомендациях разработаны различные виды самостоятельной внеаудиторной работы, даны указания по их выполнению, составлены контрольные вопросы и определены формы контроля.
Содержание
Пояснительная записка…………………………4-7
Введение…………………………………………8-9
Методические рекомендации по работе с литературой……………………………………10-11
Аналитическая обработка текста (реферирование, рецензирование)………………………………12-16
Электронные презентации……………………17-19
Рецензия и отзыв на прочитанный материал...20-24
Отзыв…………………………………………...25-26
Алгоритм работы с информационными ресурсами………………………………………27-33
Основные требования к творческой работе….34-40
Приложения……………………………………41-44
Пояснительная записка
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Русская литература» предназначены для обучающихся СПО.
Цель методических указаний: оказание помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Русская литература».
Настоящие методические указания содержат работы, которые позволяют студентам овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности, и направлены на формирование следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, команде; эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
В результате выполнения самостоятельных работ по дисциплине «Русская литература» студенты должны знать:
методы и приёмы поиска информации;
методы критической оценки и обработки информации;
инструменты информационно-поисковой деятельности (библиотечная сеть, Интернет);
способы и приёмы представления готовой информации.
Описание каждой самостоятельной работы содержит: тему, цели работы, задания, порядок выполнения работы, формы контроля, требования к выполнению и оформлению заданий. Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам.
Перечень видов самостоятельной работы представлен в таблице:
Вид самостоятельной работы Форма контроля
Конспектирование Самоотчёт
Подготовка и написание докладов Защита доклада
Самостоятельное решение ситуационных задач Выступление на семинаре
Подготовка и написание сообщения Защита сообщения
Оформление мультимедийных презентаций Представление мультимедийной презентации
Подготовка и написание рефератов Защита рефератов
Подготовка проекта Защита проекта
Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит консультацию с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечнем литературы.
Согласно требованиям государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и плана учебного процесса каждый студент должен выполнить по каждой учебной дисциплине определённый объём внеаудиторной самостоятельной работы.
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы используется защита докладов, рефератов, сообщений, выступление на занятиях, защита презентаций, проектов.
Введение
Требования работодателей к современному специалисту, а также федеральный государственный образовательный стандарт СПО ориентированы, прежде всего, на умение самостоятельной деятельности и творческий подход к профессии. Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность, как никогда зависят от умения проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию самостоятельных действий. Стратегическим направлением повышения качества образования в этих условиях является оптимизация системы управления учебной работой студентов, в том числе и их самостоятельной работой.
В современный период востребованы высокий уровень знаний, социальная мобильность, профессионализм, готовность к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с этим должны измениться подходы к планированию, организации учебно-воспитательной работы, в том числе и самостоятельной. Прежде всего это касается изменения характера и содержания учебного процесса, переноса акцента на самостоятельный вид деятельности, который является не просто самоцелью, а средством достижения глубоких и прочных знаний, инструментом формирования у студентов активности и самостоятельности.
Целью методических рекомендаций является повышение эффективности учебного процесса, через вовлечение в него студента, который из пассивного объекта обучения становится активным субъектом учебного процесса. Из этого следует:
способность занимать в обучении активную позицию;
готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;
умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;
инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации;
осознание своих потенциальных учебных возможностей и психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию
Виды самостоятельной работы студентов:
Репродуктивная самостоятельная работа
- самостоятельное прочтение, просмотре, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, аудиозаписей, заучивание, пересказ, выразительное чтение, запоминание, Интернет-ресурсы, повторение учебного материала и т.д.Познавательно-поисковая самостоятельная работа
- подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по дисциплинарным проблемам, написание рефератов и др.
Творческая самостоятельная работа
- написание рефератов, научных статей, участие в научно-исследовательской работе, подготовка дипломной /курсовой работы (проекта). Выполнение специальных заданий, участие в студенческих научных конференциях и др.
Методические рекомендации по работе с литературой
Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовкой является работа с литературой ко всем видам занятий: семинарским, практическим, при подготовке к зачётам, экзаменам, тестированию, участию в научных конференциях. Уметь работать с литературой – значит научиться осмысленно пользоваться источниками.
Существует несколько методов работы с литературой.
Один из них – самый известный – метод повторения: прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким образом сведения легко забываются.
