Урок-лабиринт в 9 классе по теме Арифметическая и геометрическая прогрессии


Урок- лабиринт в 9 классе по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Лапина Наталья Юрьевна, учитель математики
Цели урока: упрочение знаний учащихся по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии», совершенствование их умений обобщать и тестировать материал; изменение отношения ребят к математике – доминирующим, сделать для них сам процесс приобретения знаний и его содержания, а не оценку.
Ход урока:
Классу предлагается разделиться на две команды по 6 человек. Оговаривается принцип подбора: в каждой команде должен быть ведущий ученик, обладающий достаточным объемом знаний по данной теме, и ведомый – тот кому в силу различных обстоятельств не под силу трудные задания. Выбирается капитан, координирующий работу команды. Для контроля заданий 2 ученика – контролеры и 4 ученика – знатоки, они организаторы творческой атмосферы при работе, оказывают помощь игрокам команд, вместе с учителем работают в «справочном бюро», дают указания, советы, консультации, анализируют черновики решений, после того как команда прошла пункт лабиринта.
Устанавливаются правила:
1.Поощряются высказывания любой идеи, какой бы странной на первый взгляд она не казалась.
2. Допускается критика только идей, а не высказавших их учеников.
3. Высоко оценивается оказание творческой помощи партнеру по команде.
I этап:
В начале урока актуализируются, обобщаются и систематизируются знания по теме в форме домашнего задания. Каждая команда предъявляет и защищает свой плакат – опорный сигнал, сообщает интересные исторические сведения о арифметической и геометрической прогрессиях.
II этап ( прохождение лабиринта)
На трех партах для одной и другой команды лежат по пять карточек с заданиями. Каждая карточка имеет варианты ответов под буквами В, Е, Н, О, Р или Т, О, Ч, Н или Ф, И, Н, Ш.
Команды одновременно подходят к первому пункту лабиринта и начинают работать. Выбранный ответ на каждую карточку записывается и сообщается контролеру. Тот откладывает буквы, и если получается слово «верно», «точно», «финиш», то команда переходит на следующий пункт лабиринта.
Во время работы команды могут применять «брейнсторминг» - мозговой штурм, но по времени выигрывает та команда, где в начале каждый качественно поработал над своим заданием. Если слово не складывается, то команда обращается за помощью в «справочное бюро». После каждого пункта лабиринта жюри посоветовавшись с контролерами и знатоками объявляет баллы команд и победителя.
Пункт I (сообщение о арифметической прогрессии).
Выпишите первые пять членов геометрической прогрессии: 2; 6; … в) 2, 6, 8, 10, 12… е) 2, 6, 18, 54, 162. н) 2, 6, 10, 14, 118. о) 2, 6, -18, 54, -169 р) 2, 6, 12, 24, 48
В арифметической прогрессии (аn) а1 =3, d = 9. Найдите а10. в) 84, е) 50, н) -84, о) 103, р) 44.
В геометрической прогрессии (bn) b1 = 1,6 $ q = 2. Найти b3. В) 6, е) 13, н) 6,6 о) 22, р)6,4.
Найдите знаменатель геометрической прогрессии (bn) , если b3 = 12; b5 = 48. В) +(-)4, е) -3, н) 6, о) +(-)2, р) 2.
Найдите разность арифметической прогрессии (аn),если а1 = 4, а18 = -30. В) -3, е) 2, н) -2, о) 4, р) 6.
Пункт II : (сообщение о геометрической прогрессии).
Последовательность задана формулой аn = 5n – 2. Найдите а100 н) 400, о) 498, т) 28, ч) -200.
Найдите первый член геометрической прогрессии, если b6 = 3:q = 3 н) 6, о) 81, т) 181; г) 13.
Найдите первый член арифметической прогрессии, если а36 = 26, d = 0,7. Н) 1,5, о) 3, т) 4,5, ч) 12.
Найдите сумму пяти первых членов геометрической прогрессии (bn), если b1 = 32;q = 12 H) 100, o) 62, T) 164 , ч) 204.
Между числами 2 и 22 вставьте четыре числа так, чтобы они вместе с данными составляли арифметическую прогрессию. Н) 2,7, 12, 17 , 19, 22 о) 2, 4, 6, 8, 10, 22. Ч) 2,6, 10, 14, 18, 22.
Пункт III.
Последовательность (хn) геометрическая прогрессия, х1 – первый член, q знаменатель. Выразите х125. И) х1 + 124q; н) х1 ∙ 124q, ф) х1 ∙ q124, ш) х1 + 125q.
Найдите седьмой член геометрической прогрессии: 2, -6… и) 1458, н) 2724, ф) 1600, ш) 5720.
Найдите первый член геометрической прогрессии в которой q = 2, s5 = 93 и) 93, н) 156, ф) 80, ш) 12.
Найдите сумму бесконечной геометрической прогрессии, проверить предварительно, что |q|< 1 36, 12, 4… и) 104, п) 54, ф) 10, ш) 68.
Представьте в виде обыкновенной дроби число: 0,(4) и) 23, н) 17, ф) 311, ш) 49.Подведение итогов, объявляется победитель.
Преимущества урока-лабиринта:
Контроль на пунктах лабиринта осуществляется самими учениками.
Проверка наличия необходимых черновых записей, комментарии к ним.
Зависимость успеха всей команды от работы каждого, демократичность общения.