Рабочая программа по предметуРазвитие речи на основе изучения предметов, явлений окружающей действительности для детей с лёгкой степенью умственной отсталости 3 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету"Развитие речи на основе изучения предметов, явлений окружающей действительности" для детей с лёгкой степенью умственной отсталости 3 класса, разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. Москва, «Просвещение» 2013г,в соответствии с;
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Учебным планом МОУ СОШ №
Уставом МОУ СОШ ;
"Положением о рабочей программе"разработанным в МОУ СОШ №;
Годовым календарным графиком МОУ СОШ №;
адаптирована для ученицы 3 класса индивидуального обучения на дому в соответствии с психо – физическими и интеллектуальными особенностями данного ученика, на основе содержания учебника "Развитие речи"для 3 класса, для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор: Худенко Е.Д.
Целью данной программы является:
- направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
- приспособление умственно отсталых детей к жизни и труду.
задачи начального обучения умственно отсталых детей:
Развитие общей моторики, коррекция недостатков двигательной сферы. Развитие мелкой ручной моторики;
Организация предметной деятельности. Сенсорное восприятие – формирования основных представлений и понятий о величине, цвете, форме, пространстве и воспитание умения ими пользоваться;
Развитие речи. Исправление речевых дефектов;
Развитие познавательных возможностей детей, обучение их грамоте, счёту, элементарному труду
Методы работы с детьми
Основные требования к методике обучения коррекции умственно отсталых детей младшего возраста:
Игровая форма является доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции.
Использование эмоций, как относительно более сохранной стороны у глубоко отсталых детей, для привлечения их внимания , интереса повышения мотивации обучения, пробуждения познавательных потребностей.
Использование подражательности, свойственной глубоко отсталым детям.
Предметно-действенное обучение, организация постоянной активности практической деятельности детей с конкретными предметами по определённым задачам, поставленным учителем. Речь сопровождает деятельность, но не подменяет её.
Детальное расчленение материала на простейшие элементы при соблюдении его систематичности и последовательности. Обучение ведётся по каждому элементу, и лишь затем они объединяются в целое, а дети подводят к обобщению.
Постепенное условие самостоятельных действий детей : от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции. Постепенное включение речи во все виды работ.
Большая повторяемость материала: применение его в новых ситуациях.
Индивидуальная работа. Обязательная фиксация и эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует её, исправляет ошибки, учит сосредотачивать внимание на определённых предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы , явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приёмы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей, уровня развития, психических особенной и навыков учебной деятельности. В соответствии с этим внесены необходимые изменения и дополнения в содержание ( уменьшено количество часов, отведенных на изучение всех разделов и тем) . Программы содержат материал, помогающий учащемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим ему для социальной адаптации.
Согласно учебному плану на изучение предмета выделено 1 час всего 34ч.
1четверть-8ч.
2четверть - 8ч.
3четверть - 11ч
4 четверть - 7ч.
Тематический план учебного курса
Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности
3 класс (34 ч.)
№ п/пУчебный раздел Кол-во часов
1 Летние каникулы. 1
2 Осенняя экскурсия. 1
3 Овощи: картофель. 1
4 Овощи: капуста. 1
5 Овощи: свекла. 1
6 Бахчевые культуры: арбуз, дыня. 1
7 Ягоды: малина, земляника. 1
8 Растения на клумбах: астры, ноготки. 1
9 Дорога в школу. 1
10 Транспорт. 1
11 Правила дорожного движения. 1
12 Посуда, виды посуды. 1
13 Декабрь – первый месяц зимы. (экскурсия) 1
14 Одежда. 1
15 Обувь и уход за ней. 1
16 Зимующие птицы: снегирь. 1
17 Зимующие птицы: синица. 1
18 Перелетные птицы: грач. 1
19 Перелетные птицы: скворец. 1
20 Домашние птицы: курица. 1
21 Домашние птицы: утка. 1
22 Сезонные изменения в природе. Январь (экскурсия) 1
23 Домашние животные: коза. 1
24 Дикие животные: ёж. 1
25 Дикие животные: медведь. 1
26 Растения и животные весной (экскурсия). 1
27 Комнатные растения: герань, традесканция. 1
28 Насекомые: муравей. 1
29 Насекомые: муха. 1
30 Глаза – органы зрения. 1
31 Органы слуха – уши и уход за ними. 1
32 Орган обоняния – нос. 1
33 Орган осязания – язык. 1
34 Зубы. 1
Итого: 34 ч.
Программа учебного курса «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»
в 3классе (34 ч.)
Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.
Участие в беседе. Правильные, полные отчётливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.
Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.
Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.
Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.
СОДЕРЖАНИЕ
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, тёплые дожди, зелёные листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлёт птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилёт птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.
Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.
Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный адрес.
Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зелёный свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».
Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытьё, хранение).
Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпочкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).
Одежда. Шапка, шляпа, берет, шарф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой ( чистка щёткой, стирка, сушка, складывание, хранение).
Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью ( мытьё, просушивание, чистка щёткой, использование кремов для обуви).
Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочан капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.
Арбуз, дыня. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.
Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника. Сравнение по окрасу, форме, вкусу.
Деревья. Дуб, тополь. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.
Растения на клумбах. Астра, бархатцы, ноготки. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.
Комнатные растения. Традесканция, герань. Уход за комнатными растениями ( мытьё цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).
Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан. Наблюдение за появлением первых цветов.
Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.
Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.
Дикие животные. Ёж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.
Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.
Птицы перелётные и зимующие.
Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела., питание. Уход за курицами и утками.
Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.
Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.
Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щёки, подбородок, глаза). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами. Повторение пройденного.
Экскурсии
Осенняя экскурсия.
Декабрь – первый месяц зимы.
Сезонные изменения в природе. Январь.
Растения и животные весной.
Практические работы:
Уход за посудой.
Уход за обувью
Уход за комнатными растениями
Подкормка птиц зимой.
Основные требования к знаниям и умениям
3 класса
Учащийся должен уметь:
Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
Участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
Связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения, правильно используя формы знакомых слов;
Ухаживать за одеждой и обувью;
Поддерживать порядок в классе, интернате, доме;
Соблюдать правила личной гигиены;
Соблюдать правила уличного движения.
Учащийся должен знать
Названия и свойства изученных предметов; Выученные правила дорожного движения.