Наиболее эффективный метод – метод кодирования: прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать её для хранения, важно провести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные сведения с ранее известными.
Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения.
Изучение научной, учебной, художественной и иной литературы требует ведения рабочих записей.
Форма записей может быть весьма различной: простой или развёрнутый план, тезисы, цитаты, конспект.
План – первооснова, каркас какой–либо письменной работы, определяющий последовательность изложения материала.
План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развёрнутым. Их отличие друг от друга состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объёме.
Для того, чтобы усвоить материал, необходимо не просто читать, а осмысленно работать с книгой. Вот некоторые правила работы с литературой:
-необходимо предварительно просмотреть книгу или статью, познакомиться с её структурой, содержанием;
-желательно сделать закладки с указанием, о чём на той или иной странице говорится;
-выделить необходимо лишь те места, которые имеют непосредственное отношение к теме работы;
-свои мысли, которые возникают по ходу работы, необходимо сразу фиксировать.
Немаловажную роль в работе играют записи, ибо они:
-обеспечивают более внимательное отношение к чтению, организуют внимание;
-помогают лучше понять текст;
-служат определённым контролёром восприятия предмета: не понимая чего-нибудь, трудно записать основную мысль;
-облегчают запоминание;
-позволяют быстро восстановить в памяти забытое, уточнить факты и прочее;
-ведут к систематическому накоплению концентрированных сведений.
Записи могут вестись в различных формах. Это может быть конспект, тезисы, выписки, развёрнутый план и т.д. Записи можно делать на листах бумаги или карточках.
Самый простой вид записи – выписка (выдержка). При работе с выписками необходимо помнить некоторые правила:
-на каждом листе (сверху) обязательно указывается источник, откуда взят материал (ФИО автора, название, выходные данные книги) и номер страницы;
-выписки делаются на одной стороне листа;
-цитаты должны выписываться совершенно точно, не допуская никаких искажений;
-выписка желательно сразу систематизировать.
Рабочая запись помогает при подготовке к сообщению, устному выступлении.
Тезисы (от гр.thesis) – краткая формулировка развёрнутого высказывания или основной мысли; основные положения, которые поясняются или доказываются в тексте.
Составление тезисов позволяет расчленить текст более детально, чем план, но более кратко, чем конспект.
Тезисы служат для сохранения в памяти информации и как основа для дискуссии.
Кроме того:
-тезисы содержат основные мысли текста в форме утверждения или отрицания;
-в каждом положении содержится одна мысль;
-тезисы составляются после предварительного ознакомления с текстом, при повторном чтении;
-тезисы применяются, когда нужно уяснить суть проблемы;
-тезисы применяются, когда необходимо сравнить несколько точек зрения на одну проблему, например, при подготовке обзора литературы к введению.
Конспект (от лат. conspectus - обзор) – это краткое письменное последовательное изложение основного содержания книги, статьи, освобождённое от мелочей, повторений.
Конспекты бывают плановые, текстуальные, свободные, тематические.
Работая над конспектом необходимо помнить:
-при конспектировании надо записывать самое главное, по возможности, кратко;
-конспект не должен быть «глухим» - стоит создать систему знаков, обращающих внимание: это могут быть цифровые и буквенные обозначения, деления, подчёркивания.
Конспект, как правило, служит основой для написания работы.
Аналитическая обработка текста (реферирование, рецензирование).
Сущность реферирования заключается в компрессировании текстов, т.е. в выявлении, систематизации и обобщении наиболее важной информации первичного текста и её письменная фиксация в виде вторичного текста.
Реферат – (лат. Reffere –сообщать, докладывать) это семантически адекватное, информативное, достоверное, ограниченное средним объёмом от 500 до примерно 10000 печатных знаков изложение основного содержания первичного текста. Основными требованиями, предъявляемыми к реферату, являются: его объективность, полнота и чёткость изложения.
Основные типы рефератов:
В соответствии с принятой на международной конференции по научному реферированию в Париже в 1949 году классификацией рефераты делятся на следующие типы:
информативные (реферат-конспект);
индикативные (указательные);
рефераты-резюме;
научные рефераты.
Информативные рефераты представляют собой изложение в обобщённом виде всех основных тем и проблем первоисточника, основные результаты и выводы, имеющие практическую и теоретическую ценность. Целевое назначение такого реферата – это необходимость тематической и смысловой компрессии текста до заглавных обобщающих формулировок.
