Методические указания по организации самостоятельной работы студентов при работе с романом Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Областное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Курский автотехнический колледж»
Методические указания по организации самостоятельной работы студентов при работе с романом Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Курск-2015
Методические указания по организации самостоятельной работы студентов при работе с романом Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», 2014 – 2015 учебный год. Сост. М.Н.Тарасова,– Курск: ОБОУ СПО «КАТК», 2015. – 64 с.
Методические указания по организации самостоятельной работы студентов при работе с романом Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Методические рекомендации включают ценный практический материал: примерные темы сочинений, вопросы для аналитической беседы, творческие и тестовые задания, способные оказать практическую помощь преподавателям в подготовке к занятиям по данной теме.
Представленные задания можно использовать как на учебных занятиях, так и в рамках самостоятельной работы студентов. Задания имеют многофункциональный характер.
Материалы обсуждены и одобрены на заседании цикловой комиссии филологически дисциплин протокол № от 26 марта 2015 г.
Председатель _______________М.Н. Тарасова
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение…………………………………………4
2.Основная часть…………………………………..7
3.Заключение……………………………………...58
4.Список использованной литературы………….61
TOC \o "1-3" \h \z \u
Введение
Современные образовательные программы предусматривают изучение сложного систематического курса литературы, который базируется на текстуальном изучении художественных произведений и их анализе.
Сегодня является очевидным, что непременной составной частью каждого учебного занятия должна являться гибкая, во многом неформальная, система контроля знаний, умений и навыков студентов, которая должна органически вплетаться в каждый этап работы на занятии. Формы этой работы должны быть различны, ориентированы на всех одновременно и каждого в отдельности. В этих целях можно успешно использовать фронтальные формы контроля, применяя раздаточный материал, проводить небольшие по объему контрольные работы, в частности, сжатые изложения, мини-сочинения, письменные ответы на поставленные проблемные вопросы и беседы на заранее заданную тему, используя их одновременно в качестве упражнений, углубляющих и закрепляющих знания и умения студентов.
Основная функция текущего учета знаний – обучающая. Вопросы и задания направлены на закрепление и повторение пройденной темы.
Но любая из этих форм контроля без хорошей системы домашней самоподготовки студентов останется просто пустой формой, так как многие студенты не смогут дать хорошего исчерпывающего ответа, не напишут хорошего изложения, сочинения, беседа превратится в одностороннюю лекцию преподавателя. Между преподавателем и студентом не будет творческого контакта.
Для организации самостоятельной работы студентов решающую роль играют хорошо подобранные, конкретные опережающие домашние задания, которые включают в себя подготовку ответов на вопросы любого характера, сообщений, рассказов, накопление нужного материала для написания обобщающего сочинения, подготовку к урокам-зачетам, конференциям и т.д. Изучение темы «Федор Михайлович Достоевский. Роман «Преступление и наказание» предполагает знакомство студентов с жизненным и творческим путем писателя, с проблемами творчества и осмысление романа.
Сложность изучения этой темы усиливается тем, что студенты впервые встречаются с гениальным художником, обладающим столь дисгармоничным сознанием и вместе с тем проявляющим такую цельность и страстность в своем стремлении помочь людям, возвести «царство мысли и света». Чтение и изучение Достоевского сегодня прямо и остро вторгается в процесс нравственного формирования молодых поколений.
Материалы методических рекомендаций помогут преподавателю в осуществлении контроля знаний по изученному материалу.
Методические рекомендации включают ценный практический материал: примерные темы сочинений, вопросы для аналитической беседы, творческие и тестовые задания, способные оказать практическую помощь преподавателям в подготовке к занятиям по данной теме.
Основная часть
При изучении романа Ф.М.Достоевского на занятиях литературы для контроля знаний студентов возможно использование таких видов опережающих заданий:
1. На первом занятии студентам предлагаются темы сочинений по изучаемому произведению, что дает возможность заранее осмыслить тему выбранного сочинения, составить более приемлемый план, накапливать по мере возможности нужный материал. Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачей выявить уровень речевой культуры студента, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Сочинение позволит проверить речевые компетенции студентов, умение обращаться к литературному материалу, побуждая студентов аргументировать свои мысли обращением к изученному художественному произведению.
Примерные темы сочинений по роману «Преступление и наказание»
1.Истоки преступления и наказания Раскольникова.
2.Образ города в романе.
3.Судьба детей в романе.
4.Какие мысли и чувства побудил роман Достоевского «Преступление и наказание».
5.«Человек – целый мир…» (Ф.М.Достоевский).
6.«Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей…»(Ф.М.Достоевский)
7.«Мир униженных и оскорблённых» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
8.Психологические поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем.
9.В чём сила и в чём слабость положительных героев Достоевского?
10.Тема гордости и смирения в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
11.Двойники Раскольникова и их роль в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
12.Современен ли Достоевский сегодня?
13.«Красота спасёт мир» (тема духовной красоты как меры всего сущего в творчестве Ф.М.Достоевского).
2. Обязательно к каждому занятию даются обучающие проблемные вопросы, которые впоследствии можно использовать при проведении дифференцированного зачета. Чтобы обострить внимание студентов к тексту художественного произведения, надо предложить им такие задания, которые приближаются к типу литературных задач (проблемные вопросы). И выполнить их можно, только вдумавшись в события, изображаемые писателем, постигнув характеры героев и особенности художественного мира произведения.
