Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Медиаобразование» «Компьютерная грамотность» для воспитанников с легкой степенью умственной отсталости
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
«НОВОЧЕРКАССКИЙ ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ» №1
Рассмотрено на заседании МО «Воспитатель» Протокол № ____от______20__ г.
Руководитель МО
______________
В.Н. Гребенникова Согласовано
зам. директора по ВиРР_____________ М.В.КоломиецПринято
на педагогическом совете
ГКУСО РО
Новочеркасского ЦПД №1
протокол № ___ от ________ Утверждено
Директор ЦПД №1
____________
Э. Н. Лаптева
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Медиаобразование» «Компьютерная грамотность» для воспитанников с легкой степенью умственной отсталостиРазработал: педагог-организатор
Гуглева Н.М.
2016
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы
1.1.Пояснительная записка
В настоящее время информационные компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими легкую степень умственной отсталости. В основу использования информационных компьютерных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и другими. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в коррекционно – образовательном процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер).
Действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата.
Современные тенденции информатизации общества увеличивают трудности социальной адаптации выпускников центров помощи детям, которые имеют умственную отсталость. Чтобы сделать попытку нивелировать эти трудности, воспитанник должен обладать навыками работы с компьютерами, компьютерной грамотностью.
Проводя параллель с обычной грамотностью, под компьютерной грамотностью понимают умение считать, писать, читать, рисовать, находить информацию с помощью компьютера. Кроме того, формирование элементов компьютерной грамотности предполагает развитие у воспитанников основ алгоритмического мышления. В педагогическом плане процесс обучения алгоритмически мыслить означает умение представить сложное действие в виде организованной последовательности простых действий. Использование компьютерных технологий расширяет возможности воспитанников с ОВЗ в овладении алгоритмическим мышлением и, наоборот, отсутствие таких технологий, с учетом возросших требований современной действительности, создает дополнительные сложности в социальной адаптации воспитанников.
Целенаправленное обучение компьютерной грамотности воспитанников с нарушением интеллекта будет способствовать более успешной их адаптации в условиях современного информационного общества. По мнению О. И. Кукушкиной, внедрение компьютерной техники в специальное обучение связано с решением двух фундаментальных задач: единой с общеобразовательной школой – научить детей грамотно пользоваться новыми орудиями деятельности, а также собственной – использовать новые компьютерные технологии в целях коррекции нарушений и общего развития аномального ребенка.
Актуальность программы. Занятия в системе дополнительного образования с использованием персонального компьютера стимулируют познавательную активность воспитанников с умственной отсталостью, способствуют освоению такого современного и важного инструмента как персональный компьютер. Развитие этих навыков с детского возраста поможет в дальнейшей социализации выпускников центра помощи детям в условиях информационного общества.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия на компьютере способствуют развитию информационно-коммуникационной компетенции воспитанников, что способствует их социокультурной адаптации.
Компьютерные технологии способствуют формированию самостоятельности и инициативы у детей с умственной отсталостью, являются мощным стимулом и создают условия для спонтанного развития.
Компьютерные технологии целостно воздействуют на психическую сферу ребенка, приводящее, прежде всего, к активизации его познавательной активности, гармонизации личностных и поведенческих проявлений.
Все это в конечном итоге помогает воспитанникам более осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться.
Формы проведения занятий
Занятия проводятся в следующих формах: беседа, демонстрация и иллюстрация (в том числе с использованием обучающих и демонстрационных компьютерных программ), объяснение, практическая работа на ПК, анализ ошибок и поиск путей их устранения, практическая работа, самостоятельная работа.
Методы обучения:
- вербальные (беседы, работа по устным рекомендациям, анализ проделанной работы: описание сюжета и идеи произведения);
- наглядные (демонстрация иллюстративного материала, показ приемов работы, работа по заданиям: закончить рисунок, раскрасить, подобрать фон, подобрать рамку или другой декор);
- практические (наблюдения, самостоятельная работа)
- ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)
Преимущество педагогу следует использовать репродуктивный метод обучения.