Индикативные рефераты указывают только на основные положения первоисточника. Этот тип рефератов не содержит подробной информации о выводах, обсуждениях, комментариев. В нём даны лишь названия разделов, глав, параграфов, набор ключевых фраз и словосочетаний.
Научные рефераты делятся на проблемные, основывающиеся на многоцелевом проблемном первоисточнике и концептуальные, базирующиеся на смысловой строке образно-тематического содержания. Для составления последнего важную роль играет формирование обобщений и абстракций.
Обобщение – это ничто иное, как поиск более ёмких форм представления информации, в результате чего достигается её компрессия.
Рефераты-резюме являются по сути дела расширенными аннотациями, а они лишь сообщают о чём говорится в тексте и не содержат доказательств.
Рефераты-обзоры – это рефераты на обширную тему, стоящиеся на материале нескольких произведений, объединённых одной темой. Эти рефераты могут быть обзорными или сводными. Первые дают общий результат
всех источников сразу, вторые – излагают содержание нескольких источников, объединённых одной темой.
Структура реферата
1.цель;
2.метод;
3.результат;
4.заключение.
Текст реферата пишется с абзаца и начинается с изложения существа проблемы, рассматриваемой в реферируемой статье. Здесь следует избегать таких вводных фраз, как: «автор статьи рассматривает», «целью настоящей работы является», и т.п. Исторические справки , история исследуемой проблемы, введение, если они не составляют основного содержания статьи, ранее опубликованных работ и общеизвестные положения в реферат, как правило, не включаются и не излагаются
Предметная рубрика. Наименование области знаний, к которой относится реферируемый материал.
Тема. Название основной темы работы.
Выходные сведения источника (автор, заглавие,место издания, издательство, год издания).
Главная мысль реферируемого материала должна быть сформулирована сжато, без комментариев референта.
Изложение содержания осуществляется первоисточника по главам, разделам, параграфам.
Выводы автора по реферируемому материалу.
В большинстве случаев выводы автора можно понять из его главной мысли. Если выводы автора в первоисточнике отсутствуют, то этот элемент в реферате опускается.
Способы изложения информации в реферате
Интерпретация – это способ реферирования, когда текст первоисточника излагается в той же последовательности.
Экстрагирование – это представление информации первоисточника. В тексте первоисточника отмечаются предложения, которые полностью или с незначительными изменениями переносятся в реферат-экстракт.
Перефразирование предполагает опущение значительной части текста оригинала и перестройку его смысловой и синтаксической структуры, т.е. одни фрагменты текста заменяются другими или несколько предложений объединяются в одно.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Этапы подготовки презентации:
1.Составленеи плана презентации, выделение основных идей первого и второго уровня.
2.Количество слайдов, их содержание.
3. Продумывание каждого слайда ( на первых порах это можно делать на бумаге), при этом важно ответить на вопросы:
*как идея этого слайда раскрывает идею всей презентации?
*что будет на слайде?
*что будет говориться во время показа слайда?
*как будет сделан переход к следующему слайду?
4.Изготовление презентации с помощью MS PowerPoint – наиболее частый выбор. Основной шрифт в тексте рекомендуется изменить на Arial или ему подобный; шрифт Times плохо смотрится издалека. Обязательно установите в Math Type основной размер шрифта. В серьёзных презентациях не следует использовать эффекты анимации.
Представление презентации:
*Титульная страница необходима, чтобы представить аудитории Вас и тему Вашего доклада.
*Оптимальное число строк на слайде – от 6 до 11. Перегруженность и мелкий шрифт тяжелы для восприятия. Недогруженность оставляет впечатление, что выступление поверхностно и плохо подготовлено.
*Распространённая ошибка – читать слайд дословно. Лучше всего, если на слайде будет написана подробная информация (определения, термины, даты, названия произведений и т.п.), а словами будет рассказываться их содержательный смысл. Информация на слайде может быть более формальной и строго изложенной, чем в речи.
*Пункты перечней должны быть короткими фразами; максимум – две строки на фразу, оптимально – одна строка. Чтение длинной фразы отвлекает внимание от речи. Короткая фраза легче запоминается визуально.