Проблемные вопросы и задания
1.Расскажите о внешнем облике людей, которые встречаются Раскольникову на улицах. Какое впечатление они произвели на вас и почему?
2.Почему Достоевский называет Петербург «город, в котором невозможно быть»?
3.С какой целью Достоевский в романе приводит реальные названия улиц, даже описывает дома, которые существуют реально?
4.Какой мотив Достоевский настойчиво повторяет в описании Петербурга? Докажите текстом.
5. Какой цвет преобладает в описании города? Что он значит?
6.Что больше всего поразило вас в отношении людей друг к другу?
7.Раскройте смысл слов Мармеладова: «Человеку хоть куда-нибудь надо пойти»? Как они связаны с изображением Петербурга?
8.В чем сущность жизненной драмы Мармеладова? Пробуждает ли он в вас сочувствие или достоин только презрения?
9.Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы, покидая улицы, входите в трактир, в комнату, где живут Мармеладовы?
10.Кто виноват в том, что Мармеладов перестал быть человеком?
11.Достоин ли сострадания Мармеладов?
12.Какие писатели до Достоевского обращались к теме «маленького человека»?
13.Как вы понимаете понятия благотворительство, сострадание, жертвенность, нравственность, человеколюбие?
14.Что бы вы сделали, чтобы как-то облегчить жизнь, судьбу людей, которые живут в состоянии откровенной социальной незащищенности?
15.В чем трагедия Сонечки? Чем она близка Дуне Раскольниковой?
16.Можно ли осудить Соню? Имела ли она другой выход из создавшегося положения?
17.В чем трагедия Катерины Ивановны? Восстает ли она против своего низменного положения?
18.Какими художественными средствами подчеркивает Достоевский трагизм своих героев? Как высказывает свое отношение к ним?
19.Опишите внешность Раскольникова. Что автор подчеркивает в его портрете?
20.Каково социальное положение Раскольникова?
21.Подготовить ответ на вопрос: «Как герой пришел к выводу, что «задуманное им убийство – не преступление»?
22.В чем сущность его теории? Ваше отношение к ней?
23.Что Раскольников отмечает в характерах тех исторических лиц, на которых он хочет равняться?
24.Может ли теория Раскольникова иметь какое-то отношение к культу личности одного человека в государстве?
25.На что обрекла бы людей теория Раскольникова, если бы она восторжествовала?
26.В чем главная причина преступления Раскольникова?
27.Какой мотив убийства из тех, которые Раскольников называет Соне, является ведущим? Ваше мнение по этому вопросу? Какова точка зрения автора?
28.Как пришел Раскольников к убеждению, что задуманное им – не преступление?
29.Когда впервые Раскольников почувствовал несостоятельность своей теории?
30.Почему Раскольников, несмотря на сомнения, и очень сильные, совершает убийство?
31.Как убийство беззащитной Лизаветы повлияло на душевное состояние Раскольникова?
32.Почему автор так подробно описал те «неожиданности» и «случайности», с которыми столкнулся Раскольников в ходе «эксперимента»?
33.Почему после преступления Раскольников почувствовал свою разъединенность с людьми?
34.Какую роль сыграют внутренние монологи Раскольникова в раскрытии его характера?
35.Какова роль снов и видений в романе?
36.Почему в романе получается так, что человек, желая сделать добро, обязан совершить преступление?
37.Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили? Чем они вызваны?
38.Почему он стыдится своей чуткости и, в то же время, не может совладать с нею?
39.Почему в романе лишь одна глава посвящена преступлению, остальные же пять – наказанию?
40.Чем сходны и различны образы Раскольникова и Сони Мармеладовой?
41.Почему Раскольников со своим страданием приходит именно к Соне? Как Соня противостоит идее Раскольникова?
42.Кто из персонажей играет наиболее важную роль в вопросе «Во имя чего «переступила» Соня?
43.Как могут в одном человеке совмещаться такая низость, позор с противоположными святыми чувствами?
44.Что показалось Раскольникову «странным» у Сони и почему?
45.Почему Раскольникову показалось странной и связь между Лизаветой и Сонечкой, отношение Сони к нему?
46.В чем убеждает вас ответ Сони на вопрос Раскольникова: «…Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне?»
47.Почему каторжники к Соне относятся с любовью и уважением? И почему не верят, презирают и ненавидят Раскольникова?
48.Что же является определяющим в характере Сони?
49.Кто является «двойниками» Раскольникова в романе? Как они раскрывают ошибочность философии Раскольникова?
47.Зачем Ф.М.Достоевский сталкивает Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?
48.Какие рассуждения из письма матери о Лужине привлекли особое внимание Раскольникова?
49.Какое впечатление складывается у вас о Лужине после чтения письма матери?
50.Почему Раскольников против брака Дуни с Лужиным?
51.О чем задумались вы, размышляя над жизненным принципом Лужина «возлюби прежде всего самого себя»?
52.Согласны ли вы с мнением Раскольникова о близости взглядов Лужина и его теории?
53.Сопоставьте поведение Лужина и Дуни в сцене их объяснения. Какие мысли рождает в вас это сопоставление?
54.Объясните, зачем Лужину нужна была сцена с Соней на поминках у Мармеладова?
55.Можно ли оправдать человека, если его дурные поступки порождены влиянием времени, воспитания?