Типы занятия: комбинированный, практический, диагностический, контрольный и другие.
Возраст детей: 12-16 лет.
Сроки реализации программы: 1 учебный год (73 академических часа).
1.3. Индивидуальная направленность АДОП «Рисуем сказку»
Характеристика воспитанников
Кристина С. , 09.06.2000. Ребенок имеет статус ребенка-инвалида.
Имеет легкую степень умственной отсталости, и диагноз ЗПРР (задержка психоречевого развития).
В международной классификации болезней легкой степени умственной отсталости присвоен шифр F 70. Диагноз включает в себя малоумие, легкую олигофрению, дебильность. Предполагает невозможность освоения математических знаний, ограниченность в логических обобщениях, суждениях, скудность ассоциаций, плохую память. Характерны угловатость, неуклюжесть и медлительность в двигательной активности.У лиц этой категории медленно развивается понимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области ограниченно. Отстает и развитие навыков самообслуживания и моторики, некоторые пациенты нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни. Ограничены школьные успехи, но часть пациентов осваивает основные навыки необходимые для чтения, письма и счета.
Выписка из заключения ПМПК: Рекомендуется обучение по программе основного общего образования, адаптированной для детей с умственной отсталостью. Обучение в специальном классе коррекционной школы для детей 8-го вида. Наблюдение врача психиатра, невролога. Индивидуальные занятия с психологом.
Зинаида Т., 08.07.2001 г.р.
Ребенок имеет статус ребенка-инвалида.
Выписка из ИПР: Проведение психолого-педагогической коррекции. Виды психолого-педагогической коррекции, в которой нуждается ребенок-инвалид: коррекция несформированных психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, формирование мотивации к обучению.
Выписка из заключения ПМПК: Рекомендуется обучение по программе основного общего образования, адаптированной для детей с умственной отсталостью. Надомное обучение. Наблюдение врача психиатра, невролога. Занятия с психологом.
Характеристика данного ребенка (актуальный уровень психического развития): Сформированы навыки опрятности, частично сформированы навыки самообслуживания, ориентировки в окружающем пространстве. Характерно недоразвитие нервно-психических процессов, в большей степени страдает интеллектуальная сфера, в меньшей – сенсомоторная. Можно выделить и проследить диагностические критерии умственной отсталости: клинический (наличие органического поражения головного мозга), психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности), педагогический (низкая обучаемость).
Особенности психического развития: недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это проявления, вытекающие из особенностей нейропсихологических процессов, протекающих в головном мозге.
Особенности ВНД Зины Т.:
Значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания. Плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила. Особенности ВНД проявляются в дефектах познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, речи Недоразвитие психических процессов и эмоционально волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности Зины, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
Эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических, слабость собственных намерений и побуждений, большая внушаемость.
При обучению воспитанников с легкой степенью умственной отсталости работе на компьютере акцент следует делать на формирование элементарных компьютерных знаний и умений, необходимых в жизни. При определении информационных знаний и умений, которые необходимо и возможно сформировать у данной категории учащихся, следует исходить с одной стороны, из нужд современного информационного общества, а с другой – из возможностей конкретного ученика. При обучении акцент должен ставиться на компетентность ребенка с нарушением интеллекта в современном информационном обществе, учитывая особенности данного ребенка.
За основу можно взять три направления обучения компьютерной грамотности.
1. Информация в окружающем мире.
Ребенок с умственной отсталостью должен знать, что человек постоянно имеет дело с информацией: наблюдает и анализирует происходящее вокруг, общается с окружающими людьми, участвует в обсуждении актуальных и каждодневных тем. Общество стремиться к тому, чтобы максимально облегчить доступ к различного рода информации для каждого человека, что осуществляется с помощью создания, развития и изучения все более совершенных электронных устройств и программных средств для хранения и переработки информации. Поэтому в современном обществе знания и умение эффективно использовать, имеющиеся в распоряжении информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций крайне важны для каждого человека. Словосочетание «эффективно использовать» подразумевает возможность получать необходимую информацию, структурно ее организовывать и распространять с наименьшими временными и финансовыми затратами. Поэтому одним из необходимых компонентов компьютерной грамотности у учащихся с умственной отсталостью должны являться знания об информации.