*Оптимальная скорость переключения – один слайд за 1-2 минуты, на лекциях – до 5 минут. Для кратких выступлений допустимо два слайда в минуту, но не быстрее. Слушатели должны успеть воспринять информацию и со слайда, и на слух.
*На слайдах с ключевыми определениями можно задержаться подольше. Если они не будут поняты – то не будет понято ничего.
*Последний слайд с выводами в коротких презентациях проговаривать не надо.
РЕЦЕНЗИЯ И ОТЗЫВ НА ПРОЧИТАННЫЙ
МАТЕРИАЛ
Рецензия (от лат. recensio «рассмотрение») – отзыв, разбор и оценка нового художественного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации. Рецензию характеризует небольшой объём и краткость.
Рецензент занимается в первую очередь новинками, о которых практически ещё никто не писал, по поводу которых ещё не успело сложиться определённое мнение.
В классике рецензент обнаруживает, прежде всего, возможность её актуального, остросовременного прочтения. Любое произведение нужно рассматривать в контексте современной жизни и современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая
злободневность является непременным признаком рецензии.
Под сочинением-рецензией мы понимаем такие творческие работы:
*небольшая литературно-критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных и литературных проблем;
*сочинение, которое в большей степени – лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;
*развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции и одновременно содержится его оценка.
Примерный план рецензии на литературное произведение.
1.Библиографическое описание произведения (автор, название, издательство, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания.
2.Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление).
3.Критический разбор или комплексный анализ текста:
-смысл названия;
-анализ его формы и содержания;
-особенности композиции;
-мастерство автора в изображении героев;
-индивидуальный стиль писателя.
4.Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии:
-основная мысль рецензии;
-актуальность тематики произведения.
В рецензии не обязательно присутствие всех вышеперечисленных компонентов, главное, чтобы рецензия была интересной и грамотной.
ОТЗЫВ
Отзыв – это передача мыслей и чувств, вызванных прочитанным произведением. Целью отзыва является рекомендация книги другим читателям.
Отзыв о прочитанной книге – это свободное сочинение. Общая схема здесь была бы неуместна и, скорее всего не помогла бы, а лишь навредила. Тем не менее, можно дать некоторые рекомендации в последовательности и содержании отзыва.
Отзыв может быть написан в виде рассуждения, которое обычно содержит:
1.Краткое сведение о литературном источнике: имя автора, название произведения, место и время событий, которые описывает автор, кто стоит в центре повествования.
2.Тезис – мнение читателя о литературном источнике и доказательства справедливости этого тезиса.
3.Вывод – общая оценка источника.
Следует рассмотреть данные пункты более подробно.
1.Записывается имя автора и название произведения. Далее можно написать в какое время происходили события, описанные в источнике, что студент знает об этом историческом периоде из книг, кинофильмов. Затем можно упомянуть те личности, которые стоят в центре повествования.
2.В главной части отзыва нужно выразить своё мнение о прочитанном произведении. Можно написать своё отношение к литературному источнику, главным героям, описать наиболее понравившиеся места в произведении и обосновать, почему они понравились. Практически во всех
отзывах даётся характеристика одного или нескольких героев. Пишущий отзыв рассказывает о том, какие черты характера, поступки, подвиги героев прочитанного литературного источники взволновали его.
Наиболее интересные отзывы получаются, когда есть сравнение, противопоставление прочитанного с фактами, известными из других книг или жизни.3.В отзыве обязательно должна быть дана оценка литературному источнику. В конце можно написать своё мнение о языке литературного источника и привести в пример понравившийся отрывок.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ:
-Определение темы, вида, цели, задач и структуры творческой работы;
-Отбор необходимой литературы и источников информации;
-Изучение отобранного материала;
-Составление плана;
-Работа с текстами и подготовка выписок;
-Формирование текста;
-Написание черновика;
-Оформление работы;
-Подготовка к выступлению (защите).
Таким образом, после определения темы следующим шагом обязательно будет поход в библиотеку.
Для облегчения поиска и доступа к информации литературе в каждой библиотеке существует справочно-библиографический (справочно-поисковый) аппарат, который включает в себя каталоги, картотеки, библиографические указатели, справочный фонд (словари, справочники, энциклопедии).
При наличии списка литературы можно сразу отправиться к алфавитному каталогу.