56.Прав ли Свидригайлов, утверждая, что они с Раскольниковым «одного поля ягоды», что между ними есть «точка общая»?
57.Было ли покаяние Раскольникова истинным?
58.Для чего в романе нужен эпилог?
59. О чем говорит пейзаж в финале романа?
3.Иллюстрированные карточки-задания.
В этих карточках изображён ключевой эпизод романа, сопровождающийся вопросом, на который студент должен дать развёрнутый ответ. Работа по карточке такого вида непременно обращает внимание студента к содержанию романа, к уяснению места эпизода в художественной системе произведения, к разъяснению связи фрагмента с проблематикой произведения. Карточки можно раздавать индивидуально или группе студентов, в зависимости от этого они приобретут индивидуальную или групповую форму работы.
Карточка №1
«Посреди улицы стояла коляска, щегольская и барская, запряженная парой горячих серых лошадей... Кругом теснилось множество народу, впереди всех полицейские... Раскольников протеснился, по возможности, и увидел, наконец, предмет всей этой суеты и любопытства. На земле лежал только что раздавленный лошадьми человек...
- Я его знаю, знаю! Это чиновник - отставной титулярный советчик Мармеладов».
Задание. Произнесите слово в защиту Мармеладова и его семьи. Кто виноват в судьбе героя?
Карточка№2
« …бедность не порок... Но нищета, милостивый государь, нищета - порок-с. В бедности вы ещё сохраняете своё благородство врождённых чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческий, чтобы тем оскорбительнее было... И отсюда питейное... Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу... Не веселья, а единой скорби ищу.
... понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?»
Вопрос: Как рассказ Мармеладова о людях, которым «уже некуда больше идти» повлиял на развитие идеи Раскольникова?
Передайте близко к тексту этот разговор.
Карточка №3
Вопрос. Проанализируйте психологическое состояние Раскольникова после убийства. Почему он злится на себя за желание быть рядом с близкими людьми и понимает невозможность сойтись с кем бы то ни было: «он как будто ножницами отрезал себя сам от всех».
Карточка №4
«... с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная... С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел... на старухины деньги!...»
Задание. Найдите факты, подтверждающие правоту теории Раскольникова, и факты, раскрывающие бессмысленность и отвращение Раскольникова к задуманному преступлению. Какой вывод напрашивается из этих взаимоисключающих фактов?
Карточка №5
«... и какие у него глаза прекрасные, и какое лицо прекрасное!... Но, боже мой, какой у него костюм, как он ужасно одет!...»
Вопрос. Каковы причины, побудившие Раскольникова к убийству?
Карточка №6
«Он (Раскольников) прямо направился на Сенную. Не доходя до Сенной, на мостовой, перед мелочною лавкой, стоял молодой черноволосый шарманщик и вертел какой-то весьма чувствительный романс. Он аккомпанировал стоявшей впереди его на тротуаре девушке, лет пятнадцати, одетой как барышня, в кринолино, в мантильке, в перчатках и в соломенной шляпке с огненного цвета пером; все это было старое и истасканное. Уличным, дребезжащим, но довольно приятным чи сильным голосом она выпевала романс в ожидании двухкопеечника из лавочки». Миновав площадь, он попал в переулок... Тут есть большой дом, весь под распивочными и прочими съеСТно-выпивательными заведениями... Подле, на мостовой, шлялся, громко ругаясь, пьяный солдат с папироской... Один оборванец ругался с другим оборванцем, и какой-то мёртво-пьяный валялся поперёк улицы».
Вопрос. В чём выражается двойственность, контрастность Петербурга? Какие слова чаще всего употребляются при описании жизни петербургской бедноты?
Карточка №7
«Вдруг подле него очутилась Соня...Что-то как бы подхватило его и как бы бросило к её ногам... В глазах её засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для неё уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит её.
Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое...
Он даже и не знал того, что новая жизнь недаром же ему достаётся, что её надо ещё дорого купить, заплатить за неё великим, будущим подвигом...».
Вопрос. Как чувствует себя герой в среде каторжан? Какую роль отводит автор «эпилогу» в понимании смысла всего романа?
Карточка №8
«Очень, очень оригинально... все люди как-то разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». «Обыкновенные» должны жить в послушании и не имеют права переступать закона... А «необыкновенные» имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они «необыкновенные».
Так у вас, кажется, если только не ошибаюсь?».
Вопрос. В чём суть теории Раскольникова в понимании Порфирия Петровича? Задание. Найдите в тексте описание психологических поединков Порфирия Петровича и Раскольникова. Как они характеризуют Раскольникова, а как Порфирия Петровича?
Карточка №9
«Через минуту вошла со свечой и Соня, поставила свечку и стала сама перед ним, совсем растерявшаяся, вся в невыразимом волнении и, видимо, испуганная его посещением...
С новым, странным, почти болезненным чувством всматривался он... в эти кроткие, голубые глаза, могущие сверкать таким огнём таким суровым энергическим чувством»
Вопрос. Передайте две сцены романа, изображающие разговоры Раскольникова с Соней (ч.4 гл. 4; я.5. гл. 4).Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?
Карточка №10
Вопрос. В чём сложность и противоречивость образа Свидригайлова? Что мы узнаём о Свидригайлове, его прошлом?
Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя?
Почему Свидригайлов говорит Раскоьникову: «Мы одного поля ягоды?»