2. Обучение умению работы с информацией.
Необходимо обучать умению работать с информацией, поскольку каждый и умения работы с ней. В работах, посвященных обучению и воспитанию детей с нарушением интеллекта, исследователями (Л.С. Выготский, С.Л. Мирский, В.Г. Петрова, А.П. Федченко и др.) рассматриваются умения данной категории учащихся работать с информацией. Понимание учащимися с умственной отсталостью получаемых сведений, их умение выяснять дополнительные факты и др. способствует общению, поскольку любое общение с людьми направлено на получение определенных сведений. В процессе обучения компьютерной грамотности у учащихся с умственной отсталостью нужно формировать элементарные знания об информации и ее свойствах (полнота, достоверность, своевременность, важность, понятность), знакомить их с видами информационной деятельности (сбор, организация, поиск, хранение, передача информации), учить классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать и т.д. Учащиеся должны знать, что любую нужную информацию можно найти. Задача заключается в том, чтобы узнать, какая именно информация нужна и, каким способом ее искать. А для этого необходимо уметь правильно сформулировать свою потребность в информации, правильно определять направление поиска, отличать нужную информацию от ненужной.
3. Практика работы на компьютере.
Поскольку на современном этапе развития общества необходимо формировать у учащихся умения, позволяющие им обращаться к информационным и коммуникационным технологиям (в том числе к компьютеру) для решения разнообразных задач. Подготовка умственно отсталых учащихся должна осуществляться на уровне пассивных пользователей. К данному направлению можно отнести знакомство учащихся с основными внешними устройствами компьютера, знание их назначения и соответствующую терминологию (например, монитор, процессор, клавиатура, дисковод, и др.). Учащиеся должны уметь выполнять простейшие операции, связанные с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (соблюдая при этом требования техники безопасности): помещение бумаги в лоток принтера и распечатка документа, иллюстрации в сканер и сканирование, загрузка дискеты, диска и т.д. У данной категории учащихся возможно и необходимо формировать элементарные умения набора текста на клавиатуре, работы с мышью, действий с файлами (сохранить, удалить, скопировать). Если включить учащихся в активную учебную деятельность, то наиболее часто употребляемые команды даже с использованием англоязычных клавиш (Delete, Enter, Shift и др.) им запомнятся. Воспитанникам с умственной отсталостью достаточно дать некоторый (элементарный) комплекс знаний и умений по текстовому, графическому и музыкальным редакторам.