Алфавитный каталог отражает имеющийся в библиотеке фонд в алфавитном порядке фамилий авторов и названий книг.
При работе с литературой необходимо:
-просмотреть содержание и структуру документа;
-обязательно познакомиться с введением, где автор характеризует цели и задачи своего исследования;
-просмотреть справочный аппарат, который может служить источником дополнительной информации.
После отбора и краткого просмотра материалов можно приступить к составлению плана работы.
План может быть простым, сложным, развёрнутым. Лучше составить подробный, развёрнутый план, т.к. он помогает в дальнейшей работе. План включает введение, основную часть и заключение. Принципы построения плана - хронологический, тематический, проблемный. План может видоизменяться, расширяться, конкретизироваться в ходе работы.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТВОРЧЕСКОЙ
РАБОТЕ
1.Самостоятельный подход к раскрытию темы.
2.Использование современных публикаций по теме работы.
3.Логичность и последовательность при изложении материала.
4.Стилистичесская и орфографическая культура изложения.
5. Правильное оформление справочно-ссылочного аппарата.
6.Умение аргументировать и защищать свои выводы.
Структура творческой работы
Творческая работа, как правило, состоит из введения, основной части, заключения, приложений и списка литературы.
Во введении раскрывается актуальность темы, даётся обоснование её выбора, ставятся цели и задачи, даётся краткий анализ источников и литературы.
Примечание: как правило, цели и задачи начинаются со слов: рассмотреть, познакомиться, выявить, выяснить, сформировать, обосновать, провести, сравнить, определить, сделать, построить, подготовить.Основная часть работы обусловлена задачами исследования. Она может быть разделена на главы, разделы, параграфы. В основной части проводится анализ и сопоставление материалов и литературы по данной теме, делаются самостоятельные выводы.
В заключении, объём которого составляет, как правило, одну-две страницы, делаются выводы исследования, кратко подводятся итоги. Выводы должны быть тесно увязаны с задачами.
Оформление работы.
-текст работы пишется на отдельных листах бумаги формата А-4, на одной стороне листа.
-Все листы должны быть пронумерованы, начиная с №2 (на титульном листе, который является первой страницей, номер не ставится).
-Работа должна быть отпечатана в электронном варианте.
-Объём учебного реферата, как правило, составляет 15-20 страниц.
-Поля:30мм слева, 10 мм справа, 25 мм сверху, 20 мм снизу.
-Работа должна быть сброшюрована или переплетена.
Цитирование.
Цитата (от лат. citatum<citare – приводить, провозглашать) используется в тексте только при необходимости, по ходу изложения, при полемике или для доказательств.
Если в цитату берётся часть текста, не с начала абзаца или предложения, а также с пропусками внутри цитируемой части, то места пропусков обозначаются отточиями.
Приложения.
Составление таблиц, графиков, диаграмм.
-Не следует превращать в табличную форму простые материалы, которые с достаточной ясностью и краткостью могут быть изложены в самом тексте или изображены в виде так называемых «выводов», т.е. колонок цифр без обрамляющих их рамок.
-Объёмные таблицы выносятся в приложение и нумеруются отдельно.
-Каждая таблица должна иметь наименование и номер(если их в работе несколько). В правом верхнем углу пишется: Таблица №1. Ниже в центре – заголовок, в конце которого точка (.) не ставится.
-Иллюстрации в реферате – это фотоснимки, чертежи, рисунки. Они уместны в реферате, если носят деловой и вспомогательный характер, подчинены тексту.
-Подписи под иллюстрациями ставятся внизу.
-Каждая иллюстрация (сокращённо «рис.) должна быть пронумерована.
-В подписи под рисунками в приложении или в тексте обязательно делается указание на источник.
Оформление справочно-ссылочного аппарата и списка литературы.
1.Список литературы оформляется после заключения на отдельной странице.
2.Как правило, используется алфавитный способ расположения, хотя возможны предметный и хронологический способы.
3.При описании источника указываются фамилия и инициалы автора, название книги, место издания, издательство, год издания, количество страниц.
Например: Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2002. М: ОЛМА – ПРЕСС, 2002. 920с.
Внимание! При описании выходных данных не используются скобки и кавычки; дополнительное название отделяется от основного двоеточием; в области «место издания» Москва, Санкт-Петербург пишутся сокращённо (М, СПб.)