Кто виноват в том. что сильный человек стал преступником? Как объяснить его отношения к Дуне, к детям Мармеладова?
Карточка №11
«Измучавщееся чахоточное лицо её смотрело страдальчески, чем когда-нибудь... Она бросалась к детям, кричала на них, уговаривала, учила их тут же при народе, как плясать...»
Вопрос. Как появляется в романе Катерина Ивановна? Расскажите о её судьбе. Кто виноват в её судьбе?
Карточка №12
«Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал её ногу. Соня в ужасе от него отшатнулась, как от сумасшедшего.
- Что вы, что вы это? Передо мной! - пробормотала она, побледнев, и больнобольно сжало вдруг ей сердце...
Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился...».
Вопрос. Чем сходны и различны образы Раскольникова и Сони Мармеладовой? Задание. Наблюдая за лексикой, проследите, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников всю свою уверенность.
4.Индивидуальные творческие задания
При изучении романа преподавателю важно услышать от студентов не только ответы, касающиеся содержания произведения, но, главным образом, увидеть их точку зрения на происходящие события, умение анализировать их, сопоставлять с жизнью. Значительная роль, согласно требованиям, предъявленным к изучению художественных произведений, отводится работе с критической литературой. Данные задания сопровождаются цитатами известных критиков, писателей, учёных. Материал карточек содержит проблемный вопрос и может отражать столкновение различных точек зрения на тот или иной факт, различные трактовки литературного героя. Таким образом студент приобщается к заданиям творческого характера, выполнение которых даёт возможность студенту проявить себя, а преподавателю заметить индивидуальное начало в осмыслении данного произведения.
Вариант №1
«Искусство Достоевского относится к числу «трудных». Очевидно, подход к Достоевскому, проникновение в его стиль, язык, образную систему, а значит, и методы изучения его должны быть иными, чем при изучении других писателей. Ключ, которым открывается главное своеобразие творчества Достоевского, нужно искать, на мой взгляд, в понимании жанра его романов» (М. Белкин «Читая Достоевского и Чехова»).
1. В чем состояли ваши трудности во время о чтения романа?
2. В чем отличие романа Достоевского от других известных вам романов?
3. Как вы могли бы определить жанр романа Достоевского?
Вариант №2
Существует множество определений жанра романа: «преступление и наказание»: роман-трагедия, идеологический роман, полифонический роман, философско-публицистический роман и даже роман-прозрение. По-разному называя жанр романа, авторы этих определений сходятся в одном: одной из его отличительных черт является то, что его герой – человек идеи.
«...идея – сила, формирующая человека, его характер... определяющая его поведение не меньше, чем «психология» и чем «среда». «Высшими» людьми Достоевский считал людей идеи, только их он выбирает в качестве героев своих романов. «Это – человек идеи – говорил о них Достоевский. – Идея обхватывает его и владеет им, но, имея то свойство, что владычествует в нем не столько в голове его, сколько воплощаясь в него, переходя в натуру, всегда со страданием и беспокойством, и уже раз поселившись в натуре, требует и незамедлительного приложения к делу». Для такого человека «измениться в убеждениях значит... тотчас же измениться и во всей соей жизни» («Записные тетради» Ф. М. Достоевского).
1. Кого из известных вам героев русской литературы можно назвать человеком идеи?
2. В чем их сходство и в чем различие с героем романа «Преступление и наказание»?
3. Иллюстрируйте слова Достоевского данными из романа.
Вариант №3
«Вдохновение Достоевского начинало работать тогда, когда оно сосредотачивалось на изломе, на потрясении, на взрыве событий...» (В.Я. Кирпотин).
1. Можете вы согласиться с тем, что в романе «Преступление и наказание» есть свой «излом», свое «потрясение»?
2. Можно ли происходящее в романе назвать «взрывом событий»? Почему?
Вариант № 4
На вопрос Раскольникова «Для чего же ходить?» Мармеладов отвечает: «А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти».
1. Когда, в каких условиях произнесены эти слова? Место и время их произнесения наполняют их каким-либо смыслом?
2. Есть ли в романе, куда «пойти» Соне, Мармеладову, Катерине Ивановне, Разумихину? Разделите героев романа на тех, кому есть куда пойти, и тех, у кого такой возможности нет. Отличаются ли судьбы тех и других в романе? Если да, то чем?
3. Если в этих словах заключен основной смысл романа, то в каком свете тогда предстает все, происходящее с Раскольниковым?
Вариант № 5
«Раскольников еще до начала действия романа опубликовал в газете статью с изложением теоретических основ своей идеи. Мы знакомимся с её содержанием и, следовательно, с основной идеей Раскольникова в напряженном и страшном диалоге с Порфирием (также участвуют Разумихин и Заметов). Сначала статью излагает Порфирий, и притом излагает в нарочито утрированной и провоцирующей форме. Это внутреннее диалогизированное изложение все время перебивается вопросами, обращенными к Раскольникову, и репликами последнего. Затем свою теорию излагает сам Раскольников, все время перебиваемый провоцирующими вопросами и замечаниями Порфирия.<...> Идея Раскольникова раскрывает в этом диалоге разные свои грани, оттенки, возможности, вступает в разные взаимоотношения с другими жизненными потенциями» (М.М. Бахтин «Проблемы поэтики Достоевского»).
1. В чем заключается идея (теория) Раскольникова? Сам ли Раскольников выдумал теорию «двух разрядов»? После каких размышлений он приходит к этой теории? Что побудило Раскольникова к этим размышлениям?
