Конспект урока по изобразительному искусству Синеглазая Гжель
Тема: Синеглазая Гжель
Цель: упражнение в рисовании гжельских узоров.
Задачи: закрепление представлений об особенностях народного промысла Гжели и о последовательности изготовления изделий;
развитие умения мыслить самостоятелно;
воспитание трудолюбия, взаимовыручки, любви к прекрасному.
I. Организационный момент.
Учитель: А сейчас - проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
II.Введение в тему:
1) Создание проблемной ситуации.
(На стуле сидит ребенок, одетый в русскую рубаху и плачет)
Учитель: Что это ты, Емелюшка, такой грустный?
Емелюшка: Ох, горе у меня, вез посуду на ярмарку, да разбил, не довёз.
Учитель: А из чего же она была сделана, если разбилась? Ребята, вы - то, как думаете?
- Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская? (Нет)
- Не должна, роспись только пострадала бы.
- А металлическая посуда, такая, как дома на кухне? (Тоже нет)
- Эта уж точно, осталась бы цела.
- А может быть она стеклянная? Ведь стеклянная посуда вон как бьется. Видно, вез ты, Емеля, стеклянную посуду.
Емелюшка: Нет, моя не была такой прозрачной. Да она и тяжелее стеклянной.
Учитель: Мне ещё известно, что посуду делают из глины. И хоть в печи её обжигают, чтобы стала прочнее, все равно она бьётся. Видно была твоя посуда, Емелюшка, из глины. А красивая ли была твоя посуда?
Емелюшка: Самая красивая на Руси посуда – так говорят наши мастера. Белоснежный фон и яркие синие узоры. Вот, они осколочки остались от моей посуды.
(Емеля показывает бумажные «осколочки» блюд)
Учитель: Ребята, а давайте попробуем сложить «осколки», чтобы посмотреть каким было блюдо?
2) Работа у доски - складывание «осколков» в блюдо.
Учитель: Откуда же вез Емелюшка свою посуду?
- С каким народным промыслом мы познакомимся сегодня?
- Правильно, ребята. Сегодня мы продолжаем знакомство с народным промыслом Гжель, и будем упражняться в рисовании гжельских узоров, узнаем об особенностях народного промысла и о последовательности изготовления изделий.
III. Знакомство с новым материалом.
Рассказ учителя о Гжели.
Расскажите- ка, откуда
Появилось это чудо?
Кто придумал эти краски,
Словно, взятые из сказки?Учитель: Гжель - это местечко под Москвой. Уже пять веков работают там мастера, которые делают и расписывают неповторимую посуду.
Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал - фарфор. Издавна говорили гжельцы: « Не землей кормимся, глина - наше золото». На скудных землях тех мест, хлеб рос плохо, а глина была высококачественной, и леса кругом в достатке. Леса важны в промысле Гжели как топливо для обжига изделий.
2) Показ слайдов «Экскурсия по фабрике Гжельской майолики»
3) Обобщение нового материала.
Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге, кобальт становится пронзительно синим, а прозрачная глазурь приобретала блеск.
(стихотворение читают дети)
Ай, да вазы, что за диво, хороши и та, и та,
Все нарядны и красивы, расписные, все в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
4) Элементы Гжельской росписи.
- А теперь давайте вместе попробуем вспомнить элементы гжельской росписи.
- Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы.
IV.Физкультминутка
По солнышку, по солнышкуДорожкой луговойИду по мягкой травушкеЯ летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).
И любо мне, и весело, Смотрю по сторонам,Голубеньким и синеньким Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).
V. Фронтальный опрос:
- Ребята, а давайте поможем Емелюшке запомнить все приметы гжельской посуды, чтобы он легко смог рассказать о ней.
- Из какого материала делают эту посуду?
- Какие изделия лепили мастера?
- Какие цвета используют в росписи?
- Где расположен узор на посуде?
VI. Практическая работа
- Ну, теперь мы точно знаем какую посуду, вез Емеля на ярмарку. Только вот как его горю помочь?
- Хотя знаю! Есть такие люди, профессия которых называется реставраторы. Их задача восстановить картины, возродить их к жизни.
- Мы сегодня тоже станем реставраторами. И наша цель – определить, какой фрагмент росписи утрачен, сделать эскиз, «возродить» рисунок и воссоздать изделие.
- Вспомните, какие правила мы должны соблюдать при росписи изделия.
(Звучит музыка.Учащиеся расписывают пластиковые тарелки в стиле Гжели).VI. Выставка. Анализ детских работ.
- Вот и готова посуда для Емелюшки. Будет ему, чем на ярмарке торговать.
1) Кроссворд.
- А мы давайте вспомним, о каком промысле сегодня говорили? (гжель)
- Какой основной цвет этой росписи? ( синий)
- Назовите один из элементов росписи? ( листок)
- Инструмент художника? (кисть)
- Приём работы кистью? ( мазок)
- Керамика, покрытая глазурью? ( майолика)
б) Выставка.
– Посмотрите, ребята, на выставку. Все ее экспонаты кажутся очень нарядными. Это чудесная белоснежная роспись делает их такими.
(стихи читают дети)
В тихом Подмосковье
Речка Гжелка бежит,
Вдоль этой речушки
Деревенька стоит.
Резные оконца,
На крыше конек,
Из чистого колодца
Водицы глоток.
Заросли ивы вдоль речки бегут,
Умельцы в той деревеньке живут.
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому чудо творят.
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь
Известно всем в народе
Ее названье – Гжель!
У каждого художника
Есть свой узор любимый
И в каждом отражается
Сторонушка родимая.
Ее трава шелковая,
Ее цветы весенние-
И мастерство волшебное
достойно восхищения.
VI. Итог урока.
- Что же нового вы узнали на уроке? Чему научились?
- Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными. Всем “5”.
Благодарю вас за вниманье
За свет души,
За пониманье,
Пусть проступают
Сквозь мгновенья
Цветные волны вдохновенья!