Статья «Роль стимулирования обучающихся в учебно-воспитательном процессе»
Роль стимулирования обучающихся в учебно-воспитательном процессе
(из опыта работы)
Фадеева Г. И., учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Кошки Самарской области
Задача начальной школы состоит в том, чтобы дать ребенку импульсы к творчеству, саморазвитию, раскрыть его дарования. Образование, которое дети получают в начальной школе, является основой для дальнейшего обучения. Поэтому с первых уроков в 1 классе на протяжении четырех лет я стараюсь развивать любознательность учащихся и мотивацию на развитие познавательных интересов.
Младшие школьники очень любознательны. Они тянутся ко всему новому. Мир представляется им довольно простым, их больше интересуют конкретные объекты и темы: животные, растения, моря, реки, явления природы, техника .
Чтобы ребенок не утратил любознательность, для стимулирования познавательных интересов использую различные методы, приемы, формы работы:
1) Дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизическом развитии. Для того чтобы узнать интересы детей, получить данные об условиях их жизни, для создания благоприятного психологического климата в классе, для изучения детского коллектива, для исследования личности ученика, для улучшения учебно-воспитательного процесса я провожу диагностические работы в виде:
- анкет;
- наблюдений;
- рисуночных тестов;
- тестов;
- бесед с учениками, родителями, учителями-предметниками, работающими в классе;
- подвижных игр (это тоже средство диагностики, во время игры ребенок раскрывается во всех своих лучших и не лучших качествах);
Благодаря такой работе я узнаю слабые и сильные стороны ученика, выявляю изменения личности в лучшую или худшую сторону. После обработки результатов диагностики организую целенаправленную индивидуальную работу с учащимися класса с учетом особенностей развития самого ребенка, уровня воспитанности по коррекции отношений между детьми, в обретении культуры общения и культуры поведения, в оказании помощи ученику, имеющему проблемы в знаниях. А это помогает мне развивать у ребенка положительное отношение к школе. Например, ежегодно, с 1 класса, провожу анкетирование по выявлению школьной мотивации. По результатам проведенной анкеты в 4 классе, выяснилось, что из 20 опрошенных:
а) высокий уровень имеют 10 учащихся
(учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования, четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны);
б) хорошую школьную мотивацию – 7 учеников
(ребята, которые справляются с учебной деятельностью);
в) положительное отношение к школе имеют 3 ученика
(ребятам интересно общаться со сверстниками, с педагогами);
Если ученик с радостью и желанием идет в школу, то у него развивается любознательность, интерес к учебе.
2) С поступлением ребенка в школу познавательные процессы должны стать произвольными, продуктивными и устойчивыми. И я строю учебный процесс так, чтобы дети могли и хотели достаточно длительное время сохранять повышенное внимание, способность воспринимать и хорошо запоминать учебный материал. Для стимулирования познавательной деятельности ребят использую:
- различный дидактический, иллюстративный и раздаточный материал,
ребята учатся работать со справочным материалом, энциклопедиями, со словарями (фразеологическим, орфографическим, толковым);
Любые рассказы и знакомства с картинками, энциклопедиями вызывают интерес и желание узнать больше.
- необычную форму изложения материала;
Например, при изучении темы «Великая война и Великая Победа» урок начала с чтения стихотворения «Варварство» (автор Мусса Джалиль). После анализа стихотворения, ребята высказывались, какой они представляют себе войну. Такая работа позволяет детям легче воспринимать материал учебника, вызывает интерес к предмету, воспитывается чувство патриотизма у школьников;
- при проведении уроков создаю проблемно-поисковые ситуации, которые позволяют повышать интерес к учебе;
- для предупреждения преждевременного наступления утомления, для повышения мотивации к учебной деятельности провожу физминутки по укреплению зрения, осанки, мышц руки, упражнения на расслабление с использованием музыкального сопровождения;
3) Для того чтобы ребенок с желанием посещал школу, учился, участвовал в мероприятиях, необходима педагогическая поддержка. Поддерживать ребенка, значит верить в него. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо. У него складывается мотив достижения успехов. Для этого я:
- опираюсь на сильные стороны ученика;
- при неправильных ответах ученика, пытаюсь избегать отрицательных оценок «нет», «неправильно»;
- прихожу задолго до занятий и остаюсь после уроков, чтобы у ребенка была возможность рассказать мне о своих переживаниях и радостях;
- внушаю ребенку веру в успех;
- принимаю его таким, каков он есть;
Для поддержки ребят использую:
- отдельные слова («красиво», аккуратно», «молодец»);
- высказывания («Я рада, что у тебя получилось», «Ты меня порадовал своей работой».);
- записываю благодарность в дневник ребенку за помощь в подготовке и проведении мероприятия;
- прикосновения (дотронуться до плеча, погладить по голове, взять за руку, обнять ребенка)
- улыбку, кивок головой;
- рядом с ребенком постоять или посидеть, слушать его;
4) Невозможно стимулировать ребят в учебно-воспитательном процессе без взаимосвязи с родителями.
- Родители помогают мне вовлекать детей в различные кружки и секции, готовить и проводить многие мероприятия в школе. Например, не без помощи родителей класс участвовал в районном конкурсе – проектов «Мы в истории ДДТ», в акции «Чистое село», «Мы творим добро», в фотоконкурсе, посвященному 80-летию района; семьи Чугуновых и Юбкиных участвовали в областном конкурсе «Читающая семья». Родители принимали активное участие в подготовке и проведении традиционных классных праздников – «Праздник осени», «Здравствуй, елка!», «День Защитника Отечества», «Праздник мам и бабушек», праздники по окончанию учебного года.
Ребята по интересам находят себе занятие, что позволяет раскрыть их индивидуальные способности во внеурочной деятельности. У детей развивается самостоятельность, ответственность, инициатива, способность оценивать свои и чужие достижения. Из 22 учащихся класса все посещали кружки и секции, а 6 учеников занимались в 2 и более кружках и секциях. Ребята посещали баскетбол (7 учеников), борьбу-дзюдо (6 учеников), роспись бисером (3человека), музыкальную школу (4 ученика), танцевальный кружок (3 человека), кружок вязания (3 ученика), резьба по дереву (2 ученика).
На родительских собраниях родителям сообщаю об участии детей во всех школьных, районных, всероссийских конкурсах. Хвалю тех учеников, которые проявили себя с положительной стороны. Благодарю родителей, которые участвуют в жизни класса и школы. При каждом посещении родители с удовольствием рассматривают альбом «Жизнь нашего класса в фото» и папку достижений ребят (ксерокопии грамот, дипломов за участие в различных мероприятиях). Это сближает меня с родителями по развитию у детей положительного отношения к школе. Следовательно, повышаются результаты обученности учащихся, растет их интерес к учебе и внеурочной деятельности.
Вывод: результатом стимулирования учащихся в учебно–воспитательном процессе, взаимоотношений учителя и родителей стало:
- рост динамики в развитии общеучебных умений и навыков;
- общение ребят в коллективе на более высоком уровне;
- повышение познавательных интересов, расширение кругозора ребят;
15