Урок русского языка по теме Какие слова пишутся с заглавной буквы?


Урок русского языка во 2 классе
Тема урока: Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Цель:
- расширить представление о словах, которые пишутся с заглавной буквы (названиях городов, улиц, рек, планет);
- учить анализировать, делать выводы, правильно записывать имена собственные;
- развивать монологическую и диалогическую речь;
- воспитывать самостоятельность, чувство гордости за свой родной город.
Планируемые результаты: обучающиеся получат представление о словах, которые пишутся с заглавной буквы (названиях городов, улиц, рек, планет); научатся анализировать, делать выводы, правильно записывать имена собственные; получат возможность для развития речи и ведения коммуникативной деятельности.
Оборудование: учебник «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г. М: Просвещение, 2012 год, 1 часть; разноуровневые карточки с заданиями; презентация по теме урока; условная схема города, изображённая на доске; листы для самооценки.
Тип урока: открытие новых знаний (урок проводился в первой четверти)
Форма проведения: урок-путешествие
Этапы урока
Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1. Организационный момент
Цель: содействие установлению нормального рабочего настроя у обучающихся и готовности к сотрудничеству. Личностные: готовность к обучению, положительное отношение к учению Учитель читает наизусть стихотворение:
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем
И друг другу помогаем.
(Дети тихо садятся на места)
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке –
Ручка, книжка и тетрадка?
- Раз всё в порядке продолжаем урок. Дети эмоционально настраиваются на работу.
2.Самоопределение к
учебной деятельности
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Предметные: писать словарные слова.
Познавательные: умение под руководством учителя выделять и формулировать познавательную цель; умение сознательно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Регулятивные: оценка деятельности 1.Игра «Буква потерялась»
На доске записаны слова
Быстр…
уч…ник
к...рова
в…тер
адр…с
- В этих словах «потерялась» буква. Запишите слова в столбик, вставьте нужную букву, поставьте ударение.
( Фронтальная проверка)
- Посмотрите на первую букву в каждом слове и назовите слово по вертикали.
2. Подготовленные обучающиеся читают наизусть стихотворение
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква расти, не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
- Я надеюсь, что вы внимательно слушали стихотворение. Как вы думаете, о чём же пойдёт речь на уроке?
- Действительно, наш урок мы посвятим словам, которые пишутся с заглавной буквы.
- Предположите, а чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке?
- Послушайте ещё раз стихотворение и определите, а какие правила нам уже знакомы? Записывают словарные слова.
Объясняют, какую букву вставили.
Называют ударный слог.
Работают с оценочным листом.
Составляют слово «буква»
Два ученика читают наизусть стихотворение.
Формулируют тему и цель урока.
Отвечают на вопросы.
Называют знакомые правила.
3. Актуализация и пробное учебное действие
Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий Познавательные: наблюдение, анализ, синтез; умение выделять нужную информацию.
Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка деятельности.
Коммуникативные: умение адекватно оценивать границы своего знания и незнания.
Личностные: умение слушать и слышать.
Предметные: записывать с заглавной буквы имена, отчества, фамилии, первое слово в предложении. Работа по карточкам с дифференцированными заданиями
1 уровень
- Как тебя зовут? Дайте полный ответ на вопрос, записав свою фамилию, имя, отчество.
2 уровень
- Образуйте отчество и фамилию от имени Иван
3 уровень
Образуйте отчество и фамилию от имени Иван. Составьте и запишите предложение.
Индивидуальная работа.
1 уровень Самопроверка по вложенной карточке
2 уровень
Самопроверка (Слайд № 1)
3 уровень
Фронтальная проверка
Работа с оценочным листом.
4.Выявление места и причины затруднения
Цель: организация анализа возникшей ситуации Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог Побуждающий диалог
- Как вы думаете, а кроме имён, отчеств, фамилий есть ли другие слова, которые нужно писать с заглавной буквы?
-Попробуйте предположить, что же это за слова? Участие в диалоге
5.Построение проекта выхода из положения
Цель: выбор способа и средств реализации цели Предметные: правильно записывать имена собственные
Регулятивные: самооценка деятельности.
Личностные: чувство гордости за свой город. -Итак, чтобы решить нашу проблему: найти ещё слова, которые пишутся с заглавной буквы, предлагаю вам совершить небольшое путешествие сначала по нашему микрорайону.
Физкультминутка
Раз, два - дружно встали,
Три, четыре – пошагали
В парах за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь
( Учитель открывает доску, на которой изображена условная схема микрорайона)
- Есть ли имя у нашего города?
- Имя города по-другому это его … (название).
- Смоленск – смоленск, какую табличку вы выбираете, почему?
(Слайд № 2)
- На схеме есть улицы, но они без названия. Напишите на листочке название улицы, на которой вы живёте. Прикрепите на схему.
- Сделайте вывод, как же будем писать название улиц?
- В нашем городе протекает река. Как она называется?
- Предположите, как вы напишите слово Днепр.
- Что же вы узнали, путешествуя по микрорайону?
- Наш город большой и красивый. А что мы – его жители, можем сделать, чтобы он был ещё краше?
- А чтобы отправиться дальше, нам понадобится скоростной транспорт. Отгадайте какой:
Чудо птица
Алый хвост
Полетела в стаю звёзд
( ракета)
Физкультминутка
Встали, надели скафандры, шлемы, пристегнули ремни, полетели (дети повторяют движения за учителем)
(Слайд № 3 «Планеты»)
- Ребята, как вы думаете, что мы увидели из космической ракеты?
- А как называется планета, на которой мы живём?
- Предположите, как напишем слово Земля?
- Подумайте, а всегда ли слово Земля мы будем писать с заглавной буквы?
- А у планеты Земля есть друзья и подружки – другие планеты?
- А какая планета уже не считается планетой?
(Слайд № 4) .
Ответы детей, выбор таблички.
Запись названия улиц, на которых проживают дети.
Предположения.
Дети делают вывод.
Работа с оценочным листом.
Отгадывают загадку.
Ответы на вопросы.
Работа над многозначностью слова «земля»
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: усвоение способа действия при выполнении упражнения, самопроверка по эталону Предметные: правильно записывать названия планет, располагать их в алфавитном порядке.
Коммуникативные: сотрудничество в парах при выполнении работы
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка деятельности
Познавательные: умение добывать информацию при работе с учебником Работа по учебнику стр. 86 упр. 131
-Прочитайте.
- Кто запомнил, какую планету уже не считают планетой?
- Какое задание вы будете выполнять?
- Выполните задание в парах.
- Проверьте и оцените себя
(Слайд № 5 для самопроверки)
- Сделайте вывод, как же будем писать название планет? Работа по учебнику в парах.
Самопроверка.
Работа с оценочным листом.
Дети делают вывод.
7. Рефлексия УД на уроке
Цель: самооценка обучающимися результатов своей деятельности Регулятивные: контроль, коррекция, оценка деятельности - Чему учились на уроке?
- Какие же слова мы будем писать с заглавной буквы?
- Как вы оценили себя на сегодняшнем уроке?
Подводят итог занятия и оценивают себя
8. Информация о домашнем задании
Цель: обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Познавательные: умение добывать информацию при работе с разными источниками Информирует о домашнем задании. ( Задание дифференцировано) Понимание выполнения домашнего задания