2. Кто, по мнению Раскольникова, относится к разряду гениев? Совместны ли, с точки зрения Раскольникова, гений и злодейство? Что из этого деления людей на два разряда следует для самого Раскольникова?
Вариант № 6
Режиссер-постановщик фильма по роману «Преступление и наказание» Лев Кулиджанов говорит: «История Раскольникова – это история заблудшей души. Это развеянный миф о «сверхчеловеке», об избранных, которым все дозволено».
1. Вы можете согласиться с тем, что Раскольников – «заблудшая душа»? Если да, то каковы причины такого превращения героя?
2. Вы можете согласиться с тем, что история Раскольникова – «это развеянный миф о «сверхчеловеке»?
Вариант № 7
Во время работы над второй редакцией романа писатель сделал такую запись: «Главная анатомия романа. После болезни и проч. Непременно поставить ход дела на настоящую точку и уничтожить неопределенность, т.е. так или этак объяснить все убийство и поставить его характер и отношения ясно».
1. Уничтожил ли писатель в окончательной редакции романа неопределенность, связанную с объяснением убийства? Или верно обратное?
2. Каковы мотивы преступления Раскольникова?
Вариант № 8
«Многие герои Достоевского, совершившие выбор, победившие в себе растерянность и рассыпанность, попадают под неограниченную власть совершенного ими выбора.
Идея, к которой они свободно и вольно пришли, которую приняли они осознанным хотением, вдруг начинает развивать в себе какие-то динамические вихри, какую-то силу, которой противостоять нельзя.
Свободный человек становится рабом им выбранной идеи. Он как бы одержим ею. Она владеет им абсолютно и отъединяет его не только от лица фактов, от реальной жизни, но и от мира других людей» (Е.О. Кузьмина–Караваева «Достоевский и современность»).
1. Можно ли эту характеристику героев Достоевского отнести и к изображению Раскольникова?
2. В каких сценах особенно?
3. Дайте свой комментарий к одной из таких сцен.
Вариант № 9
Можно ли сказать, что уже в первой части романа начинается опровержение идеи Раскольникова? В чем оно заключается?
Вариант № 10
«Раскольников, в отличие от Наполеона, думал оправдать пролитую им кровь...» (В.Я. Кирпотин).
1. С чем связано и насколько логично появление Наполеона в романе?
2. Как и чем хотел оправдать Раскольников пролитую им кровь? Удается ли это герою?
Вариант № 11
«Если трагедия Раскольникова – лишь трагедия совести, то, как понять, что он, дважды убивший, грозится вновь обрушить топор на человеческую голову... И еще хуже...» (В.Я. Кирпотин).
1. На чью же голову грозится Раскольников «обрушить топор» уже после совершения преступления? Чем это вызвано?
2. На что еще был готов Раскольников?
3. В самом деле, «как понять» такую «трагедию совести» героя Достоевского?
Вариант № 12
Е. Старикова так объясняет причину преступления Раскольникова: «...на протяжении всего романа: ужас добить и подлость примириться. И нет выхода для человека. И потому – трагедия».
1. Можете ли вы согласиться с тем, что противоречие между ужасом убийства и подлостью примирения не дает покоя Раскольникову «на протяжении всего романа»? Обоснуйте ответ.
2. Может ли убийство свидетельствовать о невозможности примирения с действительностью? Не доказывает ли Достоевский на примере других героев романа третий путь разрешения данной проблемы?
Вариант № 13
Вспомните сцену посещения Раскольникова Лужиным.
1. Как описывает автор романа появление Лужина в каморке Раскольникова? Чем он выделяется среди собравшихся здесь?
2. В разговоре с Раскольниковым Лужин постоянно употребляет слово «новый»: «новые полезные мысли», «новые полезные сочинения» и др. Какой смысл приобретает это словечко в устах Лужина? В чем особенность речи Лужина?
3. Лужина часто называют «двойником» Раскольникова, имея в виду близость их «идей». В чем заключается эта близость? Почему Лужин вызывает у Раскольникова особую враждебность? Почему Раскольников с ненавистью воспринимает все сказанное Лужиным? В каком отношении их можно все же назвать «двойниками»?
Вариант № 14
«Лужин. Основное для него капитал и «дело». Этому отданы ум и чувства героя. Ум изворотливый, чувства извращенные. Способен для достижения своих целей на демагогию, клевету, донос. Вес по расчету, в том числе и брак. Как говорит автор, более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его». Лужин узок и однолинеен» (Ю.Г. Кудрявцев «Три круга Достоевского»).
1. Дайте свою характеристику Лужину, обращаясь к тексту.
2. Можно ли встретить Лужина в наши дни? Чем он мог измениться, а что обязательно должен был сохранить, чтобы остаться Лужиным?
Вариант № 15
1. Как третий сон Раскольникова, в котором он вторично пытается убить старуху-процентщицу, подготавливает появление Свидригайлова? Что вносит его появление в повествование?
2. В разговоре Свидригайлова с Раскольниковым, который начался с будничных тем, вдруг возникает тема вечности – о том, что ожидает человека после смерти как награда или наказание за прожитую жизнь. Какой видит «вечность» Раскольников и какой она представляется Свидригайлову? Почему их представления столь разные? В чем символический смысл образа – вечности в романе?