4.Если в списке литературы используются документы разных авторов с одинаковой фамилией, их следует располагать в зависимости от инициалов.
Например: Стругацкий А., Стругацкий Б.
5.Если указывается несколько работ одного автора, их располагают в алфавитном порядке названий. Допустимо располагать в зависимости от года издания (от прошлого к настоящему).
6.Если у книги два или три автора, необходимо перечислить всех.
7.Если у книги 4 автора и больше, указывается только первый и добавляется «и др.»
8.Если мы описываем сборник или коллективную монографию, то мы записываем её название с последующим указанием редактора или составителя.
Например: Историко-этнографические очерки Псковского края /Под ред.А.В.Гадло. Псков:ПОИПКРО, 1998.
9. При описании статей из сборника или журнала сначала указывают автора, название статьи, а затем источник.
Например: Андреева Н.В. Интернет образование/Псковская школа.-2001.-№3.-С.39
10.При использовании электронных ресурсов возможно сослаться на ресурс в целом или на его составные части: на ту или иную статью или издание; сослаться на фрагмент статьи или того же издания.
Например: Образование: исследовано в мире [Электрон.ресурс]: Международный научный педагогический интернет-журнал с библиотекой-депозитарием.- М.:OIM.RU, 2000-2001. – Режим доступа WWW.URL: http://www.oim.ru.- 10.02.2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Образец титульного листа реферата
Министерство образования Кировской области
КОГОАУ СПО
«Нолинский государственный
политехнический техникум»
РЕФЕРАТ
по «Русской литературе»
«_____________________________________________________________________________________________________________________» (тема)
Выполнил (-а):_________________,
курс, группа
Руководитель:__________________
Оценка:_______________________
Нолинск
2015
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Структура реферата
Структура реферата Языковые средства
Тема реферируемой работы Эта статья называется (озаглавлена, носит название)…
Статья посвящена теме (вопросу, исследованию, рассмотрению, изучению)…
Тема статьи…Эта статья о…, на тему…
Основной темой статьи является…
Автор статьи пишет о…, знакомит с…, показывает…, анализирует…
Автор рассматривает следующие вопросы…
Проблема реферируемой работы В статье рассматриваются следующие проблемы…
В статье затрагивается так же проблема (чего, о чём)…
Автор статьи пытается решить (обсуждает, рассматривает) проблему…
Цель статьи – показать…
Статья ставит целью…
Непонятно, почему (как, что)…
Сомнительно, что…
В статье содержатся дискуссионные приложения (спорные моменты)…
Сравнение позиций разных авторов (Кто) так же, как и (кто)…подобно (кому)…, как…, так и…;В отличии от (кого, чего)…
Что касается (кого, чего), то…
Авторы по-разному решают вопрос (определяют, рассматривают (что), подходя…Анализируемые работы дополняют
друг друга…
Композиции реферируемой работы Статья делится на… частей.
Статья начинается (чем, с чего)…, в ней говорится…
Статья заканчивается… и отличается…
В начале статьи речь идёт о…
Затем освещается…
Далее автор говорит…
В водной части статьи автор указывает…
В основной части статьи итог сказанному…
В заключительной части автор подводит…
В конце статьи отмечает…
И наконец, делает выводы…
Описание содержания реферируемой работы Автор анализирует (характеризует, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, описывает, называет, формулирует, подчёркивает, раскрывает, выделяет (что), касается (чего), останавливается (на чём), объясняет (что), ставит задачу, критически относится (к чему), акцентирует внимание (на чём), говорит, утверждает, констатирует (что)…, считает (полагает), (что)…, проводит мысль о том, что…В статье (работе) анализируется (рассматривается, характеризуется) представленная точка зрения (на что)…, содержится (что)…Статья (работа) даёт анализ, содержит изложение (характеристику)…
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Образец оформления презентации
Первый слайд:
Министерство образования Кировской области
КОГОАУ СПО «Нолинский государственный политехнический
техникум»
ТЕМА:
Подготовил:
Руководитель:
Второй слайд:
План:
1._______________________________________________
2._______________________________________________
3._______________________________________________
4._______________________________________________
Третий слайд и другие слайды (от 5 до 10):
Можно включить рисунки, автофигуры, графики, диаграммы, фотографии и другие способы наглядного отображения информации.
Последний слайд:
Литература: