Урок-исследование на тему Поэзия Марины Цветаевой

РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ
ЦЕЛИННЫЙ РАЙОН
МОКУ «ХАР-БУЛУКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»





Республиканский семинар «Развитие образовательного учреждения на основе программно-целевого планирования.




ОТКРЫТЫЙ УРОК- ИССЛЕДОВАНИЕ
на тему:
«Поэзия Марины Цветаевой»
«Если душа родилась крылатой»






Учитель русского языка и литературы: Бачаева Г.Н.














п.Хар-Булук, 2014г.

Тема урока : Поэзия Марины Цветаевой

«Если душа родилась крылатой»

Урок – исследование

Цели урока: 1) Изучение поэтического творчества Цветаевой на примере анализа
Стихотворений ;развивать навыки выразительного чтения стихов
Цветаевой;
2) Вызвать интерес у учащихся к изучению биографии поэтессы, где кроются
загадки поэтической натуры Цветаевой М.И.;
3) воспитание таких нравственных качеств, как-то: любовь к русскому слову,
чувство патриотизма ( любовь к малой и большой Родине ),порядочность,
умение сострадать и сопереживать.

Оборудование : портреты Цветаевой М.И., Блока А., Волошина М.
Эпиграф : 1). «Цветаева озаряет своим творчеством нашу жизнь и придает ей смысл»
( Саакянц )
2). « Вся моя жизнь – роман с собственной душой »
( М. Цветаева )
Музыкальное оформление : 1). Бетховен «Лунная соната»,
2). 1-й концерт Чайковского, 3). Звучит песня из кинофильма « Ирония судьбы»
муз М.Таривердиева , сл. М. Цветаевой – « Мне нравится,
что вы больны не мной» и песня из кинофильма
« Ирония судьбы» муз.М.Таривердиева , сл.М.Цветаевой
« Хочу у зеркала, где муть?», фрагмент увертюры к
опере Чайковского « Евгений Онегин «, цикл « Времена
года» П.И. Чайковского.



ХОД УРОКА :

Вступительное слово учителя :

Ребята! Сегодня мы в ходе урока – исследования познакомимся с Вами с творчеством замечательной и блистательной русской поэтессы Марины Ивановны Цветаевой. Цель нашего урока будет состоять из знакомства с биографией поэтессы и анализа ее произведений. Чтобы наше мини – исследование получилось плодотворным , предлагаю поработать группами:1 группа –«Биографы», 2 группа – « Декламаторы». Сегодня в течение урока будут звучать цветаевские строчки, которые, я думаю , не оставят равнодушными никого .
Итак, в добрый путь, друзья ! Эпиграфом к уроку послужат нам строчки современного литературного критика Саакянц : « Цветаева озаряет своим творчеством нашу жизнь и придает ей смысл» и строчки, принадлежащие самой Цветаевой : « Вся моя жизнь – роман с собственной душой».
Поэзия Цветаевой – это вольный полет души , безудержный вихрь мысли и чувства. Строю стихотворений Цветаевой свойственны порывистая резкость , перебои , неожиданные паузы, во – первых , и во – вторых, присуща гибкость и пластичность . живое дыхание.
Стихотворчество для Цветаевой – образ жизни, без него она просто не мыслила своего существования. Она писала много, в любом состоянии души. Она не раз признавалась, что стихи ее сами пишутся», что они « растут, как звезды и как розы», «льются настоящим потоком».
Вот как она об этом пишет :
Они (мои стихи !) летят
По нагориям,
По восхолмиям,
Вместе с зорями,
с колокольнями.
Теперь мы познакомимся с семьей Марины Цветаевой.
Итак, первое сообщение : « Отец Цветаевой – Иван Владимирович Цветаев(сообщение уч. 11 класса Абушинова Кирсана )-филолог –классик, профессор, возглавлял кафедру истории и теории искусств Московского университета, был хранителем отделения изящных искусств и классических древностей в Московском Публичном и Румянцевском музеях. В 1912 по его инициативе в Москве был открыт Музей Александра 111 ( ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).В отце Цветаева ценила преданность собственным стремлениям и подвижнический труд, которые, как утверждала, унаследовала именно от него. В 1930-х, она посвятила отцу несколько мемуарных очерков (« Музей Александра 111», «Лавровый венок», «Открытие музея», «Отец и его музей»).
Мать, Мария Александровна , (сообщение ученицы 11 класса Нониковой Валентины
)умерла в 1906 году, когда Марина была еще девушкой. Мария Александровна была ближайшим сотрудником мужа . Она вела всю его обширную иностранную переписку
Матери Марина Ивановна посвятила очерки – воспоминания, в 1930-х («Мать
и музыка», «Сказка матери»).
3). Чтение учащимися стихотворений М. Цветаевой (наизусть).
Учитель: Творческий путь Цветаевой был нелегок. Поэтесса осознавала свой талант, но не делала ничего для того, чтобы стать известной. Она верила, что время ее придет .Об этом ею было написано стихотворение «Моим стихам, написанным так рано»( чит. Абушинов Кирсан):
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я ,что я поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет
Разбросанным в пыли по магазинам.
(Где их никто не брал и не берет!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
4). Знакомство с биографией М.Цветаевой.
Звучит «Октябрь» из цикла « Времена года» Чайковского на фоне музыки чтение.
( Стихи читает ученик 11 класса Бадгаев Савр) :
Красною кистью День был субботний:
Рябина зажглась. Иоанн Богослов.
Падали листья Мне и доныне
Я родилась. Хочется грызть
Спорили сотни Жаркой рябины
колоколов Горькую кист
Ученица 11 класса Васькаева Мираида: Марина Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в Москве .Родителями Цветаевой были Иван Владимирович Цветаев и Мария Александровна Цветаева (урожденная Мейн).Зимнее время семья проводила в Москве, лето – в городе Тарусе Калужской губернии. Ездили Цветаевы и за границу. В 1903 году Цветаева училась во французском интернате в Лозанне (Швейцария),осенью 1904 -весной 1905 обучалась вместе с сестрой в немецком пансионе во Фрейбурге (Германия), летом 1909 одна отправилась в Париж, где слушала курс старинной французской литературы в Сорбонне.
По собственным воспоминаниям, Цветаева начала писать стихи в шестилетнем возрасте. В 1906-1907 написала повесть «Четвертые», в 1906 перевела на русский язык драму французского писателя Э.Ростана Орленок. посвященную трагической судьбе сына Наполеона (ни повесть, ни перевод драмы не сохранились).В литературе ей были особенно дороги произведения А.С.Пушкина.
В печати произведения Цветаевой появились в 1910 году, когда она издала на собственные средства свою первую книгу стихов – «Вечерний альбом». Игнорируя принятые правила литературного поведения, Цветаева решительно демонстрировала собственную независимость и нежелание соответствовать социальной роли «литератора». Писание стихов она представляла не как профессиональное занятие, а как частное дело и непосредственное самовыражение.
«Вечерний альбом» был очень доброжелательно встречен критикой: новизна тона, достоверность книги отметили В.Я.Брюсов, М.А.Волошин, Н.С.Гумилев. Цветаева по –прежнему чуралась литературных кругов, хотя познакомилась с некоторыми писателями и поэтами ( одним из близких ее друзей стал М.А.Волошин, которому Цветаева позднее посвятила мемуарный очерк « Живое о живом» в 1933 г.
5). Сообщение ученицы 11 кл. Васькаевой М. на тему : «Влияние Блока, Максимилиана
Волошина на творчество Цветаевой» (на доске висят портреты А.Блока, М. Волошина)
а). знакомство М.Волошина с Цветаевой (оно было судьбоносным. Именно Волошин
познакомил юную поэтессу с ее будущим мужем – Эфроном Сергеем Яковлевичем.)
б). звучит выразительное чтение наизусть стихотворения, посвященное Эфрону « Ждут
нас пыльные дороги».
Блок в жизни Марины Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как
собрата по «струнному рукомеслу», а как божество от поэзии, и которому, как божеству, поклонялась ни о какой сопричастности этой творческой высоте и помыслить не смела - только коленопреклонялась. Таким поэтическим преклонением стали все ее стихи, посвященные Блоку»
Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке.
Одно – единственное движенье губ.
Имя твое – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое-ах, нельзя! -
Имя твое – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим – сон глубок.
Сообщение ученицы о знакомстве Волошина с Цветаевой.
Зимой 1910-1911 М.А.Волошин пригласил Марину Цветаеву си ее сестру Анастасию провести лето 1911 г.в Коктебеле, где он жил. В Коктебеле Цветаева познакомилась с Сергеем Яковлевичем Эфроном.
В Сергее Эфроне Цветаева увидела воплощенный идеал благородства, рыцарства и вместе с тем беззащитность. Любовь к Эфрону была для нее и преклонением, и духовным союзом, и почти материнской заботой. В январе 1912 года произошло венчание Цветаевой и Сергея Эфрона. 5 сентября родилась дочь Ариадна.
Марина Цветаева посвятила своему мужу стихотворение « Ждут нас пыльные дороги».
Звучит выразительное чтение наизусть стихотворение, посвященное Эфрону:
Чтец : ученик 11 кл . Эрендженов Санько.
Ждут нас пыльные дороги,
Шалаши на час
И звериные берлоги
И старинные чертоги На сияющем паркете
Мил, милый, мы, как боги: Милый, милый, мы, как дети:
Целый мир для нас! Целый мир двоим!
Всюду дома мы на свете, Солнце жжет,- на север с юга,
Все зовя своим. Или на луну!
В шалаше, где чинят сети, Им очаг и бремя плуга,
Нам простор и зелень луга
Милый, милый, друг у друга
Мы навек в плену!
6).Сообщение ученика 11 класса Халенгинова Станислава: « Трагическое в жизни М. Цветаевой». Первую мировую войну ,( весной 1915 г. ее муж, Сергей Эфрон, оставив учебу в университете, стал братом милосердия на военном санитарном поезде) Цветаева восприняла как взрыв ненависти против дорогой с детства ее сердцу Германии. Она откликнулась на войну стихами, резко диссонировавшими с патриотическими и шовинистическими настроениями конца 1914 г.Февральскую революцию1917 г. она приветствовала, как и ее муж, чьи родители были революционерами-народовольцами. Октябрьскую революцию восприняли как торжество губительного деспотизма.
Сергей Эфрон встал на сторону Временного правительства и участвовал в московских боях, обороняя Кремль от красногвардейцев.
Сергей Эфрон сражался в рядах белой армии, и оставшая в Москве М.Цветаева не имела о нем никаких известий. В голодной и нищей Москве в 1917-1920 она пишет стихи, воспевающие жертвенный подвиг Белой армии. Цветаева публично и дерзко читала стихи в большевистской Москве. Прославление Цветаевой белого движения имело не политические , а духовно-нравственные причины. Она была солидарна не с торжествующими победителями-большевиками, а с обреченными побежденными.В мае 1921 г.она написала цикл «Разлука»,обращенный к мужу. Она с детьми с трудом сводила концы с концами, голодали. В начале зимы 1919-1920 Цветаева отдала дочерей в приют в Кунцеве. Вскоре она узнала о тяжелом состоянии дочерей и забрала домой старшую Алю, к которой была привязана как к другу. Выбор ЦВЕТАЕВОЙ ОБЪЯСНЯЛСЯ И НЕВОЗМОЖНОСТЬЮ ПРОКОРМИТЬ ОБЕИХ, И РАВНОДУШНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К Ирине. В начале февраля 1920 года Ирина умерла. Ее смерть отражена в стихотворении «Две руки , легко опущенные..» и в лирическом цикле «Разлука»( 1921).
Две руки, легко опущенные
На младенческую голову!
Были – по одной на каждую -
Две головки мне дарованы.
По обеими – зажатыми -
Яростными – как могла!-
Старшую из тьмы выхватывая -
Младшую не уберегла.
Две руки –ласкать -разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки – и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Светлая – на шейке тоненькой -
Одуванчик на стебле!
Мной ущу совсем не понято,
Что дитя мое в земле.
Сообщение ученика: « Пребывание Цветаевой в эмиграции» ( Берлин –совсем недолго! Прага- 3 года, Франция 7 лет).
11 июля 1921 года она получила письмо от мужа, эвакуировавшегося с остатками Добровольческой армии из Крыма а Константинополь. Вскоре он перебрался в Чехию, в Прагу. После нескольких изнурительных попыток Цветаева получила разрешение на выезд из Советской России и 11 мая 1922 г. вместе с дочерью Алей покинула родину.
В Праге у Цветаевой впервые устанавливаются постоянные отношения с литературными кругами, с издательствами и редакциями журналов. Ее произведения печатались на страницах журналов « Воля России» и « Своими путями»,Цветаева выполняла редакторскую работу для альманах «Ковчег».Последние годы, проведенные на родине, и первые годы эмиграции отмечены новыми чертами в осмыслении Цветаевой соотношения поэзии и действительности, претерпевает изменения и поэтика ее стихотворных произведений. Действительность и историю она воспринимает теперь чуждыми, враждебными поэзии. Расширяется жанровый диапазон цветаевского творчества:
Она пишет драматические произведения и поэмы.
Во второй половине 1925 года Цветаева приняла решение покинуть Чехословакию и переселиться во Францию. Ее поступок объяснялся тяжелым материальным положением семьи; она полагала. Что сможет лучше устроить себя и близких в Париже, который тогда становился центром русской литературной эмиграции.! Ноября 1925 года Цветаева с детьми приехала в Париж; к Рождеству туда перебрался и Сергей Эфрон. В Париже она закончила поэму «Лирическая поэма»Во Франции Цветаева создала еще несколько поэм. Поэма «Новогоднее»(1927г)-пространная эпитафия, отклик на смерть немецкого поэта Р.М.Рильке, с которым Пастернак и она состояли в переписке. Поэма «Воздух»(1927)-художественное переосмысление беспосадочного перелета через Атлантический океан, совершенного американским авиатором Ч.Линдбергером. Была также написана трагедия «Федра» (1928).Во Франции были созданы посвященные поэзии и поэтам циклы Маяковскому(отклик на смерть Маяковского), «Стихи к Пушкину»(1931), Стихи сироте (1936).Переезд во Францию не облегчил жизнь Цветаевой и ее семьи. Сергей Эфрон, непрактичный и не приспособленный к тяготам жизни, зарабатывал мало, только сама Цветаева литературным трудом могла зарабатывать на жизнь. Однако в ведущих парижских периодических изданиях Цветаеву печатали мало. Эмигрантской литературной среде, преимущественно ориентированной на возрождение и продолжение классической традиции, были чужды эмоциональная экспрессия и гиперболизм Цветаевой. Ведущие эмигрантские критики и литераторы (З.Гиппиус, Г.В.Адамович и др.) оценивали ее творчество отрицательно. Она почти перестала писать стихи.