Обучение компьютерной грамотности учащихся с умственной отсталостью имеет следующие задачи:
- коррекционно-воспитательные: формировать у учащихся адекватное восприятие предметов и явлений окружающей действительности, интерес и положительное отношение к информационным технологиям, а также формировать такие черты личности у учащихся, как аккуратность, настойчивость, воля, стремление доводить начатое до завершения и др.;
- коррекционно-развивающие: формировать у учащихся доступные элементарные знания и представления об информации, информационных процессах и видах информационной деятельности, об алгоритме, как последовательности действий; формировать элементарные практические умения работы с информацией, планирование последовательности действий для достижения определенной цели; формирование у учащихся умения воспринимать, анализировать, сравнивать окружающие предметы и явления, ориентироваться в действительности, проектировать действия и поведение человека в различных ситуациях, развивать эмоции и чувства при восприятии окружающих предметов и явлений и др. При обучении элементам компьютерной грамотности, используется множество игр и упражнений, тренажеров. Следуя правилам игры, достигая поставленной задачи, учащиеся тренируют не только те или иные навыки работы за компьютером, а и развивают психические функции. Развиваются такие свойства внимания как концентрация, устойчивость, переключаемость, что позволит ребенку быть более усидчивым, сосредоточенным в процессе учебной деятельности. Кроме того, у ребенка задействованы все виды памяти: образная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. В процессе действий с изображёнными на экране предметами и явлениями у детей формируются гибкие, подвижные представления и образы, которые служат основой для перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Одна из основных заповедей улучшения памяти – повторение. Учащиеся, как правило, с большим интересом «играют» в одну и ту же игру много раз, тем самым укрепляют свою память. От занятия к занятию перед ребенком ставятся различные дидактические задачи, которые требуют от него определенный объем знаний и умений. В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности, а игровая мотивация ребенка постепенно смещается на учебную;
- коррекционно-образовательные: формировать у учащихся элементарные знания и представления о значении и роли информационных и коммуникационных технологий в различных областях человеческой деятельности в современном мире; познакомить их с основными внешними устройствами компьютера, а также устройствами, подключаемыми к нему; формировать элементарные практические умения пользоваться современными информационными и телекоммуникационными технологиями (телефон, компьютер и др.).Таким образом у воспитанников с умственной отсталостью формирование умений действовать по инструкциям будет способствовать обучение их элементам компьютерной грамотности. При выполнении любого задания важно соблюдать точно инструкцию. В результате освоения данной программы воспитанники должны понять, что компьютер – это всего лишь машина, и выполняет только те команды, которые знакомы самому ребенку.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы – дать воспитанникам возможность овладения практическими навыками использования компьютера, а также социокультурная интеграция воспитанников с умственной отсталостью в информационное общество.
Общие задачи программы.
1. Дать детям с ограниченными возможностями здоровья доступную для них систему знаний о компьютерных ресурсах.
2. Развивать познавательный интерес к использованию информационных и коммуникационных технологий.
3. Расширять кругозор воспитанников путем формирования знаний и представлений о компьютерных технологиях и способах их практического применения.
4. Повышать адаптивные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальную ориентировку за счет дополнительно приобретенных навыков и умений.
Коррекционные задачи:
- учить наблюдать, выделять главное, ориентироваться в ситуации, усматривать связи и отношения между объектами;
- обогащать активный и пассивный словарь, формировать грамматический строй речи;
- развивать анализаторы (кинестетический, слуховой, зрительный).
- Содействовать развитию моторики руки, зрительной памяти, глазомера.
Содержание программы
Учебно-тематический план
№
п/п Раздел Теория Практика Общее
кол-во
часов
1 Что такое компьютер 1 1 2
2 Устройство компьютера 2 7 9
3 Графический редактор 1 8 9
4 Текстовый редактор 1 7 8
5 Устройства компьютера 1 6 7
6 Графический редактор Paint1 7 8
7 Текстовый редактор Word 2 12 14
8 Программа PowerPoint 2 11 13
9 Резервное время для повторения и закрепления материала отдельных тем, вызвавших затруднения 1 2 3
Итого: 12 61 73
Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1.Что такое компьютер (2ч).
Теория. Что умеют компьютеры. Устройство компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Раздел 2. Устройство компьютера(9 ч).
Теория. Знакомство с клавиатурой. Алфавитные клавиши. Обучение работе с манипулятором «мышь» (левая и правая кнопка). Заглавные и прописные символы русского алфавита. Цифровые клавиши. Числа и цифры. Знаки и символы: «+»; «-»; «=». Клавиши управления курсором. Клавиши: пробел, Shift, Enter, Backspace, Delete. Системный блок. Дисковод.
Практика. Выполнение упражнений по манипулированию мышкой, клавиатурой.
Раздел 3. Графический редактор (9ч.):
Теория. Запуск программы Paint. Окно графического редактора Paint: название файла, панель инструментов, строка меню, палитра, полосы прокрутки. Работа с инструментами (карандаш, кисть, прямая и кривая линии, эллипс, прямоугольник, многоугольник, ластик). Отмена внесённых изменений. Сохранение, копирование, раскрашивание рисунка.