Вариант № 16
1. Почему вторую встречу Раскольникова со Свидригайловым автор романа переносит в трактир с названием «Хрустальный дворец»? Что является центральной темой их разговора в трактире и почему?
2. Почему Свидригайлова больше всего удивляет, что Раскольников все еще носит в своей груди Шиллера?
Вариант № 17
«Когда Свидригайлов хочет стреляться, он идет среди густого молочного тумана по скользкой, грязной деревянной мостовой к Малой Неве: «Ему мерещились высоко поднявшаяся за ночь вода Малой Невы, Петровский остров, мокрые дорожки, мокрая трава, мокрые деревья и кусты, и, наконец, тот самый куст...».
Свидригайлов как будто ищет тот куст, в котором спал Раскольников и о котором больше ничего в романе не говорится» (В. Шкловский «За и против»).
1. Что привело Свидригайлова к самоубийству?
2. Почему Раскольникова так поразило известие о самоубийстве Свидригайлова? Какую роль это сыграло в явке Раскольникова с повинной?
Вариант № 18
«Свидригайлов практически добр до самой последней минуты, не только по отношению к Соне, Дуне, малолетней невесте, но и по отношению к первым встречным». (В. Кирпотин)
«Свидригайлов – это освобождение от запретов нравственности, данное злодею, не знающему ничего кроме своих желаний, и приходящего к смерти» (В. Шкловский)
[Свидригайлов] «...представлен как воплощение нравственного растления и гибели ... слоя «образованных», в который включал, по мнению Достоевского и нигилистов». (М. Гус)
1. Прав ли Свидригайлов, говоря Раскольникову, что у них есть общая точка?
2. Верна ли точка зрения, что Свидригайлов еще один «двойник» Раскольникова в романе.
Вариант № 19
«Раскаяния никакого Раскольников не испытывает, и вовсе не мучения совести заставляют его сознаться в преступлении. <...> Перечитываешь «преступление и наказание» – и недоумеваешь, как могли раньше, читая одно, понимать совсем другое, как могли видеть в романе истасканную «идею», что преступление будит в человеке совесть и в муках совести несет преступнику высшее наказание» (В. В. Вересаев «Живая жизнь»).
1. Что заставило Раскольникова явиться с повинной? Как разрешается в эпилоге борьба двух начал в самосознании Раскольникова? Убедительно ли его воскрешение в эпилоге?
2. Согласны ли вы с мнением о том, что роман Достоевского не о том, как «преступление будит в человеке совесть»? О чем роман Достоевского?
Вариант № 20
«Три встречи Порфирия с Раскольниковым – это вовсе не обычные следовательские допросы; и не потому что они проходят «не по форме», а потому, что они нарушают самые основы традиционного типа взаимоотношений следователя и преступника. Все три встречи – замечательные полифонические диалоги» (М.М. Бахтин) [Они] «представляют собою как бы законченную трагедию с тремя действиями по строго проведенному плану развития сюжета. Первая встреча намечает нам характер и тему борьбы, а также главных героев трагедии. Вторая встреча – интрига достигает своего высшего пункта и напряжения: впавший в уныние Раскольников опять воспрянул духом после неожиданного признания Николая и посещения «мещанина». Заключается она смелым заявлением Раскольникова: «Теперь мы еще поборемся». Третье действие – встреча противников в комнате Раскольникова – завершается неожиданной катастрофой: <...> с «серьезной и озабоченной миной» Порфирий представляет Раскольникову все выгоды добровольного покаяния» (К. К. Истомин).
1. Опираясь на приведенные выше высказывания, объясните развитие действий в этих трех сценах, раскройте мотивы поведения преступника и следователя.
2. Какова роль этих сцен в романе?
Вариант № 21
Перечитайте главу IV части четвертой, главу IV части пятой, главу VIII части шестой, изображающие три встречи Раскольникова с Соней Мармеладовой. Впервые на страницах романа Соня предстает перед нами в рассказе Мармеладова, затем в сцене гибели Мармеладова и, наконец, в каморке Раскольникова.
1. Что подчеркивает писатель в ее внешнем облике, изображая Соню в этих сценах? Почему?
2. С какой целью приходит Раскольников к Соне в первый раз? Почему разговаривает с ней безжалостным тоном? Почему задает ей вопросы, на которые Соня не может ответить?
3. Почему во время разговора с Соней всплывает имя Лизаветы? Какую роль в данной сцене играет Библия в старом кожаном переплете? Почему при чтении Библии Раскольников выбирает эпизод воскресения Лазаря? Какие чувства борются в данный момент в душе Раскольникова? Какие аргументы «необыкновенного человека» опровергает «слабенькая» Соня?
Вариант № 22
1. С какой целью Раскольников приходит в каморку Сони во второй раз? После каких событий? Что изменилось за это время? Что изменилось в настроении Раскольникова и в его намерениях?
2. Почему, прежде чем признаться Соне, Раскольников предложил ей решить дилемму? Почему он признается Соне в убийстве?
3. Разговаривая с Соней, какую причину называет Раскольников среди главных, толкнувших его на убийство? Почему? Может ли его понять Соня? Почему Раскольников не сразу принимает совет Сони?