У Цветаевой произошел тяжелый конфликт с дочерью, настаивавшей, вслед за отцом, на отъезде в СССР; дочь ушла из материнского дома. В сентябре 1937 г С.Эфрон оказался причастен к убийству советскими агентам и И.Рейсса –также бывшего агента советских спецслужб, попытавшегося выйти из игры. Вскоре Эфрон был вынужден скрыться и бежать в СССР Вслед за ним на родину вернулась дочь Ариадна. Цветаева оставалась в Париже с сыном Не было денег на жизнь и обучение сына, Европе грозила война, и Цветаева боялась за Мура, который был уже почти взрослым. Она опасалась за судьбу мужа в СССР.18 июня Цветаева с сыном вернулась на родину. На родине Цветаева с родными первое время жили на государственной даче НКВД в подмосковном Болшеве. Однако вскоре Эфрон и Ариадна были арестованы.С.Эфрон позднее был расстрелян.
8). Сообщение учителя: « Последние годы жизни Цветаевой .Смерть в Елабуге в эвакуации».
После гибели мужа ее постоянно посещали мысли о самоубийстве. После этого Цветаева была вынуждена скитаться. Полгода, прежде чем получить временное (сроком на два года) жилье в Москве, она поселилась вместе с сыном в доме писателей в подмосковном поселке Голицыне. Встречи с Ахматовой А . и Б.Пастернаком не оправдали ожиданий Цветаевой. Функционеры Союза писателей отворачивались от нее, как от жены и матери « врагов народа».Подготовленный ею в 1940 г.сборник стихов не был напечатан.Денег катастрофически не хватало. Она была вынуждена принимать помощь немногих друзей. Вскоре после начала Великой Отечественной войныю8 августа 1941 года Цветаева с сыном эвакуировались из Москвы и оказались в небольшом городке Елабуге. В Елабуге не было работы. У руководства Союза писателей, эвакуированного в соседний город Чистополь, Цветаева просила разрешения поселиться в Чистополь и места судомойки в писательской столовой. Разрешение было дано, но места в столовой не оказалось, так как она еще не открылась. После возвращения в Елабугу у Цветаевой произошла ссора с сыном, который, по – видимому, упрекал ее в их тягостном положении. На следующий день,31 августа 1941 года, Цветаева повесилась. Точное место ее захоронения неизвестно.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ. ИТОГИ. ВЫВОДЫ ПО УРОКУ. ( вначале прочитать цитату из Б.Пастернака о поэзии Цветаевой.)
« Марина, золотой мой друг, изумительное, сверхъестественно родное предназначенье, утренняя дымящаяся моя душа, Марина
Какие удивительные стихи Вы пишете! Как больно, что сейчас Вы больше меня! Вообще – Вы - возмутительно большой поэт О, как я Вас люблю, Марина! Так вольно, так прирожденно, так обогащающе ясно».
Стихи Марины Цветаевой мелодичны,з адушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Вряд ли найдется человек, который не слышал бы этих удивительных строк. Как свежо и современно звучат эти стихи, а ведь написаны они в 1915 году и обращены к будущему мужу сестры М.Минцу.
Ребята, уважаемые гости, сейчас прозвучит песня из кинофильма « Ирония судьбы». Муз.М.Таривердиева, сл.М.Цветаевой – « Мне нравится, что вы больны не мной» в исполнении ученицы 11 класса Васькаевой Мираиды.( звучит песня в исполнении ученицы.(инструмент –гитара).
Таким образом, ребята, сегодня на уроке мы много узнали о Марине Цветаевой – поэтессе уникальной, с редкостным поэтическим даром, о ее трагической судьбе, о ее пронзительных стихах. Считаю, что наши цели ,поставленные на уроке-исследования,
выполнены. Думаю, что Вы, ребята, после сегодняшнего урока еще не раз будете читать стихи Цветаевой, и все, что касается ее творчества.
Теперь подведем итоги урока. Составим мини – проект , который может вылиться в настоящую учебную исследовательскую работу.
( команды (команда «Биографы» и команда «Декламаторы») составили мини- проект и защитили его).
Всем спасибо за урок! Все работали плодотворно, и я ставлю отметку «отлично».
15