Конспект урока литературы по теме Творчество Марины Цветаевой
Цели:
познакомить с жизнью и творчеством поэтессы; оказать сильное эмоциональное воздействие на школьников, чтобы пробудить у них интерес к личности автора и его произведениям.
развивать навыки монологической речи и выразительного чтения, умения выступать перед аудиторией, навыки конспектирования лекции.
пробудить чувство гордости за богатство и разнообразие творчества этого уникального поэта.
Ход урока
Слово учителя.
"Мне нравится, что вы больны не мной,Мне нравится, что я больна не вами:.." Эти строки, наверное, хотя бы один раз, слышал каждый из вас. Попробуем на нашем уроке "заболеть" поэзией М. Цветаевой.
Сегодня у нас урок-открытие, открытие для себя творчества великой русской поэтессы Серебряного века М.И.Цветаевой.
Запишите тему урока. "Для меня творчество М.И.Цветаевой - это::::".На уроке мы почитаем стихи, проанализируем их, посмотрим презентации, послушаем индивидуальные работы в форме эссе.
Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. С чего начать? Где закончить? Ведь то, о чём мы будем говорить сегодня-это душа. "Душа - есть все - всюду - вечно",- говорила поэтесса. ".(Марина Цветаева. "Слово о Бальмонте")"Войти в художественный мир Цветаевой трудно, подчас невозможно, не понимая ёё первооснов. Сегодня мы попадём под обаяние ёё слова, впечатлений от прочитанных стихов, встреч, человеческих связей, всего того, что называется жизнью, жизнью удивительного человека, трудной и одновременно счастливой судьбы.
Звучит романс на стихи М.Цветаевой "Мне нравится:."Этот романс на стихи М.Цветаевой стал музыкально - поэтическим эпиграфом нашего урока.
К сожалению, многие из наших соотечественников не знают творчества поэтессы, т.е. не "Больны" им. Поэтому наша задача сегодня, чтобы вы открыли для себя творчество поэтессы, такое необыкновенное, непонятное, но душевное. Если душа родилась крылатой -Что ей хоромы, и что ей хаты!Что Чингиз-хан ей и что ей ОрдаДва на миру у меня врага,Два близнеца, неразрывно слитыхГолод голодных - и сытость сытых.
- Итак, мы сегодня мы говорим о М.Цветаевой. По ходу урока заполните, пожалуйста, пустые строки. (У всех на партах лежат листы с дополнительными заданиями).
М.И.Цветаева родилась в ____________ .Детство ее прошло_____________________________ .Стихи начала писать с_____ лет . В ______году скончалась от чахотки мать, Мария Александровна Цветаева - Мейн. Первый сборник стихов вышел в ________ году. Он называется "___________________".Одобрительную рецензию получила от ___________ . Написала первую критическую статью"_________________________". Находясь в гостях у _________ в ____________, познакомилась с будущим мужем __________________ .В ________году состоялось венчание М.Цветаевой и С.Эфрона. В феврале 1912 года выходит вторая книга "________________". ____сентября родилась дочь _______.В1913 году выходит 3 сборник "_______________".30 августа 19__скончался отец И.Я.Цветаев. В1917 году написано несколько _________, в том числе- на _______________ революцию. 13 апреля родилась дочь ________, впоследствии умерла от истощения в _________. В1922 году пишет прощальные стихи, написала поэму "______________", прощание с Москвой. В 19___году уезжает за границу. В19__ году в Берлине вышли две ее книжки: "_________", "_________________". В Чехии пробыла с августа 19__ по октябрь 19___, жила в деревнях почти в нищете. В19___ - рождение сына _________ (_____). В19____г.- возвращение на Родину. В 19 ___г. __________ушла из жизни в городе _________.
Художественный мир М.Цветаевой:
1.________________________________________
2.________________________________________
3.________________________________________
Основные темы и мотивы лирики Цветаевой:
1._________________________________________
2._________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
5.__________________________________________
6.__________________________________________
7.__________________________________________
8.__________________________________________
(музыка классическая)
Презентация Портрет М. И. Цветаевой
Ученица
Моим стихам, написанным так рано,Что и не знала я, что я - поэт,Сорвавшимся, как брызги из фонтана,Как искры из ракет,Ворвавшимся, как маленькие черти,В святилище, где сон и фимиам,Моим стихам о юности и смерти- Нечитанным стихам! -Разбросанным в пыли по магазинам(Где их никто не брал и не берет),Моим стихам, как драгоценным винам,Настанет свой черед.
1 ученица. Автору стихов Марине Цветаевой - двадцать лет, но она уже поэт, поэт яркий и самобытный, уверенный в своем дальнейшем поэтическом успехе.
2 ученик. Да, какая спокойная, ясная уверенность в своем даре, в будущем признании! Это своего рода ее классический "Памятник": я сделал, что мог, и это пребудет:
1 ученица. Были основания для такой уверенности, ведь воспитывала будущего поэта сама русская культура. Отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, искусствовед и филолог, впоследствии стал директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, игрой ее восхищался великий композитор Антон Рубинштейн. Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искусству, к музыке.
2 ученик. И вот 26 сентября 1892 г. в старом московском переулке Трехпрудном, в доме №8 зажглась звезда русской поэзии - родилась Марина Цветаева.
(Звучит «Октябрь» из цикла «Времена года» Чайковского, на фоне музыки чтение)
Красною кистьюРябина зажглась.Падали листья,Я родилась.Спорили сотниКолоколов.День был субботний:Иоанн Богослов.Мне и донынеХочется грызтьЖаркой рябиныГорькую кисть.
2 ученик. Мария Александровна мечтала о сыне, даже имя было выбрано - Александр. Но родилась девочка.
1 ученица. М. Цветаева писала в своих воспоминаниях: "Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать: сказала: "По крайней мере, будет музыкантша". Когда же первым, явно бессмысленным: словам оказалось "гамма", мать только подтвердила: "Я так и знала", - и тут же принялась учить меня музыке: Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку".
Чтец: Стихотворение «Кто создан из камня» Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело - измена, мне имя - Марина, Я - бренная пена морская. Кто создан из глины, кто создан из плоти - Тем гроб и надгробные плиты... - В купели морской крещена - и в полете Своем - непрестанно разбита! Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье. Меня - видишь кудри беспутные эти?- Земною не сделаешь солью. Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной - воскресаю! Да здравствует пена - веселая пена - Высокая пена морская! Учитель: Кто, по вашему мнению, является лирическим героем этого стихотворения? (Марина Цветаева и обыкновенные люди) Чем они отличаются? (составление таблицы) Марина Цветаева Обыкновенные люди Серебрюсь, сверкаю, измена, бренная пена Камень, глина Крещена, поёт, непрестанно разбита Плоть, надгробные плиты Кудри беспутные, своеволие Сердце, сети, земная соль Дробясь, воскресаю Гранитные колени Учитель: О чем заставляют задуматься эти различия? (об особенностях характера М.Цветаевой) Учитель: Действительно, эти различия заставляет задуматься над особенностью характера М.Цветаевой. В чем эта особенность? (непохожесть, ранимость, трагизм, движение, жизнь, свобода) Учащиеся выполняют тест по стихотворению.
ТЕСТ
1) Каким стихотворным размером написано стихотворение?
А амфибрахий
Б ямб
В анапест
Г дактиль
2) Лирические герои стихотворения - Марина и обыкновенные смертные люди. Укажите строчку со словами, которые относятся к Марине.
А камень, глина
Б надгробные плиты
В кудри беспутные
Г земная соль
3) Укажите слова, которые рисуют в стихотворении обыкновенных людей?
А серебрюсь и сверкаю
Б бренная пена
В дробясь, воскресаю
Г гранитные колена
4) Найдите верное значение выражения "кудри беспутные " в этом стихотворении.
А недисциплинированные, непослушные
Б свободные, распушенные
В некрасивые, невзрачные
Г ненужные, неинтересные
5) Какой троп использует поэт в 1-ом предложении третьей строфы?
А гипербола
Б метафора
В олицетворение
Г сравнение
6) Имя Марина обозначает:
А водяная
Б светлая
В морская
Г чистая
2 ученик. Мать радовалась незаурядным музыкальным способностям дочери, мечтала вырастить из нее пианистку. Но девочке было всего четыре года, когда Мария Александровна записала в своем дневнике: "Старшая все ходит вокруг и бубнит рифмы. Может быть, моя Маруся будет поэтом?" Сама Марина Ивановна скажет о себе: "Стихи пишу с 6-ти лет. Печатаю с 16-ти".Чтец: Стихотворение собственного сочинения Уход во мрак, полёт страстей, Трагическая безысходность,... Стать понятой, родной, своей Ей не дана была возможность. Её несломленная стать, И царственность, и величавость, Любимая, жена и мать… И боль душевная, усталость, И крик души, и мир в душе И кровоточащая рана, И риск, и ураганный вихрь – Всё это в имени – МАРИНА. Но всё же главное – ЛЮБОВЬ! К родителям, к Отчизне, к детям, К поэтам, к мужу…Без неё Ей не прожить бы в мире этом… Учитель: Итак, что же главное в жизни М.Цветаевой? (любовь) Слайд 15. Действительно, ничего не искала М.Цветаева в жизни, кроме Бога земной любви. И потому вся ее жизнь - это хождение по душам и творение судеб, «езда на остров любви». Остров любви – это всё ее творчество, события, факты, имена, встречи и расставания, «вёрсты, мили», ее жизнь…Таких островов в жизни поэтессы было много, и на каждом из них она разная: дочь, мать, патриот своей Родины, жена, поэтесса, любимая, просто женщина… Мы увидим, что быть самой собой, не отступать от своих жизненных принципов – таким было ее жизненным кредо. Только сильная личность способна стать Поэтом с большой буквы. Ее жизнь, как и поэзия, пронизана чувственностью, эмоциональной яркостью и личными переживаниями. 1 ученица. После безвременной кончины матери (Марине тогда было лишь 8 лет, младшей сестре Асе - 6) интерес к музыке постепенно угасает, зато крепнет другое увлечение - поэзия. Юная Цветаева пишет стихи не только на русском, но и на немецком, на французском.
2 ученик. Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться чуждым влияниям, "быть самой собою" - такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда.
1 ученица. Первую свою книгу "Вечерний альбом" Марина выпустила в свет по причинам внелитературным; как она сама говорила позже - "взамен любовного признания человеку, с которым иначе объясниться не могла".
2 ученик. На дворе - начало зимы 1911 года. Поэтических сборников печаталось тогда великое множество. И все же первая книга никому еще не известной Марины Цветаевой сразу получила критические отклики. Первым книгу оценил, и весьма положительно, поэт Максимилиан Волошин.
1 ученица. В Волошине Марина Цветаева нашла друга на всю жизнь.
ученик 5. Пусть я лишь стих в твоем альбоме,Едва поющий, как рудник;(Ты стал мне лучшею из книг,А их не мало в старом доме!)Пусть я лишь стебель, в светлый мигТобой, жалеющим, не смятый;(Ты для меня цветник богатый,Благоухающий цветник!)Пусть так. Но вот в полуистомеТы над страничкою поник:Ты вспомнишь все:Ты сдержишь крик:- Пусть я лишь стих в твоем альбоме!
1 ученица. Какой тогда была Марина Цветаева?
2 ученик. Небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто-каштановые волосы, бледное лицо, и глаза: Глаза зеленые, цвета винограда.
1 ученица.
Привычные к степям глаза,Привычные к слезам глаза.Зеленые - соленые - Крестьянские глаза.
2 ученик. Черты лица были очень точными и четкими, голос высоким, звонким и гибким. Стихи читала охотно, по первой просьбе, или предлагала сама: "Хотите, я вам прочту стихи?"
1 ученица. Стихи и прозу Цветаева читала на вечерах обычно по тетрадке, близко поднесенной к близоруким глазам, - очков Марина Ивановна упорно не признавала. Удивительно прямоспинная: Она старалась к таким вечерам принарядиться. Особенно любила серебряные браслеты, кольца, ожерелья.
2 ученик. Цветаева считала, что всякий лирик уже в раннем периоде творчества непременно являет себя в какой-нибудь строфе, "которая могла бы стать эпиграфом ко всему творчеству, формулой всей его жизни". В "Вечернем альбоме" к такой роли подходит стихотворение "Молитва", написанное Мариной 26 сентября 1909 года, в день, когда ей исполнилось семнадцать лет.
Ученик 6. Христос и Бог! Я жду чуда!Теперь, сейчас, в начале дня!О, дай мне умереть, покудаВся жизнь как книга для меня.Ты мудрый, Ты не скажешь строго:"Терпи, еще не кончен срок!"Ты сам мне подал - слишком много,Я жажду сразу - всех дорог!Всего хочу: с душой цыганаИдти под песни на разбой,За всех страдать под звук органаИ амазонкой мчаться в бой;Гадать по звездам в черной башне,Вести детей вперед, сквозь тень:Чтоб был легендой день - вчерашний,Чтоб был безумьем - каждый день!
1 ученица. Обратим внимание: тема ухода из жизни остается в цветаевском творчестве надолго, со временем станет важнейшим лейтмотивом ее поэзии.
Ученик 7. (музыка)
Идешь, на меня похожий,Глаза устремляя вниз.Я их опускала - тоже!Прохожий, остановись!Прочти - слепоты куринойИ маков набрав букет - Что звали меня МаринойИ сколько мне было лет.Не думай, что здесь - могила, Что я появлюсь, грозя:Я слишком сама любилаСмеяться, когда нельзя!И кровь приливала к коже,И кудри мои вились:Я тоже была, прохожий!Прохожий, остановись!Сорви себе стебель дикийИ ягоду ему вслед:Кладбищенской земляникиКрупнее и слаще нетНо только не стой угрюмо,Главу опустив на грудь.Легко обо мне подумай,Легко обо мне забудь.Как луч тебя освещает!Ты весь в золотой пыли:- И пусть тебя не смущаетМой голос из-под земли.
1 ученица. И эти строки Марина пишет в самое счастливое для нее время: Крым, море, солнце, весна, а рядом любимый муж Сергей Эфрон и крошечная дочь Ариадна, Аля, как зовут ее молодые родители.
2 ученик. Сергей Эфрон: Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском берегу. "Заглянув в его глаза и все, прочтя наперед, Марина загадала: если он пойдет и подарит сердолик, то она выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых". Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Сергей подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.
ученик 8. С. Э.
Я с вызовом ношу его кольцо!- Да, в Вечности - жена, не на бумаге! -Чрезмерно узкое его лицоПодобно шпаге.Безмолвен рот его, углами вниз.Мучительно-великолепны брови.В его лице трагически слилисьДве древних крови.Он тонок первой тонкостью ветвей.Его глаза - прекрасно-бесполезны! -Под крыльями раскинутых бровей -Две бездны.В его лице я рыцарству верна,- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -Такие - в роковые времена -Слагают стансы - и идут на плаху.
1 ученица. Тогда Марина еще не знала, сколько горя принесет ей и детям ее верная, жертвенная, безоглядная любовь. :И вообще стихи ее о любви чаще всего трагичны. Цветаева убеждена: женщина всегда права, когда страдает, женщина всегда прекрасна, когда любит. Никто лучше не увидел, не пережил и не передал духовную красоту всех покинутых, разлюбленных, оставленных Любящих.
Вчера еще в глаза глядел:(музыка, читает наизусть).
2 ученик. Не менее сильной и страстной была любовь Марины Цветаевой к солнцу русской поэзии - Пушкину. Творчество поэта было постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой, мятежной души. Пушкинскую "Капитанскую дочку" Цветаева перечитывала много раз, а стихотворение "К морю" было ее любимым. Любимому поэту посвятила Марина цикл "Стихи к Пушкину".
1 ученица Цветаева была знакома со многими поэтами начала 20 века. Она восхищалась стихами Брюсова и Пастернака, Маяковского и Ахматовой. Но ее поэтическим кумиром был Александр Блок. Цветаева видела его дважды, во время его выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 г., но не решилась подойти познакомиться. Свое преклонение перед поэтом, которого она называла "сплошной совестью", Марина пронесла через всю свою жизнь.