Вариант № 23
«Раскольников не только композиционный, но и духовный центр романа. Все тематические фабулы неразрывно связаны с идеологической схемой романа. Трагедия происходит в душе Раскольникова, и все остальные действующие лица вместе с ним пытаются разгадать тайну этой трагедии. Все чувствуют значительность его личности, все поражены противоречиями этой личности и все хотят разгадать загадку его роковой раздвоенности. Раскольникова характеризуют мать, сестра, Разумихин, Порфирий, Соня, Свидригайлов – почти все действующие лица романа» (Д.С. Мережковский).
1.Кто из персонажей играет наиболее важную роль в опровержении идеи Раскольникова? Объясните вашу точку зрения.
Вариант № 24
«Что выше – счастье людей или выполнение законов, предписываемых нашей совестью? Можно ли в частных случаях нарушить нравственные правила для достижения общего блага? Как бороться со злом и насилием – только идеями или идеями и тоже насилием? – в этих вопросах боль и тоска нашего времени, и они составляют главную ось романа Достоевского. Таким образом, это произведение делается воплощением одной из великих болезней современной жизни: это Гордиев узел, который разрубить суждено только героям будущих времен» (Д.С. Мережковский)
1. Как Достоевский пытался решить эти вопросы в «Преступлении и наказании»?
2. Удалось ли разрубить этот гордиев узел в ХХI веке?
5.Тестовые задания
Опыт применения тестов показывает эффективность этой формы контроля. Тесты, разработанные с учетом последовательности изучения тем, помогают выявить пробелы в знаниях, определить насколько осознанно студенты владеют теоретическим материалом. Это позволяет внести необходимые коррективы в дальнейшую работу с тем или иным студентом или группой. Тест включает 22 вопроса с выбором ответа и 4 вопроса, ответы на которые формулируют сами студенты. Это быстрый и простой для преподавателя способ проверить знания студентов по теме: "Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского".
Проверочный тест по теме «Очерк жизни и творчества Ф. М. Достоевского. Бунт Родиона Раскольникова и крушение его теории в романе «Преступление и наказание».
1. Чей это портрет (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»)? «Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на всю свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице».
А) РаскольниковB) СвидригайловC) ЛужинD) Порфирий ПетровичE) Разумихин
Чей это портрет (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»)? «Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками. Она ходила взад и вперед по своей небольшой комнате, сжав руки на груди, с запекшимися губами и неровно, прерывисто дышала».
A) СоняB) Катерина ИвановнаC) Мать РаскольниковаD) ДуняшаE) Жена Свидригайлова
3. Возродиться к новой жизни в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольникову помогаетA) РазумихинB) Катерина ИвановнаC) СонечкаD) Порфирий ПетровичE) Свидригайлов
4. Как называлось первое произведение Ф. М. Достоевского? A) «Неточка Незванова» B) «Униженные и оскорбленные» C) «Идиот» D) «Подросток» E) «Бедные люди»
5. Кому принадлежат слова: «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти? Ибо надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»? А) Матери РаскольниковаВ) МармеладовуС) ДунечкеD) Катерине ИвановнеЕ) Соне Мармеладовой
6. В каком романе Ф. М. Достоевский создал образ положительного героя, совмещающего черты Христа и Дон Кихота? А) «Преступление и наказание» B) «Записки из Мертвого дома» C) «Идиот» D) «Бесы» E) «Бедные люди»
7. Кто из героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» погибает после травм, полученных в результате несчастного случая (его пьяного переехала коляска с лошадьми)? А) РаскольниковB) МармеладовC) ЛужинD СвидригайловE) Разумихин
8. С кем из героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» решительно разрывает отношения Раскольников? А) СвидригайловВ) Порфирий ПетровичС) ЛебезятниковD) ЛужинЕ) Мармеладов
9. Какие два произведения были созданы Ф. М. Достоевским сразу после каторги? А) «Униженные и оскорбленные» и «Записки из Мертвого Дома» B) «Бедные люди» и «Белые ночи» C) «Идиот» и «Игрок» D «Преступление и наказание» и «Двойник» E) «Братья Карамазовы» и «Преступление и наказание»
10. Кто оказывается невольным свидетелем убийства старухи в романе «Преступление и наказание»? А) Сестра РаскольниковаB) ЛизаветаC) Два маляраD РазумихинE) Зосимов
11. Где Раскольников знакомится с Мармеладовым? А) Дома у МармеладоваB) В полицейском участкеC) На улицеD) В трактиреE) На Сенной площади
12. Чей это портрет (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»)? «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного телосложения, с проседью и с большой лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки». А) РаскольниковB) СвидригайловC) ЛужинD) МармеладовE) Разумихин13. Кому Раскольников (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание») признается в убийстве? А) МатериB) Соне МармеладовойC) Сестре ДунеD СвидригайловуE) Разумихину
14. В романе «Преступление и наказание» слова «вечная Сонечка» являются символомА) Протеста против сильных мира сегоВ) Смирения и жертвенной любвиС) ГрехаD) Покаяния за грехи человечестваЕ) Материнской любви
15. Чей это портрет (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»)? «Она была замечательно хороша собой – высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей. Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые». A) ДуняB) ПолинаC) СоняD) Катерина ИвановнаE) Лизавета
16. Какой роман Ф. М. Достоевского построен как роман в письмах? А) «Преступление и наказание» B) «Униженные и оскорбленные» C) «Идиот» D) «Бесы» E) «Бедные люди»
17. В каком произведении Ф. М. Достоевский описал страшные минуты ожидания казни, которые пережил сам? А) «Преступление и наказание» B) «Братья Карамазовы» C) «Бедные люди» D) «Униженные и оскорбленные» E) «Идиот»
18. Кто из героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» узнает тайну Раскольникова, подслушав его разговор с Соней? А) ЛебезятниковB) МармеладовC) ЛужинD СвидригайловE) Разумихин
19. Кому в романе «Преступление и наказание» принадлежат слова: «Он у меня психологически не убежит»? А) ЗаметновуB) Порфирию ПетровичуC) ЛужинуD СвидригайловуE) Разумихину
20. Чем занималась Дуня, сестра Раскольникова, до того, как приняла решение выйти замуж? А) Училась в университетеB) Работала гувернанткойC) Работала в магазинеD Ухаживала за больной матерьюE) Работала в школе
21. Кто из героев романа помогает материально семье Мармеладовых после смерти Мармеладова и Катерины Ивановны? А) ЛебезятниковB) Порфирий ПетровичC) ЛужинD СвидригайловE) Разумихин
22. В какой город Казахстана был сослан на поселение после четырех лет каторги Ф. М. Достоевский? A) СемипалатинскB) КокчетавC) АкмолинскD) ВерныйE) Усть-Каменогорск
23. Напишите фамилию жениха Дуни, помолвка с которым расторгается в романе. A) ЗаметовB) РазумихинC) ЗосимовD) СвидригайловE) Лужин
24. Напишите фамилию героя романа «Преступление и наказание», который является другом Раскольникова и в эпилоге женится на его сестре. A) ЛебезятниковB) ЗаметновC) МармеладовD) РазумихинE) Свидригайлов
25. Когда Лужин обвиняет Соню в воровстве? A) На свадьбеB) В гостях у РаскольниковаC) На поминкахD) На улицеE) В полицейском участке
26. Роман «Преступление и наказание» состоит из: A) 4 частей и эпилогаB) 8 частейC) 6 частей и эпилогаD) 5 частейE) 3 частей
27. В каком из своих произведений Достоевский, по его словам, затеял «тяжбу со всею литературою, и прежде всего с гоголевской «Шинелью». A) «Бедные люди» B) «Белые ночи» C) «Униженные и оскорбленные» D) «Игрок» E) «Подросток»
28. Первым романом о русской тюрьме стал роман Достоевского: A) «Униженные и оскорбленные» B) «Бедные люди» C) «Записки из Мертвого Дома» D) «Двойник» E) «Бесы» 29. Последний роман Достоевского, ставший синтезом художественно-философских исканий Достоевского 70-х годов: A) «Преступление и наказание» B) «Бесы» C) «Идиот» D) «Двойник» E) «Братья Карамазовы»
30. Как назывались журналы, которые издавал Достоевский вместе с братом после каторги? A) «Современник» и «Отечественные записки» B) «Москвитянин» и «Русское слово» C) «Время» и «Эпоха» D) «Русский вестник» и «Библиотека для чтения» E) «Русское слово» и «Русский вестник»
Заключение
Современная методика всё более успешно решает вопросы проблемности обучения, развития познавательной активности студентов, расширения возможностей включения их в процесс добывания знаний. Важной частью этой проблемы представляется и совершенствование учёта знаний, разработка таких его форм, которые позволяют более точно и объективно оценить работу студентов. Очевидно, оценки должны учитывать не только знание фактического материала, но и свободное владение им, степень осознанности, то, как проявляются они в различных формах деятельности студентов, что является одной из общих компетенций прописанной в стандарте.
Применение новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, даёт возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения. В итоге освоить ещё одну компетенцию – владение информационной культурой. Средствами контроля в данном случае могут выступить слайды, направленные на проверку знаний, биографии писателя, литературоведческих терминов, отдельных эпизодов.
Сегодня в арсенале каждого преподавателя имеется достаточное количество контрольно-оценочных материалов, позволяющих дать оценку знаниям студентов.
Изучение литературного произведения, его анализ опираются на знание содержания литературного произведения. Каждому словеснику хорошо известно, что без систематического контроля со стороны преподавателя это условие не соблюдается. Как же осуществить подобную проверку? В воспитании умелого читателя представляется важным обращение преподавателя к различным формам контроля знаний и умений студентов.
Использование на уроках системы опережающих заданий дает неплохие результаты. Подталкивает студентов к осмысленному чтению текста, помогает прочному усвоению данной темы.
Главное, о чём должен помнить преподаватель: студент ждёт, что его знания оценят. Преподаватель должен быть всегда готов к комментированию оценок, им поставленных. За что и почему?
Список использованной литературы
1.Белкин А. Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Разборы и анализы. – М.: Просвещение, 2006.
2.Белов С.В. Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. – М.: Просвещение, 2001.
3.Белый А. О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881–1931 годов. – М.: Книга, 2000.
4.Буданова Н. Достоевский: Материалы и исследования. – СПб.: Наука, 2002.
5.Гроссман Л. Ф. М. Достоевский. – М.: Молодая гвардия, 2005.
6.Распопин В.Б. Изучение романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Методические указания для учителей-словесников. – М.: Просвещение, 2006.
7.Фогельсон И.А. Литература учит. – М.: Просвещение, 1990.
8.Тарасов Б.Н. «Два пути Родиона Раскольникова: Закон «я» и «закон любви». – М.: Просвещение, 2005.