Практика. Раскрашивание рисунков в Paint с последующим сохранением в свою рабочую папку.
Раздел 4. Текстовый редактор (8ч.)
Теория. Запуск программы Word. Окно текстового редактора: название документа, строка меню, панель инструментов, панель форматирования. Кнопка свернуть. Кнопка закрыть. Курсор, текстовое поле, линейки, полосы прокрутки. Набор текста. Исправление ошибок. Выделение фрагментов текста. Шрифт. Размер шрифта.4 кнопки для выравнивания текста: по левому, правому краю; по центру; по ширине страницы. Кнопка, для выделения текста более жирным, наклонным шрифтом. Кнопка для подчёркивания выделенного фрагмента текста. Изменение цвета текста.
Практика. Набор и редактирование текста в соответствии с заданными критериями по технологической карте.
Раздел 5. Устройства компьютера(7 ч).
Теория. Программы и файлы. СD и DVD диски. Работа с мышью. Левая, правая клавиша мыши, колёсико. Курсор. Вид курсора в зависимости от задачи. Клавиши управления курсором. Клавиши: пробел, Shift, Enter, Backspace, Caps Lock, Delete. Монитор персонального компьютера. Периферийные устройства ввода и вывода информации. Операционная система. Организация данных в системе Windows. Создание папок и файлов. Нахождение нужного файла через проводник или через функцию Поиск.
Практика. Создание рабочих папок. Сохранение и перемещение информации из одной папки в другую. Манипулирование с перечисленными клавишами в программа Word.
Раздел 6. Графический редактор Paint (8ч).
Теория. Запуск программы Paint. Панель инструментов. Палитра. Создание цветного рисунка. Сохранение в файле созданного рисунка. Считывание рисунка из файла и его редактирование. Как увеличить область рисования. Как задать размеры рисунка. Перемещение по рисунку больших размеров. Уменьшение рисунка. Сохранение, копирование, раскрашивание рисунка. Надписи внутри рисунков. Выбор основного цвета, выбор шрифта, выбор размера шрифта.
Практика. Графические примитивы. Основные геометрические фигуры. Редактирование графических примитивов. Построение графических изображений по технологической карте (из графических примитивов). Вычерчивание рисунка с помощью панели инструментов и палитры (работа с опорой на пошаговую технологическую карту): «Автомобиль», «Дом», «Город».
Раздел 7. Текстовый редактор Word (14ч).
Теория. Запуск программы Word. Внешний вид программы Word.Создание документа. Панель форматирования, вкладка «Главная». Буфер обмена (копировать, вставить, вырезать). Шрифт, абзац, стили, редактирование. Набор текста. Оформление заголовка текста. WordArt – одна из функций текстового редактора Word. Применение различных вариантов оформления заголовка текста, буквицу в начале текста. Текстовый редактор Word. Вкладка Вставка. Оформление текста картинками. Сборник изображений ClipArt. Оформление титульного листа. Надпись титульной страницы. Фигуры (геометрические фигуры, линии, фигурные стрелки, звёзды и ленты).
Практика. Создание школьного расписания, графика дежурств, доклада с иллюстрациями по заданной теме. Работа со схемами.
Раздел 8. Программа PowerPoint (13ч).
Теория. Запуск программы PowerPoint. Слайды. Создание слайдов. Создание рисунка в программе PowerPoint. Работа с фигурами. Вкладка Формат. Инструменты для работы с фигурами. Дизайн. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде. Упорядочивание фигур. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде, группировка фигур, раскрашивание фигур. Формат. Дизайн. Работа с клипами. Создание слайдов с клипами. Картинки, фотографии и звуки, расположенные по темам или ключевым словам. Работа с диаграммами, графиками. Работа с текстом. Надпись как фигура WordArt. Формат.
Практика. Создание презентации на заданную тему по технологической карте.