ученик 10. Имя твое - птица в руке,Имя твое - льдинка на языке.Одно-единственное движенье губ.Имя твое - пять букв.Мячик, пойманный на лету,Серебряный бубенец во рту.Камень, кинутый в тихий пруд,Всхлипнет так, как тебя зовут.В легком щелканье ночных копытГромкое имя твое гремит.И назовет его нам в високЗвонко щелкающий курок.Имя твое - ах, нельзя! -Имя твое - поцелуй в глаза,В нежную стужу надвижных век.Имя твое - поцелуй в снег.Ключевой, ледяной, голубой глоток.С именем твоим - сон глубок
Анализ стихотворения
(?): Почему мы гордимся творчеством М.Цветаевой?
(Ёё стихи тревожат душу, сердце).
Ёё стихи были не поняты своим поколением, т.к. своими стихами она противостояла миру косности, духовного мещанства. Поэт всегда принимает на себя все беды мира, страдает от этого,
Но черёд ёё стихам настал, и все больше людей покупают томики стихов поэтессы.
На творчество любого человека, в том числе и на М.Цветаеву, откладывает отпечаток жизнь.
О жизни и творчестве поэтессы нам расскажут эксперты. (По вопросы презентаций обращайтесь к автору)
А) Презентация (ЖИЗНЬ И РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО).
Вывод: Мы с вами сейчас прожили вместе с ней опредёлённые моменты ёё жизни.
Б) Презентация (ЭМИГРАЦИЯ).
Вывод: Её творчество так глубоко и одухотворенно, а слово столь ёмко и точно, что будто не книгу читаешь, а живёшь в Москве конца прошлого века, ходишь по старой чудесной столице, замираешь от красоты заокских далей, вместе с героями проживаешь столько жизней и судеб, оживлённых талантом поэта.
В) Презентация. (ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ТВОРЧЕСТВА).
Вывод: Все переживали или будут переживать любовь, потерю близких, испытывали дружбу и измену, радость и отчаяние- все, что можно назвать открытием мира, обо всем этом писала М. Цветаева.
Вопрос: Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите фамилию поэтессы Цветаевой?
Так какое же это имя - Марина Цветаева? (элементы исследования, проверка заранее предложенного домашнего задания) Слайд 8. Цветочное: ей дано краткое время цветения, жизни, трагически мгновенное, быстротечное, но оригинальное и яркое. Слайд 9. Царское: она могущественная, всесильная, властная, гордая, одинокая, «одна из всех, одна на всех, одна противу всех», необычная, избранница Бога Слайд 10. Летящее: она ветер, стихия, свобода, сверкание таланта, страсть, полёт, ритм Слайд 11. Морское: Зеленоглазая гениальная поэтесса Марина Цветаева всю жизнь гордилась и подчеркивала «морское» происхождение своего имени, ощущала себя безгранично принадлежащей морской стихии. Многие мгновения детства и юности Марины Цветаевой дышали морем. Именно на море, в Коктебеле, в доме Максимилиана Волошина, произошла ее встреча с мужем Сергеем Эфроном. Слайд 12. Трагическое: ее жизнь – ринг, рана, борьба за «право быть и созидать» Слайд 13. Загадочное: тайна, мечта Слайд 15. Вечное: поэт, чьё отчество не принято упоминать, она и сейчас – просто Марина Цветаева, вечная молодость, энергия, огонь
Рефлексия. (зачитывают заполненные опорные конспекты по Цветаевой, зачитывают заполненные листочки с ответами на вопрос).
СИНКВЕЙН
Заключение. Подводя итог урока, хочу задать вам вопрос: "Вы впустили в свое сердце М.Цветаеву?"
Теперь попрошу письменно высказать своё восприятие, понимание поэзии Цветаевой М.И. в теме урока вместо многоточия.
Озвучьте свои версии ответа.
Заключение.
Мы сегодня сделали много открытий, высказали личностное понимание поэзии великой русской поэтессы Серебряного века М.И. Цветаевой. Спасибо всем за работу. "Мне нравится", что урок не оставил вас равнодушными.
Хочу закончить наш разговор ёщё одним открытием - завещанием М.Цветаевой:
Где судьба бы вам жить не велела,В шумном свете иль в сельской тиши,Расточайте без счёта и смелоВсе сокровища вашей души:.
Учитель. Она оказалась права. Сегодня сильной, сложной настоящей поэзии Цветаевой настал черед, потому что настоящее в искусстве не умирает.
Домашнее задание: (индивидуальное задание) (КАРТОЧКИ)
1. Прочитайте стихотворение " Я с вызовом ношу твое кольцо" (1914)
- Можно ли его лирическую героиню и лирического персонажа назвать романтическими героями?
- Присутствует ли в стихотворении типичная романтическая антитеза?
- Поясните наиболее выразительные, на ваш взгляд, тропы.
- Какие оттенки интонации и смысла передает авторская пунктуация?
2. Какие зрительные и звуковые образы возникают перед вами за "секунду" чтения стихотворения " Идешь, на меня похожий:" (1913)
- Что можно сказать о его лирической героине?
Прочитайте про-я Цветаевой разных лет: "Уж сколько их упало в эту бездну:"(1913), "Красною кистью рябина зажглась:"(1916), "Кто создан из камня, кто создан из глины:"(1920), "Вскрыла жилы: неостановимо:"(1934), "Бузина" (1931-1935г.)
- Какие общие мотивы объединяют стихотворения?
- Проследите развитие этих мотивов. Почему к ним обращается поэт? Какие ощущения, мысли, ассоциации с ним связаны?
- Какие из прочитанных вами стихотворений вы могли бы назвать лирическими автопортретами?
3. Подумайте и ответьте.
Цикл М. Цветаевой " Стихи к Блоку" составляют стихотворения, созданные в разное время - в 1916 и в 1921 годах. Подумайте, в каком году написано посвященное Блоку стихотворение, которое начинается так:
Имя твоё - птица в руке,Имя твоё - льдинка на языке.Одно - единственное движение губ.Имя твоё - пять букв.Мячик, пойманный на лету,Серебряный бубенец во рту:
4. Вот начало небольшого стихотворного цикла Цветаевой "Поэт":
Поэт - издалека заводит речь.Поэта - далеко заводит речь.
В каждой из этих строчек по четыре слова - почти одинаковых. И предложения построены почти одинаково. Но пусть вас не обманет это "почти"?
- Найдите подлежащее и сказуемое в каждой строчке; определите порядок слов; объясните значение глагола "заводит" в 1 стихотворении и во 2. Теперь вы видите, что вместо "почти одинаково" нужно сказать "совсем неодинаково"
- Согласны ли вы, что внимание к построению предложений, значению слов, к форме помогает по-настоящему оценить поэтическое мастерство Цветаевой, меру ее таланта и чувства языка?
М.И.Цветаева родилась в 26 сентября 1892 г. .Детство ее прошло Москве и в Тарусе, где сейчас существует цветаевский дом-музей .Стихи начала писать с__6___ лет . В ___1906___году скончалась от чахотки мать, Мария Александровна Цветаева - Мейн. Первый сборник стихов вышел в ___1911_____ году. Он называется "Вечерний альбом".Одобрительную рецензию получила от М.Волошина . Написала первую критическую статью"_________________________". Находясь в гостях у М.Волошина в Коктебеле , познакомилась с будущим мужем С.Эфроном .В 1912 году 27 января состоялось венчание М.Цветаевой и С.Эфрона. В феврале 1912 года выходит вторая книга "________________". 5 сентября родилась дочь Ариадна (Аля). В1913 году выходит 3-й сборник "_______________".30 августа 19__скончался отец И.Я.Цветаев. В1917 году написано несколько _________, в том числе- на _______________ революцию. 13 апреля 1917г. родилась дочь Ирина , впоследствии умерла от истощения в 1920 г. В1922 году пишет прощальные стихи, написала поэму "______________", прощание с Москвой. В 1922 году уезжает за границу. В19__ году в Берлине вышли две ее книжки: "_________", "_________________". В Чехии пробыла с августа 19__ по октябрь 19___, жила в деревнях почти в нищете. В19___ - рождение сына Георгия (Мура). В 1939 г.- возвращение на Родину. В 19 41 г. 31 августа ушла из жизни в городе Елабуга (ныне в Татарстане).
Художественный мир М.Цветаевой:
1.________________________________________
2.________________________________________
3.________________________________________
Основные темы и мотивы лирики Цветаевой:
1._________________________________________
2._________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
5.__________________________________________
6.__________________________________________
7.__________________________________________
8.__________________________________________