Планируемые результаты
В результате освоения данной программы дополнительного образования воспитанник достигнет следующих личностных результатов:
- повышение творческой активности ребенка, проявление инициативы и любознательности;
- расширение знаний об окружающем мире;
-развитие информационно-коммуникационной компетентности;
- развитие жизненных, социальных компетенций, таких как: ответственность (способность принимать ответственность за свои действия и их последействия); социальный интерес (способность интересоваться другими и принимать участие в их жизни.Комплекс организационно-педагогических условий реализации АДОП «Компьютерная грамотность»
2.1. Календарный учебный график
Начало и окончание учебного года совпадают с годовым календарным графиком общеобразовательных учреждений, занятия в студии проводятся весь учебный год, без перерыва на осенние, зимние и весенние каникулы.
Недельная нагрузка дана в соответствии с возрастными, интеллектуальными психофизическими возможностями детей с ОВЗ, с учётом рекомендаций Министерства здравоохранения, Министерства общего и профессионального образования по охране здоровья и предупреждения учебной перегрузки обучающихся.
Все занятия проводятся во второй половине дня. Их продолжительность 30 мин. В соответствии с медицинскими рекомендациями в середине занятия проводятся перерывы (5 минут), в ход занятия вводятся физкультминутки.
Продолжительность реализации программы - 1 год обучения.
Занятия проводятся два раза в неделю по 1 академическому часу. Итого: 73 часа в год.
Педагог дополнительного образования в установленные сроки представляет расписание и планирование индивидуальных занятий, журнал индивидуального обучения.
2.2. Условия реализации программы
Перечень оборудования, необходимого для реализации программы.
Для реализации настоящей программы требуется компьютерный класс, полностью оснащенный компьютерной техникой:
•персональные компьютеры, оснащенные выходом в Интернет, программное обеспечение;
•принтер цветной;
•сканер;
•наборы съемных носителей информации: оптические диски.
•Мультимедийный проектор с экраном;
•Аудио устройства
•Локальная сеть
Для детей необходимо иметь:
•съёмные носители информации (flash-диски, СD- RW –диски)
2.3. Формы аттестации
Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы.
- Педагогическое наблюдение.
- Педагогический анализ выполнения творческих заданий, активности на занятиях.
- Мониторинг образовательной деятельности детей : ведение портфолио (сбор грамот, сертификатов об участии в конкурсах различного уровня), оформление фотоотчетов о прошедших выставках, посещенных экскурсиях.
- Ведение журнала учета посещаемости.
Предметная диагностика проводится в форме:
- опросов; устных бесед;
- творческих заданий.
Педагогическая диагностика предполагает:
- анкетирование;
- личные беседы с детьми и их родителями;
- анализ творческих работ обучающихся.
Формы подведения итогов реализации программы:
- проведение итоговой выставки «Достижения года».
2.4. Методические материалы.
Для реализации программы педагогом разработан учебно-методический комплект, включающий следующие средства обучения:
-материальные: учебная аудитория, специально оборудованная наглядными пособиями,
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски; - электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.
Список литературы для педагога
Вишневский В. А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии)
Гринберг А.Д., Гринберг С. Цифровые изображения.— Минск, ООО Попурри, 1997
Галкин. Н. Н. Социокультурная реабилитация детей-инвалидов средствами изобразительного искусства
3алогова Л.А. Компьютерная графика: Элективный курс.- М.- Бином. Лаборатория знаний, 2007
Залогова Л.А. Компьютерная графика.- М.-Бином Лаборатория знаний, 2007
3алогова Л.А. Компьютерная графика. Практикум.- М.-Бином. Лаборатория знаний, 2007
Жукова Л.Азбука русской живописи. Белый Город.2004.
Овчаров А.В. «Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий». http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html
Программа воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2011-2015 годы.
Манфред Вундрам. Возрождение. Арт-родник.2007
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология".- 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Просвещение, 1986. –192 с.
Р. И. Федотова Основы изобразительного искусства. Единение 2013